Лекция на тему стресса

Конспект лекции по теме

Лекция на тему стресса

Стресс: природа и причины.

  1. Понятие стресс и стресс-менеджмент

  2. Меры управления стрессом

  3. Способы минимизации стресса в коллективе.

Словом “стресс” (от англ. stress – давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. Для руководителя стрессовые ситуации становятся неотъемлемой частью его работы. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико и они очень специфичны по своему содержанию.

К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы:

■ информационной нагрузки (нужно получать и перерабатывать в сжатые сроки массу новых сведений);

■ информационной неопределенности (например, не всегда понятно, когда придет ответ на отправленное в вышестоящий орган письмо или запрос, а сдавать отчет нужно уже сейчас);

■ ответственности (все поступки и слова руководителя влияют на восприятие публикой возглавляемого им учреждения культуры);

■ дефицита времени (срок, за который руководителю необходимо разобраться со всеми проблемами, ограничен);

■ межличностных конфликтов (в любом коллективе случаются ссоры, тем более среди творческих работников);

■ внутриличностных (ролевых) конфликтов (если положение сотрудника в организации не соответствует его видению себя, амбициям, возможностям и мечтам, жди “взрыва”);

■ полифокусности управленческой деятельности (руководитель решает различные, порой противоречащие друг другу задачи);

■ система внешнесредовых факторов (болезни членов семьи, пробки на дорогах, плохая погода и т. п.).

Иногда напряженность руководителя даже идет на пользу делу. Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойном состоянии. Такое состояние в психологии называется эустресс.

  Когда напряжение становится слишком сильным, возникают торможение или суетливость. Такой стресс называется дистресс, и именно его обычно подразумевают, когда говорят о негативном влиянии стресса на здоровье человека.

Перенапряжение может разрушать организм. Один стресс может накладываться на другой, поэтому частые стрессовые нагрузки особенно опасны.

Постоянный стресс провоцирует развитие невроза – а он, в свою очередь, служит катализатором для появления целого ряда других болезней, вплоть до инфаркта и инсульта.

  Хотя проявления стресса в большинстве случаев носят индивидуальный характер, можно выделить ряд признаков, помогающих определить, находится ли человек в состоянии стресса или нет:

  • Невозможность сосредоточиться,
  • повторение “глупых” ошибок,
  • ухудшение памяти,
  • нарастание чувства усталости,
  • ускорение темпа речи,
  • появление болей в спине, голове или в области желудка (если эти боли не вызваны никакими болезнями),
  • повышенная возбудимость,
  • отсутствие удовольствия от работы и невозможность закончить ее в срок – вот основные признаки того, что вы находитесь в состоянии стресса.

Хотя стресс является естественным явлением в жизни человека и незначительные его проявления неизбежны и безвредны, чрезмерный стресс создает проблемы для работников и организации в целом. Чтобы понять, как управлять собственным состоянием, руководителю пригодится стресс-менеджмент.

Под стресс-менеджментом следует понимать процесс управления стрессом, включающий в себя три главных направления: профилактику стрессогенных факторов, уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных последствий.

В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных метода: управление стрессами на уровне организации и отдельной личности.

К организационным мерам управления стрессами относятся:

1)   создание благоприятного организационного климата:

■ организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт (подчиненные могут открыто высказать свое мнение о тех или иных новшествах в жизни учреждения или управленческих решениях, руководитель не живет в “информационном вакууме”);

■ привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса (введение в практику коллективного принципа принятия некоторых решений, касающихся работы учреждения);

■ использование проектных и командных форм организации труда и др.;

2) научная организация труда;

3) повышение уровня культуры управления с учетом соблюдения этических, правовых, эстетических норм;

4) психологические меры (использование приемов внушения);

5) использование руководителем различных форм самоконтроля;

6) меры социальной поддержки персонала:

■ обучение по антистрессовым программам, регулярная “эмоциональная разгрузка”;

■ коллективные занятия спортом, участие в фитнес-программах и др.

К индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса относятся прежде всего:

  • умение расслабляться (релаксация)
  • модификация поведения.

Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода: аутотренинг и медитацию.

Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения.

 По мнению специалистов, по своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на три основных типа:

  • бессильные. При малейших признаках напряжения они становятся беспомощными и своим поведением только раздражают окружающих;
  • беспокойные. Люди этого типа начинают без толку суетиться, хватаются за все подряд, тут же бросают начатое дело и при этом страшно нервничают;
  • хладнокровные. Такие люди идеально подходят для авральной работы, поскольку стресс мобилизует их волю, заставляет принимать быстрые решения и действовать. Но даже эти работники не могут работать в режиме такого сверхнапряжения постоянно. Непланомерный режим работы чреват появлением стресса и, как следствие, депрессией и физическим истощением людей.

В условиях, когда работу необходимо все-таки завершить, менеджер должен активно мотивировать своих подчиненных. К каждому из перечисленных выше типов людей надо подобрать соответствующий вариант мотивации: успех, деньги, слава и т.д.

Снижение уровня стрессов в коллективе

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководительдолжен прислушаться к следующим рекомендациям:

1. Почаще задумывайтесь над точностью своей оценки способностей и склонностей ваших сотрудников. Регулярное приведение объема и сложности поручаемых заданий в соответствие с этими качествами − важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

2. Не пренебрегайте “бюрократией”, т. е. четким определением функций, полномочий и пределов ответственности сотрудников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид из-за бытовых недоговоренностей.

3. Не раздражайтесь, если сотрудник отказывается от полученного задания. Лучше обсудите с ним причины и обоснованность отказа.

4. Как можно чаще демонстрируйте подчиненным свое доверие и поддержку их начинаний.

5. Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников. Определитесь, в каких случаях вы будете непреклонны, а в каких не будете спрашивать с работников по всей строгости.

6. При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

7. Не исключайте из арсенала средств общения компромиссы, уступки, извинения.

8. Запретите себе использовать сарказм, иронию и юмор, направленные на подчиненного.

9. Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

10. Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т. д.

Руководитель должен сначала научиться справляться со своим собственным стрессом. Только после этого можно говорить об антистрессовом руководстве.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-lekcii-po-teme-stress-2202878.html

Занятие: Стресс в жизни человека способы борьбы со стрессом

Лекция на тему стресса

Конспект занятия «Стрессы в современном мире»

Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Описание: Материал предназначен для организации работы с учащимися по формированию у них желания вести здоровый образ жизни. Публикация представляет интерес для учителей школ и педагогов дополнительного образования.

Цель: формирование у учащихся знания о сущности стресса.

Задачи:

– выяснить исходный уровень информированности по проблеме; – повысить уровень информированности об эмоциональных реакциях человека их связи с самочувствием и здоровьем; – воспитать навыки в решении проблем и преодолении критической ситуаций. карандаши, памятки «Добрые советы», плакаты по теме (1. Если жизнь преподносит вам кислые лимоны, сделайте себе лимонад. 2. Стресс – это любая нестандартная реакция нашего организма на ситуацию. 3. Дистресс – не происходит расслабление организма, пропадает сон, аппетит и т.д. 4. Конфликт – разногласие между людьми, в основе которых лежат несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. 5. Ведите счет своим удачам – а не своим неприятностям.), разработки игр, тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Литература:

1.Дейл Карнеги «Как перестать беспокоится, и начать жить?», 1990г. 2.Журналы «Здоровы лад жыцця».

3.Элионор Портер «Полллианна», Москва, 2006г.

Ход занятия

1. Организационный момент

Знакомство учащихся с темой занятия.
Игра «Нос, пол, потолок»
Правила. Договоритесь с учащимися, что когда вы скажете слово «нос», им надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», они должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол.

Ребятам надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол.

Ребята же должны всегда показывать в правильном направлении.

2.Основная часть

2.1.Наши эмоции
Эмоция – это реакция человека на различные события в его жизни.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие вы знаете эмоции? 2. Влияют ли эмоции на самочувствие человека? 3.Может ли человек повлиять на свой эмоциональный мир?

Игра «Эмоции «+» и «-»

Правила: Учащиеся делятся на две команды. И, поочередно, называют эмоции, указывая отрицательная или положительная эта эмоция.

Список эмоций: радость, восторг, надежда, гордость, нежность, благодарность, восхищение, любовь, умиротворение, умиление, безмятежность, гнев, раздражение, возмущение, недовольство, отвращение, печаль, стыд, вина, смущение, неловкость, неудобство, грусть, разочарование, тоска, страх, беспокойство, тревога, ужас.

Игра «Ассоциация»

Правила: Первый игрок называет предмет, второй игрок называет эмоцию, которая у него ассоциируется с этим предметом, и новый предмет. Третий игрок называет эмоцию, которая у него ассоциируется с предметом, названным вторым игроком, и новый предмет. И так далее… Например: стол – равнодушие, фонарик – радость и т.д.

2.2. Стресс

1. Что такое стресс? Рождается человек, река Жизни подхватывает его и несет по разным большим городам: Детство, Школа, Работа, Друзья, Семья. В каждом городе живут люди, которые имеют разные интересы и желания. Жизнь людей невозможна без общения. И тут на реке Жизни появляются мосты стрессов, маяки эмоций и плотины конфликтов. Мы поговорим сегодня о том, как справляться со стрессом, как управлять эмоциями и как решать конфликты. Стресс – это проявление древней оборонительной реакции состояния общего напряжения организма, возникающего под действием чрезвычайного раздражения. Открыл, а точнее описал стресс впервые в 1926 г. Ганс Селье. Приведите примеры ситуаций, при которых человек может испытывать стресс? Таким образом, стресс – это любая нестандартная и неожиданная реакция нашего организма на ситуации (как положительную, так и отрицательную), а не сама ситуация.

2. Стрессоры

В обычных условиях наш организм спокойно реагирует на какие-либо изменения, но при определенных условиях наступает период, когда мы воспринимаем любую мелочь как серьезную проблему и организм начинает работать в сверх напряжённом ритме. Таким обстоятельствам могут быть усталость, страх, заболевания и т.д. Такие стрессовые ситуации называют стрессорами. Стрессоры бывают: Объективные (независимо от человека): гроза, наводнение, авария, холод. Субъективные (зависящие от человека): ссора, обида, оскорбление Задание 1. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы испытали стресс от субъективного или объективного стрессора? Задание 2. Давайте рассмотрим ситуации: «На школьном собрании сообщим, что вы победили в конкурсе и поедите в «Зубрёнок» А) Что вы испытаете? Б) Всегда ли стресс – это плохо? В) Может ли радость привести к стрессу? Стресс не всегда бывает губительным для здоровья. В ряде случаев он стимулирует и помогает поверить в свои силы и способности. Без стресса не бывает настоящих успехов в жизни человека. Как вы думаете, что-нибудь происходит в организме во время стресса?

3. Стадии развития стресса.

Различают три стадии развития стресса: 1. Тревоги – организм активизирует все силы: надпочечники выбрасывают в кровь гормон адреналин, повышается кровяное давление. 2. Приспособление – организм привыкает, приспосабливается к новым условиям. Расходуется большое количество энергии. 3. Истощение – израсходовано много энергии, происходит расслабление всех систем, организм ослаблен. Спустя некоторое время все процессы в организме приходят в норму. Продолжительность стресса зависит то того, насколько силен стрессор и как долго он действует на организм. Сильный стрессор может погубить человека уже на 1-й стадии.

2.3. Дистресс

Если стрессор продолжает действовать на организм длительное время или появляется новый стрессор, – происходит неоднократный стресс – дистресс. Например: на перемене поссорились друзья, а на уроке вызвали по домашней задаче, которую не выполнили, по дороге домой потеряли ключи – результат – дистресс. Учащимся предлагается привести примеры дистресса. Признаки дистресса – психического перенапряжения – подразделяются на три группы: 1. Эмоциональные – страх, беспокойство, раздражительность, необычная агрессивность, паника и т.д. 2. Физические – головные боли, сухость во рту, усиленное сердцебиение и т.п. 3. Поведенческие – сверхаппетитен, потеря интереса к своей внешности, поиск виновных и другие факторы вызывающие дистресс. Условно их можно поделить на 2-е группы: 1. Непредсказуемых события: смерть родных, ссора и т.д. 2. Приводящие к настоящему психологическому напряжению: нездоровая обстановка дома и в школе, частое употребление продуктов, вызывающих дистресс. (сахар, газированные напитки, концентраты и т.п.)

2.4. Как бороться со стрессом?

Многие люди, не научившись справляться со стрессом, долгие годы живут с ним, в результате чего вызываются или осложняются многие заболевания: высокое давление, язва желудка, инфекционные болезни и т.д. Каждый из нас время от времени испытывает необходимость снять напряжение. Расскажите, как это делаете вы? Вот еще некоторые приемы снятия стресса: 1.Глубокое дыхание. 2.Просмотр хорошего фильма. 3.Чтение интересной книги. 4.Самомассаж головы. 5.Любимая еда. 6.Контрастный душ. 7.Физические упражнения. 8.Смех. (При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение).

2.5. Конфликт

Одной из причин стресса является конфликт. Конфликт (столкновение) – разногласие между людьми, в основе которых лежат несовместимость их взглядов, интересов, подробностей. Ситуация: Игорь подложил Ире кнопку. Она не заметила и села… 1) Существует три основных решения конфликта: 1. Погасить конфликт. 2. Компромисс (устраивающее всех решение) 3. Открытая борьба (ссора, драка, война) 2) Обсуждение 1.Научись смотреть на себя со стороны. 2.Если ты чувствуешь, что не прав, признай это сразу. 3.Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

2.6. Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Каждый из Вас должен уметь противостоять трудностям жизни. Насколько хорошо вам это удается? Обведите кружком очки, соответствующие вашей реакции на каждое утверждение. Ключ: 0-3 очка: вы умеете владеть собой и, вероятно счастливы. 4-7 очков: ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. 8 и больше очков: вам трудно бороться с невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть со здоровьем.

2.7. Добрые советы

Человек живет в мире стрессов и конфликтов, многие из которых он создает сам неправильными действиями, поступками. Мы должны учиться правильно, общаться, относиться к другим людям, как к себе, чтобы возникало меньше стрессов и конфликтов. Мы сами отвечаем за свое эмоциональное и физическое благополучие. Не в нашей власти повлиять на чье-то поведение, но в нашей власти изменить свое отношение к нему.

Запомните шесть добрых советов:

1.Будьте оптимистами. Как только вы ловите себя на мрачной мысли, переключитесь на что-либо хорошее. 2. Учитесь говорить НЕТ. Если у вас нет времени на какое-то дело или вы просто не можете его делать – сразу говорить НЕТ. 3. Не будьте максималистом. Не требуйте от себя и других слишком много, учитесь быть терпимыми. 4. Живите настоящим, преодолевая привычку сожалеть о прошлом или переживать, о будущем. 5. Правильно питайтесь. Больше витаминов. 6. Высыпайтесь.

3. Подведение итогов

Игра: «Комплимент» Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах «Я» участников. Необходимое время: 15 минут. бумага, ручка для ведущего.

Правила.

Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного. Педагог рекомендует прочитать книгу Э. Портер «Поллианна» об удивительной истории девочки-сироты, которую из «чувства долга» взяла к себе суровая тетка, и умение которой при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всем лучшую сторону помогает не только ей самой, но и окружающим ее людям. Почти детективные повороты сюжета, психологическая точность, с которой автор Э. Портер создает образы, – все это неизменно привлекает к книге внимание читателей вот уже нескольких поколений и учит ребят и взрослых справляться с трудными ситуациями в жизни. В заключение занятия приводятся слова Д.Карнеги: «Если жизнь преподносит вам кислые лимоны, сделайте себе лимонад».

Анкета для родителей на тему: ЗОЖ Формирование ЗОЖ у студентов техникума Школьная газета на тему: Правильное питание Внеклассное мероприятие по ЗОЖ для 5-9 классов

Классный час «Здоровое питание», 7-9 класс

Внеклассное мероприятие, 10-11 класс. Диалог о долгой и счастливой жизни

Формирование ЗОЖ у подростков в системе образовательной и воспитательной работы школы

КВН на тему ЗОЖ. Сценарий для старшеклассников

Снежана Анатольевна Колесникова # 1 сентября 2017 в 11:11 +10

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/konspekt-zanjatija-stresy-v-sovremenom-mire.html

Лекция 20. Стресс и его особенности

Лекция на тему стресса

Наиболеемощное проявление эмоций вызываеткомплексную физиологическую реакцию- стресс.

Оказалось, что на неблагоприятныевоздействия разного рода – холод,усталость, страх, унижение, боль и многоедругое – организм отвечает не толькозащитной реакцией на данное воздействие,но и общим, однотипным комплекснымпроцессом вне зависимости от того, какойименно раздражитель действует на негов данный момент. Важно подчеркнуть, чтоинтенсивность развивающейся адаптационнойактивности зависит не от физическойсилы воздействия, а от личностнойзначимости действующего фактора.

Стресс -комплексный процесс, он включаетнепременно и физиологические ипсихологические компоненты. С помощьюстресса организм как бы мобилизует себяцеликом на самозащиту, на приспособлениек новой ситуации, приводит в действиенеспецифические защитные механизмы,обеспечивающие сопротивление воздействиюстресса или адаптацию к нему.

Положительноевлияние стресса умеренной силы проявляетсяв ряде психологических и физиологическихчерт – улучшении внимания (его объемаи устойчивости), в повышениизаинтересованности человека в достижениипоставленной цели, в положительнойэмоциональной окраске процесса работы,в сдвиге соматических показателей всторону интенсификации.

Автортеории стресса канадский психолог ГансСелье определяет его как совокупностьстереотипных, филогенетическизапрограммированных неспецифическихреакций организма, первично подготавливающихк физической активности, то есть ксопротивлению, борьбе или бегству.

Это,в свою очередь, обеспечивает условиянаибольшего благоприятствования вборьбе с опасностью. Слабые воздействияне приводят к стрессу, он возникаеттолько тогда, когда влияние стрессорапревосходит приспособительные возможностичеловека.

При стрессовых воздействияхв кровь начинают выделяться определенныегормоны. Под их воздействием изменяетсярежим работы многих органов и системорганизма, например учащается ритмсердца, повышается свертываемостькрови, изменяются защитные свойстваорганизма.

Организм подготовлен кборьбе, готов справиться с опасностью,тем или иным путем приспособиться к ней– в этом и состоит основное биологическоезначение стресса.

Основныечерты психического стресса:

1)стресс – состояние организма; еговозникновение предполагает взаимодействиемежду организмом и средой;

2)стресс – более напряженное состояние,чем обычное мотивационное; оно требуетдля своего возникновения восприятияугрозы;

3)явления стресса имеют место тогда, когданормальная адаптивная реакциянедостаточна.

Таккак стресс возникает главным образомот восприятия угрозы, то в основе его вопределенной ситуации лежат субъективныепричины, связанные с особенностямиданной личности.

Стрессорами могутбыть и физические раздражители ипсихические как реально действующие,так и вероятные.

Человек реагирует нетолько на действительную физическуюопасность, но и на угрозу или напоминаниео ней.

Психическими стрессорами являютсянеобходимость принятия особо ответственныхрешений, быстрой перестройки при резкойперемене стратегии поведения,неудовлетворяющие темпы продвиженияпо службе, конфликты.

Индивидуальнаявыраженность стресса определяется взначительной мере осознанием человекомсвоей ответственности за себя, заокружающих, его установкой на свою рольв создавшейся ситуации.

Разработавтеорию стресса, Селье выделил в нем трифазы. Первая –реакциятревоги – этофаза мобилизации защитных сил организма.

У большинства людей к концу первой фазыотмечается повышение работоспособности.

Физиологически она проявляется, какправило, в следующем: кровь сгущается,содержание ионов хлора в ней падает,происходит повышенное выделение азота,фосфатов, калия, отмечается увеличениепечени или селезенки и т. д.

Вследза первой наступает вторая фаза -сбалансированного расходованияадаптационных резервов организма-стабилизация. Всепараметры, выведенные из равновесия впервой фазе, закрепляются на новомуровне.

При этом обеспечивается малоотличающееся от нормы реагирование,все как будто бы налаживается, однакоесли стресс продолжается долго, то всвязи с ограниченностью резервоворганизма неизбежно наступает третьястадия –истощение.

Стрессявляется составной частью жизни каждогочеловека и его нельзя избежать так же,как еды и питья. Стресс, по мнению Селье,создает “вкус к жизни”.

Весьма важнои его стимулирующее, созидательное,формирующее влияние в сложных процессахвоспитания и обучения.

Но стрессовыевоздействия не должны превышатьприспособительные возможности человека,ибо в этих случаях могут возникнутьухудшение самочувствия и даже заболевания- соматические или невротические.

Остановимсянемного подробнее на том, почему этопроисходит. Различные люди реагируютна одинаковые нагрузки по-разному. Уодних людей реакция активная – пристрессе эффективность их деятельностипродолжает расти до некоторого предела(“стресс льва”), а у других реакцияпассивная, эффективность их деятельностипадает сразу (“стресс кролика”).

Характерреакции тесно связан с возникающимивследствие стресса заболеваниями.

Обобщение клинических материаловпривело врачей к выводу о том, что широкийкруг воздействий, приводящих к стрессу,вызывает у людей по преимуществугипертоническую и язвенную болезни инекоторые другие формы сосудистойпатологии с глобальными или локальнымипроявлениями, такими как инфаркт,инсульт, стенокардия, сердечная аритмия,нефросклероз, спастический колит и т.д.

Получены доказательства того, что учеловека, постоянно подавляющего вспышкигнева, развиваются различныепсихосоматические симптомы. Хотяподавленный гнев и не единственнаяпричина этих заболеваний, показано, чтоон участвует в развитии ревматическогоартрита, крапивницы, псориаза, язвыжелудка, мигрени, гипертонии.

Психологии психиатры установили зависимостьмежду соматическими заболеваниямичеловека и его личностными особенностями,а также психологическим климатом, вкотором он живет и работает.

Если человекстремится занять в коллективе место,не соответствующее его реальнымвозможностям, то есть обладает повышеннымуровнем притязаний, то он в большей мереподвержен развитию сердечно-сосудистойпатологии.

Хронические коронарныезаболевания гораздо чаще встречаютсяу лиц с выраженной целеустремленностью,честолюбием и нетерпимостью к своемуближайшему окружению.

Вместе с темобнаружено, что к гипертонии могутприводить ситуации, которые не даютчеловеку возможности успешно боротьсяза признание собственной личностиокружающими, исключая чувствоудовлетворения в процессе самоутверждения.Если человека подавляют, игнорируют,то у него развивается чувство постоянногонедовольства собой, не находящее выходаи заставляющее его ежедневно “проглатыватьобиду”. 

Длябольных с сердечно-сосудистымизаболеваниями типична завышеннаясамооценка, приводящая к таким особенностямличности, как индивидуализм,неудовлетворенность своим положениемв жизни (профессией, должностью),конфликтность, пристрастие к “выяснениюотношений”. Это, как правило, людисдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиесяк другим, но трудно с ними сходящиеся.

При неблагоприятной ситуации илизаболев, они нередко порывают своисоциальные связи, замыкаются на анализесвоих субъективных ощущений, уменьшаяне только количество контактов, но иделая их более поверхностными, посколькудля них характерны повышеннаячувствительность к словесным раздражителям,особенно к порицаниям, уход от острыхконфликтных ситуаций и от такихэмоциональных факторов, как дефицитвремени, элементы соревнования.

Длябольных язвенной болезнью характернытревожность, раздражительность,повышенная исполнительность и обостренноечувство долга. Им свойственна пониженнаясамооценка, сопровождающаяся чрезмернойранимостью, стеснительностью, обидчивостью,неуверенностью в себе и в то же времяповышенная к себе требовательность,мнительность.

Замечено, что эти людистремятся сделать значительно больше,чем реально могут. Для них типичнатенденция к активному преодолениютрудностей в сочетании с сильнойвнутренней тревогой.

По теории Бергманапредполагается, что указанная тревогапорождает состояние напряжения, котороеможет сопровождаться спазмами гладкихмышц стенки пищеварительных органов иих сосудов; наступающее ухудшение ихкровоснабжения (ишемия) приводит кснижению сопротивляемости этих тканей,перевариванию желудочным соком и кпоследующему образованию язвы.

Важнообратить внимание на то, что вероятностьвозникновения повторных обостренийзаболевания тем больше, чем меньшескорректирована самооценка, связаннаяс указанными психологическимиособенностями.

Мощностьорганических изменений при стрессеопределяется обобщенной оценкойситуации, а она, в свою очередь, тесносвязана с мерой ответственности человеказа порученное ему дело. Признакиэмоционального напряжения, обнаруживающиесяв ответственных ситуациях, особоусиливаются в тех случаях, когдаотсутствует физическая нагрузка.

Психическоенапряжение, неудачи, страх, срывы, чувствоопасности являются наиболее разрушительнымистрессорами для человека. Они порождаюткроме физиологических изменений,приводящих к соматическим заболеваниям,психические следствия эмоциональногоперенапряжения – неврозы.

Невроз возникаетпри острейшем информационном дефиците,недостатке сведений о возможностивыхода из ситуации, мучительной длячеловека.

Когда создается конфликтмежду необходимостью разрешать жизненнуюситуацию и невозможностью это сделать,поскольку неизвестно как, то в этихусловиях может развиться невроз – такоефункциональное состояние нервнойсистемы, при котором резко возрастаетчувствительность к сигналам от внешнейи внутренней среды.

Повышеннаячувствительность выступает, с однойстороны, как приспособительный механизмк недостатку информации, обеспечиваяприток дополнительных сигналов, спомощью которых можно разрешить ситуацию.

Сдругой стороны, повышенная чувствительностьделает человека более восприимчивым клюбым раздражителям и проявляется какизлишняя плаксивость, нетерпеливость,взрывчатость, а также в виде болевыхощущений в ответ на сигналы из внутреннейсреды, которые ранее не воспринимались.

Воснове большинства неврозов обнаруживаетсявнутренний конфликт, ощущение своейвины, своего упущения, вследствиекоторого и возникла травмирующаяситуация. Переживания становятсяисточником невроза лишь в том случае,если они особо значимы, занимая центральноеместо в системе отношений личности кдействительности.

Эмоциональноеперенапряжение приводит к сужениюобъема внимания и ухудшению способностиего переключения и распределения, темсамым оно затрудняет доступностьсознанию полного объема значимойинформации.

Источник: https://studfile.net/preview/3103071/page:19/

Страница Психолога
Добавить комментарий