Как лечить детей с умственной отсталости

Легкая умственная отсталость у детей

Как лечить детей с умственной отсталости

Умственная отсталость легкой степени у детей – врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние задержки или недоразвития психики, центральным дефектом которого является снижение интеллектуальных функций.

Причины легкой умственной отсталости у детей

Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.

Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью

Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет. Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет.

Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Диагностика легкой умственной отсталости у детей

Диагнoз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, главное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных и высших психических функций, а также отсутствии признаков прогрессирования недоразвития.

С целью определения степени выраженности психического дефекта и его ведущего звена используются специальные психологические методы оценки интеллекта.

Так же проводится нейропсихологическая диагностика, которая помогает не только определить уровень развития высших психических функций ребенка с умственной отсталостью, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности (те сильные стороны, на которые возможно будет опереться в коррекции и лечении умственной отсталости).

Легкую степень умственной отсталости необходимо разграничивать от диагнозов, обусловленных психическими заболеваниями (например, шизофренией) и выраженной педагогической запущенностью.

Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью

Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.

Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру.

Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.

Кроме этого, можно выделить следующие особенности:

  • Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
  • Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
  • По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.

Лечение и коррекция детей с легкой умственной отсталостью. Особенности обучения детей с умственной отсталостью

Коррекция детей с легкой умственной отсталостью ведется исходя из ведущего дефекта (связанная с нарушением разных анализаторов, с лобной недостаточностью, с психопатоподобным поведением и др.) и по нескольким направлениям:

  1. Нейрокоррекционная помощь. Грамотно выстроенная программа, с учетом нейропсихологических особенностей ребенка, его сильных, «ресурсных» сторон может помочь в развитии:
  • моторных и координаторных навыков, мелкой моторики;
  • развитии устойчивых межполушарных связей, увеличении скорости обработки сенсорной информации;
  • зрительно-моторной координации, связи «рука-глаз», укреплении глазных мышц и прослеживающих движениях глаз (что важно, в частности, для формирования навыков письма и чтения);
  • расширении полей зрения, формировании пространственного восприятия, развитии функций мышления, что необходимо для усвоения математики, умения строить логико-грамматические конструкции, связной речи;
  • развитии саморегуляции, произвольности, внимания, снижении истощаемости;
  • формировании возможностей к «оттормаживанию» нежелательного поведения;
  • улучшении восприятия неречевых шумов, непосредственно речи, умении различать темпо-ритмические рисунки: то есть, слуховом восприятии;
  1. Специализированная программа обучения в саду и школе. Дети с легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми навыками.
  2. Дополнительно может потребоваться помощь дефектолога (развитие социальных навыков, самообслуживания, мышления), логопеда, невролога.

Прогноз ребенка с легкой умственной отсталостью

Прогноз детей с легкой умственной отсталостью зависит от степени поражения или незрелости мозга, от вида ведущего дефекта.

На сегодняшний день это нарушение считается неизлечимым. Тем ни менее, при умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Многие дети с легкой умственной отсталостью заканчивают школы и училища, работают, строят семьи.

Самое важное родителям, столкнувшимся с данным нарушением у своего ребенка, понимать необходимость и своевременность коррекционной помощи; осознавать, что с помощью правильных, часто долгих, занятий со специалистами (нейропсихолог, дефектолог, логопед, невролог, специальные коррекционные сады и школы) многие отклонения могут быть успешно скорректированы.

Источник: http://cns-neiro.ru/articles/legkaya-umstvennaya-otstalost-u-detey/

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Как лечить детей с умственной отсталости

Расстройства психического развития

22.11.2017

8 тыс.

5.3 тыс.

5 мин.

Умственная отсталость (УО) – нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности.

Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом.

Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения)– стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости.

Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга.

В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения.

Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста.

Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения.

Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады.

В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда – неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне.

Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Существуют две типологии умственной отсталости по степени выраженности. Традиционная выделена отечественными учеными, а по МКБ-10 (международной классификации болезней десятого пересмотра) осуществлена благодаря специалистам из большого количества стран. Во врачебной практике преимущественно используют международную.

Согласно МКБ-10, выделяют 4 степени тяжести умственной отсталости, которые отличаются друг от друга симптомами и их выраженностью:

  • легкая (IQ 50-70);
  • умеренная (IQ 35-50);
  • тяжелая (IQ 20-35);
  • глубокая (IQ менее 20 ).

Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм.

Внешность людей, страдающих умственной отсталостью

Дебильность – легкая стадия умственной отсталости. Такие пациенты способны к обучению, обладают навыками самообслуживания. При правильном воспитании они достигают хороших успехов в деятельности.

Дебилы учатся в обычных общеобразовательных классах, их трудно отличить от здоровых сверстников. У них отмечаются медлительность и малоинициативность. Они легко подражают взрослым.

Наблюдается неспособность подавлять свои влечения, их поступки непредсказуемы.

Имбецильность – средняя степень олигофрении. У таких пациентов отмечаются трудности в обучении. Речь имбецилов односложна. Отмечается ограниченный словарный запас (200-300 слов). Они обладают навыками самообслуживания. Иногда пациенты могут усвоить элементарные знания. Обучение они проходят на дому, в специальных школах (8-го вида ) или группах.

Идиотия – глубокая степень. Отмечается тотальное нарушение мышления и речи. Идиоты произносят отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не владеют навыками самообслуживания, поэтому требуются постоянный уход и наблюдение за ними.

Пациенты не всегда отличают родных от посторонних. Наблюдаются только базальные эмоции – удовольствия/неудовольствия. Неудовольствие выражается в виде криков и агрессии. Отмечается пассивность и вялость, пациенты выполняют стереотипные движения.

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.

При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках.

Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести. Важно установить причину возникновения патологии.

Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики.

При умственной отсталости показана симптоматическая терапия.

Таким пациентам прописывают витамины и минеральные комплексы, ноотропные препараты (Ноотропил), антигипоксанты и антиоксиданты (Актовегин, Митомин, Карнитин, Эхинохром) и средства для улучшения метаболизма в головном мозге.

При психомоторном возбуждении используют седативные препараты (Персен), при заторможенности – стимуляторы мягкого действия. Лечение и дозировка средств зависит от степени выраженности заболевания и индивидуальных особенностей пациента.

При лечении необходимо обратиться за помощью к психологу, чтобы помочь ребенку в адаптации к коллективу. Это необходимо, поскольку зачастую здоровые дети не принимают умственно отсталых. На этом фоне возникают различные конфликты. Психолог должен работать и с родителями, поскольку после установления такого диагноза они начинают переживать, что влияет на ребенка.

Если у пациента наблюдаются дефекты речи, ему показаны занятия с логопедом. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в коррекционный класс или школу 8-го типа. Впоследствии больному олигофренией помогают выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/umstvennaya-otstalost.html

Умственная отсталость

Как лечить детей с умственной отсталости
Умственная отсталость представляет собой задержку или неполное развитие психики, чаще всего обнаруживается в трехлетнем возрасте, но иногда возникает и у детей в младшем школьном возрасте.

Существует множество причин, по которым может возникнуть умственная отсталость, но все из них еще не изучены до конца.

Факторы, которые могут воздействовать на развитие умственной отсталости разделяют на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Они могут действовать в период развития плода в утробе матери, и в первые месяцы или годы жизни малыша. Существует множество факторов, которые приводят к резким нарушениям в развитии.

Самыми распространенными являются:

  • Разные интоксикации, то есть болезненные состояния беременной женщины, которые возникают под воздействием ядовитых веществ, что образуются во время нарушенного обменного процесса. Часто интоксикация является результатом чрезмерного употребления беременной женщиной лекарственных препаратов. Они могут повлиять на изменение развития плода.
  • Тяжелые инфекционные болезни, которые переносит женщина во время беременности – краснуха, скарлатина, грипп и так далее.
  • Тяжелые формы дистрофии беременной женщины, то есть нарушенный обмен веществ в тканях и органах, которые вызывают расстройства их функции, изменения в строении.
  • Травматическое поражение плода, возникшее в результате ушиба или удара. Умственная отсталость может возникнуть в результате травм при родах. Такие травмы могут возникнуть сдавливания головки во время прохождения родовых путей при чрезмерно быстрых или при затяжных родах, в результате наложения щипцов.
  • Заражение плода разными паразитами, которые существуют в организме беременной женщины. К ним относят таксоплазмоз, который является паразитарным заболеванием, возбудителем которого является паразит, относящийся к простейшим животным. Заразиться женщина может от домашних животных – кошек, собак, коров, кур, голубей, а так же от диких животных – зайцев, мышей, сусликов.
  • Среди внутренних причин особое значение имеет наследственный фактор. Умственная отсталость в большинстве случаев имеет генетические формы. Наследственный фактор проявляется часто в несовместимости крови ребенка и крови матери, в хромосомных заболеваниях. При нормальном состоянии в каждую дочернюю клетку при делении попадает двадцать три хромосомы. Во время оплодотворения яйцеклетки образуется стабильное число хромосом – сорок шесть. При болезни Дауна двадцать первая пара хромосом не делится, у таких детей хромосом имеется сорок семь хромосом.
  • Воспалительные болезни мозга и его оболочек, которые возникают у маленьких деток, могут стать причиной умственной отсталости.
  • Нарушенный белковый обмен в организме. К примеру, очень тяжелой формой умственной отсталости является фенилкетонурия, в ее основе лежит именно данная причина.
  • На развитие умственной отсталости у детей могут влиять такие факторы, как неблагополучная экологическая обстановка, повышенная радиация, наркомания или алкоголизм одного из родителей, в особенности матери. Важную роль играют тяжелые материальные условия, которые имеются у некоторых семей. В подобных случаях ребенок в первые дни своей жизни, а потто ми постоянно получает неполноценное питание, которое необходимо как для физического, так и для умственного развития.

Симптомы умственной отсталости

Самым главным признаком умственной отсталости есть пониженный интеллект ребенка. Зависимо от степени снижения интеллекта, можно  различить легкую форму, среднюю форму и тяжелую форму умственной отсталости.

https://www.youtube.com/watch?v=MVxjw1xARII

Легкая форма умственной отсталости (другое название дебильность) IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей.

В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении.

Они имеют зависимость от родителей, воспитателей, они очень не любят. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми.

Бывает и такое, что они стараются привлечь внимание к себе разными яркими поступками, в основном нелепыми, иногда и антисоциальными. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей, они стремятся скрыть свою болезнь.

При средней форме умственной отсталости (другое название имбицильность) IQ тридцать пять- сорок девять. Такие  дети испытывают привязанность, различают наказание и похвалу. Их можно научить элементарным навыкам самообслуживания. Они могут обучиться письму, чтению, простейшему счету. Но самостоятельно они не могут проживать и постоянно нуждаются к уходе и контроле.

Тяжелая форма умственной отсталости (идиотия). IQ у таких детей ниже тридцати четырех. Таких пациентов невозможно обучить чему-либо. Речь у них отсутствует, движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничиваются самыми простыми проявлениями недовольства и удовлетворения.

Дети с такой формой умственной отсталости нуждаются в постоянном контроле и надзоре, содержатся они в специальных учреждениях. IQ есть важным, но не единственным из критериев умственной отсталости.

Есть такие случаи, когда люди с низким IQ не имеют никаких признаков данного заболевания.

В детском и младенческом возрасте олигофрения может проявляться в задержке развития ребенка, выявить которую можно после своевременного посещения педиатра. В детских садиках у больных деток могут возникать проблемы с усвоением занятий, проблематичной является адаптация в коллективе других деток.

Детям с олигофренией тяжело соблюдать режим дня. В школьном возрасте у таки детей выражена плохая успеваемость и поведение, повышенная степень утомляемости, неусидчивости. Часто при умственной отсталости могут встречаться частичные параличи конечностей, тики, головные боли, судорожные припадки.

Диагностируют данное заболевание на основе тестирования уровня IQ.

Основную часть случаев данного заболевания можно опознать в раннем возрасте ребенка. Умственная отсталость, которая возникла по генетическим причинам, проявляется еще во время внутриутробного развития, к примеру, синдром Дауна.

Чтобы ее выявить проводят в женской консультации скрининговое обследование будущей матери на ранних сроках беременности. Это дает ей возможность выбрать сохранять ли беременность, или перерывать ее. Существуют такие формы умственной, которые развиваются из-за недоразвитой определенной системы у малыша.

Самым распространенным заболеванием в этой группе есть фенилкенутрия. Дети с фенилкетонутрией при рождении абсолютно ничем не отличаются от здоровых детей.

Но на первых месяцах жизни дети становятся вялыми, появляются высыпания на коже, возникает частая рвота, повышенная потливость, что имеет неприятный специфичный запах. Если лечение начать дол трехмесячного возраста, то интеллект у ребенка можно сохранить.

Так что в период новорожденности и в период раннего детского возраста нужно регулярно обследоваться у педиатра. Если при осмотре малыша педиатр имеет подозрение на умственную отсталость, то он назначает консультацию невролога.

Назначается анализ мочи и крови, иногда и энцефалограму. Страшим детям, рекомендуется консультация детского психоневролога, психолога или психиатра.

Для того чтобы определить, что явилось причиной умственной отсталости, может быть назначен анализ ДНК.

На сегодняшний день существует много разных препаратов для лечения данного заболевания. Только лечащий врач сможет правильно подобрать наиболее подходящий препарат.

Зависимо от того, что стало причиной заболевания могут быть применен препараты йода, гормоны ( в случае если заболевание вызвано болезнью щитовидной железы). При фенилкетонурии иногда достаточно специального режима питания, его назначает педиатр.

Для коррекции умственной отсталости часто врачи применяют ноотропы – энцефабол, аминалон, пирацетам, пантогам. Ноотропные препараты применяются с целью улучшить обменные процессы в ткани мозга. С такой же целью применяют аминокислоты и витамины группы В.

Эти вещества необходимы для нормального функционирования мозга. Нужен ли ребенку прием таких  препаратов, это может определить только врач.

Если у детей с умственной отсталостью наблюдается неадекватное поведение, то врач может назначить лекарственные препараты из группы транквилизаторов и нейролептиков.

Успешное лечение умственной отсталости заключается в комплексном воздействии. Медикаментозное лечение должно быть соединено с индивидуальным подходом к обучению, должны быть проведены занятий с логопедами и психологами. Это все помогает ребенку адаптироваться в обществе.

Очень важной в лечении умственной отсталости является социальная реабилитация. Программы реабилитации в первую очередь направлены на обустройство пациентов в специальные учебные заведения, там дети могут обучаться по адаптированной школьной программе, после этого дети могут освоить несложные профессии, такие как штукатур, маляр, плотник.

Если своевременно и правильно лечить легкие формы умственной отсталости, то можно добиться очень хороших результатов.

Существует множество пациентов, которые имеют легкую степень заболевания и при этом у них есть профессия, своя семья.

Относительно средних и тяжелых форм умственной отсталости, то социальная и медицинская помощь заключается в том, чтобы обеспечить надзор и уход, а если есть необходимость, то контролировать состояние здоровья пациента.

Профилактика данного заболевания основана на серьезном подходе к собственному здоровью и здоровью своего будущего поколения.

Перед тем как планировать беременность, супругам рекомендуется пройти обследование специалистов, чтобы выявить хронические и инфекционные заболевания, в некоторых случаях требуется консультация генетика.

Женщина, которая беременна, должна помнить о том, что она несет ответственность за здоровье своего будущего ребенка. Нужно вести здоровый образ жизни, регулярно проходить обследование в женской консультации, соблюдать все рекомендации гинеколога, избегать влияния вредных факторов.

После того, как ребенок появляется на свет, нужно регулярно отведывать врача-педиатра. Если возникают хоть малейшие подозрения на наличие у ребенка умственной отсталости, нужно вовремя обратиться к врачу и начинать лечение.

Некоторые из родителей не считают нужным обращаться к психиатрам и психоневрологам, тем самым, нанося большой вред здоровью ребенка.

Но к счастью, в последнее время улучшилась ситуация и повысилась медицинская грамотность населения, такие ситуации возникают крайне редко.

Источник: https://mamapedia.com.ua/detskie-bolezni/psychiatry/umstvennaia-otstalost.html

Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение

Как лечить детей с умственной отсталости

Под слабоумием понимается значительное отставание от среднего для данного возраста уровня умственного развития и адаптивного поведения. Умственный дефект может быть врожденным или приобретенным на ранней стадии развития; причины дефектов весьма разнообразны.

Олигофрения представляет не только личную и семейную трагедию, но и тяжелую социальную проблему в связи с частотой встречаемости: примерно у 3% новорожденных можно ожидать отставания в умственном развитии, характеризуемого как слабоумие.

Этиология.

Наши знания об этиологии олигофрении в связи с достижениями в области изучения хромосомных аномалий и молекулярных болезней значительно расширились. Более ста болезней и вредных факторов, ведущих к слабоумию, обобщены в следующие большие группы.

Причины умственной отсталости

I. Генетические причины а) грубые хромосомные аберрации б) мутации генов (энзимопатии и т. п.)

II. Вредные влияния среды

а) пренатальные б) перинатальные в) постнатальные Среди хромосомных аномалий, вызывающих олигофрению, наиболее частой является болезнь Дауна, однако встречаются также более редкие формы, где в основе олигофрении лежит хромосомная аберрация. Аномалии половых хромосом при синдромах Клинефельтера и Тернера также сопровождаются умеренным слабоумием.

Среди энзимопатии, связанных с мутацией одного гена, на первом месте следует упомянуть фенилпировиноградную олигофрению (фенилкетонурию), однако целый ряд более редких энзимопатии (например, болезнь кленового сиропа, болезнь Гартнупа, тирозиноз, болезнь Вильсона, галактоземия, гаргоилизм, болезнь Тея – Сакса, спорадический кретинизм) также протекают с умственной отсталостью.

Генетические факторы могут быть прослежены у умственно отсталых детей, родители которых также слабоумны, но без установленной причины. Среди причин, ведущих к приобретенной олигофрении, в пренатальный период выделяют краснуху, токсоплазмоз и другие внутриутробные инфекции. Среди интранатальных факторов ведущее место принадлежит внутриутробной асфиксии, а также ацидозу, гипоксии и кровоизлияниям в мозг. Ядерная желтуха, симптоматическая гипогликемия, менингит и энцефалит наиболее часты среди причин постнатальной олигофрении. Выяснить причину целого ряда пренатальных заболеваний не удается. Это особенно относится к таким грубым порокам развития, как порэнцефалия, микроцефалия, анэнцефалия и значительная часть случаев гидроцефалии.

Патология. Отставание в умственном развитии, степень которого можно измерить с помощью специального коэффициента IQ (intelligence quotient, коэффициент умственного развития), можно разделить на следующие виды:

Дебильность. Коэффициент умственного развития при этом равен 0,50-0,70. Двигательные функции и речь развиваются с опозданием, учеба в школе связана с трудностями, часть детей попадает во вспомогательные школы и другие дефектологические заведения. Под руководством способны к несложной деятельности.

Имбецильность (олигофрения). Коэффициент умственного развития равен 0,20-0,50. Дефектологическое обучение приносит определенный результат, дети могут научиться выполнять простые задания. К самостоятельной жизни не способны.

Идиотия. Коэффициент умственного развития ниже 0,20. Могут овладеть зачатками речи, но не обучаемы; питаться, выполнять гигиенические процедуры и одеваться могут только под строгим контролем.

Абсолютное большинство умственно отсталых является дебилами – до 85%, имбецилов значительно меньше – около 3%. Индивиды, коэффициент умственного развития которых находится между 0,70 и 0,90 и число которых оценивается в одну пятую от всей популяции, олигофренами не считаются. Однако их значительная часть не справляется со школьными заданиями и не может овладеть специальностями, требующими определенных умственных способностей.

Диагноз. В диагностике основными задачами являются: 1. как можно более раннее распознавание отставания, 2. определение тяжести состояния, 3. выяснение возможной причины.

Постановка диагноза умственной отсталости является задачей, связанной с большой ответственностью врача: это приносит несчастье в жизнь семьи и часто требует ее перестройки. В отдельных случаях, например при кретинизме, когда ранний диагноз определяет прогноз, как правило, отставание можно обнаружить только на основе длительного наблюдения. Подозрение на олигофрению возникает при значительном отставании от нормального психомоторного развития. В большинстве случаев запоздание обнаруживается во всех сферах психомоторного развития. Отсталые дети позднее начинают интересоваться средой, позднее сидят, стоят, ходят; позднее начинают тянуться к предметам, запаздывает понимание слов и речь. То, что доступно младшим детям, ребенок-олигофрен не в состоянии сделать даже в более старшем возрасте, внимание не может быть устойчивым. Неправильное понимание слов, неправильное узнавание предметов и т. д. может быть также результатом дефекта слуха или зрения. С другой стороны, есть умственно нормально развивающиеся дети, которые в связи с дефектами зрения или слуха напоминают умственно отсталых.   Очень важно наблюдение за поведением ребенка: часть отсталых детей крайне пассивна, одни из них слишком спокойны, другие, наоборот, эретические, возбужденные, бессмысленно активные. При постановке диагноза помогают различные специфические соматические характеристики, например при болезни Дауна и кретинизме. Важные сведения может дать изучение наследственности, а также тщательный анамнез родов и постнатального периода. Для определения коэффициента умственного развития используются простые тесты, однако их применение требует особых знаний и опыта, поэтому необходима помощь специалиста-психолога. Результат исследования показывает, какому возрасту соответствует умственное развитие пациента (умственный возраст). Если показатель умственного возраста разделить на хронологический возраст (в годах), то мы получим IQ. Кроме того, для постановки диагноза необходимо тщательное офтальмологическое, аудиологическое и неврологическое исследование. Причинный диагноз удается поставить только в некоторой части случаев, это весьма трудоемкая и сложная задача. Только с помощью большего диапазона лабораторной техники можно повысить точность диагноза. Может потребоваться анализ хромосом, обнаружение аминоацидурии, детальное исследование обмена белков, жиров и углеводов, а также функций эндокринной системы.

Лечение умственной отсталости. Причинная (целевая) терапия возможна только при некоторых формах отставания, как кретинизм, фенилпировиноградная олигофрения, при редких аминоацидуриях и галактоземии. При наличии конвульсий определенных результатов можно добиться с помощью противосудорожной терапии. Возбужденным детям могут быть назначены транквилизаторы.

Наиболее трудным моментом лечения является осознание родителями положения детей. Печальная обязанность врача объяснить родителям это положение требует чуткости и терпения. Трудным вопросом является посещение школы. Соответствующие специалисты определят, до какой степени это возможно. В дефектологических учреждениях удается добиться хороших результатов. При тяжелом дефекте встает вопрос о воспитании в специализированной клинике. Это зависит от домашних условий, но воспитание в клинике кажется предпочтительным, так как более вероятно, что при специальном воспитании ребенок обучится определенным навыкам гигиены и самостоятельности. Даже небольшой прогресс в этой области значительно облегчает повседневную жизнь больного и его близких.

Профилактика. При отдельных формах олигофрении профилактика может быть весьма эффективной.

К значительным медицинским достижениям последнего десятилетия относится разработка методов защиты от возможных родовых травм, раннее распознавание и лечение гипогликемии, гипоксии, тяжелой желтухи, фенилкетонурии, галактоземии и кретинизма; выделение детей, отягощенных энзимопатиями.

Эффективность лечения олигофрении глютаминовой кислотой является сомнительной. При наследственных заболеваниях добрачная и генетическая консультация может способствовать снижению числа носителей генных мутаций.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Эрик Керпель

Гость, 01.10.2011 07:25:30Гость
Почему меня не покидает стойкая уверенность, что умственная отсталость не лечится даже в детском возрасте?

Источник: https://www.blackpantera.ru/pediatrics/23905/

Современные методы лечения умственной отсталости у детей

Как лечить детей с умственной отсталости

Современные методы лечения умственной отсталости у детей Стандарты лечения умственной отсталости у детей Протоколы лечения умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей

Профиль: педиатрический.

Этап: стационар.

Длительность лечения: 30 дней.

 

Коды МКБ: 

F70 Умственная отсталость легкой степени F71 Умственная отсталость умеренная F72 Умственная отсталость тяжелая. 

Определение: Умственная отсталость (умственое недоразвитие) – за рубежом используется для обозначения многообразных форм поражения интеллекта, независимо от характера заболевания, при которых оно возникает.

 

Классификация:

1. легкая умственная отсталость; 2. умеренная умственная отсталость; 3. тяжелая умственная отсталость; 4. глубокая умственная отсталость; 5. неуточненная умственная отсталость; 6. другие виды умственной отсталости.

Факторы риска:

1. состояние здоровья родителей и условий работы к началу беременности; 2. наличие гестоза, перенесенные матерью заболевания, принимаемые медикаменты во время беременности, течение родов (продолжительность, наложение щипцов, асфиксия), состояние новорожденного после родов (желтуха, судороги, вздрагивания); 3. своевременность основных этапов моторного и психического развития; 4. наследственный фактор. 

Поступление: плановое.

 

Показания для госпитализации:

1. задержка психического развития в виде выраженных эмоционально-волевых расстройств и моторики (запаздывание становления стато-моторных актов, отсутствие моторно-адаптивных движений, слабовыраженный интерес к окружающим, игрушкам, речи); 2. диагностика уровня задержки; 3. решение социальных вопросов.

Необходимый объем обследования перед плановой госпитализацией:

1. консультация: невролога, психолога, генетика, эндокринолога, психиатра. 

Критерии диагностики:

1. наличие биологической неполноценности мозга, устанавливаемой на основании анамнеза, психического, неврологического и соматического статусов; 2. характерная структура диффузного слабоумия с обязательной недостаточностью понятийного мышления и недоразвитием личности; 3. непрогредиентность состояния с положительной, хотя и в разной степени замедленной динамикой психического развития.

Перечень основных диагностических мероприятий:

1. Биохимический анализ крови на фенилкетонурию, гистидинемию, гомоцистинурию, галактоземию, фруктозурию; 2. Консультация невролога; 3. Общий анализ крови (6 параметров); 4. Общий анализ мочи; 5. Определение общего белка; 6. Определение АЛТ, АСТ; 7. Определение билирубина; 9. Исследование кала на яйца глист.

Перечень дополнительных диагностических мероприятий:

1. Нейропсихологическое тестирование; 2. Хромасомный анализ (кариотипирование); 3. Консультация генетика; 4. Консультация психиатра; 5. Консультация эндокринолога; 6. Консультация психолога; 7. Консультация логопеда; 8. Анализ крови на внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус) ; 9. Микрореакция.

Тактика лечения:

Медикаментозное и коррекционно-воспитательные мероприятия. Медикаментозное лечение: 1.

Психомоторные стимуляторы (тонизирующее влияние на кору, ретикулярную формацию без вмешательства в метаболизм нервных клеток: адаптол 300 мг в таблетке, независимо от прима пищи, курсом от нескольких дней до 2-3 мес, от 0,5 до1 таблетки Х 3 раза в день в зависимости от возраста. 2.

Препараты, стимулирующие психическое развитие, улучшающие мозговой метаболизм – энцефабол 0,25 мг табл. 3. Антидепрессанты – амитриптилин, препараты L-дофа. 4. Общеукрепляющие: поливитамины. 5. Препараты кальция, фосфора, железа, фитин, фосфрен. 6. Седативные, нейролептические препараты (дизепам табл.

2 мг. 5 мг, р-р. 10мг/2,0); 7. Противосудорожные препараты: фенобарбитал 0,01 мг/год жизни, препараты вальпроевой кислоты 20-25 мг/кг/сут, ламотриджин, карбамазепины (финлепсин). Курс лечения 1 месяц.

Перечень основных медикаментов:

1. Амитриптилин 25 мг, 50 мг табл.; 2. Дизепам 10 мг/2 мл амп.; 5 мг, 10 мг табл; 3. Вальпроевая кислота 150 мг, 300 мг, 500 мг табл. 

Перечень дополнительных медикаментов:

1. Препараты L-дофа 50 мг табл.; 2. Поливитамины; 3. Фенобарбитал 50 мг, 100 мг табл.

Критерии перевода на следующий этап лечения:

1. cтабилизация и улучшение нарушенных функций; 2. реабилитация; 3. поддерживающая терапия; 4. наблюдение психолога.

Источник: https://ruslekar.com/publ/standarty_lechenija_bolnykh_v_stacionare/sovremennye_metody_lechenija_umstvennoj_otstalosti_u_detej/3-1-0-205

Страница Психолога
Добавить комментарий