Логопедическое обследование школьников с умственной отсталостью

Логопедическое обследование детей с нарушением интеллекта

Логопедическое обследование школьников с умственной отсталостью

Логопедическое обследование
детей с нарушением интеллекта

Особенности когнитивной сферы

у детей с нарушением интеллекта:

У детей с нарушением интеллекта нарушены все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также эмоционально-волевая сфера.

Нарушение восприятия характеризуется тем, что дети данной категории с трудом узнают предметы, находящиеся в непривычном ракурсе: контурные, схематические, перечеркнутые или перекрывающие друг друга изображения часто не узнают, смешивают сходные по написанию буквы.

Внимание детей с нарушением интеллекта характеризуется неустойчивостью, сниженной концентрацией, что ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля.

У детей данной категории преобладает кратковременная память над долговременной. Характерным признаком являются отклонения в развитии процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение)

У детей с нарушением интеллекта мышление поверхностно, инертно, несамостоятельно, неосознанно, некритично.

У этих детей несформирован контроль за своей деятельностью, отмечается слабость волевых процессов.

Особенности речи у детей с нарушением интеллекта:

  • У детей с нарушением интеллекта могут наблюдаться все формы нарушения речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.).
  • Особенностью речевых расстройств данной категории детей является семантический дефект.
  • Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система.
  • В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
  • Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий.
  • При умственной отсталости различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой сенсомоторный.
  • Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру.
  • Расстройства речи детей с нарушением интеллекта характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Обследование детей с нарушением интеллекта.

Для обследования детей данной категории используются различные методики:

Альбом для логопеда О.Б. Иншаковой,

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамной,

Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И.

Лалаевой .

«Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой представляет собой иллюстрированный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей:

– обследования звукопроизношения;

– фонематических представлений;

  • слоговой структуры слова;
  • словаря;
  • грамматического строя речи;
  • – самостоятельной речи.

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д Забрамной включает в себя материалы для исследования:

Внимания,

Восприятия,

Мышления,

Памяти,

Эмоционально-волевой сферы, качеств личности.

Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И.

Лалаевой рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность. Эта методика позволяет более тонко диагностировать характер первичного и вторичного недоразвития речи у детей.

При разработке методики были использованы в модифицированном виде некоторые методы, описанные в работах Т.В. Ахутиной, А.Р. Лурия, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович и др.

Данная методика включает в себя разделы:

I исследование внутреннего программирования связных речевых высказываний,

II исследование внутреннего программирования отдельных речевых высказываний,

III исследование лексических операций и грамматического структурирования,

IVисследование сенсомоторных операций порождения речевых высказываний:

V исследование языкового анализа и синтеза:

Предлагаемая методика может быть использована в целях диагностики практическими логопедами, психологами, при подготовке диссертационных, дипломных и курсовых работ.

При выполнении дипломных и курсовых работ возможно использование отдельных разделов методики с учетом задач исследования.

Речевой и дидактический материал может варьироваться в соответствии с возрастом, уровнем интеллекта и речевого развития.

Специфика логопедического обследования

детей с нарушением интеллекта.

Особенностью логопедического обследования детей с нарушением интеллекта является:

Обязательное выяснение анамнеза, состояние ребенка на учете у врачей (узких специалистов), так как умственная отсталость нередко сочетается с другими дефектами (например, снижение зрения).

Большая часть детей с нарушением интеллекта является безречевой, поэтому задания для этих детей в процессе логопедического обследования предъявляются на действие : «Покажи..» (а не «Назови…»).

Дети данной категории быстро устают, не могут долго сосредотачиваться на одном деле, поэтому логопедическое обследование может проходить не за один раз. Учитель-логопед наблюдает за ребенком на уроках, переменах, в свободной деятельности.

В логопедическом заключении определяются:

1 степень системного недоразвития речи.

2 нарушения устной речи,

3 нарушение письменной речи

У детей с нарушением интеллекта компоненты речи могут быть нарушены в различной степени и в разных сочетаниях. Среди детей с нарушением интеллекта встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно высоким уровнем владения речи.

Логопедическое обследование является необходимой составляющей работы учителя-логопеда. Оно позволяет педагогу получить знания о тех нарушениях речи, которые наблюдаются у конкретного ребенка и построить коррекционную работу, основываясь на эти знания.

Список литературы:

  • Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед.-комис. – М.: Гуманитар.издл.центр ВЛАДОС, 2008. – 32с., 115 карт.- (Коррекционная педагогика)
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 279с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: КН. для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил.
  • Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей – М., 2004

Источник: https://infourok.ru/logopedicheskoe-obsledovanie-detey-s-narusheniem-intellekta-3718761.html

Тесты

Логопедическое обследование школьников с умственной отсталостью

ОБЛАСТНОЕКАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОПОСЕЛЕНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» КУРСКОГОРАЙОНА, КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическоеобъединение учителей начальных классов

ЛОГОПЕДИЯ

РАЗРАБОТКАЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТЕСТА

«Диагностика развития устной и письменнойречи» дляобучающихся 3 класса с умственнойотсталостью

Подготовил:

ГалкинаС.С.

учитель-логопед

первойквалификационной категории

Проверил:

БородкинаВ.Д.

руководительМО

начальныхклассов

г. Курск, 2014г.

Введение.

Даннаяметодика обследования устной и письменнойречи построена на основе коррекционнойлогопедической программы для обучающихся3 класса с логопедическим заключением:нарушение чтения и письма, обусловленныенедоразвитием речи средней степени приумственной отсталости. Для оценкиуспешности выполнения заданий методикимною была разработана балльная система.

Методикавключает семь блоков, каждый из которыхобъединяет речевые пробы нарастающейсложности. Для того чтобы оценкауспешности выполнения методики былаболее объективна и дифференцирована,каждое задание в блоке оцениваетсяотдельно, затем высчитывается общаясумма баллов. Всего в методике 31 задание.

Длякаждого задания – это 0-1 ошибка 5 , 2-ошибки 4 , 3 -ошибки 3, 4 – ошибки 2, 5 и более1 баллов. Максимальное количество баллов,начисляемых за успешное выполнениевсех заданий, равно 155.

Если 155 принятьза 100%, то процент успешности выполнениятеста испытуемым можно вычислить,умножив суммарный балл за весь тест на100 и разделив полученный результат на155.

Высчитанное таким способом процентноевыражение качества выполнения тестасоотносится с одним из четырех выделенныхуровней успешности:

IV– 100-80%,

III– 79,9- 65%,

II– 64,9 – 50%,

I– 49,9% и ниже.

Данныйтест позволяет составить индивидуальныйречевой профиль каждого испытуемогоребенка. По этим данным можно сразувычленить как наиболее несформированные,так и наиболее благополучные компонентыречевой системы ребенка и, основываясьна этом, разработать коррекционнуюпрограмму.

Длятого, чтобы получить индивидуальныйречевой профиль, необходимо высчитатьуспешность выполнения каждой группы(VII) в процентном выражении (умножитьначисленное за всю группу количествобаллов на 100 и разделить полученныйрезультат на максимально возможный,т.е. на10 – для Iгруппы, 40 – для IIгруппы, 10 для IIIгруппы, 55 – для IVгруппы, 20 – для Vгруппы, 5 – для –VI,15 – для VII.

Затем,используя полученные значения, следуетвычертить речевой профиль, отложив пооси ординат успешность выполненияметодики в процентах, а по оси абсцисс– названия групп с заданиями.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙРЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

I II III IV V VI VII

(названиеблоков)

Литература.

  1. И. Лопухина Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1996.

  2. Е.В. Мазанова Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. М., 2004.

  3. И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.

  4. Т.А. Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000

Тест

(Ф.И.О)

  1. Задание – 1. Обозначьте в словах ударение.

Магазин,щавель, километр, инструмент, творог,статуя, звонит, сантиметр, простыня,банты, портфель, шарфы.

  1. Задание – 2. Запиши ударную гласную в словах. Образец: Коля (о), маки (а)…

Слова:а) Вова, Рома, Лена, Рита, Оля, Ира.

Б)липа, сани, козы, дома, норка.

В)корова, работа, лопата, забота.

А)

Б)

В)

  1. Дифференциация парных гласных звуков и букв.

  • Зедание – 3. Вставь пропущенные буквы А или Я в слова

Сл…коть,к..ток, т…нучка, л…пк…, гл…деть, кр…сить,т…нуть, л…гушк….

  • Задание – 4. Вставь пропущенные буквы А или Я в предложениях.

  1. Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

  2. Кол… р…д, что поп..л в первый р…д.

  3. Н… п…лке висел… тр…пка.

  • Задание – 5. Помоги буквам О и Ё вернуться в слова.

Нес…м, д..рни, гв..здь, п…ле, сер…жки, к…чка, м…чка, вар…ный.

  • Задание – 6. Выбери нужную букву (О, Ё).

  1. Л(о,ё)ва слушает ради(о,ё).

  2. (О,Ё)ля чистит щ(о,ё)тк(о,ё)й пальт(о,ё).

  3. Пчела да(о,ё)т м(о,ё)д

  • Задание – 7. Прочитай стихотворение. Выпиши слова в 3 столбика: 1 – с буквой У, 2 – с буквой Ю, 3- С буквами У,Ю.

«НАУРОКЕ»

Науроке я читаю,

Ирисую, и считаю.

Рукутихо поднимаю,

Еслиспросят, отвечаю.

У Ю У-Ю

  • Задание – 8. Спиши предложения, раскрывая скобки и изменяя слова.

А)Мама повесила голубую (штора).

Б)Лодка подплыла к (корабль).

В)Юре купили красивую (юла).

  • Задание – 9. Исправь ошибки.

БЕЛИЕ ПУШЫНКЫ

ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

ДУШИСТИЕ ЛАНДИШИ

ОСТРИЕ КЛЫКЫ

  • Задание – 10. Вставь пропущенные буквы Ы-И .

ВОГОРОДЕ

Нагрядках поспел… овощ…: огурц…, пом…дор…, лук. Н…на собрала пом…дор… в ящ…к. М…ша соб…рал огурц… в корз…ну. Дет… отнесл… овощ… в подвал.

  1. Ь – знак на конце и в середине слова.

  • Задание – 11. Запиши слова в единственном числе.

Лоси,медведи, мыши, ночи, дни, снегири, пни,рыси, голуби, ели.

  • З

    Дедушка приехал ночю.

    Лися нора очень глубокая.

    У пенка выросли грибы.

    Вчера был сильный дожд.

    адание – 12. Исправь ошибки.

  1. Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

  • Задание – 13. Вставьте слоги (ПА) или (БА) в слова.

Жа…, шай…, бом…, ры…, ре…, ли…, ла…, тум…, вер…, шу…,

лам…, шля…, сту…, тум… .

  • Задание – 14. Вставь слоги (ВЫ) или (ФЫ) в слова.

Шка…, сли…, тык…, штра…, канна…, гра…, жира…, бук…, шар…

  • Задание – 15. Запиши слова в 2 столбика: 1 – слова с буквой Ф, 2- слова с буквой В.

Слова:ФАЗАН,ВАЗОН, ВАННА, ФАНТИК, ВАРИТ, ФИКУС, ВИКА,ВЕТЕР, КОНФЕТЫ, ФАРТУК, КОНВЕРТЫ. В Ф

  • Задание – 16. Замени в 1 столбике слов согласную букву Г на букву К,а во 2 столбике К на Г.

Галька- Лика-

Гладь- Лука-

Глас- укол-

Год- колени-

  • Задание – 17. Закончите строчки двустишия подходящим по смыслу и звучанию словом: КОТЛЕТЫ, ГАЛИНА, КУСТЫ.

О ченьзелены, густы Зреет красная калина, Коля любит есть галеты

Внашем садике …. Соберёт её …. Галя ест всегда….

  • Задание – 18. Вставь пропущенные слоги (ТА) или (ДА) в слова.

Пома…, огра…, зарпла…, рабо…, воро…, блока…, побе…, одеж…, конфе…, защи…, воро… .

  • Задание – 19. «Подскажи словечко» Закончи предложения словом со звуком [ Д]

А)Назовём мы книжку «том».

Дляжилья построим .

Б)Город называем – «Тверь».

Вдоме открываем .

В)Я в тетрадке ставлю точку.

Мамалюбит свою .

Г)По реке плывут плоты.

Зреютна ветвях .

  • Задание – 20. Вставь пропущенные слоги (СЫ) или (ЗЫ) в слова.

Бу…, ве…, ча…, во…, та…, ту…, плак…, шлю…, моро…, рель…, поло…, арбу…, алма…, кули…, берё… .

  • Задание – 21. Прочитай стихотворение. Выпиши слова с согласными буквами (С) и (З) . Подчеркни эти буквы.

Солнце,землю согревая,

Гонит с нашей речки лёд.

Таетбаба снеговая

Иручьями слёзы льёт.

(Г.Ладонщиков)

  • Задание – 22. Запиши слова во множественном числе.

Слова:карандаш,гараж, шалаш, экипаж, груша, морж, ёрш,этаж, ухо, мышь.

  • Задание – 23. Прочитай текст. Выпиши слова с согласными буквой (Ж).

Морскиесвинки могут жить только рядом счеловеком. У нас есть эти животные вживом уголке. Мы ухаживаем за ними.

  1. Лексико-грамматический строй речи.

  • Задание – 24. Прочитай предложения. Найди слова, обозначающие предмет. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос КТО? синим карандашом, а слова, отвечающие на вопрос ЧТО? – зелёным.

Белкаживёт в лесу. Книги – наши лучшие друзья.На огороде росли овощи. Ребята ходилив поход. Мама купила коньки. Школьникиполивают цветы.

  • Задание – 25. Прочитай предложения. Выпиши слова – действия.

УНаташи живёт козочка. Крупные яйца несёткурочка. Собака сторожит дом. Кот ловитмышей. Мальчик катает машинку.

  • Задание – 26. Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, обозначающие признаки предмета.

Яблокоспелое, красное, сладкое,

Яблокохрупкое, с кожицей гладкою.

Яблокоя пополам разломлю,

Яблокос другом своим разделю.

(Я.Аким)

  1. Словоизменение падежных конструкций.

  • Задание – 27. Прочитай, вставь пропущенные буквы.

Лис…живёт в лес… . В зоопарк… мы видели лис…. Я давал корм лис… . Я восхищался лис…. В школе нам читали о лис… .

  • Задание – 28. Вставь нужные предлоги.

Детигуляли … лесу. Весной птицы летят … юга… на север. Лебеди летели … морем. Хлебпекут … муки. Мы читали книгу … животных.Ребята повесили кормушки … парке. Цветкиландыша похожи … маленькие жемчужинки.

  1. Порядок слов в предложении.

  • Задание – 29. Поставь слова так, чтобы получилось предложение.

  1. Морж, на, себе, добывает, дне, пищу, морском.

  2. Леопард, на, хранит, часто, ветвях, добычу, деревьев.

  3. Утконос, под, пищу, водой, находит.

  4. Жираф, листья, ветвей, с , срывает, дерева, с, языка, длинного, помощью.

  1. Выделение предложений из текста.

  • Задание – 30. Прочитай текст. Выпиши предложение, в котором говорится о находчивости муравья.

Находчивыймуравей.

Тащилмуравей щепочку. Вдруг начался дождь.Залез муравей в старый пень, а щёлкущепкой закрыл.

Дождькончился. Собрался муравей дальше идти,а дороги нет: прямо перед ним ручейразлился. Целая река воды.

Столкнултогда муравей щепочку в воду и поплылна ней, как на лодочке. Так до своегомуравейника и доплыл. В. Степанов

  1. Составление предложений из слов.

  • Задание – 31. Составь из данных слов предложения. Сколько предложений у тебя получилось?

Какбыстро пролетело лето уже наступилаосень желтеют листья на деревьях чащестали лить дожди скоро и птицы улетятв тёплые края выпадет первый снег ударитмороз.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙРЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

I II III IV V VI VII

(названиеблоков)

Источник: https://pedsovet.su/load/288-1-0-45834

Страница Психолога
Добавить комментарий