Лфк для детей с умственной отсталостью

Проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7- 8 лет на занятиях ЛФК

Лфк для детей с умственной отсталостью

Страница 5

Комплексы упражнений для коррекции осанки для умственно отсталых детей на занятиях ЛФК.

Комплекс №1

Части занятияупражненийДозировкаНаправленность воздействия
ПодготовительнаяЧасть1. Ходьба с мешочком гороха на голове в коридоре (ширина – 1 м., длина – 10 м.).20 супражнения в ходьбе с сохранением правильной осанки
2.И. п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе.1 – поворот туловища вправо, правую руку в сторону;2 И. п.3 – то же в лево4 – и. п.4-6 разОРУ – способствующие расширению грудной клетки
Основная часть3.И. п. – лёжа на животе, принять правильную осанку (симметричное расположение рук и ног относительно средней линии).1-Перевести кисти рук вперёд, 2 – положить их друг на друга под подбородок.3-4 одновременно приподнять руки, грудь не отклоняя в сторону, удерживать туловище в данном положении 3-5 сек.4-6 разсимметричные упражнения, корригирующие осанку.
4.И. п. – лёжа на животе, руки под подбородком.1 – отвести правую ногу в сторону;2 – приподнять голову и грудь с одновременным вытягиванием рук вверх;3 – 4 – возвратиться в и. п.То же с левой ноги.4-6 ра3асимметричные упражнения, корригирующие осанку.
5.И. п. лежа на спине, согнуть руки в локтях с упором на локти, согнуть ноги в коленях с упором на стопы.1-2 опираясь на стопы и локти, прогнуться, приподнять таз.3-4 вернуться в и. п.4 разаУпражнения для мышц брюшного пресса
6.И. п. – лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи,руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 счетов.4-6 разУпражнения для мышц спины
7.И. п. – О.С., руки в стороны.1 – движение прямой ногой вперёд;2 – в сторону;3 – назад;4 – и. п.4-6 разУпражнения для развития способности к сохранению равновесия
8. ИГРА “Пингвины”.Дети строятся в 2 колонны. У каждого играющего по одному мешочку с горохом. По сигналу педагога первые игроки зажимают между колен мешочек и прыгают на двух ногах до финишной черты на расстояние 5 м. Затем они берут мешочек в руки и бегут к игрокам второй пары и т.д. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.3-5 мин.Развитие умения координировать движение, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, равновесия, памяти, внимания, способности принимать и понимать задачу, умение действовать по правилам
Заключительная часть9.И. п. лежа на спине, дыхание спокойное, ноги согнуты в коленях.1 – Расслабить правую руку и предплечье, и кисть свободно поднять вдоль туловища.2 – То же, с левой рукой;3 – Расслабить правую ногу;4 – То же, с левой ногой.4 разаУпражнения в расслаблении, способствующиеформированию правильной осанки.
10.И. п. сидя на полу, ноги скрестно, спина прямая.1-2 Руки вверх над головой, голову откинуть назад, сделать вдох;3-4 Руки опустить вниз на пол перед собой, туловище согнуть, сделать выдох.4 разаДыхательные упражнения, способствующие формированию правильной осанки.
11.И. п. – стоя на четвереньках с опорой на кисти и колени. Ходьба на четвереньках по ковру, гимнастической скамейке.30 сек.Упражнения для увеличения подвижности позвоночника

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Средние нормы речевого развития ребенка
словарный грамматический речь дословесный Развитие речи имеет два основных направления: пассивное (насколько малыш понимает взрослую речь как таковую) и активное (непосредственное умение говорить). Навык обладания пассивной речью формируется у детей значительно раньше активной. К 9 месяцам обычно м …

Проблема повышения мотивации при обучении на среднем этапе
Возраст – в психологии – категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического – временные характеристики индивидуального развития. Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребёнка – полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с …

Цели и задачи самостоятельной работы
Если фактографические данные усваиваются учащимися на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во все новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная р …

Источник: http://www.faireducation.ru/striloms-83-5.html

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Лфк для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость — это состояние заторможения или неполного умственного развития, для которого характерны расстройства в области познавательных возможностей, речи, двигательных и социальных возможностей.

Отсталость в двигательном развитии проявляется из расстройств в области восприятия мира, с которым не связано отставание физического развития.

Примитивные действия у ребенка ведут к возникновению первичных форм конкретного мышления (двигательного мышления).

Большой раздел физического воспитание детей отводится гимнастическим упражнениям.

Гимнастика — это раздел, который может разнообразить и оказать благоприятное воздействие на организм, позволяющий корректировать и следить за изменениями в состояние здоровья умственно отсталого ребенка.

У умственно отсталых детей, часто бывают нарушения связанные с дыхательным аппаратом, которые можно корригировать при помощи дыхательных упражнений в сочетании с гимнастическими. Например, дыхательная гимнастика: «Куры»:

Можно понюхать фрукт: яблоко или апельсин. Приносила на занятие: по 4 фрукта, так как занимаюсь с подгруппой (4–5 человек детей). Дети с увлечением выполняют эти упражнения, окунаясь в них с головой, с удовольствием.

Можно нюхать цветы (я давала искусственные, яркие подсолнухи) потому что занятие проходило зимой, также может быть аллергия у ребенка. Приносила стаканчики одноразовые и трубочки, пытались делать «шторм на море», можно надувать мыльные пузыри, дуть на пластмассовые шарики, мячи маленького диаметра, сдувать «снежинки» с ладошки.

У нас в детском доме еще есть парашют, один 5, другой 7 метров, который мы тоже использует для дыхательных упражнений. Все происходит в форме игры.

У умственно отсталых детей происходят нарушение в развитии основных двигательных способностях, которые отстают от нормально развивающего ребенка, это проявляется во всем.

Основных групп мышц туловища, быстроты, выносливости, координации, скоростно — силовых качеств, подвижности суставов. У этих детей локализация органических поражений в центральной нервной системе, которая приводит к недоразвитию моторики.

Чем выше уровень поражения, тем грубее двигательные расстройства.

В связи с физическими недостатками детей необходимо учитывать двигательные нагрузки в развитие общей моторики. У умственно — отсталых детей происходит отставание в росте, в весе от принятой возрастной нормы: в телосложение, нарушены пропорции, осанки.

Умственно отсталые дети нуждаются в дозированной нагрузке, индивидуальном подходе, они не могут выполнять гимнастические упражнения требующие больших двигательных усилий, так как это приводит к возбуждению нервной системы.

Поэтому, подбирая для занятия физические упражнения нужно включить задания на работу опорно- двигательного аппарата, мышечные группы и системы, дыхательную гимнастику, корригировать недостатки развития ребенка. Давать гимнастические упражнения можно, начиная с элементарного построения, необходимо выполнять которые на каждом занятии.

Построение в шеренгу, я корригирую по ориентирам: конусам, кубикам, флажкам, резиновым «блинчикам», а с маленькими дошкольниками, по игрушкам. Также можно использовать линии разметки. Сначала ввожу материал по показу, позже использую словесную инструкции, так они запоминают свои места.

После этого по показу происходит обучение: на носках, пятках, по ориентирам. Ходьба в строю. Ходьба и бег оказывают большое тренировочное воздействие на мышцы всего тела. Умственно отсталые дети при ходьбе часто сутулятся, топают, шаркают ногами, видна не ритмичность движения.

Имитационная ходьба легче усваивается детьми, они с удовольствием подражают походке кошке, медведю (животным). Большинство двигательных навыков можно представить, как игровые. Эти навыки помогут научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, поможет освоить новые умения, то есть в этом процессе одно способствует развитию другого. Особенно, если движение сопровождаются текстом (стихами).

Умственно отсталым детям тяжело соблюдать дистанцию между собой. Можно, этот материал давать в форме игры.

Например, игра: «Паровоз», когда дети стоя в колонну, держатся за гимнастическую палку одной рукой, с равным промежутком друг от друга (учитель «сажает» детей в вагончики), так они идут по кругу соблюдая определенную дистанцию между собой.

Или стоя друг за другом, положив руку на плечи впереди стоящему, начинают взмах руками («Птички летают»). После этого мы строимся, делаем круг (взявшись за руки) и начинаем по показу выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Мои детки любят особенно упражнения с предметами, которые совершенствуют пространственную ориентировку, развивают мелкую моторику. С их помощью значительно расширяется диапазон движений и развитие двигательных функций, совершенствуется координация движения рук (кисти и пальцев).

Упражнения с предметами быстрее вырабатывают двигательный стереотип и образование межмышечных связей. Например, упражнения с мячами, начинаю вводить при помощи больших фитбольных мячей. Детям легче их прокатывать, бросать и ловить. После того, как навык закреплен, даю мяч меньшего диаметра.

После этого отрабатываю метание, у детей при выполнении этих упражнений развивается мелкая моторика, глазомер, меткость; ребята учатся правильному захвату мяча.

Общеразвивающие упражнения, которые относятся к гимнастике, оказывают корригирующий и оздоровительный эффект, который непосредственно влияют на осанку, тренирует вестибулярный аппарат, развивает сердечно — сосудистую систему. Большая часть гимнастических упражнений является мощным профилактическим средством различных нарушений у умственно отсталых детей.

Как на физическом уровне, так и влияет на психические процессы, на их интеллект. Происходит положительная динамика, пусть не у всех детей, пусть хоть немного, но она есть. Я это вижу по результатам срезов, которые мы проводим осенью и весной. Бег и ходьба- это циклические упражнения, динамического характера.

Во время бега в работу вовлекаются почти все группы мышц.

Умственно отсталым детям нравится преодолевать полосу препятствий — это практическое пособие в лазании и перелезаний, в котором задействуются мышцы плечевого пояса и туловища, это средство для развития координации и равновесия.

В работе, мне помогает спортивный комплекс «Жук», в котором есть горки, проходы через модули и сухой бассейн. Дети в нем лазают на четвереньках, вверх и вниз, с увеличением угла наклона.

Также использую его при коррекции пространственной ориентировки.

Гимнастические упражнения присутствуют и в играх, в которые дети с увлечением вовлекаются. Подвижные игры, которые одновременно воздействуют на физическое состояние и заполняют эмоциональную сферу ребенка. Подвижные игры я «переделываю» под своих детей. Игра «мышеловка», которую используют в обычных детских садах; я изменила движения, текст остался прежним.

Текст.

Ах, как, мыши надоели!

Все погрызли, все поели,

Берегитесь же, плутовки!

Доберемся мы до вас!

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети не бегают через «мышеловку», а вместе с учителем водят хоровод (учитель произносит текст сам, так как многие из моих детей не говорят). После чего, останавливаясь, ребенок, который хочет (сообразит быстрее) берет игрушку — мышку в руки и обнимает ее.

Ребенок при этом получает положительный, эмоциональный настрой, который способствует доброжелательному отношению друг другу и к окружающим, способствует повышение двигательной активности детей, побуждает к игре.

Упражнения необходимо выполнять со средней интенсивностью.

Таким образом, учитель должен знать данные врачебных осмотров, знать состояние здоровья своих воспитанников, в связи с этим планировать свою работу. На занятии наблюдать за ребенком, как он себя чувствует после выполнения упражнения. Главное, не навредить, а помочь и активизировать двигательную активность ребенка.

Литература:

1.                   Частные методики адаптивной физической культуры (Текст): учебник/ под общ.ред проф. Л. В. Шапковой.- М.: Советский спорт,2007.-608 с.: ил.

2.                   Лопухина И. Л.. Логопедия. Ритм. Речь. Движение. С.-П.,Дельта,1997

Источник: https://moluch.ru/archive/65/10694/

Методика преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Лфк для детей с умственной отсталостью

Лечебная физическая культура как учебный предмет составляет неотъемлемую часть учебного процесса для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Уроки ЛФК предусматривают охрану и укрепление здоровья, профилактику осложнений имеющихся нарушений, физическое развитие (развитие двигательных навыков, развитие интереса к различным видам двигательной активности, развитие личности). На этих уроках ребенок познает окружающий мир через движения.

Целью проведения занятий ЛФК является самореализация детей и подростков через активную физическую деятельность.

Работа по ЛФК включает в себя несколько направлений: учебно-развивающее, выравнивающее, терапевтическое и спортивное. На практике эти направления часто пересекаются.

Из-за быстрой утомляемости детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью во время уроков необходимы большие паузы для отдыха. Освоение новых видов двигательной деятельности многим детям дается с трудом, особенно в более старшем возрасте.

Это происходит из-за недостаточной пластичности центральной нервной системы, сложившихся двигательных стереотипов, недостаточного жизненного опыта. Многие дети имеют обостренное «чувство погоды», которое негативно отражается на их самочувствии.

Кроме задач собственно физического развития, инструктор ЛФК на всех занятиях решает и другие, не менее важные задачи: расширение речевых способностей и образование понятий в связи с содержанием спортивного занятия, развитие эмоциональной сферы, формирование стереотипов социального поведения, выработка гигиенических навыков.

Все занятия проводятся с учетом физической подготовленности учащихся, особенностей характера, возрастных различий; инвентарь и оборудование также должны соответствовать возрасту и уровню психомоторного развития детей и подростков.

предпосылка для успешного занятия — это создание специалистом положительного эмоционального настроя. На этом фоне может начинаться целенаправленная работа.

Ввиду малой способности учеников абстрагировать и недостаточной речевой компетенции большое значение придается однозначной и точной речи инструктора. Незаменима визуальная, тактильная, кинесте- зическая ориентировка.

Часто должны быть включены несколько ориентиров, чтобы обеспечить успех обучения (совместное выполнение действия и сопровождающая речь).

Действия необходимо членить на маленькие шаги. При разучивании новых движений применять разные варианты этого движения (разные исходные положения, разный темп выполнения, амплитуду и т. д.).

Быстрая утомляемость и разный уровень активизации учеников требует продуманной смены нагрузки и отдыха. Лучше использовать короткие упражнения игрового характера. Они меньше утомляют и поддерживают мотивацию на высоком уровне. Инструктор Л ФК должен контролировать эмоциональное состояние учащихся, узнавать агрессивное и депрессивное состояние и устранять его.

При планировании урока надо предусматривать время на переодевание и гигиенические процедуры.

В примерных программах для массовых общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ отражены следующие основные задачи физического развития:

  • — укрепление здоровья, закаливание организма;
  • — обучение основам техники движений, формирование жизненно необходимых умений и навыков;
  • — развитие физических способностей;
  • — формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
  • — воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
  • — воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к дисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.

К специальным задачам относятся:

  • 1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:
    • — согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
    • — согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;
    • — согласованности движений и дыхания;
    • — компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
    • — формирование движений за счет сохранных функций.
  • 2. Коррекция и развитие координационных способностей:
    • — ориентировки в пространстве;
    • — дифференцировки усилий, времени и пространства;
    • — расслабления;
    • — быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
    • — статического и динамического равновесия;
    • — ритмичности движений;
    • — точности мелких движений кисти и пальцев.
  • 3. Коррекция и развитие физической подготовленности:
    • — целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии физических качеств;
    • — развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
  • 4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:
    • — формирование и коррекция осанки;
    • — профилактика и коррекция плоскостопия;
    • — коррекция массы тела;
    • — коррекция речевого дыхания;
    • — укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • 5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:
    • — развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
    • — дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
    • — развитие зрительной и слуховой памяти;
    • — развитие зрительного и слухового внимания;
    • — дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
    • — развитие воображения;

коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

  • 6. Развитие познавательной деятельности:
    • — формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;

расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений (формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и Т. II.).

7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

Основным средством лечебной физической культуры является

физическое упражнение, дополнительными — естественно-средо- вые силы природы и гигиенические факторы.

Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание.

Каждый их этих разделов включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами Л. В. Шапкова объединяет их в следующие группы [4].

  • 1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
  • 2. Общеразвивающие упражнения:
    • — без предметов;
    • — с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.);
    • — на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).
  • 3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
  • 4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.
  • 5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
  • 6. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
  • 7. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
  • 8. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики.
  • 9. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т. и., активизирующие познавательную деятельность.
  • 10. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
  • 11. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
  • 12. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.

На занятиях и во внеурочное время необходимо использовать естественно-средовые факторы, такие как воду, воздушные и солнечные ванны в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма.

Благоприятные условия внешней среды усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся радость и бодрость 14 ].

Рядом авторов установлено, что для детей с умственной отсталостью плавание с первых месяцев жизни оказывает не только благотворное влияние на все функции организма ребенка, но является эффективным средством коррекции двигательных и психических нарушений [54,55, 56].

Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования.

Для умственно отсталых детей важны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов, но и приучение их ко всем видам закаливания, режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку.

Даже детям, имеющим грубые нарушения моторики в виде параличей и парезов, а также часто болеющих пневмонией, ангиной, бронхитом, необходимо закаливание, сначала местное — обтирание рук, ног, а затем общее — обливание теплой водой с постепенным снижением температуры.

Педагогам, воспитателям, медицинским работникам, проводящим закаливание, следует внимательно наблюдать за реакцией детей на эти процедуры — поведением, сном, аппетитом |45|.

Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями

И. В. Еркомайшвили дает следующее определение понятию «метод» — упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического формирования совершенствования человека [57].

Ю. Ф. Курамшин дает более обширное определение, говоря о том, что: метод — разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности [56].

Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью имеет ряд общих методов:

  • — методы формирования знаний;
  • — методы обучения двигательным действиям;
  • — методы развития физических способностей;
  • — методы воспитания личности;
  • — методы организации взаимодействия педагога и занимающихся;
  • — методы регулирования психического состояния детей.

В основе их лежат закономерности обучения, возрастного развития, дидактические и специально-методические принципы, коррекционная направленность педагогического процесса.

Выбор метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности их выбор определяется:

  • 1. Поставленными задачам обучения и воспитания.
  • 2. Характером содержания учебного материала, применяемых средств.
  • 3. Возможностями занимающихся — их возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем подготовленности и др.
  • 4. Возможностями самих преподавателей — их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, стилем работы и личностными качествами и др.
  • 5. Временем, которым располагает преподаватель.
  • 6. Структурой отдельных занятий и их частей.
  • 7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физической работоспособности (повышения уровня развития качеств, их стабилизация или восстановление).
  • 8. Особенностями внешних условий, в которых проводится занятие (температура воздуха, сила ветра, состояние оборудования, количеством инвентаря).

Ни один из многочисленных методов не может быть признан единственным и основным. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывают себя только в тесной взаимосвязи с ними.

Источник: https://studme.org/126006/meditsina/metodika_prepodavaniya_fizicheskoy_kultury_detyam_podrostkam_umerennoy_tyazheloy_umstvennoy_otstalostyu

Страница Психолога
Добавить комментарий