Личность общество и государство проблемы взаимоотношения

Личность, общество и государство: взаимодействие и противоречия

Личность общество и государство проблемы взаимоотношения

Взаимодействие личности и государства обусловлено появление понятия «гражданин», которое означает принадлежность лица к тому или иному государству, порождает между ними взаимные права, обязанности и ответственность.Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантии их реализации, одно из важнейших условий формирования современной личности.

В политической системе общества центральное место занимает государство. В процессе исторического развития менялся характер взаимоотношений личности и государства: от отчуждения и вражды до взаимного сотрудничества и взаимной ответственности. Взаимоотношения личности и государства регулируются нормами права.

Можно выделить следующие общие закономерности, касающиеся взаимоотношений общества и государства.

1.Общество имеет первичное значение по отношению к государству.

2.Уровень развития государства определяется уровнем развития общества и соответствует ему.

3.Поиск новых, лучших форм организации общественной жизни, более совершенных форм государственной организации, т.е. поиск общественного идеала происходит в обществе.

Личность взаимодействует с государством через право, то есть систему общеобязательных норм, исходящих от него, а с другой стороны путем – участия в процедурах формирования органов государственной власти.

Право определяет принципы взаимоотношений личности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.

Такая мера свободы личности в современном обществе, ее правовое положение определяется системой норм как международного, так и внутригосударственного права.

Изучая взаимоотношение личности, общества и государства в науке сложились две главные традиции постановки и концептуального решения этой проблемыколлективистская и индивидуалистическая (либеральная). В современных юридических доктринах эти традиции выражены не только и не столько в чистом виде, сколько в различных вариантах их сочетания.

Свобода и справедливость как принципы права

Принцип свободы.

Под свободой обычно понимают возможность человека без какого-либо принуждения совершить желаемый им поступок. Английский философ И. Берлин отличает негативную свободу от позитивной. Негативная свобода – это свобода от, при которой никто не принуждается к чему-либо другими людьми. Позитивная свобода – это свобода к (поступку), когда имеющиеся возможности действительно используются человеком.

Очень часто принцип свободы связывается с наличием так называемых основных свобод личности, которые, как правило, указываются в конституциях многих стран мира. Речь идет о либеральных ценностях, как-то: неприкосновенность личности, свобода слова, свобода получения информации, свобода вероисповедания, свобода митингов и собраний.

принципа свободы часто вступают в конфликт с требованием сочетания личного с общественным. Живя в обществе, невозможно быть свободным от него. Абсолютная свобода невозможна уже постольку, поскольку человеку приходится действовать при определенных условиях.

Следовательно, принцип свободы имеет относительный характер. К тому же следует учитывать, что свобода одного не должна стать гнетом для другого. Иначе говоря, свобода воли предполагает четкое различение доброй и злой воли.

Принцип свободы несовместим со злой волей.

Сторонникам принципа свободы их оппоненты неизменно указывают, что люди, совершая поступки, действуют в рамках некоторых законов. Это замечание вполне правомерно. Дело в том, что очень часто принцип свободы формулируется концептуально неряшливо. Что означает быть свободным в концептуальном отношении? Творчество относительно принципов, законов, ценностей и целей.

О путях реализации творчества свидетельствует развитие теорий, например эволюция управленческой мысли в менеджменте. Таким образом, не следует связывать принцип свободы исключительно с поступками по достижению определенных целей. Генерация целей и достижение одной из них – это, несомненно, принцип свободы в действии.

Но генерация и варьирование ценностей – это также реализация принципа свободы.

В связи с темой свободы актуальнейшее значение приобретает вопрос о необходимости. Под необходимостью понимается однозначно детерминированное поведение.

Может ли человек его избежать? Все ли зависит от него, или же человек вынужден подчиниться некоторым персонифицированным или даже анонимным силам? А. Смит считал, что человек свободен в силу естественной, “невидимой руки” рынка. К.

Маркс рассуждал в принципиально другой манере: не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Человек функционирует в рамках естественноисторических законов, и именно они придают его поведению если не строго, то, по крайней мере, квазинеобходимый характер.

Достижения синергетики позволяют внести дополнительную ясность в вопрос о соотношении свободы и необходимости в поведении людей. На наш взгляд, в связи с этим актуальны следующие три вывода.

o Принципы устойчивее законов, законы подвластны изменениям в меньшей степени, чем ценности.

o Если не могут быть изменены принципы, законы или доминирующие ценности, то, тем не менее, свобода возможна в их контексте.

o Поведение человека в силу стохастического характера социальных законов всегда является вероятностно-игровым.

Принцип справедливости.

При характеристике принципа свободы отмечалось, что в его формулировках не учитывается сочетание разнородных интересов различных индивидов. Именно в этой связи вводится принцип справедливости. Необходимость дополнения принципа свободы принципом справедливости прекрасно обосновал американский философ Дж. Роулз. Разумеется, принцип справедливости также интерпретируется по-разному.

В необходимости принципа справедливости из социальных философов мало кто сомневается. Более спорным считается вопрос о путях достижения общества справедливости. Согласно марксизму, справедливость недостижима без социалистической революции.

Современные авторы считают предпосылкой и основанием справедливости общественный договор. Впервые концепция общественного договора была выдвинута Дж. Локком, И. Кантом и Ж.-Ж. Руссо. В наши дни эта концепция реанимирована Дж. Роулзом и Ю. Хабермасом.

Оба полагают, что умелое использование институтов представительной демократии как раз и позволяет шаг за шагом утверждать принципы справедливости – в частности, путем совершенствования конституций как отдельных стран, так и более крупных социальных образований, например объединенной Европы. По Хабермасу, в продуктивный дискурс должно быть вовлечено как можно больше людей.

Итак, три принципа общественных наук, а именно: принципы равенства, свободы и справедливости, образуют определенное единство. Они, не исключая друг друга, выражают различные концептуальные особенности общественного устройства. Безусловно, концептуальное единство трех принципов воодушевляет, но ему, как нам представляется, недостает этической обостренности.



Источник: https://infopedia.su/15x642c.html

Проблема взаимоотношения личности и государства

Личность общество и государство проблемы взаимоотношения

Взаимоотношения личности и государства определяются во многом отношениями личности и гражданского общества. Структура гражданского общества включает в себя: общественные объединения, политические партии и организации, семью, церковь, социально-экономические институты и др.

Гражданское общество возникает в результате отделения государства от социальных структур. Гражданское общество сложилось в результате ликвидации сословных структур, разгосударствления общественных отношений.

Основным препятствием для развития гражданского общества является доминирование государства над обществом. Постепенное становление гражданского общества связано с установлением общенациональных представительных учреждений парламентского типа.

Формально-юридическое равноправие является основой для становления гражданского общества как горизонтальной системы связей и отношений граждан и их объединений.

Личность приобрела устойчивые права с появлением категории прав человека. Личность – это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Устойчивая связь личности и государства выражается в институте гражданства.

Эта связь выражает юридическую принадлежность конкретного лица государству, наличие взаимных прав и обязанностей личности и государства. Государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к размыванию основ ее правового статуса.

Отношения личности и государства, прежде всего, опосредуются институтом гражданства. Всеобщие права, как правило, подразделяются на права человека и права гражданина, что является во многом итогом компромисса юридического позитивизма и естественно-правовой теории.

Государства, которые признают это деление, исходят из посылки, что неотъемлемые права должны быть признаны и закреплены на уровне законодательства. Отношения личности и государства отражают права гражданина, которые нуждаются в гарантиях их осуществления со стороны государства.

Проблема прав личности и ее отношений в государстве с различными его институтами и другими субъектами политической системы является центральной в науке теории государства и права. В содержание политико-правового состояния личности входят следующие элементы: правосубъектность, правовой статус личности, юридические гарантии.

Взаимная ответственность государства и личности является основным принципом взаимоотношений в правовом государстве. Положение личности находит выражение, прежде всего, в ее правовом статусе или в совокупности прав, свобод, обязанностей, законных интересов.

Любое физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, апатрид) свои субъективные права реализует в правоотношениях, в связи с возникновением или прекращением гражданства. Итак, гражданское состояние личности проявляется в следующих формах или состояниях: гражданин, иностранный гражданин, апатрид, лицо, получившее политическое убежище.

Гражданство выступает как разновидность субъективного права. Правовой статус конкретных личностей определяется, прежде всего, отношениями гражданства.

Социальный тип личности и типология политического поведения

Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности.

Выделяются типы личности в зависимости от их ценностных ориентаций:

· традиционалистский (личность ориентирована на ценности долга, дисциплины, законопослушания, с низким уровнем самостоятельности, способности к самореализации);

· идеалистический (личность критически относится к традиционным нормам, с установкой на саморазвитие);

· фрустрированный (личность с низкой самооценкой, угнетенным самочувствием);

· реалистический (личность сочетает стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем);

· потребительский (личность ориентирована на удовлетворение потребительских желаний)

Политическое поведение – субъективно мотивированный процесс осуществления политическим актором того или иного вида политической деятельности, обусловленный потребностями реализации его статусной политической позиции, ориентациями и установками.

Наиболее распространенной является следующая типология форм политического участия:

I. Конвенциональные формы:

1. Абсентеизм

2. Чтение о политике в газетах

3. Обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми

4. Голосование

5. Работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата

6. Убеждение окружающих ать определенным образом

7. Участие в митингах и собраниях

8. Обращение во властные структуры или к их представителям

9. Активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.)

II. Неконвенциональные формы.

1. Подписание петиций

2. Участие в неразрешенных демонстрациях

3. Участие в бойкотах

4. Отказ от уплаты налогов

5. Участие в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах

6. Блокирование дорожного движения

7. Участие в стихийных забастовках

Политическая культура

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

К функциям политической культуры относят:

· интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;

· сохранение и развитие основ политической деятельности;

· проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;

· проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;

· профетическая, прогностическая в отношении развития;

· апробации и верификации политических кадров;

· синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба:

-приходская культура

-зависимая культура

-культура участия

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

Культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s54974t3.html

Личность, общество, государство, право: проблемы соотношения и взаимодействия | ПроКонференции.РФ

Личность общество и государство проблемы взаимоотношения

Форма участия: Дистанционная

Срок подачи заявок: 10 октября 2020

Индексирование сборника: eLIBRARY.ru

Организаторы: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» Факультет бизнеса Высшей школы экономики в Праге Тюменский государственный нефтегазовый университет Academia Rerum Civilium – Высшая школа политических и общественных наук Пензенский государственный технологический университет Пензенский государственный университет

Контактное лицо: Дорошина Илона Геннадьевна

email: sociosphere@yandex.ru

Телефон: (8412) 21-68-14

Организатор

Скачать информационное сообщение 

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие

в IX международной научно-практической конференции

«Личность, общество, государство, право:

проблемы соотношения и взаимодействия»

Конференция состоится 15–16 октября 2020 года. Форма проведения конференции – заочная (это не отражено в сборнике). Сборник будет издан в чешском издательстве Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ» (Прага). Всем авторам отправляются печатные сборники материалов и дипломы участников.

Библиографическое описание сборника

Personality, society, state, law: problems of correlation and interaction : materials of the IX international scientific conference on October 15–16, 2020. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2020.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ:

Сапик Мирослав, доктор философских наук, доцент, проректор Academia Rerum Civilium – Высшей школы политических и общественных наук (Чехия).

Кашпарова Ева, доктор философии, научный сотрудник Высшей школы экономики в Праге.

Хайруллина Нурсафа Гафуровна, доктор социологических наук, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета

Кондрашин Виктор Викторович, доктор исторических наук, профессор Пензенского государственного университета.

Кушаев Умиджон Рахимович, (DSc) доктор философских наук (Ташкент, Узбекистан).

Осипова Наталья Владимировна, кандидат социологических наук, доцент Пензенского государственного технологического университета.

СЕКЦИИ:

  1. Свобода личности: достижения, проблемы, перспективы.
  2. Социализация и самореализация личности.
  3. Типы личности и социальные аспекты их формирования и проявлений.
  4. Образование как средство формирования гармоничной, социально успешной и полезной личности.
  5. Культура и информационное пространство как факторы изменения качеств личности и общественных отношений.
  6. Экономика общества, экономическая политика государства и жизнедеятельность личности.
  7. Гражданское общество как сфера самореализации и развития личности.
  8. Государство как общественно-политический институт: общее и особенное.
  9. Общество и государство: диалектика взаимодействия.
  10. Роль личности в государственном строительстве и развитии общества.
  11. Личность как оппонент общества и государства.
  12. Право как регулятор общественных отношений: история, современность, тенденции развития.
  13. Проблемы взаимодействий личности, общества и государства в политико-правовой теории и практике.
  14. Varia (принимаются материалы по другим направлениям, соответствующим теме конференции).

 

Официальные языки конференции: русский, английский, чешский, узбекский.

Заявки для участия в конференции и тексты докладов принимаются до «10» октября 2020 года.

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВКИ ДЛЯ КАЖДОГО СОАВТОРА

Фамилия, имя, отчество на русском; имя и фамилия на английском

Ученая степень, специальность

Ученое звание

Место работы

Должность

Домашний адрес с индексом

Сотовый телефон

Е-mail

Количество печатных сборников

Количество печатных дипломов

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Материалы представляются в электронном виде на е-mail: sociosphere@yandex.ru. Формат страницы А4 (210×297 мм). Поля: верхнее, нижнее и правое – 2 см, левое – 3 см; интервал полуторный; отступ 1,25; размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman; стиль Обычный.

На 1-й строчке пишется название секции, на 2-й строчке обычными буквами пишется название статьи, шрифт жирный, выравнивание по центру. Далее фамилии и инициалы автора, ученая степень, звание, место работы, город, республика, страна.

После пропущенной строки печатается аннотация на английском языке (не менее 3-х предложений) и ключевые слова на английском языке. После пропущенной строки печатается текст. Графики, рисунки, таблицы вставляются, как внедренный объект и входят в общий объем.

Номера библиографических ссылок в тексте даются в квадратных скобках, а их список – в конце текста со сплошной нумерацией. Источники и литература в списке перечисляются в алфавитном порядке, одному номеру соответствует 1 источник. Ссылки расставляются вручную. Подстрочные сноски не допускаются. Объем статьи может составлять 3–15 страниц.

Заявка располагается после текста и не входит в общий объем. Имя файла, отправляемого по е-mail, пишется русскими буквами и состоит из шифра конференции и Ф.И.О. первого автора, например: К-10.15.20-Петров ИВ.

Материалы должны быть подготовлены в текстовом редакторе Microsoft Word, тщательно выверены и отредактированы. Электронная копия печатного сборника материалов конференции размещается на сайте НИЦ «Социосфера» в PDF-формате.

Стоимость публикации и получения электронных версий сборника и диплома составляет 150 рублей за 1 полную (неполную) страницу для авторов из России и 3 $ для иностранных авторов. Печатный сборник оплачивается дополнительно – 400 рублей для авторов из России при отправке простым письмом или 500 рублей при отправке заказным и 12 $ для иностранных авторов при отправке простым письмом или 17 $ при отправке заказным. В случае представления аннотации и ключевых слов на русском языке за перевод их на английский – дополнительная плата 200 рублей (4 $). Каждому автору высылается электронный диплом. Стоимость печатного 200 рублей (5 $).

Квитанция на оплату отправляется автору только после принятия статьи к публикации!

Оплаченную квитанцию следует отсканировать, назвать по фамилии первого автора, например, К-10.15.20-Петров ИВ квитанция и прислать по электронной почте. Оплата должна быть произведена до 15 октября 2020 г.

Максимальный срок почтовой доставки – 2 месяца со дня отправки (дату отправки см. на сайте).

Ключевые слова:

Добавлено: 05.09.2019

на правах рекламы 19 февраля29 апреля 2020

Международное первенство проводится ежегодно в учебном году ( 1 раз в каждом полугодии учебного года по уровням образования, по окончании учебного года – Открытый объединенный финал). Участие в Международном первенстве – БЕСПЛАТНО Международное первенс …

Узнать больше

Источник: https://xn--e1aajagscdbhlf4c6a.xn--p1ai/events/lichnost-obshhestvo-gosudarstvo-pravo-problemy-sootnosheniya-i-vzaimodejstviya-3/

Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества

Личность общество и государство проблемы взаимоотношения

В современных условиях в ходе взаимодействия государства и личности возникает проблема свободы лично­сти.

Говорить о свободе личности сегодня – это значит выяснить пределы вмешательства государства в дела человека.

На определен­ном этапе исторического развития стало считаться, что государство является посредником между человеком и его свободой.

Поэтому вся история человечества может быть рассмотрена как борьба людей за свободу. Свобода личности зависит от характера государства, от ре­жима, который устанавливает государство.

Конечно, абсолютной свободы личности не бывает. Неогра­ниченная свобода людей в обществе может привести лишь к хаосу, произволу. Поэтому сегодня в оптимально демократических государ­ствах границы свободы личности определяются легитимными зако­нами.

В юридическом смысле свобода личности представляет со­бой нормативно закрепленную возможность личности совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других. Юридическое ограничение свободы поступков людей в об­ществе – объективная необходимость.

Государство должно определить границы своего вмешательства в сферу бытия личности. Причем эти границы определяются в интересах самих же людей, чтобы человек не пострадал от свободы другого чело­века.

Сегодня, с точки зрения теории государственности, свобода лично­сти сводится не столько к непосредственному участию в управлении го­сударством, сколько к чувству самостоятельности, независимости.

По­этому личность сегодня, в первую очередь, хочет, чтобы она подчиня­лась только легитимным законам и никому другому, могла свободно вы­бирать местожительство, вид работы, распоряжаться своей собственно­стью, быть защищенной от любого вида произвола и насилия.

В проблеме государства и личности в современных условиях очень важно уяснить взаимную ответственность государства и лично­сти. Не только личность отвечает за свои поступки, но и государство за то, что не может обеспечить безопасность личности, сохранность ее имущества. Охрана жизни, безопасности имущества людей, их свободы – важнейшая сфера деятельности государства.

Поэтому в соотношении государства и личности интересы личности должны быть первичными, отправными. Государство для человека, а не наоборот. Эта аксиома цивилизованной государственности. Однако, выпячивая примат прав и свобод личности, конечно, нужно иметь в виду, что речь идет именно об интересах личности с позиции обще­человеческих представлений о них, а не о капризах каждого.

Госу­дарство, защищая не противоречащие законодательству поступки, формы деятельности людей в то же время свою политику в области свобод личности строит, исходя из общечеловеческих представлений о правах и свободах.

Возможные при этом противоречия между госу­дарством и его гражданами должны решаться на основе легитимного закона, соответствующими беспристрастными судебными органами.

Хотелось бы подчеркнуть еще один момент. Рассуждая об обязанностях человека и личности, следует иметь в виду, что человек имеет обязанности перед обществом. Это положение не всегда пони­мается правильно, и обязанности человека нередко истолковываются как его обязанности перед государством.

Становясь на этот путь, го­сударство начинает возобладать над человеком, а отсюда начинает возвышаться и над обществом в целом.

Между тем в демократиче­ском обществе человек имеет обязанности перед обществом, а его права и свободы могут быть ограничены исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка, то есть в интересах общего благосостояния.

К тому же все ограничения прав и свобод человека в этих целях должны быть четко предусмотрены в законах. Государство обязано осуществлять кон­троль за соблюдением этих ограничений от имени и в интересах об­щества. Сюда же относится и случай, когда государство законом обя­зывает людей охранять природу, государственную собственность и т.д.

Здесь государство, в целях обеспечения свободы человека, долж­но действовать иными методами, например, использовать запреты. Да и на самом деле нельзя человека вообще обязывать охранять приро­ду, государственную собственность. Видимо поэтому эти статьи за­кона, как правило, остаются на практике не реализованными. Лучше в этой сфере следует использовать разумные запреты, чтобы люди не нарушали, например, экологические требования.

В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности.

К числу таких моделей следует отнести

    1. тоталитарную,
    2. либеральную,
    3. прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства — это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется пользой для государства. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов.

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам.

Либеральное государство выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране естественных прав членов сообщества и разрешению спорных, конфликтных ситуаций, возникающих между ними.

При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения лицом правонарушения.

Прагматическая (рационально-правовая) модель подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства).

В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и личности.

При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой — государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/problemi-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-lichnosti-v-ramkach-politicheskoy-sistemi-obschestva

Страница Психолога
Добавить комментарий