Лечение заикания скобликовы

Как перестать заикаться, медодики лечения заикания, профилактика

Лечение заикания скобликовы

Многие люди задаются вопросом, как лечить заикание. В большинстве случаев, логоневроз, представляет собой функциональное заболевание, то есть оно не что иное, как проявление невротического статуса (невротическая форма). Отсюда следует, что для полного выздоровления от данной патологии необходимо придерживаться ряда советов:

  1. Так как заикание в 80% случаев возникает в детском возрасте, то необходимо при первых его признаках (удлинение, прерывистость звуков или слогов во время беседы), выяснить причину этого состояния. Зачастую избавление от заикания происходит после разговора с ребенком, объяснения каких-то вещей, которые его пугают. Своевременное обращение к логопеду и психологу поможет ребенку справиться со стрессом, поверить в себя и быть заинтересованным в избавлении от логоневроза;
  2. Правильный распорядок дня и здоровый 8-9 часовой сон;
  3. Рациональное питание, обязательное употребление  продуктов, содержащих большое количество витамина B (гречневая крупа, молочная продукция, горох, картофель, зеленые овощи, орехи, мясо);
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Кружки, секции и другие мероприятия, которые помогут ребенку самоутвердиться и показать себя.

Общие рекомендации

Если была проведена профилактика заикания, но речь ребенка все равно стала прерывистой, то можно думать о неврозоподобной форме логоневроза. Ее симптомы включают в себя прерывистую речь в виде частых вставок междометий по типу «А», «Э» и т.д.

Обычно такие дети позже начинают ходить, разговаривать, хуже переносят стрессовые воздействия.

Эта форма встречается у детей с наследственной предрасположенностью, при перенесенной внутриутробной инфекции, нейроинфекции в более старшем возрасте, после травм или оперативных вмешательств на черепе и головном мозге.

Методики лечения заикания многообразны и подбираются каждому пациенту индивидуально в зависимости от причины и тяжести течения речевого расстройства. Помимо беседы с логопедом и психологом идет ряд упражнений, которые способствует расслаблению речевого аппарата, что улучшает и облегчает становление речи.

Дыхательная гимнастика

Данная методика направлена на устранение психоэмоционального напряжения и расслабления мышц лица, которые участвуют в голосообразовании. Дыхательная гимнастика при заикании имеет вспомогательный характер и является действенной, если:

  • Человек осознает свою проблему. Нередко такие пациенты отрицают свое состояние и стыдятся его, ссылаясь на то, что каждый человек имеет свою «изюминку». И, безусловно, это так, однако такое мировоззрение складывается у людей с логоневрозом из-за постоянных насмешек в их адрес. Помимо этого они боятся обращаться к логопеду и психологу, стыдясь своего речевого несовершенства. Самое главное в этой ситуации – принять себя. «Да, я заикаюсь, да, и что в этом такого? Никто не совершенен, у меня тоже есть проблемы, но я могу пойти к логопеду и могу все исправить»;
  • Человек должен заниматься дыхательными упражнениями самостоятельно каждый день. Это могут быть и повороты туловищем, имитация накачивания шины, перекрест рук на спине и многие другие вариации, которые расслабят тело, путем некоторого напряжения. Если выполнять такой комплекс упражнений хотя бы 30 минут в день, то состояние пациента улучшится, а спазмирование речевого аппарата станет проявляться реже.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Признаки и причины кардионевроза

Самостоятельный тренинг

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц.

 На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя.

  Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день.

Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Психотерапия

Лечение заикания у взрослых и у детей сводится к приему у специализированного врача – психолога или психотерапевта. Психотерапия дает хорошие результаты особенно у лиц с невротическим складом характера.

Психолог проводит ряд тестов, выясняет причину логоневроза, подбирает комплекс упражнений, который помогает справиться с волнением и стрессом (иногда заикание носит преходящий характер, то есть возникает только в момент сильного эмоционального потрясения, а затем самостоятельно проходит).

Исправить прерывистую речь может:

  • Рациональная психотерапия. Используется при начальных этапах или легкой форме заикания, возникающего в стрессовых ситуациях. Психолог рассказывает про это заболевание, откуда оно берется, как его лечить. Затем объясняет, что нужно делать, чтобы клиника логоневроза уменьшилась или исчезла вовсе;
  • Гипнотерапия. Этот метод подразумевает под собой воздействие на пациента посредством введения его в транс и проведения с ним беседы во время этого состояния. В гипнотическом «сне» врач способен вытянуть из пациента его подсознательные страхи, которые, возможно, и не воспринимаются больным, как что-то отравляющее ему жизнь. Извлечение из подсознания переживаний благоприятно сказываются на психическом состоянии человека, страдающего логоневрозом.

Почему так необходим логопед при логоневрозе

Именно логопеды способны оценить тяжесть течения заикания, состояние речевого аппарата и участвуют в разработке комплексного лечения логоневроза. Чаще всего занятия у логопеда посещают дети школьного и дошкольного возрастов, однако не исключены случаи наблюдения у данного специалиста и взрослого населения.

Становление речи с логопедом является эффективной, но длительной методикой, которая включает в себя:

  • Образование «шаблона» речедвигательного навыка. Логопед должен обучить пациента правильно произносить каждую букву, слог, слово. Данный этап позволяет установить тембр голоса, его звучность, скорректировать движения артикуляционной мускулатуры;
  • Закрепление материала, полученного на первом этапе. Включает в себя чтение книг вслух, постановку предложений и комментирование каких-либо событий;
  • Автоматизация. Применение полученных навыков в быту: общение с близкими, родственниками, друзьями. Чем больше человек разговаривает, тем быстрее корректируются речевые дефекты.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Что такое гипомнезия: виды нарушения памяти

Маленькие дети учатся петь песенки, читать с выражением стихи.

Лечебный массаж

Массаж при заикании у детей делят на два вида:

  • Сегментарный массаж. Локальное воздействие на мышцу, которая отвечает за артикуляционную подвижность. Длительность курса – 2-3 недели каждый день, начиная с 5 минут и заканчивая 20 минутами.
  • Точечный массаж. Оказывает хорошее успокоительное действие на ребенка, способен нормализовывать нервные импульсы, которые поступают от ЦНС. Этот массаж может проводиться дома родителями после кратковременной стажировки у массажиста. Полный курс достигает нескольких лет, но дает хорошую гарантию на то, что заикание пройдет даже без применения лекарственных препаратов.

Медикаментозная терапия

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда и\или психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

Лечение народными средствами

В комплексе с вышеперечисленными мерами хороший эффект дают настойки и отвары трав, улучшающие кровоснабжение головного мозга и уменьшающие чувство тревоги:

  • Отвар из ромашки, мяты, валерианы и крапивы. Две чайных ложки необходимо залить горячей водой и настаивать в течение 20 минут, затем процедить и пить два раза в день по полстакана. Курс составляет 1 месяц.
  • Залить горячей водой две чайные ложки смеси мелиссы, солодки, календулы и листьев березы. Рекомендуется принимать 5 раз в течение дня перед приемом пищи.
  • 7 г плодов шиповника, тмина, мяты залить двумя стаканы холодной воды, настоять при температуре 25 градусов, затем довести до кипения, оставить до получаса в тепле. Принимается данный отвар 4 раза в день по 70 мл за 20 минут до приема пищи.

Источник: https://opsihoze.ru/narusheniya-fiziologicheskih-funktsij-psihogennoj-etiologii/7-proverennyh-metodik-lecheniya-i-izbavleniya-ot-zaikaniya.html

Лечение заикания С.Б.Скобликова

Лечение заикания скобликовы

     Чуть больше 10 лет назад у нас в коррекционной семье занималась ивоспитывалась девочка Катя, упомянутая в книге «Заикание в вопросах и ответах» (стр. 90). Очень хорошосправившись со всеми реабилитационными мероприятиями, она была недовольнаотсутствием у себя заикания.

Непохожесть на мать ее не устраивала, и онасказала, что «мать заикается, и я буду», великолепно продемонстрировав всю мощьродительского примера как воспитательного воздействия.

Однако в книге неуказывались события, которые произошли с этой девочкой и ее матерью непосредственнопосле коррекционных курсов, которых было два: по исправлению стертой формыдизартрии и заикания.

     По прошествии примерно года, весной, от ее матери Юлии приходит письмо,где она рассказывает, что «Катя не захотела продолжать реабилитацию дома, нанее повлиять оказалось никак нельзя, и вообще она считает, что заикание надолечить ежегодно всю жизнь». После этого она попросила повторно взять Катю накурс и при этом требовала некое особенное питание для девочки.

Вот такоелюбопытное мнение заикающейся матери, которая наотрез отказалась лечитьзаикание вместе с дочерью. На вопрос,выполняла ли Юлия необходимые для домашней реабилитации правила, матьфактически признала, что никакой домашней работы попросту совсем не вела.

Входного тестирования родителей в то время не существовало, но, возможно, тогда впервые возникла идея о его необходимости.

     Не правда ли, странно – заикающаяся мать пытается вылечить заикание у дочери, но не стремится сделать лучше собственную речь, не придерживаетсяникаких правил и не занимается с ней никакими рекомендованными упражнениями.

Это, конечно, печальный факт, но коррекционный эффект без поддержки членов семьи продержалсяу Кати около 3-4 мес. А затем речь постепенно вернулась к своей патологическойформе, практически не отличающейся от формы речи матери.

По-другому и быть немогло – терапевтический срок для саногенного состояния выдержан не был, ипатологическое состояние до конца он сломить не успел. Против теории и опыта – не попрешь.

      Любой заикающийся родитель с упорством маньяка утверждает, чтоне заикается, разговаривая с детьми! Таких мы видели сотни человек, и каждый спеной у рта боролся за тот факт, что не он стал причиной заикания ребенка.

Юлиятоже утверждала, что не заикается с дочкой, но заикание она демонстрироваласудорожное, тоно-клоническое, на 7-8 баллов. В значимой ситуации диалога все становилосьеще хуже, вплоть до отказа от речи.

И точно так же, как и другие родители, онавинила «несчастного» папу, который повел Катюшу гулять во двор, а там тявкала собачка.Какая нехорошая собачка, вот она – зубастая и блохастая причина заикания.

     Когда родители после прохождения последнего курса забирали Катюшу, Юлиябыла беременна мальчиком, и обсуждение не могло не коснуться этого вопроса.

Будущая и настоящая мать была распространенно и углубленно предупреждена, чтовероятность возникновения заикания у ее будущего сына приближается к 100%, еслиони вместе с Катей не будут усердно трудиться в период домашней реабилитации.

Никто из родителей не последовал этому совету, мать даже отмахнуласьмногозначительным: «Этого никто знать не может».

     Вот так: «Я же мать, мне лучше знать, а на науку нам нас…ь!» Так все иуехали, чтобы затем забросить рекомендованную реабилитацию, и в итоге превосходно,мило, ласково и дружелюбно продолжить заикаться. Могущественный и беспощадный стимул –здоровье дитя понят не был и не был принят.

Я даже не знаю, как это назвать, трудноформулировать рациональную оценку иррационального процесса. Не представляю,человек и даже дикий зверь делает все, чтобы спасти своего дитя. Но, увы, невсе.

Эта история, как единичный случай краха, доставила нам много переживаний иэтим особенно запомнилась. Но никто из нас и предположить не мог, что мы станемсвидетелями новых событий в этой семье, которые, наконец, и откроют дляисследователя занавес тумана.

 В сухом остатке: Юлия отказалась улучшатьсобственную речь и отказалась работать с дочерью и влиять на нее через средствавоспитания.

     Прошло 10 лет, и вдруг приходит письмо от Юлии – пожалуйста, помогите,Леша говорит ужасно, он сильно заикается, глотает слова, его речь непонятна.

Могу представить, сколько пришлосьЮлии побегать по другим врачам и попытаться исправить эти проблемы, раз уж онаснова пришла к тем, с чьей правдой была так несогласна.

Сколько пришлосьзаплатить за бесполезные «Рулистены» и приемы людей, которые в своей жизни дажене видели вылеченного ребенка. Думаете, наконец, решила унять гонор, принять правду исделать так, как нужно? Хм…

     Естественно, последовал вопрос – мадам, а как же вы, что, вы снова небудете ничего делать, так попейте таблеточек, походите к местному логопеду, ноголову не морочьте никому.

«Ой, вы понимаете, Катя – она не такая, а вот Леша –тот все-все будет делать…» Заметьте, она даже при переписке уклонялась отсобственной причастности к исправлению речи детей: Катя – не такая, Леша –будет делать. На каждый вопрос – завуалированное уклонение от ответственности.Теперь о неприятном.

Родители (и, в первую очередь, Юлия, чей ребенок прошелбольшой курс), которые были научены поведению с ребенком-невротиком, со вторымребенком сотворили все в точности так же. Плохо в их микросоциуме было все – отперегрузок до изобилия бесконтрольных электронных игр. Ни о какой саногенной среде речь вообще не шла.

Снова вопрос: зачем?Это такая интеллектуальная задача – «закаливать больного ребенка невротическимипереживаниями», как посоветовала профессор Т.Г. Визель, даже не краснеющая отсобственной некомпетентности. Но почему родители травмируют своих детей? Именноте родители, которые уже полностью ознакомлены с правильным и исцеляющимподходом.

Зачем они снова пришли к нам? Уже поняли, что никто на бескрайнихпросторах Родины не помог с 5 до 9 лет? Но ведь и мы не поможем, если сновамать ничего не сделает для своего ребенка. И все же мы решили провести тестовыйкурс по исправлению звукопроизношения с элементами Метода фонетической реконструкции.

Первый вопрос матери: «Можно я возьму с собой кого-нибудь помогать сыну и мне?»Простите, в чем помогать? «Ну, заданияразные, готовка». Батюшки, никогда такого не было, и вот опять! Нет, нельзя, это – вашедело, это вы должны работать с ребенком, чтобы понять, в каких муках рождается его здоровье. Юлия поехала с сыномодна. На курс она опоздала на 3 дня, снова обвиняя в своем опоздании всех и вся.

     Теперь о мальчике – хороший мальчик, добрый, веселый, песню про армиюпоет. Однако ленив. Занятия шли, но ребенок продолжал делать ошибки в томматериале, который был отработан, пройден и на котором была поставлена точка.Дневник ошибок мать не вела. И пошли замечания…

Почему нет дневника ошибок,почему не выполнены домашние задания, почему нет видеофайла, почему несоблюдаете лечебную форму речи? Дальше и дальше, больше и больше. Все те вещи,с которыми остальные заикающиеся родители справляются не без труда, но полностью,Юлия делала так плохо, что нам пришлось взять ребенка на занятия на целый день.Вот такая «продленка».

Чем в это время с 9 до 16 занималась его мать –неизвестно, но достопримечательности она тоже не смотрела.

     Каждый ребенок чувствует настойчивость родителей и их упорство. Безточности выполнения родителем указаний логопеда трудно двигаться вперед. Так мыи двигались – с трудом и без надежды на помощь со стороны Юлии. Потом внезапноочень удивил один момент.

Она говорит: «У нас закончились заточенные карандаши,вот был папа, заточил, Леша все изрисовал». А ножиком разве нельзя заточить? Друзья – это тоже заикание –закончились заточенные карандаши…

Ножик или точилка в ближайшем магазине – эторазве не вариант? Это проблема? Вот такой дефицит активности поиска, давноизвестный у заикающихся людей, и даже до такой степени.

Пришлось дать точилку,без нее же никак, совсем никак… Хотя особо удивляться нечего: ее сын в свои 9лет шнурочки тоже не завязывал, не знал ни отчеств, ни дней рождения родителей,ни адреса, ни многого другого.

     Работа закончилась, все собрались провожать Юлию и Лешу. Чай, пирог,конфетки. Вдруг Юлия говорит, что попросила их папу приехать на машине за 1200 км в аэропорт, куда прилетает самолет, потому что у них вещи, а поезд ей не нравится. Вот на этом следует остановиться особо. Это – взрывной момент заикающейсяличности матери.

Вы представляете, господа, заставить мужа ночью тащиться затыщу верст ради того, чтобы взять их вещи, хотя рядом есть поезд. Папу нежалко, по ее словам, он привык по ночам ездить – ему нравится. На ужасную статистикубезопасности таких поездок плевать, главное – пару чемоданов захватить и  на теплый диван зад посадить.

Не правда ли,замечательный приказ – подать авто к аэропорту, принцесса домой ехать желает!Может показаться странным, но приказывать мужу – легко, а приказать себевыполнять элементарные терапевтические правила – невозможно. Вот такое оно,оказывается, изображение любви. Любовь кдетям и вообще любовь – это, прежде всего, способность к самопожертвованию.

Ради детей в той или иной степени родители жертвуют разными вещами, но безэтого нельзя, в этом суть. Так почему не пожертвовать своим глупым Эго и незаставить себя, воспитывая детей, пользоваться тремя простыми правилами,которые полностью предотвращают заикание.    Приказывать папе совершать опасныедействия – это можно, а приносить пользу ребенку – это же так сложно, нет, нети нет.

Юлии это было непонятно – она сидела за столом и прятала свои судороги вречи за надутые щеки. Алексей Арнольдович, заметив, как смотрит Леша при этомна мать, стал нарочито красиво и демонстративно пользоваться реконструктивнойформой речи. При этом Юлия примером не воспользовалась, напротив, она сделалатакой недовольный вид, что слушает голос прокурора.

Или это были признакисовести? Вот такая непростая заикающаяся принцесса –кого угодно в чем угодно обвинить, самой ничего не делать и быть недовольной,если что-то хотят от тебя.

     Как думаете, господа, можно тест? Ради здоровья своего ребенка можно годходить с надписью «дурак» на лбу? Если того требует некая данная инопланетнымразумом теория, и абсолютное излечение полностью гарантировано? Больше всегоменя интересует ответ заикающихся родителей, которые свою беспомощностьприкрывают «глубокими» знаниями вопроса. Так будете ходить с такой надписью,если заикание у вашего сына исчезнет полностью и навсегда? Кто-то сказал «небуду»?

     А ведь никто и не заставляет. Дело-то хозяйское, ребенок ваш.

     И вместо эпилога.

      Некоторое напоминание всем заикающимся родителям.Дорогие друзья, речь и язык не являются врожденным функционалом человека. Да,человек, как Хомо Сапиенс, может говорить и излагать свои мысли на многихязыках.

Однако, если ребенок говорить не научен и никогда не видел примера речи– она не будет ему доступна. Невозможно, чтобы Маугли вышел из леса и цитировалНицше.

Именно родители (воспитатели) учат ребенка говорить, учат самостоятельнона собственном примере, а ребенок осваивает это чудо природы, копируя вас: вашуречь, ваше произношение, вашу манеру, громкость и пр. Если вы шепелявите иликартавите, ребенок будет делать так же – он получил такой пример.

Исключенияслучаются, но чрезвычайно редко. Точно так же ребенок будет копировать изаикающуюся речь мамы или папы. И сначала это будет просто копия, а не болезнь; болезнь появится тогда, когда опыт такой речи приведет к устойчивомупатологическому состоянию.

Поэтому, господа хорошие, смотрите правде в глаза,это не собаки напугали и злые доктора – это ваших собственных рук дело, как это ни печально, но логичнопризнать. Родителя можно за один день по нашейтехнологии научить не заикаться всегда, когда его речь слышима ребенку, то есть безопасной форме речи. Это неесть проблема.

Проблема в том, чтобы родитель ради своего дитя стал выше своихпривычек и говорил безопасно от “доброго утра” до “спокойной ночи”, а на это некоторые неспособны. И этот самый пример своего безволия они – самые умные, добрые и чуткие авторитеты подают своим детям. Пример определяющей и направляющей силы. Мы таких людей не понимаем и не хотимпонять.

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://www.skoblikova.com/”,”domain”:”www.skoblikova.com”,”excerpt”:”Лечение заикания у детей и подростков. С.Б. Скобликова”,”word_count”:1829,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://www.skoblikova.com/

Страница Психолога
Добавить комментарий