Классификация умственной отсталости по мкб 10

Олигофрения 2 (стр. 1 из 16)

Классификация умственной отсталости по мкб 10

  1. Классификация интеллектуальной недостаточности по МКБ-10.

Классификация умственной отсталости

Существуют разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее распространенной клинической классификацией является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.

В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73).

Другая клиническая классификация предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую и атоническую формы (Д.Н. Исаев). Кроме того, выделяют «ядерные» формы умственной отсталости (Н.И.

Озерецкий), для которых свойственна тотальность психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками парциального психического недоразвития.

Клинические проявления и динамика умственной отсталости

Психические расстройства при умственной отсталости, как уже отмечалось выше, полиморфны по характеру и степени выраженности.

Выраженность интеллектуального дефекта.

По степени выраженности недостаточности интеллектуальных способностей в МКБ-10 выделяется:

1. Глубокая умственная отсталость (идиотия).

При идиотии значительно ограничены познавательные способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличают съедобного от несъедобного (могут поедать несъедобные предметы), не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: могут падать с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и пр. (могут получать повреждения, ожоги). Большинство больных не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.). Речь или совсем не сформирована (такие больные издают лишь нечленораздельные звуки) или состоит из нескольких простейших слов. В большинстве случаев имеют место грубые неврологические нарушения и тяжелые соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. Коэффициента умственного развития (стандартизированная методика Д. Векслера для измерения интеллекта) у лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно.

Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании.

Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 20-34.

3. Умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени)

Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий.

Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских).

Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 35-49.

4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность).

Познавательные расстройства у этих больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь.

Больные легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками.

Многие больные с легкой умственной отсталостью заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство.

По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большей дифференцированностью и индивидуальностью. Коэффициент умственного развития этих пациентов находится в пределах 50-69.

    Характеристика умеренной интеллектуальной недостаточности (по МКБ-10).

– умеренный (F – 71) – легкая имбецильность (ІQ = 35-49)

При легкой имбецильности (умеренная умственная отсталость) локомоторные функции развиваются очень медленно. Моторика характеризуется неловкостью, недиференційованістю. Деть с легкой имбецильностью не могут производить действия, которые требуют точности, произвольной регуляции, координированной движений, особенно мелких.

Вещание таких детей аграматичне, обедненное. Словарный запас очень ограничен, в нем нет обобщающих и абстрактных сроков. Предложение простые нераспространены, неправильно построенные. Обращенные к ним инструкции понимают лишь в конкретных ситуациях. простой сказки или рассказа могут осознать лишь с опорой на наглядность. Сложные грамматические конструкции не понимают вообще.

Внимание непроизвольное, зависит от физических характеристик объектов и внешней мотивации. Стойкость внимания уже измеряется не секундами как при идиотии, а несколькими минутами.

В процессе восприятия не оказывается активность, необходимая для получения специфической для определенного предмета информации. Из-за этого ребенок не может выделить деталь, увидеть отличие между предметами. Перцептивная деятельность характеризуется хаотичностью.

Объем памяти существенно сужен. При воссоздании заученного часто имеющееся искажение.

К подростковому возрасту память, особенно долговременная, несколько совершенствуется.

У детей с легкой имбецильностью можно развить примитивное наглядно-действенное и образное мышление, которое однако характеризуется конкретностью, нехваткой последовательности, гибкостью.

Образование абстрактных понятий есть очень ограниченным найелементарнішими ситуативными обобщениями. Детей можно научить группировать одежду, животных, растений и тому подобное.

Они не умеют определять подобие, а отличия замечают лишь на конкретных предметах.

Дети-имбецилы являются очень уязвимыми. их эмоции характеризуются полярностью, реактивностью и лабильностью. Относительная сохраненность их аффективной жизни оказывается в чувствительности к оценке другими людьми. Собственная самооценка у них является неадекватно завышенной: себя они считают наилучшим.

Имбецилы так же, как и идиоты, склонные к “полевому поведению”, однако у них уже достаточно часто оказываются и другие формы активности, например, импульсивные акты, которые осуществляются под воздействием непосредственных потребностей индивида и не предусматривают сознательной постановки цели, планирования, анализа средств и возможных последствий. Такие дети могут выполнять простые задания под непосредственным контролем педагога, а также реализовывать автоматизированные навыки.

У детей с легкой имбецильностью можно воспитать навыки самообслуживания. Некоторые из них благодаря длительной специальной учебе оказываются способными овладеть элементами грамоты и счетом в пределах 10-20.

С большими трудностями усвоенные знания используются механически. Благодаря учебе путем многократного показа способу выполнения задания с постепенным его осложнением удается подготовить подростков к труду.

Независимое проживание лиц с такой степенью интеллектуальной недостаточности является невозможным. Однако они могут быть физически активными, устанавливать контакты, участвовать в элементарных социальных занятиях, организованных воспитателями. Во взрослом возрасте они способны к простой практической работе под надзором, поддаются руководству.

Деть с умственной отсталостью в степени имбецильности подлежат распределению к домам инвалидов и заведениям социального обеспечения, где за ними присматривают, формируют навыки самообслуживания, а также за возможности учат элементам грамоты.

    Характеристика тяжелой интеллектуальной недостаточности (по МКБ-10).

– тяжелый (F – 72) – выразительная имбецильность (IQ = 20-34);

Имбецильность – средняя за выразительностью степень умственной отсталости, которая возникает через глубинное повреждение коры головного мозга. Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.

Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвиванием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.

Источник: https://mirznanii.com/a/180436/oligofreniya-2

МКБ: F70 Умственная отсталость легкой степени :: Расшифровка кода, лечение

Классификация умственной отсталости по мкб 10

 Название: F70 Умственная отсталость легкой степени.

Вид больной с гипотиреозом до (справа) и после (слева) лечения

 Дебильность. Самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики.

Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость.

Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.

 Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».  Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.

 В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.

 Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.
 Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.

 Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития.

К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.
 Дебильность может возникнуть как следствие родовой травмы, асфиксии новорожденного, врожденной гидроцефалии, перенесенных в раннем детстве инфекционных поражений ЦНС (энцефалита, гнойного менингита, менингоэнцефалита) и тяжелых черепно-мозговых травм.

 В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе. Такой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений. В зависимости от степени дебильности IQ пациента может находиться в диапазоне от 69 до 40%.  В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики. В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений. Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим дебильность пациентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по показаниям — МРТ головного мозга.

 Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, дебильность необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста.

 Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.  Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.

 Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик.

Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности.

По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.

42a96bb5c8a2ac07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.

Источник: https://kiberis.ru/?p=24166

Вопросы по Клинической психологии

Классификация умственной отсталости по мкб 10
sh: 1: –format=html: not found

1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.

2. Сознание как высший уровень психического отражения.

3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.

4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.

5. Общая характеристика эмоций.

6. Воля и волевая регуляция.

7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.

8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.

10. Мышление как форма познавательной деятельности.

11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.

13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.

14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.

15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.

16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.

17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.

18. Психометрика и её основные параметры.

19. Корреляционный анализ.

20. Статистические критерии различий.

21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.

23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.

24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.

25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.

26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.

27. Социальная психология общения. Структура общения.

28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.

29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.

30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.

31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.

32. Клиническая психология как наука.

33. Теория привязанности.

34. Теория объектных отношений.

35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.

36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.

37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.

38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.

39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.

40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.

41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.

42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.

44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.

45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.

46. Основные понятия психотерапевтического процесса.

47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.

48. Основы групповой психотерапии.

49. Балинтовские группы. Модели супервизии.

50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.

51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.

52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.

53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.

54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.

55. Структура процесса психологического консультирования.

56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.

57. Основные методы психологического консультирования.

58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.

59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.

60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.

61. Отклоняющееся поведение и его особенности.

62. Профилактика отклоняющегося поведения.

63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.

67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.

69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.

70. Семья как система.

71. Жизненный цикл семьи.

72. Благополучие семьи.

73. Семейное консультирование как процесс.

74. Личность преступника: понятие и типология.

75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.

76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.

77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.

79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.

80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.

81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.

82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.

83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.

84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).

87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.

88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.

89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.

90. Психогении в экстремальных ситуациях.

Источник: http://elearn.oknemuan.ru/?p=26&id=404

Умственная отсталость

Классификация умственной отсталости по мкб 10

МКБ-10 → F00-F99 →

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента.

Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости.

Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения

F70F71F72F73F78F79

скрыть | раскрыть

  • Некоторые инфекционные и паразитарные болезниA00-B99
  • НовообразованияC00-D48
  • Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизмD50-D89
  • Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществE00-E90
  • Психические расстройства и расстройства поведенияF00-F99
  • Болезни нервной системыG00-G99
  • Болезни глаза и его придаточного аппаратаH00-H59
  • Болезни уха и сосцевидного отросткаH60-H95
  • Болезни системы кровообращенияI00-I99
  • Болезни органов дыханияJ00-J99
  • Болезни органов пищеваренияK00-K93
  • Болезни кожи и подкожной клетчаткиL00-L99
  • Болезни костно-мышечной системы и соединительной тканиM00-M99
  • Болезни мочеполовой системыN00-N99
  • Беременность, роды и послеродовой периодO00-O99
  • Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периодеP00-P96
  • Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушенияQ00-Q99
  • Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубрикахR00-R99
    • Симптомы и признаки, относящиеся к системам кровообращения и дыханияR00-R09
    • Симптомы и признаки, относящиеся к системе пищеварения и брюшной полостиR10-R19
    • Симптомы и признаки, относящиеся к коже и подкожной клетчаткеR20-R23
    • Симптомы и признаки, относящиеся к нервной и костно-мышечной системамR25-R29
    • Симптомы и признаки, относящиеся к мочевой системеR30-R39
    • Симптомы и признаки, относящиеся к познавательной способности, восприятию, эмоциональному состоянию и поведениюR40-R46
    • Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосуR47-R49
    • Общие симптомы и признакиR50-R69
    • Отклонения от нормы, выявленные при исследовании крови, при отсутствии установленного диагнозаR70-R79
    • Отклонения от нормы, выявленные при исследовании мочи, при отсутствии установленного диагнозаR80-R82
    • Отклонения от нормы, выявленные при исследовании других жидкостей, субстанций и тканей организма, при отсутствии установленного диагнозаR83-R89
    • Отклонения от нормы, выявленные при получении диагностических изображений и проведении исследований, при отсутствии установленного диагнозаR90-R94
    • Неточно обозначенные и неизвестные причины смертиR95-R99
  • Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
    S00-T98
  • Внешние причины заболеваемости и смертности
    V01-Y98
  • Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
    Z00-Z99
  • Коды для особых целей
    U00-U85

скрыть всё | раскрыть всё

Источник: https://xn---10-9cd8bl.com/F00-F99/F70-F79

Классификация умственной отсталости (мкб-10)

Классификация умственной отсталости по мкб 10

Коэффициентумственного развития (IQ)равен 50—70.

Клиническая картина умственнойотсталости легкой степени характеризуетсяшироким диапазоном интеллектуальнойнедостаточности, достаточным развитиемобиходной речи, способностью к усвоениюспециальных программ, основанных наконкретно-наглядном обучении, котороепроводится в более медленном темпе, атакже способностью к овладению несложнымитрудовыми и профессиональными навыками,относительной адекватностью исамостоятельностью поведения в привычнойобстановке. По сравнению с другимистепенями при легкой умственнойотсталости черты личности и характераотличаются большей дифференцированностьюи индивидуальностью; благодаряотносительно более высокому психическомуразвитию такие больные во многих случаяхудовлетворительно адаптируются вобычных условиях жизни.

Когнитивныенарушения характеризуются замедленностьюпсихических процессов, конкретностьюмышления, слабостью суждений, ухудшениемпамяти, хотя механически больные могутзапомнить те или иные сведения, ноприменить их в практической деятельностиим трудно.

Дети с легкойумственной отсталостью приобретаютречевые навыки с некоторой задержкой(произнесение отдельных слов в 2-2,5 года,появление фразовой речи в 3-3,5 года).Отмечается также тенденция к задержкепонимания речи.

Большинство больныхприобретают способность использоватьречь в повседневных целях, поддерживатьбеседу и участвовать в клиническомрасспросе, однако их речь зачастуюмаловыразительна, бедна, с паузами,неправильными ударениями, заиканием.

Эмоциональныерасстройства у таких детей характеризуютсялибо бедностью и невыразительностьюэмоций, их однообразием, либо стойкоповышенным настроением, беспечностью,нелепой дурашливостью, двигательнойрасторможенностью.

С разной частотойу таких детей встречаются сопутствующиесостояния, такие, как аутизм, другиерасстройства развития, эпилепсия,изменения поведения и физическаянеполноценность.

Таким образом,клиническая картина лиц с легкой степеньюумственной отсталости характеризуется:

1) негрубыминарушениями познавательной деятельностив виде:

  • конкретности мышления;

  • снижения аналитической способности;

  • ухудшения памяти, внимания;

  • речевых нарушений (задержка приобретения речевых навыков, бедность речи, маловыразительность, заикание, неправильность произношений и др.);

2) разноплановостьюэмоциональных расстройств;

3) изменениемадаптивного поведения (двигательнаярасторможенность, дурашливость,многогранность невербального общенияи др.

Большинство детейс возрастом достигают полной независимостив сфере ухода за собой, в практическихи домашних навыках, однако низкаясоциальная компенсация серьезнозатрудняет создание семьи и резкоограничивает их социальный статус. Вцелом при первичном общении с такимибольными обращают на себя вниманиеопределенные личностные нарушения(изменение адаптивного поведения) пристушеванности интеллектуальныхнарушений.

8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)

Коэффициентумственного развития (IQ)обычно находится в диапазоне от 35 до49.

Клиническая картинау таких больных характеризуется болеестойкими и выраженными органическиминеврологическими проявлениями, а такженарушениями когнитивной и личностнойсфер, а именно:

  • четкой видимостью интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий;

  • недостаточно развитой речью с аграмматизмами и косноязычием, причем одни больные принимают участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих потребностях, а в некоторых случаях пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи;

  • не резко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи);

  • эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

  • разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

  • замедленным темпом психического развития;

  • общими расстройствами развития, иногда аутизмом, эпилепсией;

  • отставанием развития навыков самообслуживания (некоторые больные нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни), вместе с тем отдельным больным доступны не только навыки самообслуживания, но и трудовые навыки.

Особо хочетсяобратить внимание на ограниченностьшкольных успехов, но часть пациентоввсе же осваивает основные навыки,необходимые для чтения, письма и счета,а также для простой практической работыпри тщательном построении заданий иобеспечении квалифицированногонаблюдения.

В зрелом возрастеу таких больных заметно резкое отставаниесоциального интеллекта, тем не менееони полностью мобильны и физическиактивны, способны к установлению простыхконтактов, общению и участию в элементарныхсоциальных занятиях. Однако следуетпомнить, что даже незначительныйсоциальный стресс приводит к неадекватностиповедения, что делает необходимымнаблюдение и контроль за такимипациентами.

Источник: https://studfile.net/preview/2379734/page:40/

Страница Психолога
Добавить комментарий