Конспекты занятий детей с синдромом дауна

Конспект занятия «Геометрические фигуры» для ребенка с синдромом Дауна

Конспекты занятий детей с синдромом дауна

Номинация: развивающие занятия для детей с синдромом дауна.
Синицина Ирина Игоревна
Должность: педагог-психолог

Цель занятия – создание условий для формирования умений идентифицировать предметы по форме, а также умения соотносить предметы по форме, через формирование представлений о геометрических фигурах.

Возраст – 7-8 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Длительность занятия: 30-40 минут.

Методы и техники: наблюдение, беседа, техники массажа рук для развития мелкой моторики, авторская игра «Спасение зверят».

Необходимое оборудование и организация пространства: рабочее место для занятий: кабинет (заранее проветрен), хорошее освещение, рабочий стол/парта/журнальный стол, два стула при необходимости (для психолога и ребенка). Массажный шарик с пружиной. Белый картон А4 или лист бумаги А4.

Вырезанный набор геометрических фигур из цветного картона: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб (по 3 штуки на каждую фигуру). Фигуры животных (у нас на занятиях были маленькие пластмассовые игрушки, и игрушки из киндера) и фигура «злодея».

Изображения 2 эмоциональных состояний (веселое и грустное), клей.

Ход работы

1 этап. Приветствие, установление контакта, формирование доверительных отношений.

Игра «Поймай шарик!»

2 этап. Массаж рук массажным шариком, далее пружинкой. Данное упражнение имеет две цели, где главная цель – установление контакта с психологом.

На начало занятия, как правило, у ребенка нет мотивации на работу, внимание рассредоточено и ребенок отвлекается на любую мелочь, вступая с любой вещью в предметную игру (сюжетно-ролевая игра для ребенка с синдромом Дауна в младшем школьном возрасте недоступна).

Поэтому, психологу необходимо закрепить внимание ребенка на себе, используя при этом, физический контакт, вербально и эмоционально подкрепляя общение с ребенком.

В ходе выполнения задания, ребенку предлагаются различные вопросы: «какая погода на улице?», «какое настроение», подведение ребенка к цели занятия, начало инструкции к занятию («А сегодня к нам в гости пришли зверята из зоопарка!»).

3 этап. По теме занятия «Геометрические фигуры» с введением авторской игры «Спасение зверят» ребенку предлагается предыстория.

«К нам в гости сегодня направлялись веселые зверята, они очень хотели с тобой встретиться и дружно поиграть.

Ты хочешь с ними поиграть? (получаем обратную связь от ребенка) Но вот напасть! Случилась беда! По пути им встретился слой злодей-разбойник! (Показываем ребенку фигуру «злодея») Он всех маленьких зверят поймал и заточил в железную клетку! (Также демонстрируем ребенку зверят-игрушки, которые заранее мы сложили в коробочку/контейнер-сетку/корзинку) Им там сейчас так грустно и плохо! Давай их будем спасать! (После того, как дождались положительного ответа ребенка продолжаем) этот злодей-разбойник оказался большим хитрецом! Он ни за что не хочет выпускать зверят просто так! И Его не перехитрить! Он придумал задание для тебя, пройдешь задание – отпустит зверят! Ну что, ты готов выполнить задания злодея-разбойника? (также дожидаемся обратной связи от ребенка)».

4 этап. Работа по теме. Формирование умений соотносить геометрические фигуры с эталоном, а также введение понятий величины предметов (большой-маленький) и понятий сравнительной величины (больше-меньше).

Ребенку предлагается лист А4 (принцип изображения «игры-карты» на фото в приложении), где заранее прорисованы контуры геометрических фигур, а также нарисованы изображения животных (тех животных, игрушки которых вы имеете и заранее подготовили для занятия).

Далее предлагается новая инструкция: «Вот злодей дал нам карту, пройдем тропинки, найдем все эти фигурки и спасем наших животных! Давай? (Получаем обратную связь) Злодей-разбойник перепутал все фигурки (демонстрируем ребенку вырезанные геометрические фигуры), а мы их сейчас распутаем по порядку, по очереди, приклеим на нашу карту и спасем каждого животного! Смотри, здесь кто у нас нарисован? Правильно, Мишка! А какие рядом с ним фигурки? Это у нас кружочки! (проговариваем вместе с ребенком слово «Круг») Давай найдем кружочки и приклеим на нужные места! (ребенок находит, приклеивает) Ура, ты нашел и приклеил все кружочки! Какой ты молодец! Теперь наш Мишка спасен!» (Злодей-разбойник отпускает Мишку из клетки и мы представляем возможность ребенку посмотреть и потрогать игрушку, но при этом напоминая ребенку, что есть еще животные, которые ждут его помощи).

Продолжаем инструкцию в той же последовательности, «спасая» каждого животного.

Ребенок, как правило, успешно справляется с поиском геометрических фигур, соотнося их с эталоном, однако затрудняется работать последовательно, поэтому здесь проявляем направляющую и обучающую помощь, ориентируя работать последовательно, при этом обращая внимание ребенка на то, что есть большие фигуры, а есть маленькие, есть больше, а есть меньше.

Как только все зверята спасены, даем возможность ребенку поиграть в игрушки, инициируя ролевую игру, по возможности уделяя этому 5-10 минут от занятия.

Далее, ребенка необходимо аккуратно подвести к завершению игры и занятия в целом: «А сейчас, давай поможем нашим зверятам отправиться обратно домой, ведь они соскучились по своим мамам и папам, нужно их безопасно проводить, чтобы злой разбойник их опять не поймал».

5 этап. Завершение занятия. Демонстрация изображений настроения человека. Проигрывание настроения перед зеркалом.

Рефлексия: «какое у тебя настроение? Покажи на картинке! Тебе понравилось занятие? Покажи на картинке!».

Можно также использовать на этапе завершения невербальную игру «Подари подарок/Воображаемый подарок», при этом не требуя от ребенка самому придумать подарок, а попросить повторить за собой.

Приложение «Игра-карта»

Скачать конспект занятия «Геометрические фигуры» для ребенка с синдромом Дауна

Номинация: коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дауна.
Синицина Ирина Игоревна Должность: педагог-психолог Место работы: МБОУ ОШИ №1

Месторасположение: г. Пенза

Источник: https://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-geometricheskie-figury-dlya-rebenka-s-s/

Основы обучения детей с синдромом Дауна

Конспекты занятий детей с синдромом дауна

29.07.2017

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания.

Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям.

Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Особенности

Оглавление

  • 1 Особенности
  • 2 Мелкая моторика
  • 3 Игры и занятия
  • 4 Методики

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью.

Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами.

Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки.

Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами.

В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным. 
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки. 
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода —  занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности. 
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса. 
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними.

Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность.

Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.

Источник: https://www.deti-semja.ru/vrozhdennye/obuchenie-detei-s-sindromom-dauna.html

Страница Психолога
Добавить комментарий