Лфк синдром дауна

Польза гимнастики для детей с синдромом Дауна

Лфк синдром дауна

  • Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.

    Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.

    Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие.

    Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.

    Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.

    Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.

    Развивающая гимнастика

    Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.

    К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.

    К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.

    Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.

    Преимущества развивающей гимнастики:

    – Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;

    — Многообразие упражнений для любых способностей;

    – Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;

    – Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;

    – Тренировка выносливости;

    – Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;

    – Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;

    – Формирование навыков крупной и мелкой моторики;

    – Укрепление иммунитета;

    – Развитие логики и мышления;

    – Развитие эмоций и мотивации;

    – Социальная адаптация.

    Преимущества тренировочного процесса:

    – Легкая адаптация к физическим нагрузкам;

    – Увлекательный формат занятий;

    – Разнообразное интересное оборудование;

    – Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);

    – Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).

    Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.

    Развитие крупной и мелкой моторики

    Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.

    Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук – мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.

    Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.

    Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.

    Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.

    Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:

    кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;

    проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;

    – вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).

    На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.

    Лечебные свойства гимнастических упражнений

    Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.

    В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.

    Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.

    На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность.

    Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием.

    Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.

    Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти.

    Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма.

    Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.

    Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.

    В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.

    Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.

    Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.

    Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах.

    Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы.

    Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.

    Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.

    Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.

    Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.

    Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:

    Приобретение полезных знаний – во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;

    Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.

    Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.

    Если у Вас остались вопросы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону +7 (495) 477 32 69 или оставив заявку на бесплатное пробное занятие.

    Бесплатное пробное занятие

  • Источник: https://www.EuropeGym.ru/articles/39.html

    Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

    Лфк синдром дауна

    Ольга Силаева
    Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

    Инструктор по физической культуре

    МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. о. Шуя

    Силаева Ольга Александровна

    Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.

    Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

    Дети с болезнью Дауна низкого роста, у них нарушена осанка, голова и туловище при ходьбе наклоняются вперед.

    Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию, наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий.

    Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран не достаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Следует подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты.

    У детей с синдромом Даунанарушены темпы развития всех стороны психики: внимание, память, мышление, речь, моторика. Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания.

    Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание в том числе за счет использования ярких атрибутов (спортивного инвентаря, видеоинсталляций, музыкального сопровождения и пр.).

    Работа по физическому воспитанию строится таким образом,чтобы решались следующие задачи:

    – оптимизация двигательной активности;

    – формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;

    – закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом;

    – формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности через систему физкультурных занятий;

    На начальном этапе обучения мы используем самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.

    Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба – естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела.

    С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания.Для этого мы предлагаем малышу перешагивать через различные предметы положенные на пол:

    – кубики

    – скакалки

    – ленты

    – гимнастические палки,

    Занимаясь с ребенком, мы предлагаем ему самые разнообразные виды ходьбы, но действуем последовательно! Сначала отрабатываем простые движения, затем переходим к более сложным!

    На занятиях используем следующие виды ходьбы:

    • самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;

    • ходьба за взрослым, за другим ребенком;

    • ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем – левая;

    • ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);

    •ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент – ходьба, как только замолчал – остановка);

    • ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д. ;

    Различные виды ходьбы во время занятий сочетаем не только с музыкой, но и со стихами.

    «Ножки и дорожки»

    Большие ноги шли по дороге

    (при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами,

    А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).

    «Зашагали ножки»

    Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша,приговаривая:

    Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот как мы умеем -Топ, топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!

    В работе по формированию способности регулировать мышечный тонус мы используем как общеразвивающие, так и коррекционные упражнения.

    Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм и развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног. Мы выполняем их как с предметами, так и без них. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Слайд 9.Используем мячи разных размеров: большие (отталкивать ногами, средние (перекатывать, маленькие (подбрасывать, передавать, переносить).

    В этих упражнениях чередуется напряжение и расслабление мышц, а также вырабатывается правильное мышечное взаимодействие.

    Коррекционные упражнения помогают сформировать правильную осанку и тренируют чувство равновесия.

    Чувство равновесия развивается при ходьбе по ограниченной поверхности, при остановках во время ходьбы и бега, а также при перешагивании через кубики, палки, верёвки.

    Мы подбираем упражнения таким образом, чтобы ребенок, выполняя их, усваивал понятия «сильно», «слабо», «громко», «тихо».

    «Перекрестные движения с предметом»

    Оборудование: колокольчики.

    Встаньте лицом к лицу с ребенком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.

    Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком.

    Затем усложняли задачу,чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях руками: при тихом звучании разводили руки в стороны и плавно выполняли перекрестные движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делали более сильные взмахи руками через стороны над собой.

    Вместо колокольчиков мы так же использовали ленты, цветы, флажки и другие подходящие предметы, которыми интересно взмахивать.Постепенно упражнение может усложняться и дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом, но в процессе ходьбы.

    «Весёлая ленточка»

    Оборудование: барабан, лента.

    Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину.Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом – на носочках.

    «Канатоходец»

    Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться на канате, который лежит на полу. Стопы ребенка должны располагаться поперек каната.

    «Лёгкие и тяжёлые руки»

    И. п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно покачивать руками вперёд, назад.

    «Мяч вокруг себя»

    Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.

    Встаньте напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади – из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.

    В заключении хотелось бы сказать, что первое время удавалось проводить только одну игру, которая занимала минут пять. Но мы занимались регулярно, а новые игры вводили постепенно, понемногу.

    Старались заметить, сколько времени малыш сохраняет внимание, чтобы не переутомить его! Спустя некоторое время мы заметили, что у ребенка появилась потребность в движении и желание участвовать в подвижных играх.

    Мы поддерживаем любые попытки малыша откликнуться на наше предложение и поучаствовать в играх! Если видим, что ребенку что-то пока не удается, мы разбиваем задание на отдельные части, а потом соединяем их вместе. Главное, чтоб ребенку было интересно.

    Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-raboty-instruktora-po-fizicheskoi-kulture-s-detmi-s-sindromom-dauna.html

    Дауна синдром

    Лфк синдром дауна

    Синдром Дауна — самая распространённая генетическая аномалия, которая определяется наличием в клетках человека дополнительной, 47-й, хромосомы. При этом у родителей ребенка набор хромосом абсолютно нормальный.

    Синдром Дауна с одинаковой частотой встречается у мальчиков и у девочек, и по статистике каждый 700-й ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение примерно одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях.

    Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, цвета кожи, национальности.

    Обычно диагноз ставится сразу после рождения. Дети с синдромом Дауна, которые живут в семьях, успешно учатся ходить, бегать, прыгать, самостоятельно есть, одеваться, играть, выполнять обычные для ребенка обязанности по дому.

    Они учатся в школе, занимаются спортом, осваивают множество профессий.

    Однако у них есть важные особенности, которые влияют на скорость освоения навыков, двигательное поведение, и обуславливают трудности, с которыми сталкиваются такие дети в процессе развития.

    У детей с синдромом Дауна имеются характерные нарушения движений. По сравнению со сверстниками без нарушений такие дети развиваются медленнее и их двигательное развитие имеет ряд характерных особенностей.

    Наиболее типичное нарушение, свойственное им в той или иной степени, — это сниженный мышечный тонус: все дети гипотоничны (см. Гипотония мышечная), хотя степень гипотонии варьируется достаточно сильно.

    Вследствие этого наблюдаются1:

    • неадекватные выпрямительные реакции и реакции сохранения равновесия;
    • недостаточная стабилизация положения в суставах (недостаточная мышечная коконтракция);
    • недостаточность проприоцептивного подкрепления позы и движений;
    • гипермобильность в суставах.

    Все это приводит к тому, что таким детям трудно контролировать положение тела в пространстве и движения, трудно переходить из одной позы в другую и поддерживать стабильную позу.

    Перечисленные нарушения движений влияют на все двигательные компоненты, необходимые для формирования навыков крупной и мелкой моторики.

    Например, сочетание мышечной гипотонии, недостаточной коконтрации и сниженной проприоцепции будут влиять на формирование способности переностить вес на руку во всех положениях тела, а гипермобильность суставов в сочетании со сниженной проприоцепцией приведет к трудностям в формировании координированного дотягивания до предмета, ощупывания, захвата, удержания предметов и манипулирования ими.

    Кроме этого, у ребенка с синдромом Дауна есть специфические анатомические особенности: руки и ноги у них пропорционально короче, чем у сверстников без синдрома Дауна.

    Это, в сочетании с гипотонией и вторичной слабостью мышц, приводит к тому, что рука редко оказывается в поле зрения, и, соответственно, хуже формируется такой навык, как точное дотягивание и удержание предмета под контролем зрения.

    Важную роль в замедленном формировании двигательных навыков играют патологические позы, характерные для этих детей.

    Так, в положении лежа на спине при спонтанном двигательном развитии характерны асимметричные позы, ретракция плеч и неспособность оторвать руки от поверхности опоры: когда ребенок замечает какой-либо предмет, его двигательная активность повышается, но руки совершают движения лишь по поверхности опоры, а направленного движения к предмету не происходит.

    В положении сидя такие дети достаточно долго будут нуждаться в опоре. Поэтому до освоения самостоятельного сидения руки полностью исключаются из дотягивания и игры, а развитие соответствующих зрительно-моторных навыков запаздывает.
    Рекомендации по терапии

    Физическая терапия для ребенка с синдромом Дауна должна начинаться вскоре после рождения. Основная цель занятий: способствовать формированию важнейших компонентов движений и двигательных навыков и препятствовать формированию патологических поз и движений. Общие рекомендации для всех детей со сниженным мышечным тонусом даны в статье Гипотония мышечная.

    Цели терапии

    Общая цель терапии — добиться необходимого уровня контроля за положением тела, чтобы голова, туловище и конечности участвовали в правильных функциональных и произвольных движениях. На этапе освоения самых первых двигательных навыков это:

    В положении лежа на животе достижение такого уровня функционального контроля за положением головы и степени стабильности плечевого пояса, чтобы навыки мелкой моторики могли развиваться.

    В положении лежа на спине развитие контроля за положением таза и плечевого пояса способствует тому, что ребенок сможет дотягиваться до игрушки, расположенной над ним, удерживать игрушку перед глазами, поднять ноги, захватывать стопы руками и играть ими.

    Развитие такой степени стабильности при переворотах, когда ребенок сможет приподнимать голову и конечности и совершать асимметричные движения.

    При подготовке к ползанию на четвереньках развитие функциональной стабильности плечевого и тазового пояса, развитие опоры на руки и на колени, развитие адекватной двигательной активности туловища.

    В положении сидя развитие необходимого функционального уровня контроля за положением туловища (разгибание, ротация, сгибание) и равновесия, а также формирование стабильности плечевого пояса, что необходимо для развития мелкой моторики.

    В положении стоя развитие способности адекватно разгибать туловище и ноги в коленных и тазобедренных суставах, развитие ротации и двигательной активности туловища в положении стоя и развитие способности переносить вес тела на одну ногу.

    При освоении самостоятельной ходьбы развитие достаточного для функциональной ходьбы уровня контроля за положением туловища и нижних конечностей, особенно способности переносить вес тела на одну ногу.

    Полный список терминов

    Источник: https://physrehab.ru/glossary/down-syndrome/

    Памятка

    Лфк синдром дауна

    Дети с синдромом Дауна в различных областях развития могут находиться на разных уровнях. Тем не менее, каждому из них полезно на опыте узнать, как нужно общаться с окружающими, определенная дисциплина, каждому важно, как следует отработать навыки самообслуживания, общей и тонкой моторики, координацию движений.

    Одно из наиболее ценных умений, которых ребенок приобретает в детском саду- это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи.

    Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими.

    Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.

    Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении.

    Кроме того, детей необходимо в максимальной степени адаптироваться к условиям жизни нормальных людей, следовательно, интеграция в общество, пребывание в котором будет для ребенка с синдромом Дауна приобретение наилучшего опыта.

    Возраст от 3 до 6 лет имеет большое значение и для формирования правильной модели поведения.

    Годы, проведённые в детском саду, дают возможность ребёнку активно участвовать в жизни более широкого мира.

    Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию, наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий.

    Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран недостаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром.

    У детей с синдромом Дауна нарушены темпы развития всех стороны психики: внимание, память, мышление, речь, моторика. Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания.

    Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание в том числе за счет использования ярких атрибутов (спортивного инвентаря, видеоинсталляций, музыкального сопровождения и пр.).

    Задачи по физическому воспитанию:

    – оптимизация двигательной активности;

    – формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;

    – закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом;

    – формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности через систему физкультурных занятий;

    На начальном этапе обучения мы используем самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.

    Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба – естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела.

    С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания. Для этого мы предлагаем малышу перешагивать через различные предметы:

    – кубики

    – скакалки

    – ленты

    – гимнастические палки,

    Занимаясь с ребенком, мы предлагаем ему самые разнообразные виды ходьбы, но действуем последовательно! Сначала отрабатываем простые движения, затем переходим к более сложным!

    На занятиях используем следующие виды ходьбы:

    • самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;

    • ходьба за взрослым, за другим ребенком;

    • ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем – левая;

    • ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);

    • ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент – ходьба, как только замолчал – остановка);

    • ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д;

    Различные виды ходьбы во время занятий сочетаем не только с музыкой, но и со стихами.

    «Ножки и дорожки»

    Большие ноги шли по дороге

    (при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами,

    А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).

    «Зашагали ножки»

    Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша, приговаривая:

    Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот Как мы умеем -Топ, топ, топ!

    Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!

    В работе по формированию способности регулировать мышечный тонус мы используем как общеразвивающие, так и коррекционные упражнения.

    Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм и развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног. Мы выполняем их как с предметами, так и без них. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Используем мячи разных размеров: большие (отталкивать ногами, средние (перекатывать,маленькие (подбрасывать, передавать, переносить).

    В этих упражнениях чередуется напряжение и расслабление мышц, а также вырабатывается правильное мышечное взаимодействие.

    Коррекционные упражнения помогают сформировать правильную осанку и тренируют чувство равновесия.

    Чувство равновесия развивается при ходьбе по ограниченной поверхности, при остановках во время ходьбы и бега, а также при перешагивании через кубики, палки, верёвки.

    Мы подбираем упражнения таким образом, чтобы ребенок, выполняя их, усваивал понятия «сильно»«слабо»«громко»«тихо».

    «Перекрестные движения с предметом»

    Оборудование: колокольчики.

    Встаньте лицом к лицу с ребенком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.

    Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком.

    Затем усложняли задачу, чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях руками: при тихом звучании разводили руки в стороны и плавно выполняли перекрестные движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делали более сильные взмахи руками через стороны над собой.

    Вместо колокольчиков мы так же использовали ленты, цветы, флажки и другие подходящие предметы, которыми интересно взмахивать. Постепенно упражнение может усложняться и дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом, но в процессе ходьбы.

    «Весёлая ленточка»

    Оборудование: барабан, лента.

    Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину. Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом – на носочках.

    «Канатоходец»

    Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться на канате, который лежит на полу. Стопы ребенка должны располагаться поперек каната.

    «Лёгкие и тяжёлые руки»

    И. п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно покачивать руками вперёд, назад.

    «Мяч вокруг себя»

    Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.

    Встаньте напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади – из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.

    В заключении хотелось бы сказать, что первое время следует проводить только одну игру, которая занимала минут пять. Заниматься регулярно, а новые игры вводить постепенно, понемногу.

    Отслеживать , сколько времени малыш сохраняет внимание, чтобы не переутомить его! Мы поддерживаем любые попытки малыша откликнуться на наше предложение и поучаствовать в играх! Если видим, что ребенку что-то пока не удается, мы разбиваем задание на отдельные части, а потом соединяем их вместе. Главное, чтоб ребенку было интересно.

    Источник: https://infourok.ru/pamyatka-fizicheskoe-razvitie-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-sindromom-dauna-2766352.html

    Страница Психолога
    Добавить комментарий