Истерический мутизм у детей

Мутизм – не могу разговаривать, или не хочу?

Истерический мутизм у детей

Мутизм представляет собой отсутствие вербальной речи у пациента при формальной сохранности способности говорить.

Состояние коренным образом отличается от афазии, при которой речевые функции утрачиваются в той или иной части в результате деструкции соответствующей области головного мозга.

Мутизм — не самостоятельное заболевание, а синдром (группа типичных симптомов) в рамках психиатрических или невропатологических проблем.

Встречается одинаково часто у мужчин и женщин. Дети также склонны к формированию аномального состояния под воздействием психотравмирующих факторов разной интенсивности. У взрослых диагностика проходит быстрее и эффективнее, поскольку при мутизме сохраняется способность к письму. У детей же она могла еще не сформироваться, потому определить, что к чему, гораздо труднее.

Возможны разные глубины нарушения речи и высшей нервной деятельности. В классических случаях — это отсутствие вербальной реакции на речь: нет ни ответной, ни спонтанной речи. Больной пишет, может изъясняться жестами.

В тяжелых случаях нет вообще никакой реакции, что говорит, вероятнее всего, о тяжелом психопатологическом диагнозе.

В любом случае, обследовать человека с таким синдромом нужно в стационаре, чтобы наблюдать за ним постоянно.

Почему развивается мутизм

Причины, как предполагает современная медицина, лежат в воздействии чрезмерно интенсивного раздражителя на нервную систему.

Отсутствие речи или же полный отказ реагировать на окружающий мир — своего рода защитный механизм.

Органы речи, головной мозг в порядке, формально нет никаких органических причин для развития столь сложного процесса. Но проблема есть. Почему? Причины психологические. Среди непосредственных:

Особенно тяжелая. Если человек стал свидетелем, что еще хуже — участником психотравмирующего случая. Например, террористического акта, военных действий, аварии с потерей близких и прочее. В такой ситуации мозг старается защититься от негативного влияния. В равной мере рискам подвержены все, независимо от сопротивляемости нервной системы стрессам. Мутизм может возникнуть у любого пациента.

Как правило, наблюдается в отношениях, неявно или явно построенных на принципе власти и подчинения. Авторитарный родитель — бесправный ребенок, тиран-супруг — жена, поставленная в зависимое положение и прочие варианты.

Две названных причины покрывают большую часть клинических ситуаций в практике врачей неврологов и психиатров. Прочие имеют под собой органическую подоплеку. Но доля их мала. Не более 15% от общего числа ситуаций. Причем среди этих 15% лидерство держит шизофрения и расстройства аутистического спектра у детей.

Мутизм может быть частью негативной симптоматики при параноидной или кататонической шизофрении. Патологическое отклонение успешно корректируется нейролептическими препаратами в правильной подобранной дозировке. Хотя и не всегда.

Задача не из простых. Отсутствие речи обычно соседствует с глубокими личностными изменениями, деградацией и расщеплением «Я» пациента.

Потому нормальная речь может отсутствовать по другим причинам, связанным с прогрессированием болезни.

Аутизма и его вариации — одна из ключевых причин у пациентов в возрасте до 12 лет. При этом встречается ундулирующее течение (волнообразное: интенсивность симптомов то снижается, то повышается), что типично, скорее, для детской шизофрении.

В качестве причины выделяют диссоциативные расстройства. Нарушения процессов высшей нервной деятельности. Особняком стоит истерическое расстройство. Мутизм выступает неосознанной реакцией на минимальный психический раздражитель. Пациент с таким диагнозом стремится находиться в центре постоянного внимания. Манипулятивные попытки неосознанные, по крайней мере, до определенного момента.

Еще реже развиваются органические патологии:

  • ВИЧ-энцефалопатия — поражение головного мозга вирусом СПИДа (характеризуется выраженными симптомами деменции, деструкций личности, полной утратой когнитивных функций, мутизм возникает одним из первых);
  • опухоли головного мозга (злокачественные или доброкачественные);
  • травмы головного мозга.

Некоторые практики и ученые относят к названной категории симптом поражения ых связок, речевого аппарата, церебральных структур. Но большая часть специалистов против столь необоснованного расширения перечня случаев, когда можно говорить о расстройстве. Здесь имеют место чисто органические причины невозможности говорить, а не психологические.

Виды нарушения

Классифицировать мутизм нужно по происхождению и превалирующей клинической картине.

Элективный

Он же избирательный (психогенный). Типичен для детей. Характеризуется немотой в определенных жизненных ситуациях. Обычно триггером выступает какая-либо форма социальной активности. Необходимость говорить с другими детьми, отвечать у доски, делать что-либо другое. В отличие от прочих форм расстройства, эта считается самостоятельным диагнозом.

Вероятность нарушения повышается при недостаточной социальной адаптированности ребенка в системе с резкой переменой окружения. Например, при переезде в другую страну.

При исключительно психологической составляющей, удается добиться качественной коррекции силами одного только логопеда-психолога.

Психогенный мутизм органического происхождения, например, при аутизме или шизофрении очень скоро развивается, прогрессирует вглубь, и состояние становится очевидным. До тех пор для отграничения требуется дифференциальная диагностика.

Акинетический

Наблюдается на фоне органических поражений головного мозга. Как было сказано ранее, относить или нет такие состояния к названному типу, вопрос спорный. Потому как отграничить мутизм от афазии трудно в такой ситуации. Тем более, если поражены зоны Брока или Вернике.

Кататонический

Часть симптоматического комплекса при шизофрении, возникает как результат прогрессирующего нарушения высшей нервной деятельности. Причины до конца не понятны.

Диагностируется при четком определении состояния как кататонической шизофрении. При смене фаз процесса возможно частичное восстановление способности общаться.

Мутизм при шизофрении корректируют атипичными нейролептиками. С переменным успехом.

Эмоциональный

Встречается наиболее часто. Это ответ на психотравмирующую ситуацию. С течением времени может пройти сам собой или же существует длительное время в результате психологического блока. Работа с психотерапевтом, неврологом и грамотным логопедом позволяет «разговорить» пациента намного быстрее.

Истерический

Встречается при одноименном расстройстве. В такой ситуации пациент предпринимает попытки манипуляции окружающими, обратить на себя внимание. Немота используется как инструмент. Встречается мутизм и при истероидной акцентуации характера.

Но тогда определить грани нормы и патологии с ходу невозможно. Такие люди манерны, артистичны, хорошо симулируют. Потому нужны наблюдение и диагностика.

Истерический мутизм требует проведения курса когнитивно-поведенческой терапии под контролем психотерапевта.

Гиперкинетический

Нарушение речи на фоне повышенного психомоторного возбуждения, физической активности, подвижности. Расстройство заканчивается само собой, речь возвращается. Отклонение встречается при синдроме гиперактивности, на фоне панической атаки, некоторых прочих диагнозов.

Возможен мутизм после комы. Если головной мозг в норме, постепенно речевая функция вернется. Это следствие длительного бессознательного состояния. Логопедическая и психологическая помощь позволяют ускорить процесс восстановления.

Принятая в логопедии классификация используются для точного описания состояния, дальнейшей диагностики и подбора метода эффективного лечения.

Симптомы состояния

Признаки непосредственно самого нарушения вариабельны. Зависят от причины дисфункции, возраста человека, характера и личностного склада, индивидуальные моменты играют ключевую роль. Если составить обобщенную клиническую картину:

  1. Нарушения речи. Основная черта патологического явления — отсутствие устной речи. Человек, как правило, контактен, охотно общается, отвечает на поставленные вопросы жестами или же пишет ответ на бумаге, печатает, сохраняет способность общаться в социальных сетях, чатах, по электронной почте. В более тяжелых случаях ответа на обращение нет вообще, человек будто погружен во внутренний мир, не реагирует ни на что. Это может быть результат перегрузки нервной системы. Как правило, с течением времени состояния регрессирует, остается только нарушение речи.
  2. Нарушения поведения. Пациент не общается с другими даже жестами, сидит, мало двигается. Возможны неадекватные поведенческие реакции, неуместные для данной ситуации. Встречается подобное сравнительно редко.
  3. Проблемы эмоциональной сферы. В зависимости от причины, пациент может стать более агрессивным, раздражительным. Типична апатичность, отсутствие желания что-либо делать, погруженность в собственные переживания. Эмоциональные и поведенческие нарушения редко приобретают столь критический размах, если нет органических причин или психических расстройств. Однако после пережитой психической травмы полная триада проявлений — явление естественное и, в некотором смысле, нормальное (говоря условно).

Нужно оценивать наличие сопутствующих симптомов. Нарушения высшей нервной деятельности неминуемо сопровождаются дефицитом, психические расстройства — прогрессирующими личностными расстройствами, стиранием характера человека, разрушением структуры мышления, что однозначно говорит в пользу шизофренического процесса.

Симптомы мутизма у детей очевидны в период, когда речь сформирована. Подавляющее большинство случаев манифестации приходится на поступление в школу. Новая ситуация вызывает сильный стрессовый ответ, но обычно выборочный.

В качестве защиты для психики. Возможно и позднее развитие мутизма, но редко. Восстановление представляет определенные сложности.

Требуется наблюдение за ребенком, желательно в условиях неврологического отделения или психиатрического диспансера.

Диагностика

Обследование проводится под контролем психиатра и невролога, в тандеме. Примерный перечень методик:

  1. Устный опрос. Нужно оценить способность адекватно реагировать на обращенную речь, понимание всех конструкций, лексических и грамматических особенностей, выразительности, экспрессивности. Это даст старт диагностике.
  2. Помимо, важно выявить сохранность письменной речи, способности изъясняться жестами или с помощью условных сигналов, о которых врач договаривается с пациентом.
  3. Электроэнцефалография. Исследование, направленное на выявление электрической активности головного мозга. Аномальные очаги учитываются в дальнейшей диагностике.
  4. МРТ церебральных структур с контрастным усилением. Золотой стандарт в деле диагностики структурных изменений в головном мозге любой степени тяжести. Контрастное усиление гадолинием позволяет обнаружить опухоли, области демиелинизации (рассеянный склероз).

Также проводится полное психопатологическое исследование, насколько это возможно в условиях ограниченного вербального контакта с пациентом. В большинстве случаев существенных проблем нет. Если же пациент не идет на контакт, при этом органических патологий не выявлено, выбирают выжидательную тактику, применяют мягкие методы психологического воздействия.

Таким образом, диагностика предполагает установление следующих моментов:

  • какие признаки мутизма есть, какие прочие симптомы присутствуют;
  • психиатрический статус человека;
  • состояние головного мозга, по необходимости оценивают и органы речи.

В системе этого достаточно. Вникнуть нужно и в социальную обстановку, особенности личности. В рамках сбора анамнеза. Не лишним будет, если пациента на приеме специалиста будет сопровождать кто-либо из близких, чтобы ответить на вопросы и дать больше информации.

Лечение расстройства

Коррекция мутизма проводится врачами неврологом, психиатром (психотерапевтом), нейрохирургом (реже).

В типичных случаях, если нет органического поражения церебральных структур, достаточно логопедических и психотерапевтических методик:

  1. Индивидуальные тренинги направленные на выработку устойчивости к стрессовым ситуациям, проработку пережитых психогенных проблем, освоение методов релаксации.
  2. При хорошем результате на предыдущем этапе, показаны коллективные тренинги. Социализация, активность в группе «друзей по несчастью» позволяет лучше справиться с проблемой, но при должной предварительной подготовке. Группы — от 3 до 5 человек.
  3. Больному обязательно требуется положительная, доброжелательная и спокойная обстановка дома, без конфликтов и избыточного нервного напряжения.
  4. Хорошо показала себя терапия с помощью творчества. Благоприятно сказывается и общение с животными — кошки, собаки, лошади помогают снять стресс.

Лечение мутизма на фоне психиатрических расстройств требует применения психотропных препаратов. В основном используются нейролептики последнего поколения, атипичные средства, которые способны бороться с негативной симптоматикой.

Это в основном касается шизофрении. Истерические расстройства, диссоциативные нарушения требуют использования антидепрессантов и/или транквилизаторов. Возможно нейролептиков в минимальной дозировке.

Депрессии — противопоказание для нейролептиков.

Органические поражения церебральных структур требуют хирургического вмешательства. Это справедливо при гематомах, опухолях, кистах. Но если расстройство бесполезно корректировать, мозг уже поврежден, единственный метод — системная реабилитация, с применением ноотропов, цереброваскулярных средств и психотерапии в разных вариациях.

Существует методика стрессового выведения пациента из состояния. Она применяется у взрослых больных. Заключается во введении кофеина и Амобарбитала в минимальных дозировках. Способ позволяет растормозить пациента. Но это грубая методика, к тому же подходит не всем и применима не всегда.

Прогноз и профилактика

Прогноз благоприятный в большинстве случаев. Мутизм без органических отклонений полностью обратим. Проблема устраняется быстрее при помощи врача. Неблагоприятный на фоне течения психических расстройств аутистического и шизофренического спектров. Диссоциативные и истерические расстройства протекают не столь агрессивно. Можно рассчитывать на положительный прогноз.

Что касается органического поражения церебральных структур — перспективы туманны. Зависит от «свежести» поражения, возможности коррекции и обширности поражения.

Профилактики как таковой нет. Необходимо избегать стрессов, повышать устойчивость к психопатогенным факторам, вести здоровый образ жизни.

Источник: https://ponervam.ru/mutizm.html

Психогенная немота. Куда пропадает речь

Истерический мутизм у детей

                                                                                    Все слышали выражение – «Лишился дара речи». Действительно бывает так, что у человека пропадает речь. Это еще одно «экзотическое»,  достаточно редкое состояние, с которым пришлось за практику столкнуться не более чем пару-тройку  десятков раз.

  Выглядит это примерно так: Человек, который ни когда не имел проблем с речью, вдруг внезапно немеет. Приходит такая пациентка (и здесь это чаще всего женщина)  в сопровождении близких, которые рассказывают, что несколько дней назад на фоне психотравмы, она потеряла вдруг способность говорить. Пытается, губами шевелить как-то, а сказать ни чего не может.

Называется это психогенный мутизм.

Когда родной человек не может неделями произнести ни слова, становится страшно и ему самому и его родным. Особенно страшно становится родителям, когда замолкает их ребенок. Детский мутизм  обычно начинается  в период младшего детства. Когда в жизни ребенка наступают трудные времена.

Приходит период социализации, резко нарастает интенсивность и разнообразие общения.  Увеличивается количество факторов, воздействующих на его психику, а вариантов поведения, способствующих адаптации к ним, не хватает. Наступает время патологического реагирования.

В этот период жизни ребенка стартуют самые разные невротические реакции, с которыми, если их вовремя не убрать, ребенок идет в дальнейшую жизнь. Рассмотрим, как это бывает.

Пример 1: Мальчик 4 лет. Привели на прием, естественно, родители. Замолчал неделю назад, после того, как впервые пошел в детский садик.

  Первые дни успокаивали, пытались отвлечь, думали, что отойдет после стресса и заговорит, но когда прошла неделя, а ребенок не произнес ни слова, забили тревогу. Прошли обследования у детского невролога – патологии центральной нервной системы выявлено не было.

Был выставлен диагноз – психогенный мутизм. Ребенок был направлен на лечение к психотерапевту. На приеме выяснилось, что мальчик с детства рос очень чувствительным и ранимым. В детский сад пошел поздно в 4, 5 года.

Во время игр со сверстниками обычно не занимал лидирующих ролей, часто был скромен и застенчив. На приеме в речевой контакт не вступал абсолютно. Потребовались достаточно долгие усилия и врача и родителей, чтобы речь восстановилась.

Состояние действительно странное. С одной стороны, родители прекрасно понимают, что их ребенок здоров, но, в то же время, им страшно,  ведь дни идут за днями, а ребенок не произносит ни слова. В связи с редкостью данного заболевания,, разобраться в нем не всегда могут даже специалисты. Ошибки в отношении этого состояния бывают двух видов.

Гипердиагностика, когда замолчавшему ребенку ставят очень серьезные диагнозы, при которых также может быть потеря речи (детская шизофрения, аутизм, умственная отсталость и др.) и, соответственно, назначают неадекватное ситуации лечение.

Недооценкасерьезности детского мутизма. Относиться к нему по типу — «само пройдет» — категорически нельзя.

Это не блажь ребенка, не его каприз – это заболевание, которое без адекватного и своевременного лечения, даже в случае самостоятельного возврата способности говорить, приведет к формированию патологического поведенческого рефлекса, который обязательно проявиться в более зрелом возрасте и основательно испортит жизнь уже ставшему  взрослым человеку.

Пример 2: На прием в сопровождении «переводчиков» пришла тридцатипятилетняя женщина. Замолчала три недели назад, после трагической гибели сестры-близнеца. Соответственно, выпали все социальные функции,: работать стало невозможно, ушла на больничный.

При попытках контакта с больной складывается впечатление, что она и не пытается начать говорить. Речевой рефлекс начисто отсутствует. Родственники рассказали: — Как узнала о смерти сестренки, как будто остановилась. Мы ее толкаем, кричим, а она молчит. И на похоронах молчала. И дома молчит.

С детьми и мужем слова не произносит. Это описание классического случая истерического реактивного мутизма. Мутизм .- это полное молчание. При этом слух, речевой аппарат в полном порядке. Человек все прекрасно слышит и понимает, но ответить и сказать, что-либо не может.

Такое ощущение, что речевая функция просто отсутствует. Молчит и все. Психокоррекция такого состояния у взрослого человека  с помощью определенных психотерапевтических техник происходит за один правильно проведенный сеанс.

  Правда потом, после возвращения способности говорить,  требуется наблюдение и работа по коррекции отношения к перенесенной психотравме.   Это обычно занимает много больше времени.

Описываемое мной состояние, в статусе диагноза, внесено в Международный классификатор заболеваний МКБ-10, как «поведенческие и эмоциональные расстройства». 

Причины

Это состояние, также одна из форм проявления истерии, как истерическая слепота, например (см, статью Истерическая слепота на Nerovnyh.net), при которой точно так же подкорковые функции мозга превалируют над корковыми, из-за  развившейся от сресса их слабости.

 Описываемое состояние возникает на фоне  психических травм. Практически всегда у женщин. Других нарушений в работе организма нет. Суть происходящего при данном нарушении психического процесса — торможение речевых центров коры головного мозга, в ответ на стрессовое воздействие.

Участки головного мозга, отвечающие за речь резко затормаживают свою работу и отказываются работать оставаясь при этом в полной морфологической сохранности. Да простят меня специалисты, сравню этот процесс торможения со срабатыванием предохранителей в электрической цепи при скачке напряжения.

Например, утюг замкнуло, а предохранитель, сработав, выключил стиральную машинку и холодильник, которые вроде к утюгу отношения не имеют, но подключены к общей с ним сети..

Детский мутизм причины:

— особенности личности ребенка (сенситивность, истеричность  и т.д.)

— стрессирующие факторы

— патология внутрисемейной  ситуации и воспитания ребенка

Мутизм у взрослых причины:

— острая психотравма

— хронический стресс

Формы расстройства

Чаще всего встречается именно психогенный мутизм, спровоцированный психической травмой, как  в приведенных примерах.  От того, какова сила воздействия психотравмы  и ее восприятие конкретной личностью, зависит тяжесть и форма протекания расстройства.

— Истерическая: практически всегда у женщин, как в Примере 2; от нескольких секунд до нескольких месяцев; наступает от сильного психического потрясения. Может пройти самостоятельно, но, чем дольше длиться, тем вероятность самоизлечения ниже, поэтому начинать лечение лучше сразу с момента возникновения.

— Логофобическая: у школьников и студентов; воспринимается носителем состояния, как «боязнь говорить», звуки собственной речи вызывают страх.

При несвоевременном лечении и коррекции подобный невроз разрушает социальную адаптацию носителя состояния и вполне способен разрушить его жизнь, так как сам, без лечения никуда не денется, а закрепится, как форма поведения, и будет ходить рядом со страдальцем всю его жизнь.

Патохарактерологическая: в детском возрасте, как в Примере 1, обычно при увеличении социальной нагрузки (смена  детского коллектива, поход в садик или начало обучения в школе).

Коррекция этого состояния категорически необходима, так как присутствие этого явления в жизни ребенка в этот ранний период его жизни, обеспечивает патологическое формирование характера и манифестацию социальных неврозов, а также фобий, навязчивостей в подростковый период.

Общие симптомы мутизма

— немота, отказ от речи

— молчание более месяца

— анатомическая и физиологическая целостность речевого аппарата

— выпадение способности говорить при волнении

— ситуационное исчезновение речи

— отсутствие других психических нарушений и при этом и полная интеллектуальная сохранность

Лечение

Зависит от формы заболевания, возраста и особенностей личности больного. Основное лечение – психотерапия, варианты которой подбираются врачом, исходя из индивидуальных особенностей каждого пациента и случая.

Заключение

Я рассказал в этой статье об еще одном достаточно редком и экзотическом состоянии. Статья продолжает цикл о необычных нарушениях психики.  См.  рубрику «Психотерапевтическая практика» на Nerovnyh.net.  Я надеюсь, что она окажется и интересной и полезной читателям. Буду эту рубрику продолжать.

Спасибо!

Источник: https://nerovnyh.net/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%80%D0%B5/

Мутизм у детей: элективный, избирательный, лечение, причины, симптомы, психотерапия

Истерический мутизм у детей

Мутизм у детей — обратимое отсутствие речи (от «мutus» — молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание).

 В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого».

Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

Причины

  • последствия сильных стрессов (авария, смерть близкого человека, развод родителей);
  • неврологические расстройства, свойственные некоторым психическим заболеваниям (истерия, шизофрения);
  • наличие заболеваний, связанных с органическим поражением мозга (опухоли головного мозга, энцефалит, травма головы, гематома, последствия комы, острое нарушение мозгового кровообращения);
  • неправильное отношение родителей (гиперопека или непонимание).

Избирательный

Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

Элективный

Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

Элективный мутизм может сохраняться и во взрослом возрасте, проявляясь в виде различных социофобий.

Такое поведение чаще бывает у детей с лабильной нервной системой, особенностями характера в виде замкнутости, сопротивляемости, беспричинного беспокойства. Тревожные дети нуждаются в поддержке взрослых в экстремальных для них ситуациях.

Элективный мутизм встречается в семьях с некомфортным психологическим климатом. Ряд специалистов считают данный вид мутизма проявлением невротического расстройства.

У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

  • молчаливость;
  • склонность к изоляции от окружающих;
  • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию;
  • тревога при обращении к нему лично;
  • задержка умственного развития;
  • нарушения или дефекты речевого развития;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.

Во взрослом возрасте при отсутствии лечения у таких больных могут быть сдвиги в поведении в виде:

  • отсутствия эмоциональных контактов с людьми;
  • погружённость « в себя»;
  • отсутствие потребности в общении;
  • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).

Истерический

Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями (энкопрез, энурез).

Сурдомутизм

Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

Акинетический

Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

Апаллический

Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

Симптомы

Для всех видов мутизма характерны симптомы:

  • отсутствие речи при определённых обстоятельствах;
  • наличие ясного сознания и трезвой оценки происходящего;
  • сохранение эмоциональной окраски;
  • сохранение активных двигательных функций;
  • внешняя реакция на негативные моменты и болевые раздражители.

Препараты

Медикаментозная терапия не является основной при мутизме. Назначать транквилизаторы без особой необходимости детям не рекомендуется. Если же препараты всё же применялись , то отменять их следует постепенно, предупреждая развитие зависимости у ребёнка.

Современная медицина разрабатывает применение новых методик (селективные ингибиторы серотонина), лечение которыми минимизирует побочные эффекты.

Психотерапия

Лечение мутизма проводится специалистами: психолог, психиатр, психотерапевт, логопед. Детям лечение мутизма назначается с использованием «мультимодального подхода», семейной, поведенческой и индивидуальной терапии.

Селективный мутизм лечится специалистами с учётом причины заболевания. Поражения центральной нервной системы при акинетическом мутизме лечатся сложно, а прогноз не всегда оптимистичный.

Лечение психологом при избирательном мутизме основывается на поведенческой методике путём налаживания общения со сверстниками и с незнакомыми людьми.

Часто проблема заболевания идёт со школы, поэтому школьному психологу важно использовать помощь учителей и одноклассников ребёнка. Ребёнка обучают элементарному поведению и умению говорить в больших группах людей (класс, компания друзей).

Если избирательный мутизм вызван психологической травмой, лечение состоит в помощи по осознанию истинности происходящего, психолог помогает принять и смириться с ситуацией, а иногда — поменять обстановку.

Логопед может устранить проблемы артикуляции и восстановить нормальную речь ребёнка.

Прогноз

Прогноз при любой разновидности мутизма зависит от множества факторов: длительность заболевания, деформация личности ребёнка, его личностных качеств.

Если мутизм возник при поступлении ребёнка в школу, то недуг обычно имеет преходящий характер и проходит через 6-12 месяцев. Часто в средних классах это состояние проходит. Однако иногда имеются поведенческие отклонения у ребёнка и через много лет(5-10) после заболевания.

Важно начать лечение любого вида мутизма вовремя, ведь упущенное время может сослужить злую службу и привести к осложнениям, когда заболевание приобретает стойкий характер и чревато множеством отклонений во взрослом возрасте (социофобии, неврозы, навязчивые состояния, психические расстройства).

Источник: https://LechenieDetej.ru/psixologiya/mutizm.html

Элективный акинетический мутизм у детей и взрослых: причины, симптомы, методы лечения и коррекции

Истерический мутизм у детей

Речевой мутизм — наиболее тяжелое психомоторное отклонение, отмечающееся в неврологии и психиатрии. Характеризуется полной утратой вокализации и артикуляции, то есть, возникновением полного молчания. При этом понимание речи других людей и фонематический слух не являются нарушенными.

Виды и описание патологии

Болезнь является редкостью в детском возрасте, и ее часто путают с шизофренией, умственной отсталостью и прочими отклонениями. Нередко мутизм у ребенка списывается на его банальную лень и упрямство перед обучением речи.

Причины детского мутизма напрямую связаны с психическими отклонениями у ребенка, непониманием или гиперопекой со стороны родителей, своеобразным протестом, который порождает комплекс неполноценности.

Все типы патологии классифицируются как эндогенно-психотические, психогенные и психопатические. Виды мутизма различаются сообразно течению заболевания и его возникновению.

Элективный мутизм

Такой вид расстройства сохраняет способность больного воспринимать информацию и разговаривать. Характеризуется упорным отказом говорить в определенных ситуациях.

Может быть связан с психологическими факторами, депрессией, аффективными расстройствами; элективный мутизм у детей — с одиночеством или, напротив, гиперопекой со стороны родителей. В некоторых случаях элективный мутизм является следствием перенесенной эмоциональной или физической травмы.

Акинетический мутизм

Характеризуется системным торможением речевой и двигательной активности. Пациент находится в состоянии бодрствования, признаки усталости или сонливости полностью отсутствуют.

Однако просьбы выполняются с сильным промедлением, отсутствует экспрессивная речь и двигательная активность.

В медицинской практике такой синдром получил название «бодрствующая кома». Обычно состояние продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев, а при выходе из него у больного отмечается амнезия впечатлений, существовавших все время проявления нарушения.

Избирательный мутизм

Часто проявляется в детском возрасте и отличается упорным отказом говорить с посторонними людьми, или в их присутствии. Все функции речевого аппарата при этом сохраняются.

Больной способен к анализу сказанного, нормально слышит и понимает чужую речь, однако не справляется с собственным барьером к продолжению разговора.

Селективный мутизм

Является схожим по признакам с избирательным мутизмом, однако может сохраняться и у людей взрослого возраста, особенно если в детстве не были предприняты меры по адекватному лечению. Селективный мутизм напрямую связан с социофобией у детей и взрослых.

Такие люди сохраняют способность к пониманию речи и разговору, однако не могут говорить сами в определенных обстоятельствах.

Истерический мутизм

Характеризуется острым парезом вербальной функции. Имеет определенные сходства с внезапным возникновением транзиторной фазы моторной афазии. Больной сохраняет мотивацию к диалогу, однако его вербальная способность теряет свои свойства.

У пациента отмечается способность к письму, жестикуляции, общению с помощью активной мимики; он может даже издавать нечленораздельные мычащие звуки с интонационной окраской, приоткрывать рот и шевелить губами. Разговор шепотом при этом становится невозможным, несмотря на сохранение артикуляционных функций.

Мигрень относится к неврологическому заболеванию, которое сопровождается сильными и чаще всего постоянными приступообразными головными болями. Самостоятельно с ними справиться бывает очень сложно, поэтому своевременное обращение к врачу поможет в правильном выборе таблеток от мигрени.

Сильные головные боли могут быть спровоцированы токсической энцефалопатией головного мозга. Широкое применение ядовитых отравляющих веществ выводит это заболевание на первый план, особенно для работников, которые заняты в химических отраслях. Подробнее…

Синдромы мутизма

Синдромы мутизма возникают вследствие локального поражения доминантных отделов головного мозга травматическими, опухолевыми и воспалительными процессами. Пациент лежит неподвижно, его зрачки сохраняют двигательную активность, фиксация зрения не нарушена.

При этом больной никак не контактирует с окружающими и не имеет возможности с ними говорить. Ответом на болевые и звуковые раздражители становится временная активация физической активности.

Апаллический синдром

Отличается от акинетического степенью тяжести. В целом, данный случай медики относят к вегетативному состоянию и приравнивают к коме. У больного полностью отсутствуют какие-либо рефлексы и реакции, признаки жизнедеятельности.

Сохраненным оказывается только режим сна и бодрствования. Чаще всего такой процесс является необратимым.

Синдром акинетического мутизма

Характеризуется практически полной ликвидацией у больного психической деятельности и окружающего восприятия. Больной лежит неподвижно в постели, его двигательные и речевые функции грубо нарушены, и практически полностью отсутствуют.

Может отмечаться недержание мочи и кала. Все симптомы проявляются в состоянии бодрствования. Цикличность сна при этом сохраняется. Больной с готовностью принимает пищу из ложки, может проявлять признаки тревоги, беспокойства и неудовлетворенности.

Причины развития мутизма

Провоцирующие факторы мутизма различны и многообразны.

Расстройство может быть вызвано как нервными потрясениями и истерическими неврозами, так и наличием опухоли в некоторых зонах головного мозга.

Также его могут спровоцировать банальная усталость и сильный испуг.

Наиболее распространенными причинами заболевания считаются следующие факторы:

  • Сложные психические расстройства;
  • Доброкачественные и злокачественные новообразования, локализующиеся в лобных долях или верхней зоне ствола головного мозга;
  • Транзиторные дисфункции мозгового кровообращения (инсульты, ишемические атаки, кровоизлияния и гематомы);
  • Воспалительные процессы в головном мозге (энцефалит, абсцессы);
  • Тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • Аффективные нарушения;
  • Период выхода из комы;
  • Истерия;
  • Шизофрения;
  • Психоэмоциональные потрясения (посттравматический синдром, перенесенная авария, смерть любимого человека или его тяжелое заболевание).

Симптоматика

Клиническая картина нарушения может различаться сообразно типу нарушения и степени его тяжести. Особых различий в симптомах развития патологии у взрослых или детей нет.

Немаловажным все же является возраст больного и провоцирующие факторы, которые способствовали развитию мутизма.

Для всех больных отмечаются некоторые общие признаки расстройства:

  • Отсутствие экспрессивной и диалоговой речи;
  • Сохранение способности к пониманию и анализу речи другого человека;
  • Абсолютно трезвое сознание (больной находится в состоянии бодрствования, способен фиксировать взгляд, присутствует эмоциональная окраска поведенческих актов);
  • Сохранение цикла сна и бодрствования;
  • Физиологическая реакция на внешние болевые раздражители (интенсивное потоотделение, учащение сердцебиения);
  • Невозможность говорить в определенных обстоятельствах (в случаях взаимосвязи мутизма с социофобией и психологическими факторами).

Диагностика мутизма

Дифференциальная диагностика мутизма проводится комплексно и в несколько этапов, до установления истинных причин расстройства и его типа в каждом индивидуальном случае.

Может потребоваться дополнительная консультация психиатра и логопеда.

  • Оценка жалоб больного, или его близких (изучение события или болезни, которые предшествовали речевой дисфункции, сроки развития нарушения);
  • Оценка семейного анамнеза на предмет тромбозов, инсультов, ишемических атак, опухолевидных новообразований;
  • Традиционное неврологическое исследование (оценка рефлекторной способности, двигательной активности, измерение дыхательного ритма и артериального давления);
  • Электроэнцефалография;
  • Компьютерная томография сосудов головного мозга;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головы;
  • Консультация психиатра.

Дифференциальная диагностика мутизма и афазии:

Терапия и коррекционные методики

Эффективное лечение мутизма предусматривает использование медикаментозных препаратов и обязательную психологическую помощь. В некоторых случаях подбирается комплексная терапия.

Медикаментозное лечение

  • Антидепрессанты (Прозак, Флуоксетин);
  • Антипсихотические препараты и нейролептики (Рисперидон, Промазин, Френолон);
  • Бензодиазепины (Алпразолам, Гидазепам, Фторфеназин);
  • Ноотропные вещества (Оксирацетам, Пирацетам, Салбутамин).

Хирургическое лечение

  • Оперативная ликвидация опухолей головного мозга;
  • Резекция гематомы;
  • Хирургические вмешательства при кровоизлияниях.

Работа с психологом

  • Корректирующие беседы;
  • Помощь в преодолении психоэмоциональных потрясений и стрессов;
  • Терапия социофобии;
  • Разговоры с больным и коррекция его мимики.

Постинсультный уход

  • Упражнения по восстановлению речевой способности;
  • Дыхательные упражнения;
  • Релаксационная терапия;
  • Поддерживающие препараты для стимуляции кровообращения и сердечной деятельности;
  • Полноценный гигиенический уход;
  • Коррекция питания.

Физиотерапия

  • Акупунктура (иглорефлексотерапия);
  • Гидромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Фототерапия;
  • Лечебная гимнастика.

Речевые нарушения присущи не только детям и людям пожилого возраста. Например, заикание у взрослых на сегодняшний день наиболее распространено среди учащихся и людей средней возрастной группы. С чем это связано, узнаете, прочитав статью.

Нарушение речи врачи также отмечают как один из признаков развивающейся болезни Альцгеймера. Само по себе это заболевание достаточно коварно и на первых этапах сложно поддается диагностированию ввиду схожих со многими другими болезнями симптомов. Все про болезнь Альцгеймера найдете здесь.

Перейдя по ссылке, можно прочитать инструкцию по применению такого препарата как Лидевин http://gidmed.com/lekarstva/lidevin-ot-alkogolizma.html.

Прогноз и последствия нарушения

В зависимости от типа отклонения и провоцирующих его факторов, прогноз может быть как благоприятным, так и сигнализировать о необратимости расстройства. Так, своевременная коррекция элективного мутизма и аффективных расстройств позволяет взрослым и детям вернуться к полноценной жизни.

Исход постинсультной и посттравматической терапии зависит от многочисленных аспектов, и адекватный прогноз может составить только специалист в каждом индивидуальном случае.

Если игнорировать расстройство и не придавать его проявлениям должной тревоги, мутизм может нанести непоправимый вред социальной адаптации больного и его трудовой деятельности.

Профилактические меры

Чтобы предупредить развитие нарушения, достаточно придерживаться общепринятых норм по ведению полноценного здорового образа жизни.

Очень важно окружить болеющего заботой и уходом, необходимо оградить его от потрясений и стрессов.

Больным, перенесшим инсульт, резекцию опухоли или транзиторную ишемическую атаку, в обязательном порядке назначается поддерживающая терапия.

Предупреждение заболевания предполагает выполнение следующих правил:

  • Своевременное лечение воспалительных и инфекционных заболеваний;
  • Ограничение или ликвидация вредных привычек (отказ от приема спиртного, психоактивных веществ, курения);
  • Коррекция режима дня и рациона;
  • Постоянный контроль уровня артериального давления;
  • Обращение к специалистам при недомоганиях и проблемах со здоровьем;
  • Нормализация физической активности;
  • Выполнение упражнений лечебной физкультуры;
  • Прогулки на свежем воздухе.

Важно понять, что при мутизме необходимо своевременно провести адекватную диагностику и немедленно начать лечение. Если нарушение связано с перенесенными заболеваниями, нужна специальная поддерживающая терапия и длительная работа со специалистами.

Если провоцирующим фактором является психическое нарушение, необходимо предпринять меры по специфической адаптационной работе. Ведя здоровый образ жизни и следя за состоянием своего здоровья, любой человек может избежать заболеваний и расстройств, которые они влекут за собой.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/mutizm-polnoe-molchanie.html

Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей

Истерический мутизм у детей

Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.

Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.

Почему появляется  

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка.

В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза.

Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор.

Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие.

Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде.

Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу.

Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Виды  

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями.

На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением ых связок, сведением челюсти.

Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала.

Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице.

После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством.

Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей.

Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/mutizm-%E2%80%93-vyinuzhdennoe-molchanie-prichinyi-i-simptomyi-u-detej

Страница Психолога
Добавить комментарий