Лфк для детей с аутизмом

Лфк при аутизме – комплекс физических упражнений при аутизме: советы от специалистов aba

Лфк для детей с аутизмом

Адаптивная физкультура при аутизме признана одним из наиболее действенных средств на пути борьбы с этим распространенным заболеванием. Психическое состояние напрямую связано с состоянием физическим, поэтому применение ЛФК (лечебной физической культуры) при расстройствах аутистического спектра крайне важно.

Терапевтическое воздействие «физры» подтверждается множеством отзывов родителей аутичных детей: благодаря регулярным занятиям ЛФК улучшается обучаемость детей дошкольного и школьного возраста, а также подростков (17–19 лет) и даже взрослых людей.

Посредством специально подобранных упражнений корректируются дефекты речевого и физического развития, снижается тревожность, активизируется контактность с окружающим миром.

Нейрокоррекция, основанная на лечебной физкультуре, имеет некоторые специфические особенности – их необходимо учитывать, чтобы добиться ощутимого эффекта. В этой статье мы поговорим о таких особенностях, а также о специальных «приемах», позволяющих пробудить интерес аутичного ребенка к занятиям лечебно-игровым спортом.

Преимущества физкультуры при аутизме

Физкультура для детей с аутизмом решает не только чисто физические проблемы, но и:

  • развивает способность к имитации (подражанию);
  • стимулирует ребенка к выполнению различных инструкций;
  • формирует навыки произвольной организации ребенком движений собственного тела;
  • воспитывает коммуникативные навыки и способность к взаимодействию внутри коллектива.

Кроме того, с помощью правильно подобранной программы ЛФК можно обучить аутичного ребенка выполнять определенные действия без посторонней помощи.

Социальные и коммуникативные навыки

Правильно спланированная программа лечебной физкультуры способна создать интересное и безопасное с точки зрения аутиста пространство, в котором можно взаимодействовать с другими людьми – тренером, родителями, другими детьми. Таким образом, ЛФК может стать для ребенка отличной возможностью для практики социальных навыков.

Физическая форма

Двигательная сфера аутичного ребенка отличается наличием стереотипий, сложностями в формировании действий с предметами и бытовых навыков, расстройствами моторики и т. д. Движения аутиста могут быть вялыми или, напротив, излишне скованными, непластичными.

Низкая произвольность движений у аутичных деток в большинстве случаев влечет за собой нарушение координации движений, а их мышечная сила обычно существенно ниже, чем у нейротипичных сверстников.

Учитывая все это, адаптивная ЛФК является важнейшим средством корректирования нарушений двигательной функции и стимулирования физического и моторного развития.

Выносливость

Сильные мышцы и выносливость – обязательные условия не только для поддержания хорошей физической формы, но и для социальной активности детей с РАС. Физически развитый ребенок имеет гораздо больше возможностей для общения с ровесниками и участия в играх, требующих подвижности и физической активности.

Моторика

Основные подвиды физической активности и связанных с ней социальных возможностей подразумевают использование навыков моторики – целенаправленных движений, бега, умения бросить и поймать что-либо и т. д. Лечебная физкультура способна существенно улучшить моторные навыки у аутичных малышей и подростков.

Какой комплекс упражнений стоит выполнять при аутизме

Ощутимо развить не только моторные, но и социальные навыки может помочь следующий комплекс упражнений ЛФК при аутизме:

  1. Марш. Хотя «маршевая» гимнастика относится к крупной моторике, она способна развивать не только ее, но и ряд других навыков, в том числе имитацию. Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял каждое движение за взрослым. Можно предложить малышу начать с движений ногами на одном месте, потихоньку подключая к ним шаги вперед – сначала короткие, а затем и более длинные, с более высоким подъемом ног, а также движения руками. Для повышения интереса можно показать ребенку видео смены караула у Букингемского дворца в Лондоне или другие подобные материалы;
  2. Батут – «король» ЛФК при аутизме у детей для улучшения крупной моторики. Прыжки на батуте – это прекрасная сенсорная стимуляция, эффективно снимающая сенсорную перегрузку и способствующая снижению тревожности. Достаточно часто регулярные прыжки на батуте помогают детям с РАС снизить частоту и интенсивность повторяющегося поведения, а также начать лучше организовывать собственное поведение;
  3. Игры с мячом – сначала самые простые (перекатывание мячика вперед и назад), а затем и более сложные («вести» мяч, хлопая по нему ладонью или подбрасывая ногой, ловить и/или отбивать мяч и т. д.). Такие игры способствуют развитию как навыков визуального слежения за объектом, так и моторных навыков;
  4. Символические игры. Поскольку символические действия в большинстве случаев даются аутичным детям достаточно тяжело, необходимо тренировать их в рамках ЛФК. Ребенку-аутисту гораздо легче подключать воображение, если предполагается двигательная активность. Развить моторику можно символическими играми «летаю как самолетик», «прыгаю как зайчик», «надеваю шапочку/пальтишко/сапожки» (воображаемые) и т. д.;
  5. Ползание в туннеле – специально купленном или самостоятельно построенном из больших коробок либо стульев и покрывал. В туннеле можно просто ползать вперед и назад, а также играть в прятки, поезд в метро, лисичку в норе и т. д.;
  6. Шаги или запрыгивание в картонную коробку, стоящую на полу. Сначала ставьте перед ребенком простые задачи (просто наступить в коробку и выйти обратно), а затем усложняйте их, добавляя определенную последовательность движений, увеличивая глубину коробок и т. д.

В занятия физкультурой для детей с аутизмом полезно включать и упражнения на развитие чувства равновесия – сначала прохождения по тонкой линии, нарисованной на полу, а затем и к балансированию на специальных качелях.

Перед началом упражнений необходимо определить, как долго малыш может неподвижно простоять закрыв глаза и не теряя равновесия – такой тест позволит понять, с какой интенсивностью нужно будет заниматься развитием чувства равновесия.

Кроме того, в комплекс упражнений при аутизме рекомендуется включить катание на двух-, трех- или четырехколесном велосипеде, а также танцы. Танцевальные движения под музыку прекрасно подходят для стимулирования навыка моторной имитации и других полезных бытовых навыков – например, чистки зубов, подметания пола, протирания посуды после мытья и т. д.

Эффективно развить крупную моторику и навык упорядочивания действий помогут упражнения для детей-аутистов с использованием полосы препятствий.

Изначально такая полоса может состоять из одного препятствия, которое ребенок должен преодолеть в рамках кросса, а в дальнейшем количество препятствий увеличивается.

Можно задействовать предметы для лазания, скакалки, ходьбу по тонкой линии, перекатывания, «лягушачьи» прыжки, «крабовые» движения и т. д.

В некоторых случаях в ЛФК для детей с аутизмом могут включаться элементы Бобат-терапии – нейро-развивающей терапии по методу Бобатов (физиотерапевта Берты Бобат и психиатра Карела Бобата). Супруги Бобат начали разработку своей методики еще в 40-х годах прошлого века, постоянно совершенствуя ее вплоть до 80-х годов.

Суть Бобат-терапии состоит в подборе поз тела, при которых пациент не может выполнять патологические рефлекторные движения.

К примеру, в «позе эмбриона» у ребенка уменьшаются тонусы мышц и конечностей, а вместе с ними – позотонический (постуральный) рефлекс, из-за которого тело или его части сохраняют патологическое «неправильное» положение, как бы цепенея в нем.

Бобат-терапия по сей день широко применяется в борьбе с нарушениями моторики (гиперкинезах, спастике, проблемах с координацией движений), а также при многих других заболеваниях, включая ДЦП, сколиоз, дефекты развития позвоночника и др.

В случае стойких нарушений двигательных функций также может быть применен метод чешского невролога Вацлава Войты (Войта-терапия). Упражнения из этой методики представляют собой стимуляцию движений ползания и поворотов, способствующих моторному развитию.

С помощью Войта-терапии активизируются нервная система и мозг пациента, а также происходит «разблокировка» механизмов передачи мозговых нервных импульсов в мышцы.

Постепенно у ребенка с нарушениями двигательной функции развиваются правильные двигательные реакции, а в задействованных мышцах активизируются регенерационные процессы благодаря увеличению притока крови.

Отметим, что в понятие «лечебная физическая культура» входят не только игровые спортивные упражнения как таковые, но и полезное для здоровья закаливание, массажи и ежедневная организация двигательного режима ребенка в целом.

Трудности при занятии физкультурой для детей с аутизмом

Некоторые особенности аутизма как такового могут существенно затруднять получение удовольствия от полезной физической активности. В самом начале занятий аутичный малыш зачастую сталкивается с такими проблемами:

    • сложности при выполнении упражнений и действий с мячом, связанные с дефектами сенсомоторной координации и ручной моторики;
    • проявление во время занятия стереотипных движений, связанных с трудностями самоконтроля (раскачивания, махание кистями рук, ходьба на носочках, кружение на одном месте и т. д.);
    • затруднения с пространственным ориентированием и выполнением целенаправленных движений, действий;
    • полное непонимание происходящего, способное вызвать агрессию, направленную на тренера, аутоагрессию или истерику;
    • если занятия по ЛФК проводятся в группе, малыш может попросту испугаться присутствия посторонних людей.

Задача родителей и тренера – деликатно и ненавязчиво приучить ребенка к новому для него времяпрепровождению.

Как приучить ребенка с аутизмом к занятию физкультурой

Чтобы ваш подопечный не протестовал против ЛФК и с радостью занимался полезными упражнениями, обязательно соблюдайте следующие правила:

  • занятия должны быть четко распланированы, чтобы за короткий период времени у ребенка сформировался «положительный стереотип». То есть малыш должен хорошо усвоить последовательность упражнений, их количество и длительность их выполнения, чтобы всегда знать, что его ждет в процессе – предсказуемость снимает тревогу;
  • каждое из упражнений в идеале должно быть обыграно и привязано к личным пристрастиям и интересам ребенка. Если он любит прыгать – задействуйте в комплекс упражнений побольше прыжков, если любит танцевать – подключайте танцевальные движения и т. д.

Помогайте ребенку на каждом этапе его «спортивного пути», ободряйте его, ласково и ненавязчиво поправляйте неверные движения и с радостью поощряйте даже минимальные успехи.

Начинайте с малого

Физические упражнения при аутизме лучше внедрять в повседневную жизнь постепенно. Например, можно начать преодолевать пешком всё большее расстояние по пути в школу или на терапевтические занятия, подольше гулять (с собакой или без нее), чаще посещать детскую площадку, делать «физкультурные» перерывы между обычными домашними делами и т. д.

Конечной целью этого постепенного внедрения должен быть один час в день, посвященный исключительно физической активности и воспринимаемый ребенком как привычная и приятная часть дневного расписания.

Занимайтесь вместе с ребенком

Ежедневно подавайте малышу примеры активного образа жизни, ведь именно родители являются главными образцами для подражания у всех детей – и аутичных, и нейротипичных.

Кроме того, подумайте, можно ли каким-то образом задействовать и других людей из тех, с кем ребенок контактирует ежедневно или хотя бы раз в несколько дней.

Возможно, они тоже смогли бы по мере сил поощрять малыша к занятиям физическими упражнениями.

Предлагайте разные варианты активности

Чтобы ребенок смог выбрать физическую активность, которая действительно придется ему по душе – предложите выбор. Пусть малыш попробует как можно больше разных вариантов – например, настольный теннис, велосипед, «водная гимнастика» в бассейне или ванне, катание на лошади и т. д.

Желательно, чтобы физические занятия не были однотипными, а были направлены на развитие таких факторов, как:

  • физическая форма (интенсивные физнагрузки – приседания, бег, прыжки и т. д.);
  • социальное взаимодействие (игры и упражнения, в которых задействован другой человек или несколько людей);
  • независимость (например, зарядка под видеоролик).

Если физическая активность будет включать в себя все три перечисленных пункта, эффект от нее будет максимально благотворным.

Визуальная поддержка и расписание

Поскольку аутичные люди гораздо лучше понимают и усваивают визуальную информацию, чем какую-либо другую – продумайте возможность зрительной поддержки в виде визуального расписания, карточек с изображением упражнений, наглядных демонстраций упражнений (самостоятельно или при помощи видео) и т. д.

Поощрение

Беспроигрышным способом приучить малыша к программе лечебной физкультуры станет правильно подобранное позитивное подкрепление – например, «честно заработанный» йогурт или другое любимое лакомство, либо просто эмоциональное поощрение (объятия, щекотание, потирание носиками или что-то еще, радующее ребенка).

Именно на правильно подобранных поощрениях основывается наиболее эффективная на сегодняшний день методика коррекции аутизма – ABA-терапия. Метод прикладного анализа поведения для родителей и специалистов пользуется заслуженной популярностью во всем мире, помогая эффективно адаптировать аутичных людей к полноценной жизни в социуме.

Источник: https://aba-kurs.com/lfk-pri-autizme/

Комплекс упражнений по лечебной физкультуре для детей с ДЦП, для детей с аутизмом

Лфк для детей с аутизмом

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

Упражнения, развивающие навыки движения:

  • ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
  • ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
  • взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
  • ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
  • придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
  • подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Упражнения для нормализации суставных функций:

  • ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  • ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
  • ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  • ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Упражнения для мускулатуры живота:

  • ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
  • научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
  • ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  • ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Упражнения для устранения гипертонуса мышц рук:

  • проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
  • крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Упражнения для мышц ног:

  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
  • взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Упражнения для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

  • ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
  • ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
  • ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Упражнения для стабилизации дыхания:

  • попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
  • отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
  • научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

Комплекс упражнений для детей с аутизмом

Для развития моторики у детей с аутизмом можно выполнять ряд простых упражнений:

Марш

Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Предложите ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперед и к движениям рук.

Прыжки на батуте

Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

Игры с мячом

Самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч. Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно.

Начните с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча.

Другие виды деятельности включают в себя:

• Удары ногой по мячу

• Ведение мяча

• Отбивание мяча от пола

• Отбивание мяча руками и ловлю мяча

Равновесие

Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия.

Проведите тестирование и проверьте, может ли ребенок неподвижно стоять с закрытыми глазами и не терять равновесия. Это поможет вам определить, сколько потребуется работать над развитием навыков удержания равновесия.

Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.

Двухколесные и трехколесные велосипеды

Велосипеды для аутичных детей не обязательно должны быть спроектированы специальным образом для удовлетворения потребностей детей с расстройствами аутистического спектра, однако некоторые из таких адаптированных моделей обладают дополнительными преимуществами.

Двухколесные и трехколесные велосипеды помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка.

Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей для многих детей.

Танцы

Родители и специалисты могут использовать танцы под музыку для того, чтобы стимулировать формирование навыков моторной имитации и других повседневных жизненных навыков. Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов, игры с замиранием и т.п.

Символические игры

Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

• «Летаем как самолетик»

• «Прыгаем как кролик»

• «Одеваемся»

Шаги в коробку

Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.

Туннель

Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.

Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.

Полоса препятствий

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным.

На самом деле, инструкторы и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями.

Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

• «Крабовую» походку

• Прыжки лягушкой

• Перекатывания

• Прыжки на скакалке

• Ходьбу по линии

• Лазание по предметам и т.п.

Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий.

Материал подготовлен 

инструктором по лечебной физкультуре О.Г.Аксенёнок

Источник: http://www.ckro.by/dlya-vas-roditeli/kompleks-uprazhnenii-po-lechebnoi-fizkulture-dlya-/

Десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей

Лфк для детей с аутизмом

Предлагаем вашему вниманию десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей. При помощи этих упражнений можно не только укрепить мышцы ребенка, но и сформировать у него очень ценные навыки. У родителей и специалистов, работающих над развитием моторики аутичного ребенка, есть широкий выбор различных приемов и техник.

Некоторые из таких занятий могут оказаться довольно сложными для аутичных детей, другие же превратятся в настоящее веселье.
Предлагаемые в этой статье десять упражнений на развитие крупной моторики у аутичных детей включают в себя занятия, которые не только развивают навыки моторики у ребенка, но и улучшают его социальные навыки.
1.

Марш Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие.

Предложите ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходите к шагам вперед и к движениям рук.

2. Прыжки на батуте

Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом.

Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги.

У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

3. Игры с мячом

Самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч. Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно. Начните с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча. Другие виды деятельности включают в себя:

• Удары ногой по мячу

• Ведение мяча
• Отбивание мяча от пола
• Отбивание мяча руками и ловлю мяча
• T-ball (бейсбольный удар)

4. Равновесие

Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия.

Проведите тестирование и проверьте, может ли ребенок неподвижно стоять с закрытыми глазами и не терять равновесия. Это поможет вам определить, сколько потребуется работать над развитием навыков удержания равновесия.

Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.

5. Двухколесные и трехколесные велосипеды

Велосипеды для аутичных детей не обязательно должны быть спроектированы специальным образом для удовлетворения потребностей детей с расстройствами аутистического спектра, однако некоторые из таких адаптированных моделей обладают дополнительными преимуществами. Двухколесные и трехколесные велосипеды помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка. Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей для многих детей.

6. Танцы


В журнале New York Times была опубликована статья под названием «Танцы помогают аутичным детям», в которой авторы рассказали о важности занимательной и веселой моторной активности для развития ребенка. Родители и тераписты могут использовать танцы под музыку для того, чтобы стимулировать формирование навыков моторной имитации и других повседневных жизненных навыков. Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов, игры с замиранием и т.п.

7. Символические игры

Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

• «Летаем как самолетик»

• «Прыгаем как кролик»
• «Одеваемся»

8. Шаги в коробку

Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.

9. Туннель

Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры. Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.

10. Полоса препятствий

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, тераписты и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

• «Крабовую» походку

• Прыжки лягушкой
• Перекатывания
• Прыжки на скакалке
• Ходьбу по линии
• Лазание по предметам и т.п.

Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.

Разработка плана по развитию крупной моторики

Двигательная активность может быть источником тревоги для многих детей с расстройствами аутистического спектра (рекомендуем вам также ознакомиться со статьей об управлении тревожностью). Оказывайте ребенку поддержку и вводите новые виды упражнений постепенно. Начинайте с наиболее нейтральных заданий, а затем переходите к более сложным, убедившись в том, что предлагаемые вами виды деятельности соответствуют уровню развития ребенка, а цели по развитию моторных навыков являются реалистичными. Источник: http://autism.lovetoknow.com/Ten_Gross_Motor_Activities_for_Autistic_Children

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:”http://4.bp.blogspot.com/-J1cTCi5nKCI/U8QF2ivFYhI/AAAAAAAABcE/Dercz3MOSyc/w1200-h630-p-k-no-nu/120399-320×212-TenGrossMotorActivities.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://autism-aba.blogspot.com/2014/07/ten-gross-motor-activities-for-autistic.html”,”domain”:”autism-aba.blogspot.com”,”excerpt”:”Крупная моторика у аутичных детей.”,”word_count”:902,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://autism-aba.blogspot.com/2014/07/ten-gross-motor-activities-for-autistic.html

ᐉ Нейрокоррекция при аутизме – зарядка для аутистов

Лфк для детей с аутизмом

Физические упражнения при аутизме – это одно из самых действенных вспомогательных средств с заболеванием. Они обеспечивают не только лучшее самочувствие ребенка на соматическом уровне, но и повышают успеваемость, помогают снять напряжение и раздражительность.

Такой же эффект упражнения производят и на взрослого человека. Заметно снижаются приступы необоснованного страха, проще устанавливается контакт с окружением.

Однако, нейрокорекция, основанная на упражнениях, имеет свои особенности, без учета которых сложно добиться видимого результата.

Влияние физический упражнений на маленьких аутят

Главной целью зарядки для аутистов, является развитие:

  • моторики;
  • координации;
  • самоконтроля;
  • подражания;
  • понимание правил и рамок.

Вместе с этим, через упражнения развивается нормально восприятие символики. Для аутистов это достаточно сложно. Поэтому психологи задействуют двигательную активность. Она помогает проще вникнуть в материал и закрепить его в памяти.

Статья в тему: Занятия психолога и логопеда с ребенком с СДВГ

Ниже примеры игр для детей аутистов.

Двигательные игры для детей аутистов

НазваниеКак игратьЦель
РавновесиеНарисуйте на полу линию мелом. Также можно протянуть ленточку на несколько метров. Попросите ребенка идти четко по ней. Для примера, можно сначала пройтись самому.Развитие координации.
Полоса препятствийСкажите ребенку, что ему нужно пройти определенный путь. На нем, будут встречаться разные препятствия. Например, путь будет преграждать веревочка, которую нужно будет снять. Или разместите невысокие коробки, которые нужно будет переступать ил отодвигать.Выработка последовательности действий, для осуществления поставленной задачи.
ТуннельПостройте тоннель из коробок, одеял и других подручных предметов. Ребенку нужно будет выбраться из него, не нарушая целостность конструкции.Развитие понимания неизменности и устойчивости объекта. Также хорошо тренируется моторика.
ВелопрогулкаПредложите ребенку проехать на велосипеде от точки «А» в точку «Б». При этом, по определенному маршруту. Упражнение подходит для деток старше трех лет, и может выполняться с помощью трехколесного велосипеда. Для того чтобы заинтересовать, можно придумать увлекательную историю путешествия, украсить комнату или площадку, на которой ребенок будет кататься игрушками, цветными коробками и т.д.Развитие равновесия. Умение передвигаться целенаправленно и в указанные места.

Помимо этого, полезно играть с малышом в мячик. Можно бросать его друг другу, катать по полу, забрасывать в коробки. Однако, при каждом упражнении, должна присутствовать четкая инструкция и цель, которая должна быть достигнута по его окончанию.

Статья в тему: Игры и упражнения для развития детей атистов

Ведь именно благодаря пониманию необходимости управления собственными действиями, развивается навык самообслуживания, общения в коллективе и самообладания.

Физические упражнения при аутизме у взрослых

Во взрослой жизни крайне важно научиться контролировать свои эмоции.

Ведь при аутизме часто случаются приступы гнева, раздражительности и страхов. Плюс, как и дети, взрослые могут столкнуться с проблемой плохого физического состояния. Поэтому о физических нагрузках не стоит забывать в любом возрасте.

Наиболее эффективными считаются:

  1. бег и спортивная ходьба;
  2. виды спорта, ориентированные на растяжку. Возможна йога и пилатес;
  3. упражнения, развивающие координацию (вело прогулки, катание на коньках)
  4. силовые упражнения.

Последнее предполагает развитие выносливости мышц, вес задействовать не обязательно.
Для того чтобы понять наиболее подходящий вид физических упражнений, лучше проконсультироваться с врачом.

Ведь мышцы могут быть как слишком слабыми, так и сбитыми, зажатыми. При первом варианте лучше отдать предпочтение бегу и занятиям на тренажерах. Если мышцы скованны, то обратите внимание на растяжку.
Снять напряжение, и в то же время решить проблему слабых мышц, поможет плаванье. Оно помогает минимизировать тревожность, страхи.

Так, уделив внимание физическому состоянию, можно заметно повлиять и на психическое здоровье. Главное, делать упражнения регулярно и в комплексе.

Отзывы, о лечении аутизма нейрокоррекцией

ДенисПроходил курс лечения аутизма в клинике. Посоветовали еще в детстве заняться усердно растяжкой. Раньше это были просто пятиминутные упражнения. Сейчас уделяю внимание намного больше. Заметил, что в дни, когда хорошо «поработаю», намного меньше нервничаю. Также что на себе ощутил, что упражнения помогают избавиться от некоторых симптомов.

Анна

Занимаюсь с сыном почти каждый день. Особенно любит упражнения на координацию. Раньше падал после нескольких шагов. Сейчас делает большие успехи. Стал меньше раздражаться. Теперь можно хоть как-то договориться с ребенком, повлиять на его поведение.

ТатьянаЗанимаемся с дочкой уже как пол года, причем очень активно. Но пока только в положении лежа или сидя, по совету врача. Упражнения на зарядку больше похожи. Машем ручками, перекатываем друг-другу мячик. Малышка стала более контактная. Да и частота истерик снизилась.

Наталья

Ходим на нейрокорекцию в клинику. Основной упор врач делает на дыхательные и двигательные упражнения. Сиюминутного эффекта не обещали. Но, прозанимавшись три месяца, я уже замечаю результат.

Евгения

Занимаемся нейрокорекцией у врача. Посоветовал проводить упражнения и дома. Сейчас делаем все в комплексе. Девочка стала более сговорчивая. Охотнее играет с сестрой. Пока довольна результатом.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример

— Нейрокоррекция

Источник: https://autizmy-net.ru/neyrokorektsiya-kak-effektivnyiy-sposob-pri-reabilitatsii-autistov/

Преодолеем вместе

Лфк для детей с аутизмом

Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.

Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.

Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.

Для оценки физического развития и двигательного развития детей данной нозологической группы можно применить следующие тесты.

Проба Ромберга – ортостатическая проба. При выполнении этой пробы испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

Отбивание мяча от пола – оценивается координация движений рук, скорость выполнения упражнения.

В занятия необходимо включить:

  1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
  2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
  3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
  4. В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
  5. При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.

Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т.д.)

Плаксунова Э.В. дает следующие рекомендации по физическому развитию детей с аутизмом. «Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.

При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

  • медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
  • проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

  • начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
  • постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
  • облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «финиш», а также «зону отдыха»;
  • формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;
  • показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
  • сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
  • формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
  • не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
  • формировать ощущение собственного тела, дозировать нагрузку;
  • двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
  • поощрять даже малейшие успехи.

Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

  • сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
  • выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
  • использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения упражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;
  • давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
  • создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит»;
  • исправлять неправильные движения ребенка;
  • радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

  • предъявлять материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
  • соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
  • соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
  • соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
  • соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
  • обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
  • соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия.

Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени».

Комплекс занятий для детей с РАС

  1. Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом:
  • перекатывание мяча к себе — от себя;
  • ловля мяча двумя руками, подбрасывание мяча, усложнение – отбивание мяча от пола.
  1. Укрепление мышц ног и развитие их координации:
  • ходьба на месте, усложнение – ходьба с продвижением вперед;
  • -катание на велосипеде/ велотренажере;
  • прыжки на месте на двух ногах, усложнение – прыжки на одной ноге;
  • прыжки на двух ногах с продвижением вперед-назад;
  • прыжки на батуте.
  1. Развитие чувства равновесия:
  • стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;
  • ходьба по линии, усложнение – ходьба по скамейке, ходьба по линии с препятствиями.
  1. Развитие навыков лазания и перелезания:
  • лазание по лестнице;
  • перелезание через скамью.

Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Для них больше подходят индивидуальные, а не командные виды спорта: они не могут понять, зачем необходимо отдавать пас в хоккее и футболе, с трудом взаимодействуют в команде.

  Особенно детям данной нозологической группы полезно плавание: оно успокаивает, позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Также полезно занятие конным спортом, верховой ездой: зачастую таким детям проще взаимодействовать с животными, чем с людьми.

Среди детей с РАС встречаются прекрасные наездники.

Легкая атлетика также очень подходит для занятий с детьми с аутизмом, прежде всего потому, что имеет индивидуальную форму. Бег, прыжки, ходьба помогают ребенку стать сильнее и выносливее. Очень нравится детям данной нозологической группы боулинг, они даже могут играть в него с нейротипичными сверстниками.

Успешно занимаются дети с РАС и боевыми искусствами. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.

Источник: https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/fizicheskoe-razvitie-detej-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra/

Страница Психолога
Добавить комментарий