Историю изучения стресса

История изучения стресса — лекции на ПостНауке

Историю изучения стресса

ВИДЕО

Поговорим о стрессе и начнем с определения термина.

Стресс в современном понимании — неспецифическая реакция организма, возникающая под действием сильных, опасных, угрожающих организму факторов, которые мобилизуют его адаптационные механизмы, обеспечивающие приспособление к возникшей ситуации.

Есть другое определение: стресс — это реакции организма, которые характеризуются перенапряжением его адаптационных механизмов. Ганс Селье, автор концепции стресса, изначально рассматривал стресс как патологическую реакцию.

Однако по мере изучения условий и механизмов развития стрессовой реакции Г.Селье пришел к иному определению: стресс — это любые требования к организму, которые предъявляют ему текущие обстоятельства. Иными словами, стресс — это часть нашего повседневного опыта. 

Первая предпосылка к возникновению концепции стресса — созданное Клодом Бернаром учение о гомеостазе, как об относительном постоянстве состава и свойств внутренней среды организма.

Клод Бернар ввел представление о внутренней среде живого организма, которая существенно отличается от среды внешней, т. е. окружающей среды.

При этом организм является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой — обменивается с ней веществом и энергией: получает из окружающей среды вещества и энергию в одной форме, а выделяет их в эту среду в другой форме.

 А внутри этой системы происходит множество биохимических реакций и физиологических процессов, которые изменяют ее внутреннее состояние. Эти процессы лежат в основе жизнедеятельности организма, позволяют ему выживать и адаптироваться к постоянно меняющейся окружающей среде, и изменяться самому в ходе адаптаций.

Клод Бернар определял гомеостаз как комплекс относительно постоянных химических показателей и физико-химических свойств внутренней среды организма. Например, клетки способны поддерживать относительно стабильный мембранный потенциал, сохраняя разность концентраций ионов снаружи и внутри клетки.

Еще один пример: организм поддерживает строго определенную концентрацию солей в крови и межклеточной жидкости (0,9%) — это один из важнейших показателей гомеостаза.

Каждая клетка, каждый многоклеточный организм обладают механизмами, которые позволяют удерживать показатели внутренней среды в относительно стабильном состоянии, несмотря на постоянные изменения как во внутренней среде, так и в окружающей среде.

Причем в основе своей эти механизмы сходны у всех живых организмов: клетка реагирует на воздействия среды, изменяется, приспосабливается, сохраняя при этом стабильность собственной структуры и процессов жизнедеятельности.

Изучению вопроса о регуляторных механизмах, обеспечивающих адаптацию живых организмов к условиям окружающей среды при обязательном условии сохранения гомеостаза, посвящено огромное количество работ. В нашем организме есть два механизма регуляции и координации функций структур организма.

Первый механизм — гуморальный — регуляция функций при помощи биологически активных веществ, которые выделяются клетками разных тканей и органов, доставляются к другим клеткам (своим мишеням) кровью, лимфой и через тканевую жидкость. Эти жидкие ткани и составляют внутреннюю среду организма.

Наиболее известная группа среди этих биологически активных веществ — гормоны, которые выбрасываются в кровь, разносятся ею по организму и влияют на множество клеток, заставляя их работать согласованно.

Второй механизм регуляции — нервная регуляция — появился в ходе эволюции позже, но оказался эффективнее.

Изучение этого механизма — следующий этап в формировании концепции о стрессе — создание рефлекторной теории. В развитие рефлекторной теории внесла серьезный вклад российская физиологическая школа. Систематические исследования рефлексов начались с работ Ивана Михайловича Сеченова.

Они получили продолжение и развитие в работах И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, Л.Орбели.

На основе этих исследований сложилось представление о механизмах, обеспечивающих согласованную, координированную работу клеток, органов и их систем, направленную на достижение одной общей цели, той, которая стоит перед организмом в целом.

Рефлекторная теория позволила понять, как мозг воспринимает информацию, оценивает ее, принимает решения и как обеспечивает ответную системную реакцию организма. Эта теория положила начало системному подходу в анализе свойств живого, в анализе состояния клетки, органа, организма в целом.

FAQ FAQ: Неконтролируемый стресс

Параллельно с развитием рефлекторной теории продолжались исследования внутренней среды организма, механизмов поддержания гомеостаза, но теперь уже на уровне высокоорганизованных животных, имеющих сложную нервную систему и специфический механизм адаптации к окружающей среде — поведение.

Животные обладают широким репертуаром адаптивного поведения. И это не только врожденное поведение, но и поведение, которое особь приобретает в ходе индивидуального опыта, взаимодействуя со средой (успешно или неудачно), сохраняя этот опыт в памяти и далее воспроизводя его в разных ситуациях.

 

В этой области особенно выделяются исследования американского физиолога Уолтера Кеннона, который, опираясь на рефлекторную теорию, изучал механизмы поддержания гомеостаза у животных (кошек и собак), создавая для них стрессовые условия. Именно У.

Кеннон впервые использовал термин «стресс» применительно к механизмам поддержания гомеостаза. Стрессовые условия вызывали у животных ответные защитные реакции, которые были охарактеризованы как «бей или беги» (fight-or-flight).

Исследования Кеннона завершили оформление системного подхода к изучению стресса, доказывая, что организм всегда отвечает на любое воздействие целостно, т. е. реагируя на всех уровнях своей организации.

Начиная с процессов на психическом уровне — восприятие и анализ информации, принятие решения (бежать или драться) и завершая процессами на уровне физиологическом, которые обеспечат сохранение целостности организма и его внутренней среды, ее стабильных показателей.

Объединились все эти идеи в концепции стресса, которую предложил Г.Селье. Он сформулировал определение стресса и разработал комплекс методов, позволяющих исследовать стресс-механизмы. В своих первых клинических исследованиях в качестве модели стресса он изучал динамику развития инфекционных заболеваний.

Селье обнаружил, что, на начальных этапах, независимо от природы инфекционных заболеваний, на клеточном уровне ответные реакции сопротивления инфекции практически одинаковы. Из этих исследований родилось представление о стрессе как о неспецифической (общей) реакции организма на любое воздействие.

Селье предложил новый термин для описания стресса — общий адаптационный синдром. 

Дело в том, что изначально стресс изучали медики и биологи, поэтому речь всегда шла о вреде для организма. Но возникают вопросы. А стресс — это всегда вредно, или он может быть полезным?  И далее: если стресс — это неизбежность (а он, скорее всего, неизбежность), то можно ли им управлять? И если им можно управлять, то каким образом? 

Селье пояснял, что прежде стресс звучал как дистресс — разрушительная, вредная, пагубная для организма реакция. Сейчас мы можем говорить о существовании эустресса — такого стресса, который оказывается полезным для организма. 

Когда стресс полезен, а когда вреден? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться в тех механизмах, при помощи которых организм контролирует гомеостаз и поддерживает относительно стабильные внутренние условия своего существования.

Источник: https://postnauka.ru/video/154872

Понятие стресса. История изучения стресса и современные представления о нем

Историю изучения стресса

Чрезвычайные (экстремальные) ситуации характеризуются, прежде всего, сверхсильным воздействием на психику человека, что вызывает у него травматический стресс.

Психологические последствия травматического стресса в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой для жизни или здоровья.

В рамках посттравматической патологии большинство авторов выделяют три основные группы симптомов:

1) чрезмерное возбуждение (включая вегетативную лабильность, нарушение сна, тревогу, навязчивые воспоминания, фобичecкoe избегание ситуаций, ассоциирующихся с травматической);

2) периодические приступы депрессивного настроения (притупленность чувств, эмоциональная оцепенелость, отчаяние, сознание безысходности);

3) черты истерического реагирования (параличи, слепота, глухота, припадки, нервная дрожь).

Среди невротических и патохарактерологических синдромов выделены характерные для ПТСР состояния: «солдатское сердце» (боль за грудиной, сердцебиение, прерывистость дыхания, повышенная потливость), синдром выжившего (хроническое «чувство вины оставшегося в живых»), флэшбэк-синдром (насильственно вторгающиеся в сознание воспоминания о «непереносимых» событиях), проявления «комбатантной» психопатии (агрессивность и импульсивное поведение со вспышками насилия, злоупотребление алкоголем и наркотиками, беспорядочность сексуальных связей при замкнутости и подозрительности), синдром прогрессирующей астении (послелагерная астения, наблюдающаяся после возвращения к нормальной жизни в виде быстрого старения, падения веса, психической вялости и стремления к покою), посттравматические рентные состояния (нажитая инвалидность с осознанной выгодой от полагающихся льгот и привилегий с переходом к пассивной жизненной позиции).

Учение о стрессе как об общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов было сформулировано Г. Селье в 1936 г., хотя и до него сходные явления наблюдали некоторые физиологи и клиницисты.

Первоначально Г. Селье и его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Поэтому традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих угрозу для организма.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс это вид эмоционального психического состояния, которому личность подвергается в связи с нервной и эмоциональной перегрузкой.

Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химический, термический, физический) и имеющим определенные стадии:

1 стадия – реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»);

2 стадия – устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;

3 стадия – истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус.

Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако, на финальной стадии разработки своего учения Г.

Селье стал говорить о двух видах стресса — дистрессе, связанным с отрицательными эмоциональными реакциями, и эустрессе, связанном с положительными эмоциональными реакциями. Это привело к тому, что в сферу этих понятий вошли все физиологические явления, включая и сон.

Психические проявления общего адаптационного синдрома обозначаются как «эмоциональный стресс» – т.е. аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека.

Поскольку эмоции вовлекаются в структуру любого целенаправленного поведенческого акта, то именно эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию при воздействии экстремальных и повреждающих факторов. В результате активируются функциональные вегетативные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции.

Согласно современным представлениям эмоциональный стресс можно определить как феномен, возникающий при сравнении требований, предъявляемых к личности, с ее способностью справиться с этим требованием.

В случае недостатка у человека стратегий совладания со стрессовой ситуацией (копинг-стратегии) возникает напряженное состояние, которое вкупе с первичными гормональными изменениями во внутренней среде организма вызывает нарушение его гомео-стаза.

Эта ответная реакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то есть познавательная, и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы.

Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений.

При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей стресс может стать причиной серьезных расстройств.

При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стабильную форму.

В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает, а наоборот, постоянно активизирует центральные образования нервной вегетативной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем.

Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания. Первичные расстройства, возникающие при эмоциональном стрессе в различных структурах нейрофизиологической регуляции мозга, приводят к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, изменению свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы.

История изучения и современные представления о стрессе

Чрезвычайные (экстремальные) ситуации характеризуются, прежде всего, сверхсильным воздействием на психику человека, что вызывает у него травматический стресс.

Психологические последствия травматического стресса в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой для жизни или здоровья.

В рамках посттравматической патологии большинство авторов выделяют три основные группы симптомов:

1) чрезмерное возбуждение (включая вегетативную лабильность, нарушение сна, тревогу, навязчивые воспоминания, фобичecкoe избегание ситуаций, ассоциирующихся с травматической);

2) периодические приступы депрессивного настроения (притупленность чувств, эмоциональная оцепенелость, отчаяние, сознание безысходности);

3) черты истерического реагирования (параличи, слепота, глухота, припадки, нервная дрожь).

Среди невротических и патохарактерологических синдромов выделены характерные для ПТСР состояния: «солдатское сердце» (боль за грудиной, сердцебиение, прерывистость дыхания, повышенная потливость), синдром выжившего (хроническое «чувство вины оставшегося в живых»), флэшбэк-синдром (насильственно вторгающиеся в сознание воспоминания о «непереносимых» событиях), проявления «комбатантной» психопатии (агрессивность и импульсивное поведение со вспышками насилия, злоупотребление алкоголем и наркотиками, беспорядочность сексуальных связей при замкнутости и подозрительности), синдром прогрессирующей астении (послелагерная астения, наблюдающаяся после возвращения к нормальной жизни в виде быстрого старения, падения веса, психической вялости и стремления к покою), посттравматические рентные состояния (нажитая инвалидность с осознанной выгодой от полагающихся льгот и привилегий с переходом к пассивной жизненной позиции).

Источник: https://students-library.com/library/read/100464-ponatie-stressa-istoria-izucenia-stressa-i-sovremennye-predstavlenia-o-nem

История изучения стресса. Определение понятий

Историю изучения стресса

Факультет ________________________________________ ОСП

  Кафедра        Педагогической антропологии, гендерологии и фамилистики

                               Самостоятельная работа

(Теоретическое исследование)

По дисциплине                Социальная медицина ч.2

На тему:                  «Влияние стресса на здоровье человека»

Выполнила студентка 2009 г.о.

                                                                 заочной формы обучения (группа  ЗС-09 )

                                                                 Воронова Марина Владимировна

                                                                                                     Ф.И.О.студента

проверил____________________

 уч. степень, звание

 _________________________________

                                                                                                     Ф.И.О. преподавателя

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3

1.1 История изучения стресса. Определение понятий…………….…4

1.2 Причины возникновения стресса. Влияние стресса на организм человека …………………………………………………………………..7

1.3  Методы борьбы со стрессом. Установка барьера………………10

Заключение………………………………………………………….…16

Использованная литература………………………………………..…18

ВВЕДЕНИЕ

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

В наше время, когда темп жизни с каждым годом ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы – все системы органов находятся в постоянном напряжении.

Жители крупных городов сталкиваются со стрессовыми ситуациями особенно часто. Причины – интенсивный, напряженный ритм жизни, большое количество окружающих людей, многие из которых находятся в плохом настроении (вспомните давку в транспорте), зачастую – более ответственная и нервная, чем у сельских жителей, работа.

Стресс — это не просто неприятность: он отражается на здоровье и может привести к таким нежелательным последствиям, как ухудшение отношений с любимыми или сни­жение профессиональных успехов. Однако существуют способы снижения этих негативных эффектов. Управление стрессом — серьезное занятие, которому по­свящали свое время и силы великие умы.

История изучения стресса. Определение понятий.

Неуклонный рост удельного веса психосоматических заболеваний (к которым с большим основанием относят и злокачественные опухоли) в общей структуре заболеваемости вынуждает исследователей искать наиболее общие, неспецифические поведенческие и психические факторы, предопределяющие повышенную уязвимость организма и его склонность к развитию заболеваний. В последние десятилетия основным таким фактором считался стресс, прежде всего эмоциональный — состояние напряжения адаптационных механизмов, вызванное неприятными переживаниями, такими, как гнев, тоска, тревога, страх, чувство подавленности. [3, с. 6]

Известно, что в основе любой отрицательной эмоции лежит неудовлетворенная потребность.

При этом, если у животных только внешние препятствия мешают удовлетворению “эгоистических” желаний, для человека препятствиями нередко становятся воспитанные с детства и хорошо усвоенные социальные нормы поведения, превратившиеся в императивные социальные потребности.

Таким образом, причиной возникновения эмоционального стресса у человека чаще всего оказывается внутренний конфликт между одинаково сильными, но взаимно несовместимыми и исключающими друг друга побуждениями.

Согласно представлениям сторонников так называемого психосоматического направления в медицине, именно такой конфликт препятствует удовлетворению некоторых актуальных потребностей, вызывает стресс и обусловливает возникновение, например, язвенной болезни, гипертонии, стенокардии и многих других заболеваний. Спровоцировать их развитие могут также любые другие факторы, вызывающие эмоциональный стресс (например, внезапная опасность, гибель близкого человека и т.п.).[3,с. 6]

Однако роль стресса в изменении устойчивости (резистентности) организма и в возникновении заболеваний далеко не столь однозначна. Согласно классическому определению самого автора концепции стресса Г.

Селье, стресс представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование, и эта реакция направлена на преодоление возникших трудностей и приспособление к изменившимся обстоятельствам.

Стресс в широком понимании — обязательный компонент жизни, он может не только снижать, но и повышать устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. [3,с. 7]

Лазарус  предложил определение стресса, которое включает в себя целый спектр факторов (стимул, реакция, когнитивная оценка угрозы, механиз­мы копинга, психологические защиты и социальные факторы). Определение стресса является проблемой даже для экспертов в этой области. Мэйсон  описывает стресс, выделяя разные способы употребле­ния самого слова стресс.

1. Стимул. Это наше определение стрессора.

2. Реакция. Это наше определение стрессовой реактивности.

3. Весь спектр факторов взаимодействия. Это определение Лазаруса.

4. Взаимодействие стимула и реакции.

Однако есть еще точка зрения, с которой стресс определяется как разность меж­ду давлением и адаптивностью. То есть стресс = давление – адаптивность [1,с. 37]

В начале XX века Уолтер Кэннон был известным психологом, работавшим в Гарвардской медицинской школе. Именно он впервые описал реакцию организма на стресс.

Представьте себе такую картину: ночью вы идете по темной аллее, совсем один, и к тому же вы забыли свои очки дома. На полпути (когда уже бессмысленно воз­вращаться назад) вы замечаете мощную фигуру с дубиной, которая преграждает вам путь.

В то время как у вас в голове вертится мысль: «Боже, как мне не повез­ло!», ваше сердце начинает биться все сильнее и чаще, дыхание также учащается, вы потеете, ваши мускулы напрягаются — в состоянии вашего организма проис­ходят разные изменения.

Кэннон — первый исследователь, который назвал эту реакцию организма на стресс реакцией борьбы или бегства. Оказавшись перед лицом опасности, ваше тело готовит себя к борьбе до победы или к бегству.

Там, на аллее, реакция такого рода будет эффективной, потому что вы захотите быстро мобилизоваться, чтобы предпринять какие-либо действия. В современном обществе реакции борьбы или бегства стали угрозой са­ми по себе — угрозой для вашего здоровья.

Молодой эндокринолог в деталях изучил все курьезы, связанные с реакцией борьбы или бегства. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, спо­собных возбудить стрессовую реакцию, Ганс Селье определил специфические из­менения, происходящие на физиологическом уровне.

Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Селье бы­ли впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».

Селье разбил стрессовую реакцию организма на три стадии и создал концепцию адаптационного синдрома.

Фаза 1. Реакция тревоги. В результате первичного столкновения со стрессо­ром в организме происходят изменения. Сопротивляемость организма снижается и, если стрессор достаточно силен (серьезный ожог, крайне высокая температу­ра), может наступить смерть.

Фаза 2. Стадия сопротивления. Если стрессор не прекращает своего воздейст­вия и к нему можно адаптироваться, в организме зарождается сопротивление. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Сопротивление становится выше нормы.

Фаза 3. Стадия истощения. В результате длительного взаимодействия со стрессором, к которому организм уже привык, энергия, затрачиваемая на адапта­цию, иссякает. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь их уже нельзя изменить, и индивид умирает.

Ганс Селье определял стресс как «универсальную реакцию организма на раз­личные по своему характеру раздражители» .

Это значит, что хорошие собы­тия (например, повышение на работе), к которым мы должны приспосабливать­ся, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему мы тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково. Исследования Селье оказались настолько интересными и важными, что у него появилась масса последователей. [1, с.24]

В дальнейшем исследователи, работавшие после Кэннона, Селье также изучали влияние стресса на процессы, происходящие в организме. С тех пор стало понятнее, какие болезни связаны со стрессом и как избежать воздейст­вия патогенных условий

Стресс — это не просто неприятность: он отражается на здоровье и может привести к таким нежелательным последствиям, как ухудшение отношений с любимыми или сни­жение профессиональных успехов. Однако существуют способы снижения этих негативных эффектов. Управление стрессом — серьезное занятие, которому по­свящали свое время и силы великие умы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/21_81149_istoriya-izucheniya-stressa-opredelenie-ponyatiy.html

Психология стресса

Историю изучения стресса

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Определение стресса

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход.

Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной.

Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

психологический стресс эмоциональный

История изучения стресса

История изучения психологии стресса ведет свое начало примерно от 1900 года, хотя сами признаки этого заболевания врачи отмечали, начиная с древности.

Особенно часты стали подобные записи в XVIII веке, а в XIX, когда активно начал развиваться капитализм, медики обнаружили у рабочих повсеместное распространение сходных болезненных состояний.

Повышенная утомляемость, слабость, раздражительность, непереносимость шума, расстройство сна – все это было следствием невыносимых условий труда и нечеловеческой эксплуатации.

В самом начале XX века Ганс Селье – физиолог, в деталях изучил все симптомы, связанные с реакцией борьбы или бегства, то есть того, из?за чего первоначально и возникал стресс у первобытного человека.

Подвергнув крыс воздействию стрессоров – факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, он определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково.

Результаты исследований Ганса Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни». Селье разбил стрессовую реакцию организма на три стадии и создал концепцию адаптационного синдрома.

Последователь Ганса Селье – А.Т.У. Симеоне, который описал эволюцию психосоматических заболеваний в своей классической работе «Самонадеянный мозг человека», утверждает, что человеческий мозг (в частности, большие полушария) не смог развиться до такой степени, чтобы справляться со стрессами XX века в нужном ритме.

Например, когда самооценка человека находится под угрозой, мозг программирует его на реакцию борьбы или бегства. Если угроза самооценке исходит из страха публичного выступления, то ни борьба, ни бегство не будут адекватной реакцией на ситуацию. Постепенно организм человека выработал реакцию, которая крайне вредна для него самого.

Стрессовый продукт подрывает организм, в результате возникает психосоматическое заболевание.

В дальнейшем исследователи также изучали влияние стресса на процессы, происходящие в организме. С тех пор стало понятнее, какие болезни связаны со стрессом и как избежать воздействия патогенных условий.

Стюарт Вулф первым понял, что стресс влияет на функцию пищеварения. Лоуренс ЛеШан изучал влияние стресса на развитие раковых заболеваний. Джордж Энджел прояснил взаимосвязь стресса и язвенного колита; Мейер Фридман и РэйРозенман установили связь между переживанием стресса и ишемической болезнью сердца; аВулф и Вулфф занимались изучением стресса и головных болей.

Виды стресса.

1. Стресс полезный, известный, как понятие — Эустресс:

вызванный позитивными эмоциями;

стресс слабой силы, мобилизующий человека;

Эустресс, вызванный позитивными эмоциями. Данное понятие подразумевает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат.

Эустресс, мобилизующий человека, является движущей силой в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения».

Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на полный планов предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать.

По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь.

Эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве.

2. Стресс вредный, известный, как понятие — дистресс:

физиологический

психологический

кратковременный

хронический

нервный

Негативный вид стресса разрушительно действует на весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения.

А может являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Если не принять вовремя необходимых мер, то состояние обычного эмоционального дискомфорта перейдёт в болезнь.

Как правило, это состояние носит хронический характер.

Дистресс может быть разных видов, рассмотрим их подробнее.

Дистресс физиологического характера

Физиологический дистресс, возникает при воздействии на организм различных внешних воздействий — жары, холода, жажды, голода, диеты и других. Если человек подвергает свой организм любому из перечисленных воздействий, то он должен осознавать причиняемый вред. При выходе из вынужденного состояния, организму вновь необходимо адаптироваться и это происходит исключительно через стресс.

Дистресс психологического или эмоционального характера

Психологический дистресс, связан с появлением ситуаций, в которых особо сильно переживаются различные эмоции. Причём, не имеет значения их причина, она может быть как положительной, так и отрицательной. В данном случае, организм выдаст одинаковую реакцию — психологический дистресс.

Причины фантазийного, иллюзорного характера, не имеющие реального основания вызывают абсолютно реальный, с точки зрения организма и всех последствий, психологический дистресс.

Дистресс кратковременного характера

Кратковременный дистресс — стресс, который имеет под собой естественную основу, связанную с инстинктом самосохранения. Возникает, кратковременный дистресс, внезапно и мгновенно проходит все стадии развития стресса. Как правило, данный вид стресса короткого периода действия и не представляет опасности для человека.

Дистресс хронического характера

Хронический дистресс является одним из самых опасных видов стресса. Человек, подверженный ему каждодневно, привыкает к напряжению настолько, что перестаёт обращать внимание на симптомы и их последствия. Как правило, данный вид стресса, приводит к нервному срыву, депрессии и суициду. Может сопровождаться различного рода фобиями и страхами.

Дистресс нервного характера

Нервный дистресс, как правило, следствие воздействия на организм чрезмерного стресса. Может произойти у кого угодно, но с большей вероятностью у людей, имеющих в анамнезе тревожный невроз. В данном случае, важную роль играет индивидуальное состояние нервной системы.

Фазы развития стресса:

1 фаза — Реакция тревоги

Появление состояния тревоги, настороженности, напряжённости при возникновении неординарной ситуации и, как следствие, мобилизация защитных сил организма.

2 фаза — Сопротивление

Начинается сопротивление организма и борьба с ситуацией стресса либо адаптация и привыкание к раздражителю.

3 фаза — Победа либо истощение организма

Если собственных ресурсов организма для борьбы с состоянием стресса достаточно, то человек выходит победителем. В противном случае организм истощается, что приводит к депрессии, различной тяжести заболеваниям и, возможно, к смерти.

Классификация стрессов

Классификация стрессов:

Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы

Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы

Физиологический (соматический, средовой) стресс и психоэмоциональный стресс.

Стресс физиологический

механический

физический

химический

биологический

Стресс психоэмоциональный

информационный

эмоциональный

1. Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы.

Стресс может нести в себе как положительный, так и отрицательный заряд. В зависимости от личного восприятия события. Например у одного, такое событие, как свадьба вызывает радостные эмоции и состояние стресса и, одновременно, у другого — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс.

Вроде бы, эмоционально положительный стресс, должен порождать положительные эмоции, но люди со слабым здоровьем могут получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше.

Если мы говорим об отрицательных последствиях стресса, то автоматически считаем его эмоционально отрицательным.

2. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы

Эти два вида стрессов вызывают разное отражение на здоровье человека. Более тяжёлые последствия для организма несут в себе долговременные или хронические стрессы.

Острый стресс обычно наступает быстро и неожиданно. Его крайней степенью является шок. Если человек не справляется с ситуацией шока, постоянно возвращаясь к ней и вспоминая пережитое, как правило, острый стресс переходит в хронический.

Хронический стресс, может наступить без стадии острого стресса, если присутствуют постоянно действующие, казалось бы, малозначительные факторы — напряжённые отношения с кем-либо, неудовлетворённость какой-либо ситуацией и другие факторы постоянного действия.

3. Физиологический (соматический, средовой) и психоэмоциональный стресс

Стресс физиологический возникает от колебаний параметров внешней среды — гравитации, влажности, температуры, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок и других. Различают как механический, физический, химический и биологический физиологические стрессы.

Механический стресс — отличается повреждением целостности кожи и различных органов. Это может быть травма, ранение, операция, шоковое состояние.

Физический стресс – вызван состоянием перегрева, переохлаждения, обморожения, ожога, воздействием УФЛ или ионизирующей радиации, невесомости или ускорения, голода, жажды, гипокинезией, иммобилизацией.

Химический стресс — вызван отравлением, действием ядохимикатов и их паров, загрязнением воздуха, воды или почвы, недостатком или избытком кислорода.

Биологический стресс — вызван атакой вызывающих болезнь вирусов, бактерий, токсинов, грибов и их разновидностей.

Стресс психоэмоциональный может быть информационным и эмоциональным.

Чаще всего, данный вид стресса, возникает от переживания достаточно сильных эмоций, таких как обида, обман, опасность, угроза, информационная перегрузка и других.

Стресс информационный возникает от избытка информации, от ответственности, связанной с подобного рода деятельностью, с принятием скорых и верных решений. Подобные стрессы, как правило, сопровождают деятельность операторов различных систем управления, диспетчеров и других работников подобных профессий.

Стресс эмоциональный возникает в ситуации угрожающей безопасности человека — в случае тяжёлой болезни, преступления, войны или аварии, а также при угрозе изменения социального статуса, экономического благополучия или изменения межличностных отношений, таких как проблемы в семье, сокращение или увольнение.

Какие профессии больше всего подвержены стрессам

самых стрессовых профессий возглавляют журналисты – 44% из них постоянно находятся в состоянии нервного перенапряжения.

Итоги опроса, проведённого Исследовательским центром портала SuperJob.ru, показали, что у работников СМИ явно прослеживается связь эмоциональных потрясений с их профессиональной деятельностью.

Чуть меньше, чем журналисты, подвержены стрессу работники кадровых служб и маркетологи. Среди представителей каждой из этих специальностей 41% признаётся, что нередко пребывает в состоянии стресса.

Кадровики утверждают, что работа с людьми требует значительной психологической выносливости, а маркетологи связывают свои нервные потрясения с повышенной ответственностью за рост прибыли их компаний.

Третье место среди самых нервных профессий поделили руководители предприятий и бухгалтеры: 38% из них считают состояние психического напряжения «стилем жизни», «нормой» и даже стараются находить в этом позитивные стороны.

На такие последствия пережитого стресса, как неврастения, хроническая усталость и переутомление, жалуются секретари, юристы, педагоги и медики.

36% представителей этих профессий по роду своей деятельности испытывают стресс практически ежедневно.

В целях борьбы с последствиями стрессовых ситуаций учителя и врачи советуют «укреплять собственную стрессоустойчивость физическими упражнениями, а если не помогает, то не брезговать и медикаментозными средствами».

Чуть меньше подвержены стрессу дизайнеры. 35% из них признаются, что часто испытывают стресс. В том, что стресс стал неотъемлемой частью их жизни, признался каждый третий логист и снабженец, принимавший участие в нашем опросе.

«Генератором стрессовых состояний» называет свою работу 31% менеджеров по туризму.

В том, что они часто испытывают стресс, признались 30% работников общепита.

Среди токарей, слесарей и сварщиков лишь 29% сказали, что часто попадают в стрессовые ситуации. Число тех, кого часто атакуют стрессы, невысоко и среди менеджеров по продажам, менеджеров по работе с клиентами и работников отделов технического контроля (по 28%). Среди системных администраторов и страховщиков в стрессовые ситуации часто попадают 27%.

Довольно устойчивыми к стрессу оказались инженеры: только четверть из них считает, что часто подвергается стрессу. По признанию представителей этой профессии, практически единственное, что может вывести их из себя, это глупость окружающих: «Испытываю стрессы особенно часто, когда сталкиваюсь с глупостью и навязчивостью».

«Спокойными и уравновешенными людьми» назвали себя охранники. О частом пребывании в состоянии психического перенапряжения говорят лишь 24% представителей этой профессии.

Уравновешенными оказались и программисты, среди которых частые стрессы испытывают также 24%. «Жизнь – явление полосатое…»; «Если событие ещё не наступило, то ни к чему тратить эмоции, заранее расстраиваясь, а если оно уже произошло, то тем более слезами делу не поможешь», – глубокомысленно замечают они.

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00627866_0.html

Страница Психолога
Добавить комментарий