Классификация певзнер умственная отсталость

Доклад на тему:

Классификация певзнер умственная отсталость

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа – интернат»

Доклад

«Классификация форм олигофрении по М.С.Певзнер»

Подготовила воспитатель 8 «а» класса

Воронцова Ирина Ивановна

Косолапово

2018

Причинами интеллектуальной недостататочности являются различные поражения коры головного мозга. К таким поражениям относятся воспалительные процессы:

-энцефалиты,

-менингоэнцифалиты,

-интоксикации (эндокринные, обменные),

-ушибы головного мозга и другие заболевания.

В результате различных заболеваний по-разному происходит нарушение высшей нервной деятельности, возникают и различные расстройства психики.

Важно знать, какое именно заболевание вызвало умственную отсталость у ребенка.

Знание диагноза и истории заболевания дает возможность лучше понять психическое состояние ребенка, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании.

Структура дефекта психики при олигофрении сложна и многообразна. Отягощенность дефекта зависит от времени поражения Ц.Н.С, от характера перенесенного заболевания, его тяжести, глубины поражения ЦНС и сферы распространения патологического процесса.

Мария Семеновна Певзнер – врач – психиатр, занимающаяся вопросами коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми  выделила 5 групп:

1 группа – неосложненная форма олигофрении – характеризуется диффузным поражением головного мозга. Сопровождается уравновешенностью нервных процессов, грубые поражения в пределах того или иного коркового анализатора отсутствуют. Не наблюдается психомоторной расторможенности, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Сохранена целенаправленность действий.

Особенности личности: дети обычно спокойные, дисциплинированные, их довольно легко организовать. В зависимости от степени интеллектуального недоразвитии различны личностные особенности, уровень достижений в интеллектуальной и трудовой деятельности, работоспособность.

Дети довольно быстро адаптируются в условиях коррекционной школы. Данная группа детей эмоционально привязана к членам семьи, сверстникам, учителям. Они могут помочь родственникам по дому, огорчаются при неудачах, радуются успехам в школе. В эмоциональной сфере достаточно сохранны.

Это помогает ориентировке в окружающем мире, а также способствует усвоению определенных навыков поведения.

Если у ребенка наблюдается олигофрения в степени дебильности, достаточно сохранна эмоциональная сфера, ребенок способен учитывать элементарные ситуации, то умственная отсталость у такого рода детей диагностируется лишь при поступлении в массовую школу или после безуспешного пребывания в ней в течение одного года.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция познавательных процессов;

  2. Развитие эмоционально-волевой сферы;

  3. Сохранение работоспособности на определенном уровне.

Особенности обучения: дети с неосложненной формой олигофрении в степени дебильности при обучении в специальной (коррекционной) школе 8 вида достаточно успешно овладевают предусмотренными программой знаниями, умениями, навыками.

2 группа – олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов – интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов активного возбуждения или торможения. Лабильные дети. В разные периоды жизни или деятельности процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения, и наоборот. Смена процессов происходит через пароксизмальные состояния.

а) дети с преобладанием процессов активного возбуждения. Психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности.

б) дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные, инертные.

Психические процессы инертны.

Особенности личности:

а) У детей с преобладанием процессов активного возбуждения наблюдается неусидчивость, они часто отвлекаются, непослушны, конфликтны. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе. Иногда конфликты возникают по мелким поводам.

б) замедленность детей второй группы проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому. У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой. В деятельности проявляется подражание.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Активизация познавательной деятельности;

  2. Стимулирование учебной деятельности;

  3. Более выраженная по сравнению с другими детьми алгоритмизация действий, стереотипность действий, большая расчлененность учебного материала;

  4. Профилактика перегрузок, выработка четкого режима дня и его неукоснительное соблюдение.

Особенности обучения:

а) на замечания взрослых не обращают внимания. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными.

б) безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. Учебный материал запоминают плохо. Они не успевают за одноклассниками. Им требуется больше, чем другим, времени на организацию своей деятельности.

Методы работы:

-активизировать детей через разные виды деятельности (игры, творческие задания, спорт и т.д.)

3 группа – олигофрения с психопатоподобными формами поведения – у детей наблюдается резкое нарушение эмоционально – волевой сферы, отмечается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения как к себе, так и к окружающим их людям. Подобный вид олигофрении наиболее типичен для лиц, перенесших тяжелые постнатальные инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), а также черепно – мозговые травмы с вовлечением в болезненный процесс подкорковых образований.

Особенности личности: сочетание психического недоразвития с явлениями аффективной возбудимости, расторможенность влечений, проявляющаяся в склонности к воровству, бродяжничанию, прожорливости, повышенной сексуальности.

Такие дети могут быть опасны в момент аффекта. Речь, исходящая от взрослых, не несет регулирующую функцию. Дети не могут выполнять правил поведения. Купировать аффективные состояния быстро не удается.

В тяжелых случаях применяют медикаментозные препараты.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Разъяснение другим детям, почему наблюдается такое поведение;

  2. Недопущение перевозбуждения ребенка, необходимость предупреждать его;

  3. В момент аффекта внимание на ребенке не акцентировать.

Особенности обучения: если у ребенка вспышки агрессивного поведения частые, затяжные, то он выводится на домашнее обучение. Если опасности для окружающих нет, то обучение проводится в классе.

Методы работы:

Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения анализировать и правильно оценивать свои поступки.

Учитывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведением, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко попадают под негативное влияние, педагогу необходимо постоянно ставить их в условия строго организованного режима и не выпускать из поля зрения.

В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и доходят до аффективной вспышки по самому незначительному поводу.

При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую – либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение.

4 группа – олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов – при данном виде олигофрений, общее недоразвитие мозга сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речевых систем. К этиологическим факторам данного вида олигофрении относят генетические формы, связанные с нарушениями обмена, внутриутробного развития плода, а также асфиксии новорожденных, родовые травмы, ранние постнатальные поражения.

Особенности личности: наличие у ребенка сложного дефекта очень резко замедляет и изменяет ход его интеллектуального и физического развития. Снижается процент коррекции его недостатков. Наличие умственной отсталости у глухих и слабослышащих составляет примерно 10 %, а среди слепых и слабовидящих примерно в два раза больше.

Основные направления коррекционной работы: коррекционная работа проводится совместно с логопедом.

5 группа – олигофрения с выраженной лобной недостаточностью – наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Одни дети вялые, двигательно заторможенные, пассивные. Другие дети расторможенные, импульсивные.

Особенности личности: в поведении детей проявляются несоциальные наклонности. Интеллектуальная недостаточность глубокая, достигает степени имбецильности, чувство такта, дистанции у них отсутствует. Биологические потребности (потребность в еде, сексуальность) повышены.

Наблюдается неадекватное восприятие окружающей деятельности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности. Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся.

Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Развитие целенаправленности на применение простых поведенческих реакций;

  2. Развитие операций на основе наглядности;

  3. Воспитание стереотипов социального поведения.

Источник: https://infourok.ru/doklad-na-temu-klassifikaciya-form-oligofrenii-po-mspevzner-3386748.html

Классификация олигофрений

Классификация певзнер умственная отсталость

Классификация форм олигофрений по М.С. Певзнер. 

В классификации М.С. Певзнер дана характеристика структуры интеллектуального дефекта и других расстройств, которые осложняют слабоумие и по-разному влияют на нарушение познавательной деятельности, а также различные нарушения работоспособности. М.С. Певзнер выделила следующие формы олигофрений:

1) неосложненная форма олигофрении;

2) олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов;

3) олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

4) олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов;

5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

1. Неосложненная форма олигофрении Неосложненная форма олигофрении характеризуется диффузным поражением головного мозга. Сопровождается уравновешенностью нервных процессов, грубые поражения в пределах того или иного коркового анализатора отсутствуют.

Не наблюдается психомоторной расторможенности, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Сохранена целенаправленность действий. Дети обычно спокойные, дисциплинированные, их довольно легко организовать.

В зависимости от степени интеллектуального недоразвития различны личностные особенности, уровень достижений в интеллектуальной и трудовой деятельности, работоспособность. Дети довольно быстро адаптируются в условиях коррекционной школы. Данная группа детей эмоционально привязана к членам семьи, сверстникам, учителям.

Они могут помочь родственникам по дому, огорчаются при неудачах, радуются успехам в школе. В эмоциональной сфере достаточно сохранны. Это помогает ориентировке в окружающем мире, а также способствует усвоению определенных навыков поведения.

Если у ребенка наблюдается олигофрения в степени дебильности, достаточно сохранна эмоциональная сфера, ребенок способен учитывать элементарные ситуации, то умственная отсталость у такого рода детей диагностируется лишь при поступлении в массовую школу или после безуспешного пребывания в ней в течение одного года (иногда двух).

Основные направлениями коррекционной работы:

:1) коррекция познавательных процессов;

2) развитие эмоционально-волевой сферы;

3) сохранение работоспособности на определенном уровне.

Дети с неосложненной формой олигофрении в степени дебильности при обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида достаточно успешно овладевают предусмотренными программой знаниями, умениями, навыками.

2. Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами При данной олигофрении интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов активного возбуждения или торможения.

У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания.

В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе. Иногда конфликты возникают по мелким поводам.

Дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные, инертные. Эта замедленность проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому, они безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны.

Учебный материал запоминают плохо. Они не успевают за одноклассниками. Им требуется больше, чем другим, времени на организацию своей деятельности. У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой.

В деятельности проявляется подражание.

Основные направления коррекционной работы:

1) активизация познавательной деятельности;

2) стимулирование учебной деятельности;

3) более выраженная по сравнению с другими детьми алгоритмизация действий, стереотипность действий, большая расчлененность учебного материала;

4) профилактика перегрузок, выработка четкого режима дня и его неукоснительное соблюдение.

Лабильные дети

В разные периоды жизни или деятельности процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения, и наоборот. Смена процессов происходит через пароксизмальные состояния. Направление коррекционной работы связано с тем, какой процесс (возбуждения или торможения) преобладает.

3. Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения

При олигофрении, сопровождающейся психопатоподобными формами поведения, у детей наблюдается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, отмечается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения как к себе, так и к окружающим их людям.

Подобный вид олигофрении наиболее типичен для лиц, перенесших тяжелые постнатальные инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), а также черепно-мозговые травмы с вовлечением в болезненный процесс подкорковых образований.

Сочетание психического недоразвития с явлениями аффективной возбудимости, расторможенность влечений, проявляющаяся в склонности к воровству, бродяжничанию, прожорливости, повышенной сексуальности. Такие дети могут быть опасны в момент аффекта. Речь, исходящая от взрослых, не несет регулирующую функцию.

Дети не могут выполнять правил поведения. Купировать аффективные состояния быстро не удается. В тяжелых случаях применяют медикаментозные препараты. Если у ребенка вспышки агрессивного поведения частые, затяжные, то он выводится на домашнее обучение.

Если опасности для окружающих нет, то обучение проводится в группе (классе).

Основные направления коррекционной работы:

1) разъяснение другим детям, почему наблюдается такое поведение;

2) недопущение перевозбуждения ребенка, необходимость предупреждать его;

3) в момент аффекта внимание на ребенке не акцентировать.

4. Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга.

При олигофрении, осложненной нарушениями функций лобных долей мозга, наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Одни дети вялые, двигательно заторможенные, пассивные. Другие дети расторможенные, импульсивные.

В поведении детей проявляются несоциальные наклонности. Интеллектуальная недостаточность глубокая, достигает степени имбецильности, чувство такта, дистанции у них отсутствует. Биологические потребности (потребность в еде, сексуальность) повышены.

Наблюдается неадекватное восприятие окружающей действительности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности.

Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает.

Коррекционная направленность воспитательной работы:

1) развитие целенаправленности на применение простых поведенческих реакций;

2) развитие операций на основе наглядности;

3) воспитание стереотипов социального поведения.

5. Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов.

Наличие у ребенка сложного дефекта очень резко замедляет и изменяет ход его интеллектуального и физического развития. Снижается процент коррекции его недостатков. Наличие умственной отсталости у глухих и слабослышащих составляет примерно 10%, а среди слепых и слабовидящих примерно в два раза больше.

При данном виде олигофрений, общее недоразвитие мозга сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речевых систем. К этиологическим факторам данного вида олигофрении относят генетические формы, связанные с нарушениями обмена, внутриутробного развития плода, а также асфиксии новорожденных, родовые травмы, ранние постнатальные поражения.

Коррекционная работа проводится совместно с логопедом.

Классификация олигофрений по Г.Е. Сухаревой (1972 г.)

1. Олигофрении эндогенной природы:

– истинная микроцефалия;

– болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфелтера и др.;

– ксеродермические формы (синдром Рада);

– энзимопатические формы, обусловленные нарушениями белкового, углеводного, липидного и других видов обмена — фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм и др.;

– мутагенное поражение генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические вещества и др.)

2. Эмбриопатии и фетопатии:

– олигофрения, обусловленная вирусными инфекциями (краснуха беременных, грипп, вирусный гепатит);

– олигофрении, обусловленные токсоплазмозом;

– олигофрении, обусловленные врожденным сифилисом;

– олигофрении, вызванные гормональными нарушениями и другими эндогенными и экзогенными токсическими факторами.

3. Олигофрении, вызванные вредными факторами, действующими во время родов, в ранний период и первых 3-х лет жизни ребенка:

– олигофрении, возникшие вследствие асфиксии плода и родовой травмы;

– олигофрении, вызванные в детстве (до 3 лет) инфекциями и черепно-мозговыми травмами;

– атипичные олигофрении, обусловленные гидроцефалией, сочетание с детским церебральным параличом, тяжелые нарушения сенсорных функций.

Классификация олигофрений по В.В. Ковалеву (1979 г.)

По мнению В.В. Ковалева, можно выделить следующие основные клинические формы:

1) ретардация, т.е. стойкое психическое недоразвитие (общее или парциальное) или замедленное психическое развитие;

2) асинхрония (дисгармоничное психическое развитие), которая включает признаки ретардации и акселерации.

Явление ретардации — отсутствие инволюции ранних форм психического развития. Отдельные периоды развития незавершенны. Это явление характерно для олигофрений, а также задержки психического развития.

Явление акселерации отдельных функций: это относится к раннему проявлению сексуального влечения при преждевременном половом созревании. Возможно раннее возникновение речи, наблюдающееся при раннем детском аутизме.

Наиболее выраженная асинхрония характерна для искаженного развития. Характерной моделью искаженного развития можно рассмотреть дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

При данном заболевании наблюдается преждевременное развитие речи (иногда до 1 года). В то же время контакт с окружающими снижен. Со стороны сенсорной и моторной сферы наблюдается выраженное недоразвитие. Социальное развитие ребенка заметно отстает.

Вербальный интеллект опережает развитие предметной деятельности.

Источник: https://www.logopedmaster.ru/node/937

Классификация олигофрений м.с. певзнер

Классификация певзнер умственная отсталость

Автор выделяет следующие основные формы олигофрении:

· основная неосложненная форма олигофрении;

· олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики;

· олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

· олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов;

· олигофрения с нарушениями функции лобных долей мозга.

Рассмотрим психолого-педагогическое содержание выделенных вариантов олигофрении.

Основная неосложненная форма олигофрении. Характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности при относительной сохранности нейродинамики, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, поведения и целенаправленной деятельности.

Отсутствие психомоторной расторможенности, аффективных расстройств делает возможным реализацию сохранных психических возможностей.

Как правило, такие дети дисциплинированны, уравновешены, справляются с программой коррекционного учреждения, Они самостоятельно или с минимальной помощью со стороны взрослых выполняют разнообразные поручения, хорошо трудятся.

Относительная сохранность их эмоционально-волевой сферы способствует формированию положительных черт личности. Они огорчаются из-за плохой отметки и радуются хорошей. Они способны в какой-то степени оценить выполненную ими работу и обнаруживают при этом элементы критического отношения к своей работе.

Такие дети ведут себя адекватно ситуации. Однако, наряду с достаточно сохранной эмоционально-волевой сферой, недоразвитие их познавательной деятельности приводит к некоторым особенностям поведения этих детей. Зачастую они не могут найти выход в непонятной для них ситуации и затрудняются в поиске правильного решения (А.Р. Лурия).

После окончания школы выпускники неплохо трудятся, создают семью, достаточно успешно адаптируютя в жизни. Подобные результаты возможны при целенаправленной работе с данной категорией лиц специального психолога и педагога коррекционного учреждения. Необходимо, однако, отметить сложность дифференциации этой формы олигофрении от задержки психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами. В этом случае нарушение познавательной деятельности сочетается с явлениями психомоторной расторможенности (возбудимости) или явлениями заторможенности (тормозимости).

В первом случае работоспособность и психическое развитие ребенка будут нарушаться из-за повышенной импульсивности, неуравновешенности, двигательной расторможенности. Такие дети не могут длительно сохранять работоспособность, они невнимательны, неряшливы, не умеют целенаправленно выполнять задания.

Даже при выполнении ими вполне доступных заданий отмечается низкий уровень концентрации внимания. Такой ребенок часто приступает к выполнению задания очень быстро, необдуманно, без предварительного анализа – и именно поэтому он с ним не справляется. Нередко у таких детей возникают побочные ассоциации, которые уводят их в сторону от решения поставленной задачи.

В случае неудачи возможны проявления эмоциональной возбудимости (конфликты с учителем, отказ выполнять задание). Во всех движениях отмечается склонность к ускорению темпа. Для моторики этих детей характерна торопливость, расторможенность и нарушение последовательности в движениях.

Поведение таких детей резко меняется в зависимости от обстановки, в которой они находятся (в спокойной обстановке, во время индивидуальных занятий они более организованы). Во втором случае интеллектуальное недоразвитие усугубляется заторможенностью.

Специфическими чертами для них являются заторможенность, вялость, замедленность, которые проявляются как в особенностях их поведения, так и в особенностях их познавательной деятельности. У таких детей отмечается крайне замедленное восприятие инструкции, всегда необходима дополнительная стимуляция.

В игровой деятельности неинициативны, учебные и трудовые навыки формируются очень медленно. В непривычной обстановке еще больше нарастает общая заторможенность и возникают негативистические реакции (А.Р. Лурия). Движения их крайне замедленны, бедны, однообразны. Мимика их недифференцированная, бедная, застывшая. Жестикуляция нерешительная.

При выполнении отдельных действий с мелкими предметами отчетливо выступает замедление темпа действия через незначительный промежуток времени, что постепенно приводит к полному прекращению деятельности. Данной группе детей свойственны своеобразные псевдонегативистические реакции. Однако их можно легко вывести из этого состояния, если взрослый начнет выполнять задание вместе с ребенком. Коррекция выделенных недостатков у возбудимых и торпидных детей возможна при постоянной работе психолога и педагога коррекционного учреждения.

Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением.

Для этой формы олигофрении характерно сочетание интеллектуального недоразвития с недоразвитием личностных компонентов, недостаточностью критического отношения к себе и окружающим в сочетании с выраженными нарушениями поведения, часто расторможенностью влечений (прожорливостью, бродяжничеством, ранняя гиперсексуальность и т.п).

Наиболее ярко такие проявления видны в препубертатном и пубертатном возрастах. Подобную форму олигофрении нередко наблюдают при алкогольном синдроме плода.

Наряду с нарушениями психомоторного развития у них присутствуют плохая память, нарушенное внимание, общая астения, повышенная аффективная возбудимость и раздражительность, двигательная расторможенность и утомляемость. Основная задача специального психолога и педагога при работе с данной категорией детей заключается в упорядочении их поведения, подчинении требованиям взрослых. Коррекция осуществляется при правильно организованном индивидуальном подходе, учете положительных качеств ребенка, приобщении его к труду и общественно полезной деятельности.

Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов. Данная форма характеризуется выраженными очаговыми поражениями головного мозга. При этом интеллектуальное недоразвитие сочетается с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.

Дети с психическим недоразвитием и нарушением слуха имеют своеобразие и отставание в развитии еще больше, чем лица с умственной отсталостью, имеющие нормальный слух. У таких детей к началу школьного обучения имеются трудности в координации движений собственного тела, в точных движениях рук и ног, в фиксировании взгляда и внимания на определенных предметах.

Дети с трудом выполняют простые действия с предметами по точному подражанию действиям взрослых. Их собственная предметно-практическая деятельность элементарна. Наблюдается заметное отставание и своеобразие в развитии всех познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы по сравнению с детьми, которые имеют психическое недоразвитие при нормальном слухе (Т.В. Розанова).

У детей с психическим недоразвитием и нарушением зрения особенно выражены трудности регулирования своих движений в соответствии с требованиями инструкции. У них наблюдается большое количество лишних движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое целое.

Для данной категории детей характерно отсутствие связей между словом, образом, и действием, что значительно затрудняет формирование мыслительных операций и развитие самостоятельного и произвольного воспроизведения заданной ситуации (Л.И. Солнцева, В.А. Лонина).

При нарушении двигательных анализаторов наблюдаются явления церебрального паралича, что осложняет формирование практических навыков, связанных с самообслуживанием, трудовой и учебной деятельностью. Психическое недоразвитие сочетается с недоразвитием таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис.

Нередко отмечается выраженная неспособность к психическому усилию, чрезмерная отвлекаемость. Значительное место у детей с ДЦП занимают недостатки речи. Наиболее частой формой речевого недоразвития является дизартрия. У детей с психическим недоразвитием, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями затруднено понимание словесных инструкций, грубо искажено произношение.

Имеются значительные затруднения в формировании лексической, грамматической и связной речи. Они испытывают значительные затруднения в проведении звукобуквенного анализа, отмечается смешение сходных по звучанию и написанию фонем. Все это задерживает усвоение навыков письма и чтения у данной категории детей. Дети, относящиеся к данной форме олигофрении, обучаются в специальных классах коррекционно-образовательных учреждений для детей с указанными нарушениями (I-VI вида).

Олигофрения, осложненная нарушениями функции лобных долей мозга. Эта форма впервые была описана М.С. Певзнер. При этой форме наблюдается своеобразная структура интеллектуальной и эмоционально-личностной недостаточности.

Характерны выраженные нарушения целенаправленной деятельности, критики, самоконтроля. На фоне недоразвития познавательной деятельности отчетливо выступают нарушения эмоционально-волевой сферы, недоразвития личности.

Дети не способны к психическому напряжению, им свойственны состояния аффекта, при котором они могут быть опасны и для себя, и для окружающих. Такие дети плохо учитывают ситуацию, некритичны к себе и окружающим.

Коррекция недостатков осуществляется при целенаправленной и скоординированной работе специального психолога и педагога. Эту форму олигофрении М.С. Певзнер рассматривала как атипичную.

М.С. Певзнер, исходя из патогенеза, выделила пять форм олигофрении:

  1. Неосложнённая олигофрения.При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако, лишь в случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
  2. Олигофрения, сопровождающаяся нейродинамическими нарушениями.При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
  3. Олигофрения с нарушением функций анализаторов. У олигофренов с нарушениями анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
  4. Олигофрения, сопровождающаяся психопатоподобным поведением. У этих детей отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у них оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
  5. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При олигофрении данной формы дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.



Источник: https://infopedia.su/11x96c1.html

Классификация олигофрении по М.С. Певзнер

Классификация певзнер умственная отсталость

5 форм олигофрении:

1) Неосложненная олигофрения – основная форма; характеризуется диффузным (равномерным) относительно поверхностным повреждением КП ГМ. У дт этой категории Дть органов чувств грубо не нарушена, не отмечается резких патологических изменений в эмоц.-волевой сфере, двигат. сфере и поведении.

Дети спокойны, дисциплинированы, трудолюбивы. При выполнении задания внимательны и организованы. Успешно справляются с программой вспомагат. школы (отличники, хорошисты). Эмоционально привязаны к близким, способны радоваться удачам и огорчаться при неуспехе. Характерно чувство стыда и застенчивости. Хорошо ориентируются в конкретных бытовых ситуациях.

2) Олигофрения, осложненная нейродинамическими нарушениями, которые проявляются 3мя вариантами:

а) с преобладанием процесса возбуждения («возбудимые» или Эритические олигофрены). Эти дети возбудимые, беспокойные, двигательно расторможенные, со сниженным вниманием и работоспособностью. Во время занятий дети повышенно отвлекаемы, обучение затруднено из-за нарушенного внимания. Часто вплетают в речь обрывки бессмысленных фраз.

При чтении – переставляют буквы и слоги местами, недочитывают слова, при письме – пропускают буквы, наблюдаются персивирации (многократное повторение элементов на письме). Считают плохо и фрагментально. Повышенная истощае6мость памяти, т.е. с трудом запоминают тексты и легко забывают. Отмечается повышенная внушаемость и стремление идти на поводу собственных желаний (гедонизм).

б) с преобладанием процесса торможения – Торпидные олигофрены – вялые, пассивные, заторможенные. Заторможенность проявляется в моторике и в познават. Дти в целом. Не участвуют во фронтальной работе, дают положит.

динамику только при постоянной стимуляционной Дти. Повышенная истощаемость памяти, внимания, работоспособности. В наибольшей степени выражены негибкость и инертность мышления (одним и тем же способом пытаются выполнить все новые задачи).

Часты головные боли, головокружения, обмороки.

в) Дети с преобладающим фазовым состоянием (со склонностью к охранительному торможению). Охранительное состояние при олигофрении в отличие от нормы носит более продолжительный хар-р (может длиться часы, недели, годы…).

Полноценное обучение практически невозможно. Важно уметь определять время наступления фазовых состояний (чтобы своевременно переключить рб на другой вид Дти или предоставить время для отдыха).

Стадии охранительного торможения: 1) уравнительная (на слабые и сильные раздражители одинаковая по силе реакция);

2) парадоксальная (на слабый раздражитель – сильная реакция; на сильный – слабая); 3) ультрапародоксальная (на положительный стимул реакция отсутствует, а на отрицательный – слабо положительная реакция).

Фазовые состояния возникают: когда действует умеренный раздражитель, но длительное время; и когда действует сильный раздражитель, но кратковременно.

3) Олигофрения, осложненная психопадобным поведением. При этой форме нарушение познават. Дти сопровождается грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы: на ранних этапах онтогенеза дети крикливы, беспокойны, плохо засыпают, в дошкл. и школьн.

возрасте агрессивны, драчливы, не умеют ладить со сверстниками. Особый риск возникает в пубертатном (подростковом) периоде в связи с растормаживанием низших влечений (страсть к воровству, бродяжничеству, сексуально-распущенному поведению). Это наиболее трудные в воспитат.

плане дети, требующие постоянного контроля и опеки со стороны взрослых для предупреждения асоциального поведения.

4) Олигофрения, осложненная поражением лобного отдела ГМ. Отмечается диффузное поражение коры ГМ с преимущественным недоразвитием лобных долей. При клиническом исследовании выявляются грубые своеобразные нарушения моторики. Движение неловкие, неуклюжие, дети не могут себя обслуживать.

У некоторых грубые нарушения ходьбы (праксия движений – отсутствие навыков ходьбы). Движения плохо или почти не автоматизированы. Специфическая особенность этих детей – разрыв м/у произвольной и непроизвольной Дю (т.е. по инструкции не могут выполнять движения, а спонтанно – могут).

Для них хар-но «полевое поведение» – бесцельно передвигаются по комнате, не сами управляют поведением, а предметы окруж. действит-ти. Хар-ны некритичность, неадекватность, необидчивость, лишены застенчивости. Отмечается склонность к резонерству (словесный понос) с скандированием и бурной жестикуляцией. Эти дети группы риска, т.к.

полностью подчинены чужой воле. Коррекц. работа направлена на формирование произвольности в поведении под регулирующим началом речи (оречивление всей Дти).

5) Олигофрения, осложненная нарушением анализаторных систем (слух, зрение, двигат. патологии). Сложные дефекты встречаются ≈ у 7–10 УО детей. Все эти нарушения отрицательно влияют на компенсаторные и адаптивные возможности УО ребенка и осложняют его обучение. Необходимо учитывать степень, х-р, особенности течения каждого конкретного дефекта.

Группа атипичных форм олигофрении:

1) Олигофрения, осложненная гидроцефалией. Гидроцефалия – состояние, возникающее в результате стойкого нарушения баланса м/у секрецией ликворы и условиями её всасывания. Хар-ся увеличением объема ликворосодержащих пространств ГМ. По характеру выделяют прогрессирующую и компенсирующую гидроцефалию.

Для детей с прогрессирующей гидроцефалией хар-но: частые головные боли, головокружения, обмороки (особенно в условиях яркой освещенности, непроветренного помещения, большого скопления людей и при перемещении в транспорте; прыжки, бег, и др. виды Дти. Дети могут реагировать как вялым поведением (заторможенность), так и возбудимостью, вспышками реакций.

Снижение работоспособности, нарушение внимания. Иногда немотивированно повышенный тон настроения (эйфория). Наблюдается снижение критики к себе и окружающим. Часто отмечается хорошо развитая произносительная сторона речи со склонностью к резонерским поведениям с множеством штампов и оборотов, заимствованных из речи взрослых, но самим ребенком не освоены.

Эта симптоматика носит неустойчивый хар-р и нарастает в связи с общим утомлением.

2) Олигофрения, осложненная эпилепсией. Эпилепсия – это хронически текущая, склонная к прогрессированию нервно-психическое заболевание множественной этиологии, но единого патогенеза, которое проявляется двумя основными группами симптомов: судорожными припадками и Ψми нарушениями.

Психические особенности касаются преимущественно эмоционально-волевой сферы: 1) эгоцентризм с концентрацией всех интересов на своих потребностях и желаниях); 2) большая эмоциональная взрывчатость с большой силой аффективного заряда; 3) склонность к застреванию на отрицательных переживаниях; 4) сочетание грубости, агрессивности по отношению к слабым и уродливым, подобострастие к сильным, старшим; 5) Педантизм (скрупулезность, мелочность), аккуратность, гиперболизованное стремление к порядку; 6) патологические изменения сферы инстинктов и влечений, повышенный инстинкт самосохранения. Все эти особенности называют «эпилептический склад личности». Особенности интеллект Дти:

1) Замедленный темп протекания Ψх процессов

2) Замедленность и тугоподвижность мышления (брадифрения – тугоумный).

3) Склонность к детализации и персивирации (многократное повторение) в речи, письме и движении.

4) Снижение памяти (особенно механической).

3) Олигофрения, осложненная шизофренией.

Шизофрения – хронически текущее заболевание, хар-ся сочетанием спец-х изменений личности (аутизм, эмоциональным истощением, снижением активности, снижением активности, утратой единства Ψх процессов) с Ψхопатологическими расстройствами (фобии, мании, галлюцинации, раздвоение личности).

Шизофрения протекает периодами. Есть периоды рецедива. особенность Ψки шизофреников – нарастающее расстройство мышления и притупление чувств. Трудно понять мотивы в их поведении. Своеобразный ход мышления. Склонность к ребусам, зачитывании книгами, но не развиты навыки самообслуживания.

Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 3863 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/13-75881.html

Страница Психолога
Добавить комментарий