Крайняя стадия невроза

Стадии формирования невроза

Крайняя стадия невроза

Симптомы невроза являются его следствием, а не причиной, как полагают многие невротики.

Так как невроз является сложным состоянием в психике человека, то многие стадии формирования могут накладываться друг на друга и идти параллельно. Вместе с тем, их четкий порядок можно проследить, если рассматривать отдельно каждое значимое противоречие или внутриличностный конфликт.

Выделяются следующие стадии формирования невроза:

1.Предрасположенность.

У гармоничной личности и у личности, не склонной к формированию внутриличностных конфликтов, невроз не возникнет, хотя возможны отдельные кратковременные невротические реакции.

К предрасположенности относятся невротические ценности, алгоритмы, непоследовательность и противоречивость личности, завышенные ожидания от себя и от жизни, проблемы с выбором и др.

2.Формирование конфликта. В самом начале человек осознает, что в его жизни появилась некая проблема, которую нужно решить, выбрав один из взаимоисключающих вариантов, либо создать третий компромиссный вариант.

Проблемы могут быть следующими: жить и общаться с партнером или нет, менять работу или нет, переезжать на другое место жительства или нет и т.д.

В сознании появляется масса мыслей «за» и «против», усиливается чувство неудовлетворенности и эмоциональной напряженности.

3.Попытка решить возникший конфликт. Сомнения в выборе того или иного взаимоисключающего варианта могут приводить человека к метанию от одного решения к другому, как внутри психики, так и в реальной жизни.

Это характерно при повторных расставаниях и встречах с партнером в отношениях, многократных переездах, смене места работы и т.п. Даже если человек остановился на одном из физических вариантов решения, это не означает, что внутри себя он тоже определился.

То есть физическое решение при неврозах не равно психологическому, внутреннему решению, которое сохраняет в себе внутриличностный конфликт, переходящий в следующую стадию. На данном этапе напряжение и неудовлетворенность жизнью повышаются многократно. И человек понимает, с чем это связано.

Это сознательный этап, последний, при котором можно избежать входа в невротический многолетний (часто пожизненный) способ существования. Неспособность решить сознательный конфликт одерживает победу над интуитивно понятным выбором и здравым смыслом.

4.Помощь бессознательного в решении конфликта (подробнее см. в Примечании). Через какое-то время после безуспешных попыток сознательного решения (у всех это время разное: от нескольких часов до нескольких лет), внутриличностный конфликт перемещается с сознательного уровня в область бессознательного.

Наше бессознательное выступает здесь как последний защитник перед человеческой слабостью и неспособностью самостоятельно решать проблемы в своей жизни. После этого весь процесс невроза переходит в управление к бессознательному, и человек лишается способности самостоятельно от него избавиться.

При этом чувство неудовлетворенности и зацикленности на процессе решения и выбора может полностью исчезнуть. Человеку кажется, что он справился, решил неразрешимый клубок желаний и противоречащих им обстоятельств. Жизнь возвращается в прежнее русло, и какое-то время могут полностью отсутствовать негативные эмоции, чувства и невротические симптомы.

Но одновременно с сознательным успокоением начинается борьба этого же конфликта (или нескольких) в бессознательном. Сначала оно пытается просто поглотить все негативные переживания. Но объем для удержания напряжения ограничен (у всех он разный, этим моментом объясняется разница во времени между сознательным  успокоением и началом симптомов).

В итоге противоречащие желания внутри бессознательного не находят решения и выхода (вход в сознание прочно  закрыт механизмами психологических защит, как клапан в одну сторону), из-за чего резонируют и усиливаются. Возникает повторное напряжение, но уже никак не связанное с изначальным конфликтом. Происходит переход к следующему этапу.

Этот переход может быть как резким (нервный срыв), так и постепенным. Многое зависти от личности, самого конфликта и окружающих условий, благоприятствующих возникновению или его решению.

5. Появление симптомов. Эта стадия часто имеет символическое значение, так как структура симптомо-комплекса отражает структуру изначального конфликта. Бессознательное больше не может удерживать внутреннее напряжение и решает бороться с актуальным конфликтом при помощи болезни.

Способ выбирается не случайно, это единственный доступный способ решения конфликта в арсенале бессознательного, при условии, что сознательно человек не смог его решить. Все симптомы и синдромы имеют функциональный характер.

Важно отметить, что это никак не противоречит наличию у человека настоящих заболеваний, которые могут только обостряться под воздействием общего нервного напряжения, создающего благоприятные условия для нарушения в автоматической работе организма.

Симптомы и синдромы проявляются, главным образом, через вегетативную нервную систему, которая прочно связана с одной стороны с психикой и с нашими эмоциями, а с другой – с телом и его функциями. При любом эмоциональном возбуждении, негативном или позитивном, активизируется вегетативная нервная система.

Если это возбуждение длительное и насыщено негативными эмоциями и чувствами, то работать она будет в напряженном режиме, нарушая функционирование различных систем организма. Диапазон симптоматики огромен и может быть описан любым функциональным нарушением любой системы организма – от нервной системы до снижения иммунитета и гормональных расстройств. Параллельно появляются психологические симптомы: тревога, страхи, панические атаки, раздражение, неудовлетворенность, нарушение памяти и многие другие.

6.Выгода невроза.

Закрепившись в бессознательном, невроз помогает с помощью симптомов решить изначальный конфликт (или несколько противоречий), делая человека «слабым» и зависимым от других и от своей болезни.

Наступает длительный период невротической адаптации. Как ни странно, но многих людей он больше устраивает, чем проблемы, связанные с решением изначального конфликта.

Примечание. Подробнее 4-й этап выглядит следующим образом:

Главным механизмом, позволяющим передать функцию решения конфликта из сознания к бессознательному, является вытеснение.

Вытеснение (подавление, репрессия) переводит из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например, противоречащую морали) либо подавляет негативные переживания. Подавляться может любая информация и чувства, даже те, которые имеют положительный эффект на психику. Но в результате работы «цензуры» и грубого несовпадения с моделью мира они подавляются.

Вместе с тем, по закону сохранения энергии, все, что подавлено, никуда из нас не уходит, а лишь трансформируется в другие формы, запуская еще более патологические процессы.

До определенного уровня мы можем копить негативную информацию или чувства (толерантность бессознательного к негативу), в лучшем случае мы можем полностью растворять небольшой негатив в своем бессознательном, но возможности его не велики, поэтому получается, что в большинстве случаев накопленная негативная информация и/или чувства ищут себе выход через другие пути проявления. Так как вытеснение работает по принципу клапана – пропускает чувства и информацию только в сторону бессознательного, не давая ей возможности выйти обратно, – то информации ничего не остается делать, как видоизменяться, чтобы выразиться вверх (в психику) в виде тревоги, гнева, бессонницы, или вниз (в тело) в виде психосоматизации конверсионных синдромов.

После того как негативные чувства накопились до критического уровня, они неизбежно будут вызывать чувство напряжение в бессознательном (как напряжение в компьютере, который без перерывов работает на полную мощность длительное время). Это напряжение будет легко проникать в любые слои психики, в том числе и в сознание.

Чувство напряжения осознается нами, и далее, в зависимости от нашей личности, будет трансформироваться либо в чувство общей тревоги (переходя в различные фобии), либо в чувство общей раздражительности, которое со временем тоже будет трансформироваться в раздражительность или гнев на человека, группу людей или событие.

Еще одним из симптомов невротизированного образа жизни является бессонница, которая появляется как следствие напряженности внутри бессознательного.

Когда большая часть подавленных чувств ушла глубже в нервную систему, нарушая работу вегетативной нервной системы, появляется психосоматика.

Симптомы могут быть абсолютно разные, в целом можно отметить функциональные нарушения той или иной системы организма – от терморегуляции и кома в горле до понижения иммунитета и, как следствие, частых простудных заболеваний.

Наиболее часто встречаются психосоматические расстройства в виде напряжения в скелетной мускулатуре (ком в горле, напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины, как следствие обострение остеохондроза), гипертонии или гипотонии (колебания артериального давления и пульса), головокружения, повышенной утомляемости, общей слабости, С.Р.К., невроза сердца и др.

Источник: http://yarin.expert/category/post/36

Психоз, невроз, неврастения: симптомы, диагностика и лечение

Крайняя стадия невроза

В наш век переизбытка информации, стрессов и сумасшедших скоростей проблема психического здоровья, а точнее — нездоровья, становится едва ли не важнейшей.

Как известно, психическое здоровье, тот самый «здоровый дух», о котором любили порассуждать античные целители, — неотъемлемая составляющая здоровья в целом. Увы, особенности современной жизни делают нас крайне уязвимыми перед различными психическими расстройствами. И болезнь не разбирает, молодой или пожилой человек перед ней, мужчина или женщина.

По распространенности нарушения психического здоровья сегодня вышли в число лидеров вслед за сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. По данным ВОЗ, более 560 миллионов жителей планеты уже страдает различными психическими недугами. И едва ли не каждому второму человеку грозит опасность заполучить душевную болезнь в течение жизни.

Очень часто спутниками современного человека становятся такие серьезные психоневрологические заболевания, как невроз и психоз.

1

Диагностика и лечение невроза

2

Диагностика и лечение невроза

3

Диагностика и лечение невроза

Что кроется за терминами невроз и психоз

Мы так привыкли бросаться словами «истеричка», «неврастеник», «психопат», что нередко забываем, что используем в качестве ругательств или даже насмешек медицинские термины. Между тем ничего забавного в этих словах нет.

Невроз

Кратко невроз можно охарактеризовать так:

  • Это нервное истощение, длительное хроническое расстройство, способное развиться у человека на фоне перенесенного стресса или травмирующего события.
  • Личность пациента, страдающего неврозом, обычно не претерпевает серьезных изменений. У человека сохраняется критическое отношение к болезни; он может контролировать свое поведение.
  • Как правило, невроз проявляется вегетативными, соматическими и аффективными нарушениями.
  • Это обратимая (излечимая) болезнь.

Наиболее распространенными видами этого заболевания являются:

  • неврастения (астенический невроз, синдром усталости);
  • истерия (истерический невроз);
  • различные фобии (страхи, панические атаки) и навязчивые состояния (навязчивый невроз).

Одной из главнейших причин формирования невроза является стресс в самом широком понимании этого слова, будь то детская травма, неблагоприятный климат в семье, кризис на работе, нервное перенапряжение, межличностный конфликт или эмоциональное потрясение.

Согласно медицинской статистике, состояние невроза не понаслышке знакомо 10-20% населения нашей планеты, а от различных типов психоза страдают примерно 5% жителей Земли.

Психоз

Говоря о психозе, необходимо отметить следующее:

  • Это психическое расстройство, характеризующееся неадекватным поведением человека, нетипичной реакцией на события и явления.
  • Проявляется психическими нарушениями, в частности, нарушениями восприятия действительности (галлюцинации, бред).
  • Развивается незаметно для больного, может быть следствием патологий эндокринной и нервной систем.
  • Способен полностью менять личность пациента.
  • Это трудноизлечимая болезнь.

Психозы по их происхождению принято делить на:

  • Эндогенные, то есть, связанные с внутренними причинами (соматические заболевания, наследственные психические расстройства, возраст);
  • Экзоорганические, вызванные внешними факторами (инфекции, интоксикации и др.) или связанные непосредственно с нарушением структуры головного мозга (травмы, кровоизлияния, новообразования и др.).

К первой группе относят:

  • маниакально-депрессивный психоз;
  • сенильный (старческий);
  • аффектативный;
  • шизофренический;
  • эпилептический;
  • симптоматический психоз и др.

В экзогенную группу входят:

  • реактивный острый психоз;
  • интоксикационный;
  • инфекционный;
  • алкогольный психоз и др.

1

БОС-терапия при лечении и диагностике психоза

2

БОС-терапия при лечении и диагностике психоза

3

БОС-терапия при лечении и диагностике психоза

Симптомы психоза

Распознать тревожные сигналы порой не просто, однако следует внимательно отнестись к любым изменениям, появившимся в характере и привычках близкого человека.

Характерными симптомами психоза являются:

  • снижение работоспособности или лихорадочная активность;
  • колебания настроения;
  • раздражительность, подозрительность;
  • стремление к самоизоляции;
  • необъяснимая смена интересов;
  • нарушения сна, сниженный аппетит;
  • небрежное отношение к своей внешности;
  • повышенная ранимость и другие нетипичные реакции на события, явления;
  • нарушенная координация движений;
  • бессвязная речь;
  • галлюцинации, бред.

Симптомы невроза

Выявить нервное расстройство неспециалисту достаточно затруднительно. И все же клиника невроза имеет характерные черты.

О неврозе могут свидетельствовать:

  • снижение когнитивных способностей;
  • подавленное настроение, плаксивость;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • раздражительность, недовольство;
  • частая смена настроений;
  • навязчивые мысли;
  • зацикленность на плохих новостях и событиях;
  • немотивированные тревожные состояния;
  • плохой аппетит, нарушения в работе ЖКТ;/li>
  • сердечно-сосудистые симптомы;
  • бессонница и другие расстройства сна;
  • нарушения в сексуальной сфере;
  • повышенная чувствительность к шуму, свету, вибрациям и др.

1

Диагностика и лечение неврастении

2

Диагностика и лечение неврастении

3

Диагностика и лечение неврастении

Детские страхи и лицевые тики также являются симптомами невроза.

Очень часто в быту люди путают понятия «невроз» и «неврастения». Еще раз повторимся: неврастения — это разновидность невроза, одна из самых распространенных его форм.

Характерными симптомами неврастении являются:

Лечение неврозов и психозов

Провести грамотную диагностику заболевания, выявить спровоцировавшие его причины и предложить адекватное лечение может только врач-невролог (психоневролог, психотерапевт, психиатр), прошедший соответствующее обучение и имеющий достаточный практический опыт помощи больным с неврологическими и психическими расстройствами.

Лечение психозов и неврозов (в т.ч., лечение неврастении) — это, как правило, целый комплекс мероприятий, включающий в себя множество этапов.

Так, хорошего результата помогает добиться сочетание следующих методов: 

  • медикаментозная терапия;
  • фитотерапия;
  • психотерапия;
  • аппаратное лечение;
  • водные процедуры;
  • рефлексотерапия;
  • специальная гимнастика;
  • лечебная диета и др.

Крайне важны для выздоровления позитивный настрой, правильное окружение, нормальная обстановка в семье, ведение здорового образа жизни, соблюдение режима труда и отдыха, исключение «стрессообразующих» факторов (вплоть до смены места работы или района проживания).

Почему следует посетить невролога «МедикСити»

Если вы испытываете психологический дискомфорт и напряжение, чувствуете себя в ловушке, не можете расслабиться даже во сне — не откладывайте посещение врача. Деликатно и профессионально наш специалист поможет разобраться в причинах вашего состояния и даст все необходимые рекомендации. Не оставайтесь со своей бедой один на один!

Мы оказываем помощь при различных неврологических заболеваниях, а также при нарушениях в работе других органов и систем организма. При необходимости можно получить консультацию у другого специалиста – прием в клинике ежедневно ведут врачи свыше 30 направлений.

Источник: https://www.mediccity.ru/directions/600

Как победить детские страхи

Крайняя стадия невроза

Границы между устойчивым страхом и неврозом весьма условны. Считается, что говорить о появлении невроза можно тогда, когда приобретенный как защитная функция симптом (то есть то или иное отклонение от нормы) начинает существенно мешать дальнейшему развитию ребенка. То же заикание некоторыми специалистами рассматривается как логоневроз, то есть закрепившийся, устойчивый страх перед речью.

Невроз может проявляться как нервный тик, излишняя агрессивность или, наоборот, полная апатия у ребенка. Но это в любом случае серьезные нарушения на эмоциональном, поведенческом, а иногда и на физиологическом уровне.

Симптомы или симптоматическое поведение могут включать тревогу, депрессию, фобии, заторможенность, истерические параличи, тики, ритуалы и другие навязчивости; или же они могут проявляться в нарушениях питания и экскреции, антисоциальном поведении, нарушении способности к обучению и прочее.

Обычно наблюдается целое сочетание расстройств, иногда с преобладанием одного в сложной клинической картине.

Подобные нарушения могут возникать на любом этапе развития — от момента формирования внутренних психических структур вплоть до начала полового созревания. Говоря проще, невроз может проявиться как у годовалого малыша, так и у подростка двенадцати-четырнадцати лет.

При этом многие исследователи полагают, что типичные возрастные страхи сами по себе спровоцировать невроз не могут.

Они считают, что к серьезным психическим изменениям, проявляющимся в симптомах навязчивых движений или других внешних нарушениях, приводят лишь наслоения внутренних конфликтов, базирующихся на патологических отношениях между ребенком и родителями, нездоровых сексуальных инстинктах.

Это утверждение спорно и нуждается в дополнительной доказательной базе, впрочем, в рамках данной книги нам важна не столько теория, сколько практика распознавания и лечения неврозов.

Отделить невроз от обычного страха нам помогут следующие признаки:

невротические страхи в отличие от возрастных и ситуативных эмоционально выражены, заметны невооруженным взглядом, мешают ребенку;

они сохраняются в течение длительного времени и не проходят без специального лечения;

оказывают неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка, в характере которого появляются такие черты, как неуверенность, тревожность, мнительность; в своем проявлении содержат и другие выраженные нервно-психические нарушения помимо страхов;

с трудом поддаются коррекции и самокоррекции.

Как и при возникновении устойчивых страхов, в формировании неврозов чаще всего повинны взрослые, их невнимание или, наоборот, повышенная требовательность по отношению к ребенку. Ряд клинических наблюдений позволил выделить основные ошибки, наносящие серьезную психологическую травму малышу со слабой нервной системой.

из них — это отрицательная оценка знаний или умений ребенка, высказанная в резкой, категоричной форме.

«Ну что ты делаешь? Ты что, не видишь, что у тебя все получается не так! Ты совсем не умеешь рисовать!» — восклицает мама в полной уверенности, что помогла ребенку, раскрыв ему глаза на его неправильный подход.

А малыш, вместо того чтобы сказать маме спасибо за справедливое замечание и моментально научиться, как делать правильно, начинает плакать и теряет интерес к рисованию вообще. Знакомая картина?

Закрепляем успех. Переносим негативную оценку с действий малыша на него самого. «Господи, ты еще и в краске весь вымазался! Грязнуля! И за что мне такая неумеха досталась?» Кажется, мама не говорит ничего ужасного, ничего такого, что выходило бы за рамки наших представлений о воспитательном процессе.

А между тем она совершает самую тяжелую ошибку — расширяя поле того, что попадает под критику, и переходя на личность ребенка, она блокирует у него способность к дальнейшему развитию, формирует устойчивую пессимистическую оценку его возможностей, создает предпосылку для появления у него комплекса неполноценности.

Почему это так страшно? Низкая самооценка у человека любого возраста сопряжена с глубоким внутренним дискомфортом, и потому она снижает его возможности адаптироваться в меняющейся среде.

Более того, резкое снижение самооценки может вызвать эмоциональный неуправляемый взрыв даже у взрослого человека, достаточно спокойного и уравновешенного.

Об этом свидетельствуют обследования психически здоровых людей, проходящих судебно-психологическую экспертизу. В своем крайнем проявлении такой взрыв может привести к суициду.

Если же пессимистическая оценка своих возможностей приобретает хронический характер, человек теряет волю к самореализации.

Надо помнить, что дети более ранимы, чем взрослые, поэтому действие низкой самооценки сказывается на них в еще большей степени.

Невротическое развитие по психастеническому (от астения — бессилие, слабость) типу начинается с переживания еще в детстве низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.

Общей возрастной особенностью детей младшего школьного и особенно дошкольного возраста является внушаемость.

Даже совсем маленькому, еще не умеющему говорить ползунку можно внушить чувство неловкости — укоризненными интонациями и соответствующей мимикой.

Не столько подбор слов, сколько их эмоциональная окраска и выраженное в ней отношение взрослых влияет на ребенка, вызывая соответствующую эмоциональную реакцию.

Значительным психотравмирующим воздействием обладает сравнение ребенка с кем-то другим, кто ему противопоставляется как пример, как образец. Кроме низкой самооценки, оно создает основу для последующего развития зависти, эгоцентризма и тревожной настороженности к оценкам вообще, а особенно в свой адрес.

Взрослые обычно ставят ребенку кого-то в пример, основываясь на том, что дети быстро друг от друга научаются, перенимают.

Но когда ребенка невыгодно сравнивают с кем-то другим, чем лишают его эмоционального благополучия (к тому же на это наслаивается отрицательная оценка), то вызванное этим состояние может затормозить побуждение «брать пример» и вообще заниматься данным видом деятельности. Так формируется негативизм, немотивированный отказ.

Пятилетнюю девочку дома и в детском саду всегда ставили всем в пример — тихая, послушная, очень аккуратная, она никогда не проявляла никаких признаков невротических расстройств, была общительной и положительно настроенной. Но на лето ее отвезли к бабушке б другой город.

Через месяц мама просто не узнала своего ребенка. Она вернулась домой плаксивой, обидчивой, стала очень болезненно реагировать на замечания, потеряла интерес к книгам и рисованию (хотя раньше это были ее любимые занятия).

Родители посчитали, что ребенок просто отвык от дома и скоро придет в себя. Но проходили месяцы, а невротическое состояние девочки только ухудшалось: она почти совсем перестала есть, стала конфликтной, у нее нарушился сон, начали появляться навязчивые движения — частое моргание.

В конце концов родители девочки приняли решение обратиться к психоневрологу.

В первую очередь врач определил психотип девочки — ее неяркий темперамент в период до болезни, склонность к педантизму, стремление избежать шумных, активных игр — все указывает на то, что малышка с рождения обладала слабой (или тонкой, как это любят называть в романах) нервной организацией.

V таких детей, как правило, очень незначительный запас внутренних, душевных сил. Трудности не столько закаливают их, сколько ломают.

Очевидно, переезд в другой город, так же как и общение с критически настроенной бабушкой (а мама согласилась, что иметь дело со свекровью всегда было выше ее сил), стали для девочки слишком сильным стрессом.

Детям такого типа больше свойственны тормозные реакции на психологическую трудность. Действие сильного раздражителя может вызвать у них состояние заторможенности. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более негативная оценка действий ребенка — все это может стать для малыша сверхсильным раздражителем.

И в таком случае никакие просьбы, ласки и задабривание, шутливые замечания, а тем более порицание и угрозы не могут заставить его выйти из состояния ступора.

Ребенок не утрачивает способности видеть, слышать и запоминать, но не может сказать, что его так напугало, тем более не может сделать то, о чем его все просят (прочитать стих или спеть песенку).

Подобные состояния могут отмечаться у любого ребенка, независимо от его типа, при несоответствии требований его возможностям или в условиях, вызывающих острое эмоциональное неблагополучие.

Благоприятное разрешение, изменение этой ситуации может снять такое состояние, но нередко остаются последствия (невротические проявления, повышенная возбудимость, плаксивость, кошмарные сновидения, страх и др.).

У детей с меньшим запасом прочности возникшая психологическая блокада держится значительно дольше, трансформируясь в реактивное состояние, а впоследствии — в невротические проявления. Нередко такая блокада является первым звеном невротического развития.

Взрослые, не зная природы этого состояния, часто поступают неправильно и жестоко, наказывая ребенка за ими же вызванный «ступор», считая это проявлением упрямства.

Горячо, искренне желая, чтобы ребенок был «не хуже других», мы применяем повторяющиеся из поколения в поколение неверные приемы: мы осуждаем этого ребенка, порицаем его за то, что ему трудно, и ставим ему в пример другого ребенка, которому в данный момент это дается легко.

Порицание уничтожает эмоциональное благополучие ребенка и потому не может стимулировать желаемых форм поведения или желаемой деятельности, тем более если для ребенка непривычны те формы поведения, которых от него добиваются.

Поэтому главная задача взрослых здесь — способствовать развитию ребенка, исходя из его реальных возможностей. А это значит, что взявший на себя роль воспитателя должен регулировать степень психологической нагрузки: она не должна превышать возможностей ребенка.

Если в мире животных взрослые особи укрывают от хищника своих детенышей, то необходимость защиты человеческого детеныша не исчерпывается защитой от опасности только физической. Он должен быть защищен от перегрузок воздействиями, от воздействий вредных и избыточных.

Что же делать? Прежде всего нужно оставить ребенка в покое. Эта рекомендация обычно вызывает у родителей смятение, недоумение с оттенком обиды: «То есть как это “оставить в покое”?» Они же рассчитывали на то, что им немедленно помогут «исправить» ребенка в соответствии с их представлением, — ведь им сейчас очень трудно с ним!

В таких случаях важно понять, что сейчас именно ребенку труднее всего: он лишен самого необходимого для дальнейшего нормального развития — эмоционального благополучия.

Ведь когда ребенок физически болен, нужно ли объяснять родителям, что ему нужен покой? Нет, для всех это нечто само собой разумеющееся.

Нужно, чтобы взрослые поняли, что ребенок может нуждаться и в ином покое, что он бывает ему необходим и по его психическому состоянию.

«В покое» — это значит: прекратить всяческие воспитующие воздействия со своей стороны и со стороны других доброхотов, которые заражены стремлением непременно чего-то добиваться от ребенка при любой мимолетной встрече, а уж тем более при длительных контактах.

Нужно очень умеренно во времени и очень спокойно, сдержанно и деликатно общаться с ребенком, не навязываясь с теми проявлениями заботы, внимания и ласки, которых он не может сейчас принять.

Особенно непереносим для чувствительных детей резкий переход в отношении к ним — не только от положительного к отрицательному, но и наоборот — от отрицательного, от наказания и негативной оценки, к ласкам и задабриванию.

Психология bookap

Если взрослый смог оставить ребенка в покое, вторым его шагом в плане психологической помощи должен быть непременный критический пересмотр своих отношений к себе и окружающим людям.

Невозможно сформировать в ребенке правильное отношение к жизни, если окружающие его взрослые не навели порядка в сфере своих отношений, если там хозяйничает неуважение и невнимание друг к другу, навязывание своих представлений, бесцеремонность и нетактичность.

Этот пересмотр — с учетом информации, как возникают невротические отклонения, — даст возможность не повторить травмирующих психику малыша ошибок. Важно отказаться от привычных воспитательных шаблонов, каждый раз, разговаривая с ребенком, анализировать свЪи слова с точки зрения его, детского, восприятия.

Разработать конкретные рекомендации для всех неисчислимых разнообразных ситуаций, помноженных на количество детских индивидуальностей или хотя бы основных типов, практически невозможно, как невозможно было бы ими воспользоваться.

Поэтому целесообразнее получить общее представление о том, что недопустимо, поскольку таких положений не так уж много.

Изложенная в главе информация о том, как возникают некоторые болезненные состояния в младшем детском возрасте, поможет избежать ошибок при воздействии на детей и даст возможность предотвратить закрепление последствий уже допущенных ошибок. Это будет началом практики психологической помощи ребенку, доступной всем взрослым в роли воспитателя.

Источник: https://bookap.info/deti/golutvina_kak_pobedit_detskie_strahi/gl20.shtm

Симптомы невротических состояний

Крайняя стадия невроза

На правах рекламы:

Невроз представляет собой достаточно распространенное психическое расстройство длительного течения, причем под этим названием подразумевается целый ряд отклонений подобного характера.

Заболевание считается обратимым, однако для эффективной терапии потребуется выявить причину, повлекшую постоянное умственное перенапряжение.

Бороться с болезнью нужно обязательно, иначе она негативно повлияет на весь организм: происходит декомпенсация уже имеющихся патологий, появляется дисфункция других внутренних органов, появляются психологические проблемы.

Проявления заболевания

Нет необходимости искать форум, на котором будут описаны все основные симптомы, характеризующие состояние невроза, так как все они рассматриваются в нашей статье.

Основная клиническая картина болезни подразделяется не просто на психические и физические симптомы. Зачастую они развиваются постадийно, а иногда и комбинируются между собой, что, естественно, усугубляет самочувствие больного.

Реакции выделяют разные, располагая в начале самые безобидные из них: вегетативные, сенсомоторные, аффективные, идеаторные. Нарушения первой из них характеризуются целым комплексом проблем, которые были перечислены ниже, в физических признаках болезни.

Именно они характерны при дисфункции вегетативной системы.

При отсутствии качественной терапии происходит постепенное ухудшение состояния и к ряду перечисленных проявлений добавляются сенсомоторные, то есть появляется рассеянность, дезориентация в пространстве, заторможенная реакция или, напротив, раздражительность. Аффективные реакции заметны по большей части у больных с истерическим типом заболевания, когда присутствует чрезмерно острая реакция на внешние факторы, резкая смена настроения.

Идеаторные симптомы во многом схожи с аффективными, так как тоже связаны с эмоциональными проявлениями. В частности, больной начинает избегать определенных ситуаций и даже новых впечатлений.

Так же наблюдаются другие расстройства в мышлении, иногда человек ощущает себя зацикленным на одной мысли. Тревожить его могут и неприятные образы прошлого.

Иногда признаком идеаторного расстройства может быть и кратковременная потеря памяти.

Физические симптомы наблюдаются, если состояние пациента ухудшается, причем они могут сочетаться и с психическими проявлениями. Признаки, особенно при соматических типах невроза, больные принимают за проявления серьезной болезни, из-за чего отправляются к другим врачам, а не психотерапевтам. Физические симптомы включают в себя:

  • Утомляемость;
  • Быстрое сердцебиение;
  • Боли в животе, голове, иногда в сердце;
  • Перепад АД, который, в свою очередь, способен повлечь характерные для него признаки (ухудшение зрения, головокружение и т. д.);
  • Дрожь в конечностях;
  • Проблемы с ЖКТ;
  • Потливость;
  • Частое мочеиспускание.

Стоит отметить, что в каждом случае признаки болезни индивидуальны, дополняются другими проявлениями. Немало влияет на формирование клинической картины и вид заболевания.

Виды болезни

Под названием «невроз» скрывается несколько видов состояний, которые отличаются друг от друга не только проявлениями, но зачастую и причиной возникновения.

На данный момент принято подразделять заболевание на 3 типа, хотя эта классификация и не закреплена официально.

Симптомы во многом зависят от каждого типа болезни, дополняются разными проявлениями, нехарактерными для других видов заболевания.

Навязчивые состояния

Постановка подобного диагноза производится не просто когда наличествуют присущие состоянию признаки, а когда они сочетаются со значительными нарушениями в профессиональной или социальной жизни.

Характерно и то, что причиной развития невроза служит не только страх, но и действие, которое человек забыл сделать или расхождение побуждений со стремлениями.

Состояние включает в себя несколько распространенных нарушений поведения:

  1. Простые фобии, к которым относят необъяснимый страх (например, боязнь как открытых, так и замкнутых пространств).
  2. Социальные фобии, часто подкрепляющиеся неудачами в жизни.
  3. Обсессивно-компульсивные расстройства — это постоянный контроль над собой, повторение одного действия, навязчивые мысли.

Механизм возникновения часто создается искусственно, постепенно нагнетается, из-за чего один невроз способен повлечь за собой череду других.

Истерический невроз

МКБ-10 подобное состояние относит к категории соматоморфных и диссоциативных нарушений, чему есть объяснение.

Больной зачастую проецирует на себя соматоморфные признаки других заболеваний, причем не симулирует их, а абсолютно уверен в правильности диагноза. Чрезмерная забота и убежденность, а при выраженной истерии наблюдается так же высокая степень внушаемости.

Поэтому невроз данного типа имеет симптомы утрированные, иногда пациент проявляет их демонстративно. Но чаще всего признаки следующие:

  • Сенсорные нарушения, затрагивающие чувства человека. То есть временная утеря слуха, вкуса, обоняния и так далее.
  • Неадекватность поведения. Изменчивость настроения, попытка создать образ важного, занятого и значимого человека, иногда чрезмерная театральность и энергичность. Зачастую присутствует и явление, называемое «суицидальным шантажом».
  • Краткая по времени афония, иногда припадки (с потерей сознания не сочетаются), другие двигательные нарушения.
  • Вегетативные расстройства, сопровождающиеся одышкой, тахикардией, частым сердцебиением и другими подобными признаками.

Стоит отметить, что большая часть нарушений, особенно вегетативные симптомы, зависят не столько от физических проявлений болезни, а от психологического фактора.

Именно эмоциональный характер становится причиной появления разного типа расстройств. Часто возникновение истерического невроза спровоцировано и чрезмерными требованиями к окружающим и себе.

Несоответствие «стандартам» и приводит к появлению в головном мозге постоянного очага возбуждения, а, как следствие, и к переутомлению.

Неврастения

Этот вид заболевания обозначается по МКБ-10 иногда и как синдром усталости. Механизм возникновения похожий, если сравнивать ее и невроз истерического характера — это чрезмерные требования к себе и несоответствие своим представлениям. Перенапряжение, неправильная работа корковых процессов — все это провоцирует неврастению и сопутствующие ей симптомы. К ним относят:

  1. Отклонения в сексуальной сфере (пониженное либидо, импотенция и т. д.);
  2. Расстройства ЖКТ, потливость, неправильный ритм сердца;
  3. Низкий уровень сосредоточенности и работоспособности;
  4. Перепады настроения;
  5. Расстройства сна;
  6. Раздражительность, расстройство внимания.

В каждом из случаев болезнь способна приобрести хронический характер. Пациент хотя и чувствует себя подавленным, но испытывает гораздо меньше дискомфорта.

Моменты обострения переносятся тяжело, возникают даже вегетативные кризы.

Но главным является тот факт, что хроническое заболевание с большой вероятностью способно повлечь и другие типы психических расстройств, среди которых депрессия, ипохондрия, усугубление невротических проблем.

Не стоит читать форум по данной тематике, с целью определить у себя те или иные признаки, поскольку между каждым из видов они схожи.

Невроз определенного вида самостоятельно выявить сложно, но мало его просто определить, ведь важна и грамотно подобранная терапия, которая позволит вернуться в обычное состояние.

Если вы испытываете симптомы, присущие этому заболеванию, то после прочтения статьи постарайтесь обратиться в поликлинику.

Советуем посмотреть:

Источник: https://lechenienevroza.ru/nevrozy/nevroz-simptomy.html

Невроз – симптомы, лечение, причины болезни, первые признаки

Крайняя стадия невроза

psycholekar.ru

Невроз — это нервно-психическое нарушение, которое возникает под влиянием внутренних или внешних конфликтов, обстоятельств.

Проявляется в отклонениях поведения, эмоционально-психологических расстройствах, соматических синдромах.

Причины невроза могут скрываться в полученных психологических травмах, стрессах, или в умственном или эмоциональном перенапряжении. Терапию неврозов осуществляют при помощи психотерапии, а также медикаментозными способами.

Прогноз при неврозах

Прогноз может быть благоприятен при своевременном обращении к специалистам и адекватной терапии. При длительном течении болезни возможен переход невроза в хроническую форму с последующим изменением личности.

Информация носит справочный характер и не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. При первых симптомах заболевания обратитесь к врачу

Источник: https://yellmed.ru/bolezni/nevroz

Страница Психолога
Добавить комментарий