Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с аутизмом

Индивидуальная коррекционная программа по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с аутизмом

Краткая аннотация: В методической разработке содержится психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста с аутизмом и составленная на данного ребенка индивидуальная коррекционная программа на учебный год. К программе даются краткие пояснения.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок 4,5 года, РДА.

Детский сад посещает с 4 лет. Воспитывается в неполной семье. Мама с заботой и вниманием относится к ребенку. Регулярно возит на лечение.

Данных об отклонениях в физическом здоровье не имеется. Раннее развитие — по возрасту.

У ребенка отмечается значительная неравномерность в развитии, отставание в формировании основных психических функций. Нарушена произвольная концентрация внимания, его целенаправленность.

Мальчик мало заинтересован в контактах с другими людьми. Редко проявляет инициативу в общении (подходит к взрослому и использует его как инструмент, чтобы достать нужный предмет). На собственное имя ребёнок откликается редко. На поручения, команды взрослого чаще не реагирует.

Очень любит различные музыкальные инструменты.

Большую часть времени, находясь в группе, занят различными аутостимуляциями: бегает, «поёт» и громко кричит, хватает различные предметы и разбрасывает их, любит мерцание света и цвета перед глазами; может периодически проявлять агрессию к детям (толкает).

Не любит носить обувь. У мальчика снижена болевая чувствительность, при этом он может наносить себе травмы (до крови кусает и рассасывает верхнюю губу).

Настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционально лабилен, может неожиданно, без причины начинать сильно плакать или смеяться.

Зрительный контакт не устанавливает. К тактильному воздействию практически равнодушен.

Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5мин). Мышление наглядно-действенное.

Способен собирать коробку форм и доску Сегена, действуя для простых форм методом зрительного соотнесения, для сложных-методом проб и ошибок. Пирамидку собирает без учета величины колец.

Навыки соотнесения и различения не сформированы (инструкцию «Дай такую же» не выполняет).

Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные.

Ребенку практическине доступны простые классификации, обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Цвета соотносит с многочисленными ошибками. Хорошо развито зрительное восприятие и память.

Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.

Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита недостаточно.

Понимание речи частичное,на обиходно-бытовом, ситуативном уровне.

Экспрессивная речь представлена постоянными вокализациями, среди которых могут мелькатьзвукосочетания, похожие на обрывки слов и фраз. Однако для коммуникации он их не использует. Имеется жест прощания (пока!)-машет рукой по просьбе матери.

В целом способность к подражанию практически не развита.

Базовые учебные действия у ребенка не сформированы. Он не может достаточное для занятия время находиться за столом, концентрировать внимание на педагоге и материалах. Игровая деятельность представлена манипуляциями с предметами.

В социальные игры типа пряток не играет. В предметно-практической деятельности — может «играть» на металлофоне, пианино, дудочке, любит облизывать и обнюхивать различные предметы.

Может строить башню из кубиков, многократно раскладывать по порядку различные предметы и собирать их.

Математические представления не сформированы.

Ребенок самостоятельно пользуется туалетом, кушает ложкой, пьет из чашки. Однако в умывании, мытье рук, одевании-раздевании нуждается во взрослом (сам не умеет).

Мальчик нуждается в постоянном уходе и присмотре.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы с ребенком с РАС

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разбита на три периода (деление условно, т.к. невозможно предугадать реальные сроки освоения программы ребенком, она должна подстраиваться и корректироваться по результатам работы):

  1. I период сентябрь-октябрь-ноябрь
  2. IIпериод декабрь-январь-февраль
  3. III период март-апрель-май

Начальный период работы обязательно содержит педагогическое наблюдение за ребенком и опрос родителей,в том числе с целью выявления интересующих его предметов, игр, занятий, лакомств, которые будут использоваться для поощрения изначально с постепенным переходом на подкрепление через жетоны.

Занятия начинаются с установления положительного эмоционального контакта педагога с ребенком (приобретение в глазах ребенка положительной эмоциональной валентности) посредством подключения взрослого к собственным занятиям ребенка, доставляющим ему удовольствие и радость.

По мере работы с ребенком в программу вносятся необходимые коррективы. В процессе приобретения каждого нового навыка обязательным является процесс его генерализации (переноса в новые условия). Деление на различные навыки: понимание речи и говорение, выполнение инструкций, развитие речи и мышления и т.п. условное.

Задачи по развитию всех навыков на занятии решаются одновременно. Предусмотрено постепенное расширение зоны занятий (посещение музыкального и спортивного залов, сенсорной комнаты, кабинета логопеда) и направлений коррекции.

I Этап

Предпосылки учебного поведения-взгляд в глаза-сидение за столом-концентрация внимания на педагоге или материале
Развитие подражания-подражание движениям (с использованием физической подсказки и поощрения: хлопать в ладоши, по столу, сесть, поднять руки …)-подражание движениям с предметами (игра на муз.игрушках)-подражание артикуляционным движениям(провоцирование эхо-праксии,-мимиии,-лалии с помощью физических ритмов-различные игры типа «По кочкам…»)
Выполнение инструкций-Сделай так!(простые движения)-Дай! (предметы)-Покажи!(формирование указательного жеста)
Соотнесение и различение-предметов (находить одинаковые предметы; давать такой же, как в образце)
Импрессивная речь-названия предметов (тех же, что и для соотнесения. Для выполнения инструкций)-названия действий (инструкции)
Экспрессивная речь-подражание вокализациям ребенка(перекличка)-обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла-вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков)-обучение жесту «Дай»
Коррекция поведенческих проблем-выбегание из группы-негативизм-крик и плач

II Этап

Предпосылки учебного поведения-закрепление начальных навыков(отработка правильной позы за столом)
Развитие подражания-обучение вокальной имитации(М, А, У)-активное подражание по инструкции «Делай так!» звукам-подражание артикуляционным движениям-рифмовки с движениями, хороводные игры-подражания движениям тонкой моторики (пальчиковые игры)
Выполнение инструкций-Делай так!(2-3 движения подряд)-Дай! (предмет, фото, картинка)-Покажи! (указательным жестом предмет, фото, картинку, часть тела)-Кати!(мяч, машинку)-Лови, кидай! (мяч)-инструкции, сопровождающие режимные моменты (одноступенчатая вербальная инструкция, состоящая из глагола)
Соотнесение и различение-предметы-предметы и фотографии этих предметов-предметы и картинки с изображением этих предметов
Импрессивная речь-названия предметов, различных по звучанию и назначению(чашка-мяч, кукла-мел…)-названия действий (из инструкций и бытовые: сядь, идем, ложись,пей и т.п.)-буквы А, У, М-порядковый счет до 5-понимание названий частей тела (нос-живот, глаза-ноги…)
Экспрессивная речь-звуки А, У, М (повторение и связь с буквой)-вызывать ассоциации между звуками речи и приятными для ребенка занятиями (М-лакомство,У-мыльные пузыри,И-горка, БА-мяч)-обучение просьбе и прощанию, согласию и не согласию жестом
Развитие мелкой и общей моторики-пальчиковые игры-мозаика-различные виды конструкторов (магнитный, тактильный, лего)-нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок-шнуровки-игры с песком и водой-игры с мячом-занятия с фитболом-музыкальная зарядка-прохождение спортивных дорожек-чиркание по бумаге, обводка по трафарету-умение пользоваться ножницами-работа с тестом, пластилином
Сличение-одинаковых букв, цифр-разных вариантов одного предмета(раскладывание в коробки: носки-майки, шапки-колготки…)

III Этап

Коммуникация-выражать потребности с помощью карточек PECS-отзываться на имя, фамилию, называть себя, родных и знакомых-здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи (словами)
Импрессивная речь-названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)-названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)-названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно)-«чтение»(раскладывание подписей к картинкам, фотографиям)-«чтение» визуальных расписаний-инструкции типа «Положи на стол. Возьми из шкафа»-понимание назначения предметов(«Что нужно, чтобы кататься?»)
Экспрессивная речь-все гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза (связь с предметами)-слоги, слова (связь слогов МА, ПА, БА с фотографиями родственников; договаривание стихов, потешек)-ответы на вопросы: Что это? Что делает? (при ответе получает саму картинку)Что ты делаешь?-оречевление собственных действий-порядковый счет до 5-заучивание коротких рифмовок
Сортировка-по цвету-по форме-по величине-по категориям (одежда-продукты и т.п.)
Самостоятельная деятельность-обучение использованию визуального расписания:
  • с помощью  предметов
  • с помощью фотографий

(непосредственно на занятии и при обучении самообслуживанию: мытье рук, одевание-раздевание)

Сличение-одинаковых букв, цифр, слов-разных вариантов одного предмета
Развитие мышления, элементарные математические представления-понятия один-много-обозначение количества до 5-соотнесение количества и числа-состав числа-складывание разрезных картинок,-пазлы-собирание матрешек и пирамидок-компьютерные игры для детей младшего возраста-настольные игры: лото, домино-продолжение последовательности с повторяющимися элементами-кубики  Никитина
Развитие мелкой и общей моторикиСм. II Этап

Учитель-логопед
Богданова Марина Вячеславовна

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/statya-17173.html

Рабочая программа психологической работы по коррекции развития аутичного поведения для учащегося 1 класса

Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с аутизмом

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Школа №137

городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании РМО педагогов-психологовКалининского р-на г.УфыПротокол №_____От «__»_________2017г.Руководитель РМО _____Н.А.СамигуллинаСогласовано:Зам. директора по УВР______Т.П. Вареник«___»__________2017г.Утверждаю:Директор МБОУШкола №137Приказ №__________________ Ф.Ш.Усманова«___»_________2017г.

Рабочая программа

психологической работы

по коррекции развития аутичного поведения

для учащегося 1 класса

(индивидуальная форма обучения)

Составитель программы

Хужина Альфира Ульфатовна

Педагог-психолог

2017г.

Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;- отгороженность от внешнего мира;- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы.

Нередко таких детей считают агрессивными;- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям.

Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;- приверженность к сохранению неизменности окружающего;- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано.

Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;- разнообразные речевые нарушения при РДА;

– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков;-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; -обучение его простым навыкам контакта; -обучение ребенка более сложным формам поведения;-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий.

Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений.

Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса.

Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В.В.Воронковой, М.: Владос, 2011г.

Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком»

О.Яковлева «Психологическое сопровождение детей- аутистов» Киев,2013г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И.М.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения – 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации.

В основную часть обязательно включаются релаксационные  упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Форма работы: индивидуальная.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • практическая деятельность.

Продолжительность занятия: 20 мин.

Проведение занятий: 1 раз в неделю.

Дифференцированные требования к учащимся в соответствии с уровнями обучения:

  • выполнять произвольные целенаправленные действия;
  • фиксировать взгляд на деятельности, стационарных  и движущихся предметах;
  • выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • соотносить два одинаковых предмета;
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;
  • группировать по форме предметы двух контрастных форм;
  • выбирать  по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;
  • использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;
  • выполнять постройки из детского строительного материала по образцу

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Календарно- тематическое планирование

ТемаИгры и упражненияДатапо плануДатафактически
1Первичная диагностика.24.01.17
2Установление эмоционального контакта, восприятияСтереотипная игра ребенка.Игры с мыльными пузырями, «Солнечный зайчик»

Источник: https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-psikhologhichieskoi-raboty-po.html

Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с аутизмом

Светлана Орлова
Программа «Коррекционно-развивающие занятия для детей с РАС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПО ПРЕДМЕТУ «КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

Цель:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

-развитие познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА)(И. И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

– недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

– отгороженность от внешнего мира;

– слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

– неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;

– недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

– приверженность к сохранению неизменности окружающего;

– неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

– однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

– разнообразные речевые нарушения при РДА;

– у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий.

Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений.

Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса.

Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/korekciono-razvivayuschie-zanjatija-dlja-detei-s-ras.html

Kоррекционные занятия для детей с аутизмом — стереотипные и сенсорные игры

Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с аутизмом

Уход от действительности в себя в острой форме называется аутизмом, при этом человек старается полностью отказаться от общения с окружающими. Данный термин был изобретен Эйгеном Блейлером еще в начале XX века и ранее воспринимался как особая форма шизофрении.

Аутизм объединяет целый спектр психофизических неустойчивых состояний. Заболевание можно заметить по таким симптомам как проблемная речь, трудность взаимодействия с другими людьми, проблемы с интеллектуальным развитием. Выделяют несколько сфер влияния болезни: сфера общения в обществе, а также эмоции и фантазия.

Коррекционная работа

Лучший эффект при работе с детьми достигается за счет использования комплекса мер, который объединит работу в разных сферах воздействия. При этом для любого малыша должна быть разработана индивидуальная программа занятия, учитывающая его особенности развития.

Разработав единый подход, сочетающий в себе требуемые лекарства и работу психолога, можно достичь более сильного результата. Комплексный подход поможет облегчить привыкание малыша к среднеобразовательному или дошкольному заведению.

Постоянно общаясь с детьми, психолог сможет применять методы с учетом всех тонкостей общения с аутичными пациентами. Педагог, в свою очередь, проконтролирует получение необходимого уровня образования и вовлечет ребенка с помощью занятий.

Советы родителям

Родителям нужно осознать, как именно происходит восприятие окружающего у их ребенка, и как он реагирует на общение, чтобы найти общий язык и подобрать способ проявления эмоций

Рассмотрим основные рекомендации родителям, дети которых страдают рассматриваемым заболеванием.

  • следите за тем, что интересно малышу;
  • смиритесь с состоянием ребенка;
  • соблюдайте ежедневный план задач;
  • выработайте и приучите малыша к ежедневным привычкам;
  • посещайте и будьте рядом на всех важных мероприятиях;
  • соорудите комфортное место для обучения и отдыха;
  • контролируйте и отслеживайте признаки некомфортного поведения или усталости воспитанника;
  • медленно и наглядно ежедневно демонстрируйте ребенку важные бытовые и моральные аспекты жизни.

Цели коррекционной работы

Первостепенной задачей психолога является создание комфортной среды для детей в семье, подбор правильного питания и уменьшение некомфортных условий. Индивидуальная программа занятия с аутичными детьми должна включать следующие основополагающие моменты.

  1. Одно из направлений коррекционной работы позволяет направить поведение ребенка и получить понимание цели своих действий. Сначала достигаются яркие эмоции, когда используются несложные для ребенка занятия. Со временем упрощается достижение этих целей и на основе положительных реакций педагог подталкивает воспитанника к самостоятельному достижению задач.
  2. Второе направление развивает навыки коммуникабельности. При любых особенностях речевых проблем необходимо постоянно общаться с детьми-аутистами, открывать новые слова и объяснять, что происходит вокруг. Далее следует постепенно привлекать ребенка к разговорам о планах на день, участвовать в процессе их осуществления и подводить вместе итоги. На следующем этапе вместе с маленьким напарником можно будет составлять план на более длительный период времени, подталкивая в будущем к самостоятельному планированию.
  3. Третье направления помогает освоить воздействие на бытовом уровне в кругу семьи. Ребенку требуется терпеливо объяснять и помогать выполнять бытовые задачи, такие как, например, мытье посуды, чистка зубов, подготовка к прогулке, сборы перед поездкой.
  4. Последнее направление основывается на принятии ребенком окружающего мира. Аутичных детей необходимо постепенно приучать к общению с взрослыми, расширять его кругозор и учить ориентироваться вокруг, при этом окружающий мир должен восприниматься без негативных реакций.

Приемы коррекционного воздействия

Поскольку налаживание эмоционального контакта и достижение остальных целей при общении с детьми аутистами невероятно усложняется, специалистами были разработаны следующие приемы и рекомендации.

  1. При осуществлении какой-либо деятельности аутичный пациент должен ясно понимать для чего он этого делает, и каким образом можно осуществить поставленную задачу. Рекомендуется разместить в местах пребывания больного карточки-подсказки, где будет отражена схема всех действий по порядку.
  2. Аутисту будут интересны занятия по складыванию пазлов и отгадыванию головоломок, так как в этой деятельности они понимают цель и порядок своих действий.
  3. Аутичные дети легко справляются с однотипной работой, поэтому им очень нравится коллекционирование. Педагог может увлечь ежедневными записями о погоде, кормлением рыбок, коллекционированием фотографий, листьев или камней.
  4. Детям с аутизмом сложно управлять своими движениями. Часто им очень сложно ориентироваться в окружающем пространстве, поэтому один из приемов учитывает развешивание нескольких зеркал так, чтобы ребенок мог постоянно наблюдать за своими действиями со стороны.
  5. Необходимо постоянно проводить успокаивающие тренинги и занятия для улучшения реагирования на телесный контакт.
  6. Детям с нарушениями очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности.

Игра как основной элемент коррекционной работы

Коррекционная работа с детьми с нарушениями должна быть длительной и продуманной. В первое время малыш может вовсе отказываться от контакта с педагогом, бояться групповых и индивидуальных занятий. Важным моментом при планировании коррекционной программы является понимание того, что ребенок согласится быть вовлеченным только в те занятия, которые его заинтересуют.

Поэтому, особенно в начале знакомства, необходимо подготовить сразу несколько
сценариев общения, так как аутист может категорично отказаться идти на контакт или играть в определенную игру.

Каждое упражнение следует начинать с цели и порядка осуществления. Самыми тяжелыми для аутичных детей являются занятия в группе, так как для них очень сложно общаться с другими детьми. Перейти к таким играм можно только после привыкания и достижения спокойного поведения в индивидуальной работе, а также после согласия взаимодействия со сверстниками.

Стереотипные игры

Важно понять, что стереотипные игры в коррекционной работе с детьми-аутистами будут являться основной всего взаимодействия в дальнейшем, причем это будет единственный способ в своем роде. У каждого ребенка существует свой набор любимых стереотипных игр. Он может играть в них несколько часов, месяцев или лет, совершая действия понятные только ему.

Основные характеристики стереотипных игр для детей с нарушениями:

  1. Цели и причины каждого действия должны быть понятны ребенку, но не всегда могут быть понятны для окружающих.
  2. В стереотипных играх участвует только пациент.
  3. Порядок действий постоянно повторяется.

Советы по проведению стереотипных игр для аутичных детей:

  1. Наиболее существенным достоинством является расслабляющий эффект, в это время ребенок чувствует себя «в своей тарелке».
  2. Если произошла негативная эмоциональная вспышка, необходимо вовлечь ребенка в любимую стереотипную игру. Чтобы ребенок доверял взрослому во время коррекционных занятий, он должен понимать, что в любой момент может вернуться в свою стереотипную игру и почувствовать себя комфортно.
  3. Очень медленно со временем можно добавлять новые сюжеты в старую стереотипную игру при условии, что малыш уже принял взрослого и допускает его в свою особенную деятельность.

Сенсорные игры

В процессе коррекционной работы следует также вовлекать детей, больных аутизмом, к участию в сенсорных играх. Часто одна из сенсорных игр может так понравиться ребенку, что на какое-то время превратится в любимую стереотипную игру, так как будет приносить ему приятные успокаивающие ощущения. Такие занятия он будет многократно повторять.

Хорошим методом является предложение сенсорной игры сходной со стереотипной. Если же получаемые от процесса эмоции отличаются от привычных стереотипных действий, вскоре вы можете столкнуться с ее неприятием.

Сенсорные игры позволяют детям получать новые эмоции от разных сенсорных источников (например, глаза, кожа или нос):

  1. Зрительные включают методики по изучению восприятия цвета, например, если один цвет перетекает в другой или цвета плавно смешиваются.
  2. Слуховые включают в себя разные звуки из повседневной жизни. Такие игры помогут отличать разные звуки позднее в обычной жизни (журчание воды, шелест травы, звуки музыки или пение птиц).
  3. Тактильные основаны на прикосновениях к различным поверхностям. Ребенок должен почувствовать разницу между разными текстурами поверхностей: различать гладкое и шершавое покрытие, мягкие и твердые или острые и хрупкие предметы, понимать величину предмета, его форму, температуру или влажность. Этот аспект является одним из самых важных для повседневной жизни.
  4. Двигательные помогают легче ориентироваться в своих движениях, менять свой ритм шагов или танцевать.
  5. Действия с вдыханием различных запахов помогут отличать ароматы и в повседневной жизни, аутист должен научиться различать приятные и отталкивающие запахи.
  6. Вкусовые игры помогут отличать вкусы ежедневных блюд или напитков.

Эффективность сенсорных игр:

  1. Ребенок ощущает приятные ему эмоции, тем самым его настроение постепенно улучшается. Общее поведение при этом может также поменяться в лучшую сторону.
  2. Дети начинают привыкать к взрослым. У ребенка появляется человек, которому можно доверять, и который способен ему помочь открыть глаза на новые горизонты. Эмоциональный контакт помогает направить развитие.
  3. Дети получают новые ощущения от своих сенсорных источников, что помогает им принять окружающую обстановку и легче в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
  4. В занятиях детей появляются новые смысловые нагрузки, сюжетные линии, имитирующие отношения в обществе между людьми.

Составив грамотный план коррекционной работы с пациентом, имея комплексную поддержку со стороны педагогов и психолога, можно достичь отличных результатов и обучить аутиста большинству базовых навыков, адаптировать его к общению в социуме и задействовать потенциал интеллектуального развития

Источник: https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/korrekcionnye-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom.html

Страница Психолога
Добавить комментарий