Маяковский психическое расстройство

Гениальность на грани безумия: 7 русских писателей и поэтов, страдавших от расстройств психики

Маяковский психическое расстройство

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в и ВКонтакте.

Никто не знает, где находится граница между рассудком и сумасшествием. А для творческих людей черта, отделяющая гениальность от безумия становится почти невидимой. Необыкновенный подъем сил в моменты вдохновения внезапно сменяется апатией и безразличием. Между этими двумя состояниями сотни великолепных произведений, оставленных в назидание потомкам.

Петр Ефремович Заболотский. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. / www.artchive.ru

Оставленное поэтом литературное наследие поистине бесценно. Однако на психическое и эмоциональное его состояние с самого детства оказывали влияние довольно тяжелая наследственность и весьма противоречивые отношения в семье.

Кирилл Горбунов, М.Ю. Лермонтов в форме Тенгинского пехотного полка. / www.vsdn.ru

Как известно, дед Лермонтова, всю жизнь страдавший тяжелейшими депрессиями, добровольно ушёл из жизни, приняв яд. Мама Михаила Юрьевича обладала весьма слабым здоровьем и повышенной нервозностью.

Отец имел славу личности далеко неоднозначной, однако исследователи биографии сходятся во мнениях, что это был легкомысленный игрок и кутила, с одной стороны, и жестокий, страдающий от вспышек беспричинного гнева, с другой. Была ещё и бабушка, властная и жесткая, постоянно конфликтовавшая с отцом поэта.

Ф. Будкин. Портрет М. Ю. Лермонтова в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, 1834. / www.ya-russ.ru

Михаил Юрьевич от каждого предка, кажется, взял все, что можно. Он страдал от депрессий и занимался самоедством, считая себя неоценённым. Михаил Лермонтов был одновременно добрым и жестоким. Он мог быть весьма ядовит и желчен в своих высказываниях, частенько впадал в депрессию, был капризен, раздражителен и упрям.

Поэт был очень влюбчив, но женщины не отвечали ему взаимностью. Их отталкивала злость и надменность молодого гения. По признанию современников, он сам будто искал свою раннюю погибель. Исследователи биографии поэта склоняются к тому, что у поэта были все признаки шизоидной психопатии.

Федор Антонович Моллер. Портрет Н.В.

Гоголя. / www..com

Гениальный писатель всю жизнь страдал от шизофрении, усиленной периодическими психозами. У него бывали слуховые и визуальные галлюцинации, апатия и подавленное состояние могли резко смениться на активность и крайнюю степень возбуждённости.

Неизвестный художник. Портрет Н. В. Гоголя. / www.domgogolya.ru

Всю жизнь Николая Гоголя преследовал страх оказаться заживо погребённым, он панически боялся замкнутых пространств и неизлечимых заболеваний. В результате он стал отказываться от еды и фактически довёл себя до истощения, что и послужило причиной его смерти.

Михаил Викторович Рундальцов. Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. / www.artchive.ru

Болезнь автора известных во всём мире произведений биографы связывают с трагической гибелью отца, с которым у писателя были довольно сложные отношения. Сам же Достоевский писал, что впервые приступ эпилепсии случился у него во время пребывания на каторге. Впоследствии заболевание проявлялось достаточно часто: от раза в месяц до двух раз в неделю. После каждого приступа он становился злым и раздражительным, постоянно искал повод для ссор с окружающими.

Василий Григорьевич Перов. Портрет Достоевского. / www.artchive.ru

Помимо эпилепсии, Достоевский был болен игроманией, иногда проигрывал в рулетку всё подчистую. Он боялся быть погребенным заживо, а потому писал записки о том, что завтра впадёт в летаргический сон.

Сергей Есенин. / www.skolkolet.com

Возлюбленная поэта Айседора Дункан открыто говорила о его нездоровье и даже возила его на консультации к лучшим психиатрам мира. К сожалению, лечение не было эффективным.

Сергей Есенин. / www.esenin-s.ru

Биографы и исследователи творчества поэта склонны утверждать о наличии у Есенина маниакально-депрессивного психоза, усиленного алкоголизмом.

Он страдал манией преследования со стороны представителей власти, а приступы его безудержной ярости внезапно сменялись периодами полного умиротворения.

В результате Сергей Есенин, согласно официальной версии, добровольно покинул этот мир, повесившись в гостинице.

Владимир Маяковский. / www.fotocdn.net

Рупор революции был личностью одиозной и неоднозначной. Современные психиатры назвали бы его психопатической личностью. Одна из известнейших фобий поэта – боязнь заразиться и умереть от заражения крови, как его отец. При этом он постоянно говорил о самоубийстве, буквально шантажируя ним окружающих.

Владимир Маяковский. / www.sputnik-georgia.com

Нервные расстройства, тревожная мнительность, клиническая депрессия в конце концов и заставили Маяковского совершить самоубийство 14 апреля 1930 года.

«Портрет Н.А.Некрасова. 1856», Маковский Константин Егорович. / www.stene.ru

Великий русский поэт всю жизнь страдал от игромании и депрессий. Он видел отрицательный пример отца, проигравшего практически всё состояние, но не смог извлечь из этого никаких уроков. Играл он столь же азартно и страстно.

Николай Алексеевич Некрасов, И. Д. Захаров. 1843. / www.liveinternet.ru

На фоне депрессии Некрасова часто посещали мысли о самоубийстве. Он часто раздумывал даже над тем, какой способ лучше выбрать, чтобы расстаться с жизнью. Тем не менее, с тягой к самоубийству поэт смог справиться и дожил до 56 лет, скончавшись от онкологии кишечника.

Иван Николаевич Крамской. Портрет Л. Н. Толстого. 1873. / www.aria-art.ru

В последние годы жизни писатель решил обратить всю семью в аскетизм, однако эта идея не нашла понимания у его родных. К Толстому был вызван психиатр Григорий Россолимо, который и поставил диагноз «Дегенеративная двойная конституция: паранойяльная и истерическая с преобладанием первой».

Илья Ефимович Репин. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне. 1887. / www.aria-art.ru

Современные психиатры, изучавшие личность и характер писателя, добавили к диагнозу известного в то время врачевателя душ ещё депрессивные и истерические черты. Многие сходятся во мнении, что последнее путешествие, в которое отправился лев Толстой, было ничем иным, как подсознательное приближение конца жизни, то есть отсроченным самоубийством.

К видам психических расстройств можно отнести и различные виды фобий. Иногда они связаны с детскими переживаниями, или же в зрелом возрасте сильный стресс оставил неизгладимое впечатление. Петр I и Иосиф Сталин управляли огромной страной, современные звёзды собирают целые стадионы, но от своих навязчивых фобий избавиться им не удалось.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200818/40175/

Облако в штанах. Психологи рассказали об отклонениях Маяковского

Маяковский психическое расстройство

Родители М. происходили из бедного дворянского сословия и жили в небольшом грузинском селе на нижнем склоне горы. Отец семейства, Владимир, будучи простым лесничим, содержал всю семью, мать Александра была домохозяйкой.

Тем не менее они оба имели блестящее образование: отец знал наизусть “Евгения Онегина”, а мать прекрасно разбиралась в живописи и литературе. Каждую ночь Александра читала детям стихи.

Когда же она пропускала чтения, младший ребёнок плакал.

Да, наш герой был младшим в семье — у него были сёстры Ольга и Людмила, с которыми его связывала крепкая дружба. Несмотря на возраст, он всегда был заводилой во всех дворовых играх. Ещё толком не умея читать, он декламировал десятки стихов, устраивал потешные сражения и лазил по горам.

Чтению он, кстати, выучился без всякой помощи взрослых в шесть лет. Первой любимой книгой стал “Дон Кихот” — именно он вдохновил многие юношеские игры.

После смерти отца семья оказалась в сложном финансовом положении и он стал её главным кормильцем — начал зарабатывать на жизнь рисованием и выжиганием.

Практический психолог Ольга Белова: 

— У М. очень интересная сиблинговая (от англ. sibling — брат, сестра) позиция: с одной стороны, он младший ребёнок в семье, а с другой — единственный сын. И с какой из сторон ни посмотреть, он находится в привилегированном положении, поскольку младших всегда балуют, а единственный сын становится наследником и следующим главой в роду.

Несмотря на то что в нашей стране никогда не был всеобщим закон о майорате (право наследования принадлежит только старшему сыну), т. е. отпрыски обоих полов имели равные права на наследство, всё же сыновьям отдавалось предпочтение при распределении семейных ценностей, благ и т. д.

Итак, что мы имеем: младший ребёнок в семье и единственный сын, оставшийся после смерти отца в окружении нескольких женщин, скорее всего, любящих и почитающих его.

По всей видимости, такое положение определило его дальнейшую судьбу в плане отношений с женщинами: принятие на себя ответственности за материальное обеспечение зависящих от него женщин и получение безусловной любви и почитания в ответ на это.

И если нет этой связки “зависимость — обеспечение — почитание”, то отношения не будут цениться, иными словами, самодостаточная женщина нашему персонажу будет неинтересна, ей невозможно служить. Зато если мы обратим внимание на способ заработка, то можем предположить, что мальчик обладает хорошим творческим потенциалом, а это значит, что он вполне может добиться успеха на артистическом поприще, где тоже есть место почитанию — со стороны публики.

И, конечно, важно то, что родители были широких взглядов и образованны, а первой и вдохновляющей книгой стал роман, вроде бы высмеивающий каноны рыцарской литературы, но в то же время делающий это очень по-доброму и душевно.

“Дон Кихот”, несмотря на сатирическую подоплёку, довольно тонко воздействует на формирование понятий добра и зла, чести, достоинства, дружбы, служения, в том числе образу идеальной женщины, учит иронии и самоиронии и т. д.

Рыцарский флёр хорошо дополняет образ нашего героя, а ироничность помогает самостоятельности мышления. Перед нами явно история незаурядной личности, если, конечно, мальчик воспользовался всеми возможностями, которые предоставила ему жизнь для самореализации.

Хотя жизнь его вряд ли можно будет назвать спокойной, она будет яркой и впечатляющей, в ней будет место и разочарованиям, и подвигам, и творчеству.

Личная жизнь

Его личная жизнь была довольно запутанной. М. всегда выбирал властных женщин. Некоторые исследователи отмечали, что ему нравилось быть страдающим. Самые сложные отношения у М. возникли с одной четой.

У каждого из супругов была своя семья, но при этом никого из участников не смущали многочисленные связи на стороне. Возлюбленная нашего героя занималась сексом со своим мужем, пока он рвался в дверь, царапался и плакал.

Да, жили они все в одной квартире.

Однако даже в рамках этого любовного треугольника ни о какой верности речи не шло. М. параллельно крутил роман с художницей, которая впоследствии родила от него сына, а его возлюбленная чуть не отравилась из-за одного режиссёра. В конце концов между ними произошёл разрыв. Она заявила, что М. стал любить её намного меньше и “очень мучиться не будет”.

Его последней любовью стала модельер из Парижа. М. познакомился с ней на одной вечеринке, после которой проводил её до дома. У самых дверей он внезапно упал перед ней на колени и бурно стал признаваться в любви.

Спустя некоторое время он предложил ей стать его женой, однако она ответила довольно уклончиво. В итоге она вышла замуж за французского виконта — эта новость стала для М. настоящим ударом. Потом была небольшая интрига с актрисой, а затем одиночество и самоубийство.

В последний день своей жизни М. получил открытку от своей возлюбленной.

Врач-сексолог, психиатр, руководитель отделения сексологии НИИ психиатрии, Кибрик Николай Давидович: 

— Сексуальное влечение должно реализовываться. Оно может сублимироваться в какой-то вид творчества или деятельность, но обычно это связано с определённой половой конституцией (слабая, средняя, сильная). В чём отличие творческих персон? Они на виду, и любые их проявления сексуальности обсуждаются сообществом.

И проявления этой сексуальности на самом деле очень искренние и сильные, потому что личности такого масштаба сами по себе не терпящие компромиссов — или всё, или ничего. Именно поэтому у них такие романы с острыми переживаниями.

Эта сексуальная реализация — своего рода дополнение к тому, чтобы обострить какие-то чувства, проявить их, запечатлеть, описать.

В случае с М. можно обратить внимание на выраженный садомазохистический компонент, но не бывает либо садизма, либо мазохизма, это всё вместе. Садистический — М.

пытается завоевать сильную женщину, чтобы получить от неё внимание в любых проявлениях. В то же время он хочет подчиняться ей. И для этого не обязательно, чтобы она его душила или била.

Издевательство и унижение в том, что она занимается сексом, а он скулит под дверью как щенок.

Тем не менее довольно трудно дать объективную оценку сексуальной жизни М., потому что мы оцениваем её только по воспоминаниям, замечаниям людей, которые в какой-то степени заинтересованы высказать своё мнение: или обиженных, или страдающих, или влюблённых. Но творчество, конечно, должно быть сопряжено с определённым напряжением сексуальности, это так.

Личность

На Западе его считали чуть ли не предтечей панков — бунтовщиком и дебоширом. Однако едва ли кто-то знает, что М. был личностью крайне ранимой и всю жизнь боялся булавок (его отец умер от заражения крови). Боязнь заболеть преследовала его всю жизнь — М. самым тщательным образом мыл руки и открывал двери через фалду пиджака. Чтобы не есть из чужой посуды, он всегда имел при себе стакан.

Пугали его и болезни душевного толка. Он очень боялся сойти с ума и небезосновательно считал себя неврастеником. По некоторым свидетельствам, у него всегда были крепко сжатые челюсти, а лицо выражало постоянное нервное напряжение. Не покидали М. и мысли о самоубийстве.

Несмотря на то что он был человеком публичным, в обычной жизни он был довольно молчалив и замкнут. Его знакомые утверждали, что это произошло с ним после тюрьмы, где он 11 месяцев провёл в одиночной камере.  

Нейропсихолог Катерина Шацкова:

— По имеющимся данным можно заключить следующее: тревожность, ипохондричность и замкнутость могут быть следствием дисфункции тех мозговых структур, которые отвечают за бодрость, сон, тонус, энергию, эмоции и обусловлены, грубо говоря, нехваткой сил на полноценную деятельность нервной системы.

Особое внимание стоит уделить следующему: упомянутое здесь бунтарство и, вероятно, противоправные деяния зачастую свидетельствуют о нарушении в лобных долях мозга (скорее всего, левого полушария), которые как раз отвечают за контроль поведения, предвидение последствий своих поступков. Можно сказать, что лобные доли — это супер-эго человека.

Общее описание наталкивает на мысль, что некоторая дисфункция головного мозга всё же была. М. — человек, имеющий активную жизненную позицию, революционер по природе, который терпеть не может слова “надо” и будет делать всё наперекор (лобные нарушения).

Но, к сожалению, у него недостаточный запас энергии, жизненных сил для осуществления в полной мере намеченных целей (нарушения стволовых структур).

 Публичность его истощает, вызывает депрессивные переживания, отчаяние, так как известность не всегда почёт и слава, а часто и негативные, обесценивающие отклики, происки завистников, что для человека с определённо тонкой душевной организацией может стать невыносимым. Стоит помнить, что физически часто быть на виду такому человеку может быть очень тяжёло.

Эмоции у таких людей часто выходят из-под контроля, поэтому для более или менее уравновешенного состояния ему необходимо заниматься чем-то творческим, созидающим, увлекающим в полной мере, но при этом социально непорицаемым (а прецеденты у М. с социально неодобряемыми поступками были весьма серьёзные).

В творчестве этого человека можно увидеть экзальтированность, но не лёгкую, романтичную, а грубоватую, прямолинейную, но не менее насыщенную. Такие люди падки на яркое, необычное, громкое, что может прослеживаться в их деятельности.

Кроме того, исходя из этих данных, можно сказать, что если человек занимается творчеством, то, скорее всего, оно для него выступает как компенсаторный, приспособленческий механизм.

С помощью творчества он мог справляться со сверхнапряжением, более или менее регулировать своё поведение, исцелять раны от страданий, которых, крайне вероятно, в его жизни было достаточно.

Суицид

Алексей Николаевич Паршин, старший научный сотрудник отдела суицидологии НИИ психиатрии, главный психотерапевт кризисного центра, кандидат медицинских наук, проанализировал жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского и подвёл итог по поводу того, мог ли быть другой исход у великого поэта? 

Бремя избранности

— Вселенская (что выделяет его среди других лириков) тоска по любви и острое переживание одиночества. Трагедия избранного — возможность быть услышанным при невозможности быть понятым. Одиночество в толпе переживается много острее, чем на необитаемом острове.

Значит — опять

темно и понуро

сердце возьму,

слезами окапав,  

нести,

как собака,

которая в конуру  

несёт

перееханную поездом лапу.

Для выживания в пошлом, мещанском мире маленьких людей был рождён образ экзальтированного бунтаря, за которым скрывался романтик с содранной кожей.

Меня сейчас узнать не могли бы:

жилистая громадина

стонет,

корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

Он не хотел умереть, ему чудовищно больно было жить.

Нервы —

большие,

маленькие,

многие! —

скачут бешеные,

и уже

у нервов  подкашиваются ноги!

Ничего.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс

покойника.

Как ни цинично это звучит, его смерть закономерна и способ вторичен. Это послание, крик души о дефиците любви в нашей вселенной.

Эй!

Господа!

Любители святотатств,

преступлений,

боен, —

а самое страшное

видели —

лицо моё,

когда

я абсолютно спокоен?

Источник: https://life.ru/p/879273

Владимир Маяковский. Психопатия?

Маяковский психическое расстройство
Маяковский. Казань, февраль 1914 года. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками.

В. Маяковский и Л. Брик

В 1915-1917— Маяковский проходил военную службу в Петрограде в автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис . Вслед за «Флейтой» было написано стихотворение, впервые напечатанное в первом томе полного собрания сочинений, «Лиличке!» (М., «Художественная литература», 1953 год). . Советская власть подмяла Маяковского под себя. Она в лице товарища Сталина лично одобрила статью Ивана Гронского о Маяковском (Гронский зачитывал ее по телефону), напечатанную «Известиями» 15 апреля, организовала изучение худших его стихов в школах, благодаря чему поколения несчастных школьников возненавидели Владимира Владимировича лютой и вполне оправданной ненавистью.

Советская власть вымарала Лилю Юрьевну с фотографий, на которых они вместе, и постаралась забыть ее имя, как и имена других его женщин: революционному поэту женщины не положены. Фото 1918 года, и оно же, после ретуши в 60-х годах

.В 1918 году Маяковский написал сценарий для фильма «Не для денег родившийся» по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». Поэт сам сыграл главную роль Ивана Нова. Не сохранилось ни одной копии этого фильма.

. В 1922—1923 годах в ряде произведений продолжал настаивать на необходимости мировой революции и революции духа В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть.

Марка России 2000 года.

Владимир Маяковский и Окна РОСТАМаяковский не признавал стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик,  Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.Однако есть версия, что соображения были меркантильные – платили за количество строчек

Маяковский оказал большое влияние на С. Кирсанова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, К. Кедрова.

. Благодаря мощному голосу, блестящим артистическим способностям, могучему сценическому темпераменту и харизме он стал лидером всех публичных выступлений футуристов. Однако, обладая объёмистым басом богатого тембра, музыкальных способностей не имел, и петь не мог, только декламировал. 

Ныне противники СССР ставят в вину Маяковскому его приверженность Октябрьской революции.

Однако революцию воспевали Блок, Брюсов, Есенин, Клюев, Пастернак , Хлебников и многие-многие другие, искренне и с восторгом принявшие революцию, увлечённые революционной романтикой, воспевавшие начавшиеся в стране перемены, как дорогу в прекрасный новый мир, открывающийся перед обновлённым человечеством.

Революция 1917 года имела колоссальное романтическое очарование, принесла воодушевление и обновление в массы, сформировала образ жизни десятков миллионов молодых людей, во многом благодаря творчеству В. В. Маяковского.

В 1929 году он пытался провести выставку, посвящённую 20-летию его творчества, но ему всячески мешали. Личная жизнь поэта тоже “обострилась”.В поэме «Во весь голос» (1930) — утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Однако таинственным образом исчезла поэма «Плохо». Маяковский все свои записные книжки хранил. Из репертуара были изъяты его резко сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Из уже отпечатанного журнала по распоряжению сверху были вырваны его юбилейные портреты. Кроме того, от Лубянки поступила странная посылка с револьвером.

Именно эти причины могли привести к тому, что  14апреля 1930г.  Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из пистолета.  – самоубийство…Утром 14 числа 1930 года по Москве поползло известие: покончил с собой Маяковский.

Москва не поверила: было 1 апреля по старому стилю. Луначарский, когда ему позвонили, чертыхнулся и повесил трубку: что за дурацкие шутки! Телефон зазвонил снова, и тут нарком схватился за сердце. Оказалось, что это всерьез.

В Лондон, куда уехали Брики, полетела телеграмма; Пастернак, рыдающий в комнате, где лежал самоубийца, мысленно видел, как ее получат, эту телеграмму, как протянут в отчаянии руки и упадут в беспамятстве. Это вряд ли, не на таких напали.

Начались разговоры. Исписался? Бабы? Деньги? Сифилис?«Разговоры и сплетни среди публики наивны, пошлы, нелепы, – писал в донесении на имя руководителя секретного отдела ОГПУ агент по кличке Арбузов. – Разговоры в литературно-художественных кругах значительны. Романтическая подкладка совершенно откидывается. Говорят, здесь более серьезная и глубокая причина.

В Маяковском перелом произошел уже давно, и он сам не верил в то, что писал, и ненавидел то, что писал».В подтверждение агент приводит цитаты про «роясь в нынешнем окаменевшем г…», про «я себя смирял, становясь на горло собственной песне», «мне агитпроп в зубах навяз» и так далее.

И вот еще что пишет Арбузов Агранову: «И если в конце стихотворения [«Во весь голос»] он опять вдруг становится революционным поэтом, то эти определенно фальшивые строки вызваны паническим ужасом перед той мыслью, что советская власть сотрет память о нем из умов современников».

А газетная шумиха, связанная со смертью Маяковского, докладывает агент, ее в обществе называют комедией для дураков, чтобы перед заграничным общественным мнением представить смерть Маяковского как смерть революционера, погибшего из-за личной драмы.

Что же, значит, в литературно-художественных кругах думали, что не из-за личной?

По понятным причинам мемуаристы эту тему не развивали и о том, что Маяковский, заигравшись с властями, оказался в ловушке, не писали. Поэтому мы можем только гадать, что там было на самом деле.

Заметим только, что Яков Агранов был вхож в дом Бриков и хорошо знал Маяковского. Это тот самый Агранов, который по поручению Ленина и Дзержинского составлял списки интеллигентов, высланных из СССР в 1922 году, а позже «курировал» творческую публику посредством, так сказать, личной дружбы и агентурных разработок.

Потом он возглавит следствие по делу Кирова, а затем он станет одним из главных организаторов процессов 1930-х годов.”Он был очень одинок. Боялся старости и еще – что исписался. Трудно сходился с людьми, плохо их понимал, часто ошибался”.

Потом-то напишут: он прекрасно все понимал, что это – не литературная критика, а организованная сверху кампания, санкционированная его любимой партией его любимых большевиков. Не зря никто из руководящих товарищей не пришел на выставку «20 лет работы», на которой Маяковский отчитывался за все сделанное.

Знак свыше?Когда-то автор «Флейты-позвоночника» влюбился в революцию, написал для нее задыхающиеся, фантастические стихи, а потом и не заметил, как от страсти к революции («О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая!») плавно перешел к браку с ее лучшей подругой – советской властью. И эта подруга вцепилась в него своими толстыми пальцами и потребовала отдать ей душу.

Он и отдал – как бы на дело революции.Можно представить себе, какие чувства он испытывал, когда, спустившись с невероятных высот лирической поэзии к чудовищному рифмоплетству («ГПУ – это нашей диктатуры кулак сжатый.

Храни пути и речки, кровь и кров, бери врага, секретчики, и крой, КРО! »), обнаружил, что жертва его не оценена, что за отданную партии душу не скажут спасибо ни «Правда», ни «Известия», ни рабочий класс. Тут, конечно, застрелиться – самое оно.

Однако же интеллигенция и ближний круг ахали: какая неожиданность! Застрелился, кто бы мог подумать!Потом-то уже вспомнят, что товарищ давно ходил как в воду опущенный, метался между разными РАППами и прочими организациями, менял платформы – кто теперь помнит эти РАППы и эти платформы? И как-то так получится, что никто не спросит: а что с вами, Владимир Владимирович, такое? Никто в глаза не посмотрит и не увидит там… впрочем, что могли увидеть средней руки советские литераторы?”Брики? Это не семья. Чистая правда: Маяковскому было 37, а семьи у него не было, и все отчаянные попытки ее завести раз за разом обламывались…”В последние полгода, вспоминал Кассиль, Маяковский стал неузнаваем. Говорил, что все ему страшно надоело. Со всеми перессорился. Жаловался на одиночество: «Девочкам нужен только на эстраде». И добавлял неаппетитное: «Есть у вас женщина, которой не противно взять в руки ваши грязные носки? Счастливый вы человек».Главный редактор «Известий» Иван Гронский уж на что, казалось бы, неблизкий Маяковскому человек, а и тот говорил: он был почти невменяемый. И все это видели, и все мне об этом говорили, – рассказывал Гронский, добавляя: – Видимо, Маяковский был болен, был в нем какой-то надлом. Отдохнуть бы ему. Уехать, развеяться. Что ж он визу-то не попросил? Мы бы визу ему бы сделали. «На Сережку бабы вешались, – сказал Маяковский, имея в виду Есенина, – а от меня бежали и бегут. Я не понимаю почему». И стал перечислять: вот такая-то, и такая-то, и та, и эта… А семьи-то и нет. Брики? Это не семья.Чистая правда: Маяковскому было 37, а семьи у него не было, и все отчаянные попытки ее завести раз за разом обламывались. Последняя его любовь, жена актера Яншина 22-х летняя Вероника Полонская, вроде бы и согласилась выйти за него, но пропустить ради него репетицию и остаться прямо сейчас, утром 14 апреля с ним в его комнатушке на Лубянке отказалась.Вскрытый череп, мозг, изъятый для изучения. Что поделаешь: раз уж ты советский поэт, будь любезен и мозги свои отдать советскому институту. Чудовищные похороны за счет Моссовета: красный гроб, военный караул, грузовик, зачем-то обитый железом. И носки заграничных ботинок, подбитые железными же подковками, о которых Маяковский говорил: вечные. Эти подковки запомнили те, кто стоял в карауле у гроба. Дым над трубой крематория. Первый день после похорон.В этот день у Бриков был чай, описанный художницей Лавинской. После этого описания многое про общую жизнь Бриков и Маяковского становится понятно. «Все тихо, спокойно, уютно. Брик продолжил прерванный нашим приходом рассказ о загранице. Я сидела истуканом. Все, что угодно, но такого спокойствия я не ожидала!»Надо сказать, что спокойствия-то как раз можно было ожидать. Лиля Юрьевна была женщина привычная, тренированная. Самоубийством Маяковский пугал ее с юности, мало пугал – даже и стрелялся уже 13 лет назад, но случилась осечка. Это все, так сказать, проза, а в стихах тема суицида была раскрыта целиком и полностью. Взять раннюю «Флейту-позвоночник». «Все чаще думаю, – сообщает нам автор во первых строках, – не поставить ли лучше точку пули в своем конце?»Позже Лиля Юрьевна напишет сестре Эльзе, что проклинает свою поездку, что Володя бы ужасно издерган и впадал в истерику от малейшей ерунды, что грипп его измучил и что, будь она в Москве, он остался бы жив. Ну да, ну да, возможно, но не факт.К тому времени она была с Маяковским в довольно прохладных отношениях. Он не оставил ей прощального письма (единственное письмо было адресовано «всем»), не дал телеграммы: приезжай, дорогая, мне плохо. А между тем за несколько дней до 14-го он был совершенно безумен, и это было очевидно всем, кто видел его в эти проклятые дни.”В последние полгода, вспоминал Лев Кассиль, Маяковский стал неузнаваем. Говорил, что все ему страшно надоело” Те, кто его помнил, писали о нем: сумасшедшая, дикая впечатлительность. Необузданная фантазия, склонность все доводить до предела. .Очень был одинок. Очень боялся старости. Трудно сходился с людьми, плохо их понимал, часто ошибался. Азартен был невероятно: до утра мог резаться в карты или на бильярде. Отлично одевался, вещи предпочитал заграничные..Во всем чрезмерность. Любая мелочь вырастала в трагедию. Цветы дарил охапками, конфеты – по десять коробок зараз. Очень был мнительный и всегда проверял, нужен ли он или не нужен. Славу любил (слава ведь подтверждение нужности)…Был болезненно чистоплотен: руки мыл по сто раз на день, панически боялся острых предметов.. .Последний день Маяковского восстановлен чуть ли не поминутно. Писатели присутствовали в его квартире сразу после трагического выстрела и свидетельствуют, что служащими ОГПУ прямо в спальне был изъят мозг Маяковского для передачи в институт мозга с целью установления биологической природы гениальности.Непонятны действия спецслужб вокруг гибели поэта. Непонятно, почему через десять дней после допроса последней любви поэта Вероники Полонской расстрелян следователь, ведший расследование. Вопросов и гипотез тут больше, чем достоверных фактов. В последних стихах поэт несомненно прощается с жизнью и причины ухода отнюдь не политические: «любовная лодка разбилась о быт»

.В 1990-х годах была проведена экспертиза на основе вещей Маяковского, хранящихся в его музее, пришедшая к выводу, что стрелял он сам. http://doktor-0key.livejournal.com/10403.html.

Уникальность феномена Маяковского, непревзойдённый масштаб его творческой личности, его поразительные по силе художественного воздействия стихотворения тесно связаны с Октябрьской революцией.

Самый мощный, одухотворённый, преданный и яростный певец революции и Ленина был одним из основателей советской литературы, советской революционной эстетики, первым создателем романтического, легендарного образа В. И. Ленина.

Маяковский силой своего таланта сделал события, современником которых он был — Первую мировую войну, Февральскую революцию, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, эпоху НЭП — былинными.

Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:

Мой стих трудом громаду лет прорвёт И явится весомо, грубо, зримо, Как в наши дни вошёл водопровод,

Сработанный ещё рабами Рима!

В 1958 году на площади Маяковского (ныне Триумфальная площадь) в Москве поэту был установлен памятник. На этой же площади находится восточный (старый) вестибюль станции метро «Маяковская». 

  • Песня «Маяк» группы Сплин является стихотворением Маяковского «Лиличка! (вместо письма)», положенным на музыку.
  • Также это стихотворение переложили на музыку «Песняры»

нашёл в интернете

.

Источник: https://dr-serbskij.livejournal.com/103516.html

Маяковский: перманентная ненависть к жизни

Маяковский психическое расстройство

Маяковский приучает существовать в ситуации трагедии как в состоянии нормы. Все остальное — жир, мещанство, пошлость, мерзость. Все хорошо, что плохо кончается. И чем хуже, тем лучше.

Гениальность Маяковского исключает всякое развитие. «Он в большей степени, чем остальные люди, был весь в явлении…» — сказал о нем Пастернак. Вместо того, чтобы развиваться, поэт сразу достиг своего потолка. Выбрав экстенсивный путь развития, он расширял географию своих поездок.

Ненаписанный на бумаге, но законченный в голове роман — автобиографическая книга о русском футуризме. Он потом появится: «Дневник неудачника» Лимонова. Эпатажная, предельно откровенная книга с порывами удивительно высокой поэзии.

Никакого самоубийства не было. Есть элемент поэтической стратегии, который он очень точно вписал в свою биографию. Ничем другим его жизнь и не могла закончиться. К этому он всю дорогу шел. Его смерть — восклицательный знак или «точка пули» — предала судьбе смысл, законченность, заставило его любить тех, кто его ненавидел.

Маяковский — невротик

Маяковский — случай очень сильного невротизма (или невроза). Тут очень тонкое место: невтротизм (черта личности) не стоит путать с неврозом (психическое расстройство). В некоторой форме Маяковский страдал синдромом навязчивых состояний или обсессивно-компульсивным расстройством (можно посмотреть на эту тему «Лучше не бывает» с Джеком Николсоном).

Больной накрывает себя сетью условий, которые он обязан выполнять. Самая известная обсессия — мытье рук. Туда же страх рукопожатия, ношение с собой личного стаканчика и мания гигиены вообще. Игромания — бесконечный запрос к мирозданию: имею ли я право быть. Нескончаймое количество конвенций с мирозданием имеет сугубо психогенную природу.

Черта характера

Маяковский и в поэзии, и в личной жизни придерживается взятых и раз и на всегда своих обязательств. Он маниакльно верен одной женщине: она ему не верна, никких физических отношений не с 25-года, но есть взятое на себя никому ненужное рыцарское обязательство. В любимой книги Лили Брик и Маяковскго — «Что делать»: любая собственность унизительна и для мужчины, и для женщины.

— Вот вы считаете, что я хорошая, красивая, нужная вам. Говорите даже, что ноги у меня красивые. Так почему же вы мне не говорите, что вы меня любите?
— Я люблю Лилю. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или ОЧЕНЬ хорошо, но любить я уж могу только на втором месте. Хотите — буду вас любить на втором месте?

Это похоже на ответ Блока.

— Сколько у вас было женщин?
— Две: Люба и все остальные.

И он дал честное слово любить эту революцию. И даже не задумывается, что эта революция может быть не права. Для него признать это значит оскорбить что-то бесконечно большее, чем он сам и даже эта революция.

Эта постановка себе конкретной задачи и вечное рабство у нее — черта личности патологическая. Но в вместе с тем грандиозная. Она породила не столько великого поэта, сколько великолепный культурный феномен.

Главное произведение Маяковского — «Владимир Маяковский» (и сама трагедия и монументальная бронзовая одинокая трагическая судьба). Человек, который принес себя в бессмысленную жертву.

Это важнее даже очень неплохих стихов.

При всей зацикленности на двух вещах — на одной женщине и одной революции — Маяковский умудрялся создавать великие образцы сатирической поэзии. Но мы его будем любить даже не за это!

Ненависть к жизни

Он прожил всю жизнь в том состоянии, которое бывает у каждого человека. В ситуации ненависти к жизни, в ситуации отвращения к ней. Это состояние непреодолимо, оно может пройти, как физическая боль. Лучшее, что мы можем сделать — внушить себе величие такого положения. Вся поэзия Маяковского — способ сделать величие из отвращения к жизни.

В этом виноваты и невроз, и детские травмы, и ранняя потеря отца, и опыт нищеты, и опыт тюрьмы. Но на это накладывает личное стремление так прожить свою жизнь. Он не только переученный левша, он — переученный художник-авангардист. Ненависть авангардиста ко всему традиционному была для него не только эстетическим, но и психологическим и жизнестроительным явлением.

Облако в штанах — четыре крика четырех частей.

Долой ваше искуство!Долой ваш быт!Долой ваш строй!

Долой вашу религию!

Надо убрать отсюда слова ваши, потому что никаких других нет. Пафос жизнеотрицания достигает в «Про это» высшей точки. Ненависть к быту нам неприятна. Но это именно то, что нам надо сейчас. Не то чтобы мы зажрались, просто уж слишком отождествили жизнь к комфортом. О том, как отвратительна счастливая любовь, о том, как мерзостна счастливая семья.

Про это — не только про любовь, как сказано в прологе. Это про вот это всё. Про то, где всё входит в колею. Мы только что её ломали, и вот мы опять в это самое попали.

Отношение к революции

Как Маяковский относился к революции? Как к обстоятельству, которое резко меняет жизнь. Маркса он, конечно, не читал.

Мы открывали Маркса каждый том,Как в доме собственном мы открываем ставни,Но и без чтения мы разбирались в том,

В каком идти, в каком сражаться стане.

В 27 году по Маяковскому стало можно бить. Он оказался под ударом как намопинание о том, что ничего не вышло. Он бегает со своими словословиями Октябрю, он ездит по стране, рассказывая как это было прекрасно, тогда, как вся страна во главе с властью пытается об этом забыть. Нет ни НЭПа, ни свободы, никакой революции.

Самоубийство. Прощальное письмо в пьесе

Полная хронология того, что подталкивало поэта к самоубийству, содержится в пьесах. «Баня» и «Клоп» имеют общую фабулу. История о том, как нувориш разлюбил девушку и она потом застрелилась. А он сам ей вкладывает в руку пистолет.

Главный протагонист в клопе — Зоя Березкина. В «Бане» она Поля. Победоносик её бросает, он влюблен в Мезальянсову, шикарную женщину, международную шлюху. Поля произносит в пьесе всего две реплики (немножко Эллочка-людоедка). «Смешно» и «несмешно». Причем второе она повторяет все чаще.

Настоящая записка о самоубийстве вложена в знаменитую 282-ую реплику «Бани»:

ПобедоносиковКстати, я забыл спрятать браунинг. Он мне, должно быть, не пригодится.Спрячь, пожалуйста. Помни, он заряжен, и, чтоб выстрелить, надо только

отвесть вот этот предохранитель. Прощай, Полечка!

Баня — это метафора ада.

Лиля Брик

Отношения у них были не только адюльтерные. Это были отношения двух единомышленников, двух самых умных людей в генерации. Она бесконечно много для него значила, она его взнуздала и взяла в руки. Без ее опеки и заботы ничего не было бы. Маяковский нашел не просто семью, а людей, которые держали его в руках.

Говорят, Лиля пользовалась его деньгами. Без нее он бы их не зарабатывал. Он работало, потому что больше ничего не умел. Жить для него невыносимо, а работать — всегда пожалуйста. Самый счастливый год жизни, когда он спит, положив под голову полено. Потому что на нем больше 3 часов не проспишь.

Что такое любовь?

Любить — это с простынь, бессоннницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику,
его, a не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником.

Письмо товарищу Кострову

Любовь — очень сильное восхищение. Настолько сильное, что хочется присоседиться к его объекту. У меня никогда не было чисто грязной любви, чисто плотской любви или любви товарищеской. Я видел что-то, что меня бесконечно восхищало. Так, что надо было это как-то немедленно обнять, может быть, сломать, может быть, испортить.

Любовь по Маяковскому — крайняя форма деспотии. Заботиться о человеке так, чтобы он шагу не мог ступить. Это носить его на руках, постоянно следить, чтобы он никуда не мог пойти. Кормить его. Любовь родительская, любовь-опека, любовь совершенно собственническая.

Маяковский был ужаснейшим любовником, но был бы гениальным отцом.
Хорошо было бы ее ребенку и плохо было бы жениху его дочери.

Источник: https://sinyakov.com/mayakovskij.html

Страница Психолога
Добавить комментарий