Характеристика речи ребёнка с аутизмом

Речь детей с аутизмом. Развитие речи детей с аутизмом

Характеристика речи ребёнка с аутизмом

Слово «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «я». Дети с РАС часто замкнуты и, кажется, существуют в отдельном мире. Дети с РАС могут испытывать трудности с развитием письменной и устной речи и пониманием того, что им говорят другие. Они также часто испытывают трудности с невербальной речью, например, с помощью жестов рук, зрительного контакта и мимики.

СтатьИ в тему: 1.Основные правила для обучения ребенка с РАС; 2.Основные призаки аутизма

Характеристики речи у детей с аутизмом

Ниже приведены примеры отличий общего недоразвития речи при аутизме.

Повторяющаяся или однотипная речь

Часто дети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, малыш может начать считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал, — состояние, называемое эхолалией.

Немедленная эхолалия возникает, когда ребенок повторяет слова, которые только что сказал. Например, он может ответить на вопрос той же фразой.

С отсроченной эхолалией дети повторяют слова, услышанные ранее. Некоторые говорят в высоком или певческом голосе, используют роботоподобную речь.

Другие дети могут использовать стандартные фразы, чтобы начать разговор. Например, ребенок может сказать: «Меня зовут Ваня», даже когда разговаривает с друзьями или семьей.

Узкие интересы и исключительные способности

Некоторые дети могут вести подробный монолог по теме, которая их интересует, даже если они не могут вести двусторонний разговор по той же теме.

Другие могут иметь музыкальные таланты или уникальную способность рассчитывать и делать математические вычисления.

Примерно 10% детей с аутизмом показывают чрезвычайно высокие способности в определенных областях, таких как запоминание, музыка или математика.

Неравномерное развитие языковых навыков

Многие дети с РАС развивают некоторые навыки речи и языка, но не до нормального уровня способностей, и их прогресс неравномерен. Например, они могут быстро иметь большой словарный запас в определенной области интересов.

У многих детей есть хорошие воспоминания о только что услышанной или замеченной информации. Некоторые могут читать, но не могут понять, что смысла прочитанного. Они часто не реагируют на речь других и не могут реагировать на их собственные имена. В результате, родители иногда ошибочно полагают, что малыш имеет проблемы со слухом.

Плохое невербальное общение

Аутисты часто не могут использовать жесты. Они избегают контакта с глазами, из-за чего кажутся незаинтересованными или невнимательными. Отсутствие невербальных навыков и способности выразить свои чувства угнетает и злит детей. Это выражается вокальными вспышками или другим неприемлемым поведением.

Развитие речи у детей с аутизмом

Развитие речи у детей с аутизмом должно быть сосредоточено на улучшении:

  • имитации (вербальной/невербальной);
  • общего навыка концентрации внимания;
  • навыка использования жестов;
  • поведенческих запросов;
  • скорости общения;
  • восприятия навыков;
  • понимания смысла действий и слов.

и уменьшение:

  • стереотипного поведения;
  • невнимательного поведения.

Выбор методики развития речи зависит от умений и мотивации аутика. Ниже приведены несколько эффективных стратегий борьбы с патологиями речи при аутизме, которые будут способствовать развитию языка у детей.

Игра и социальное взаимодействие — большинство детей изучают основы языка посредством игры и взаимодействия со своими родителями. Играйте со своим малышом, встречайтесь чаще лицом к лицу и проговаривайте каждое действие. Дополнительную информацию можно узнать, перейдя по ссылке https://autizmy-net.ru/igryi-i-razvivayushhiesya-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom/

Внимание – помогите ребенку обратить внимание на вас, когда вы играете вместе. Подберите забавную игру, например, выдувание пузырьков или катание разноцветных мячей. Это  учит удерживать свое внимание на одном действии. Если дети научатся концентрировать внимание, они будут готовы к развитию речевого навыка.

Проговаривание действий – не забывайте коротко поговаривать действия, например, в период игры с мячом проговорите «мяч», «прыгает», «красивый» и т.д. помогает малышу научиться понимать и копировать язык. Но не перегружайте ребенка новыми словами.

Имитация – прежде чем дети научатся копировать слова и говорить, они учатся копировать жесты и движения. Например, хлопать в ладоши, махать рукой «до свидания», стучаться в дверь, стучаться в барабан и т.д.

Детям с РАС требуется дополнительная помощь и время. Помогите им научиться копировать вас, копируя их. Например, ударьте по барабану после удара ребенка, и наблюдайте за дальнейшими действиями. У малыша должно появиться желание повторить действие вновь. Если они произнесут звук или произнесут слово, повторите его.

Алгоритм действий — исследования показывают, что дети-аутики лучше всего реагируют, когда знают, чего ожидать, поэтому наличие рутины или алгоритма может помочь им расслабиться перед дальнейшей учебой.

Дополнительное и альтернативное общение – существует много программ и курсов для того чтобы помочь детям улучшить свои речевые навыки.

Статья в тему: Метод Томатиса при аутизме

Социальное мышление — для аутистов старшего возраста, которые обладают речевыми навыками, общение с другими людьми может быть сложным из-за социальных правил. Этим детям трудно понять, что такое правила, например, как начать разговор, когда остановиться или как вести разговор.

Им также может быть трудно принять во внимание чувства других или понять точку зрения другого человека. Полезно объяснять «правила разговора» явным образом, читать книги и просить вашего ребенка идентифицировать и интерпретировать чувства персонажей.

Курсы социализации – отличный способ получить и применить на практике эти навыки.

Создание команды – с речевыми проблемами помогут профессиональные терапевты, поведенческие консультанты, логопеды, дефектологи, психиатры и другие специалисты.

Будьте частью команды — практикуйте речевые стратегии дома и включайте их в свою повседневную рутину, все имеет значение! Родители – важная часть команды и могут помочь ребенку преодолеть проблемы с нарушением речи при аутизме и полностью реализовать свой потенциал.

Что такое скриптованная речь?

Скриптованная речь – это шаблонная речь, которая часто наблюдается у детей с РАС.

Различают две разновидности поведения, которые обладают одним названием – скриптование (эхолалическое скриптование и социальное скриптование).

Эхолалическое скриптование – иными словами «копирование». Дети с такой особенностью поведения могут копировать целые предложения, куски из книг или песен (не понимая смысла). Эхолалическое скриптование часто используется детьми как метод самовыражения и иногда коммуникации.

Социальное скриптование (чаще всего относится к подросткам и взрослым) – так называемая «собственная спонтанная речь».

На протяжении определенного отрезка времени собираются отдельные фразы, которые потом компонуются в один текст, который применяется вне зависимости от сложившейся ситуации.

Людям с РАС социальные скрипты помогают находить общий контакт с окружающими. Примеры социальных скриптов: здравствуйте, как прошел ваш день, приятного отдыха, хорошо выглядите, как ваши дела и т.д.

Нарушение речи у детей с аутизмом: отзывы родителей

Отзывы взяты с сайтов:https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/589037859/

Развитие речи

Положительные Отрицательные
Мы уже полгода активно занимаемся развитием речи у нашей дочери, недавно появились отдельные спонтанные слова на разных языках, начала повторять за мультяшными персонажами. До словосочетаний еще не дошли, так как никак не добьемся осмысленного повторения слов. Сложный это процесс, тем более, если параллельно идет борьба с иными поведенческими аутистическими расстройствами. Но мы не сдаемся. (Нина)Мы уже год меняем разные терапии, и слух проверяли и уздечку под языком подрезали, все бесполезно. Как был сын где-то там, витающий в космосе, на своей волне, так и остался. Единственное, вокализации периодически меняются, то рычит, то пищит, то мычит… Мне кажется ну если не дано, значит не дано, и с этим просто нужно смирится. (Юля)
Мы по Томатису занимаемся, пока только находимся на первом курсе, но положительная динамика уже наблюдается, мы можем повторить полностью предложение, да, звуки некоторые глотаются, но это немного с иной уже оперы. Главное продолжать заниматься, ведь запуск речи при аутизме работа не из простых. (Люда)Я только в 5 лет заметила, что сын разговаривает определенными фразами, да у него их много, но цикл заметить можно. Доктора на мое замечание просто не реагируют, вот я в замешательстве, нужно ли мне бороться с данной особенностью речи, или пусть уже будет как будет, не выводя ребенка из зоны комфорта? Где найти СПЕЦИАЛИСТА? (Вика)
Мы старались развивать речь, сутками разговаривали с малышкой, все проговаривали и выполняли все иные рекомендации врачей, все было безрезультатно, поставили нам диагноз аутизм и сказали продолжать терапии. Все продолжалось, пока моя мама не настояла о прохождении ЛОРа, как оказалось, дочь нас просто не слышала. После операции и установки слухового аппарата, появилась реакция на окружающий мир, появилось подражание звуков и даже слова (это всего 3 месяца прошло). Так что родители, проверяйте все, возможно проблема в слухе. (Света)Все эти методики просто ноль, если не применять дополнительно медикаменты для стимуляции развития мозга и т.д. Комплекс только работает, а монотерапии полностью бесполезны. (Виталина)
У нас после прохождения курса АВА-терапии, появился умный и осознанный взгляд, внимание концентрируем на пять минут, научились сопровождать определенные действия своими звуками и жестами. Да, слов пока нет, но невербальное общение – тоже общение, и в нашем случае колоссальный прогресс. (Рита) У нас нарушение обращенной речи с аутизмом у ребенка, уже занимаемся уже год по разным техникам и с разными специалистами, и все усилия впустую. Не знаю, наступит ли когда-нибудь тот день, когда мы избавимся от этих проблем. (Аня)

Вывод

Медики и ученые во всем мире разрабатывают и совершенствуют методики развития речи у детей с аутизмом. Сегодня их существует немало.

Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Важно в команде со своим лечащим врачом подобрать максимально эффективную стратегию для работы над пониманием речи при аутизме и приобретения речевого навыка, и при первой неудаче не отчаиваться. Речевые навыки можно развить, пусть не в полной мере, но для контакта с внешним миром этого будет вполне достаточно.

Источник: https://autizmy-net.ru/razvitie-rechi-u-detey-s-autizmom/

Примерная характеристика на ребёнка с РАС

Характеристика речи ребёнка с аутизмом

Характеристика

Ф.И.О. ребенка: Иванов Иван Иванович

Дата рождения: 13.03.2011 г.

Национальность: русский

Посещает: КГБОУ ШИ 1, дошкольное отделение с сентября 2015 года.

Группа: логопедическая.

Логопедическое заключение при поступлении: Недостаточная сформированность средств языка у ребёнка с расстройством аутистического спектра.

Логопедическое представление

Анатомическое строение артикуляционного аппарата и состояние орального праксиса

Состояние строения органов артикуляционного аппарата не выявлено, отрицательная реакция ребёнка на осмотр; движения органов артикуляции неточные, не в полном объёме.

Состояние звукопроизношения

Нарушено полиморфно.

Динамическая сторона речи

Голос без особенностей; физиологический и фонационный выдох недостаточной силы; интонация сохранна; темп умеренный; речь разборчива.

Состояние фонематического слуха, звукового анализа и синтеза

Состояние фонематического слуха определить трудно из-за особенности поведения; звуковым анализом и синтезом слов не владеет.

Состояние импрессивной речи

Затрудняется стойко фиксировать взгляд на лице говорящего, картинке. Наблюдается избирательность внимания. Понимание речи нарушено. Знает своё имя, отзывается на него. Простые бытовые инструкции понимает. Для их выполнения необходимо многократное повторение. Объём пассивного словаря ниже возрастной нормы. Сопротивляется в принятии помощи. Подражательная деятельность развита достаточно.

Состояние экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй речи, связная речь)

Речевая активность достаточная.Объём активного словаря соответствует объёму пассивного словаря. В свободном речевом высказывании использует простую распространённую, грамматически правильно оформленную фразу. Но эти высказывания имеют стереотипный характер, т.е. наблюдаются однообразные повторения (эхолалия), «штампованные» фразы. На вопрос ребёнок часто отвечает неадекватно.

Отношение к логопедическим занятиям

Ваня посещает только индивидуальные занятия. На занятиях наблюдается неустойчивость, избирательность внимания; повышенная утомляемость, работоспособность резко снижена (усидчивость 2-5 минут).

На занятии мальчик часто вскакивает с места, проявляет чувство тревоги, паники. Помощь использует избирательно. Наблюдаются стереотипные действия: машущие движения шнурками, верёвками.

Особый интерес мальчик проявляет к конструктивной деятельности.

Дата: __________ Логопед: ___________

Педагогическое представление

Внешний вид

Ваня аккуратен, опрятен; мать следит за состоянием внешнего вида ребёнка.

Отношение родителей

Ребенок из неполной семьи. Мать принимает активное участие в воспитании и развитии ребёнка; проявляет достаточный интерес к жизни ребёнка в детском саду; прислушивается к рекомендациям педагогов.

Поведение в группе

Мальчик имеет двигательную расторможенность, часто возникает чувство тревоги, паники. Не может находить занятие по интересу. Наблюдаются истеричные состояния. Передвигается по групповой комнате хаотично на носочках.

Предпочтения в игре, отношение к игрушкам

Ваня с игрушками почти не играет. В основном, манипулирует с мелкими предметами, сопровождая собственные действия неадекватными высказываниями. Проявляется стереотипность манипуляций (любит перебирать веревочками, манипулировать 1-2 игрушками). Время для игр проводит обособленно.

Общение с детьми и взрослыми

С детьми не играет, ведет себя обособленно. В общение с детьми вступает редко. Со взрослыми взаимодействует неохотно, старается избегать тактильного контакта. Ваня часто не реагирует на замечания, педагогу приходится проявлять настойчивость.

Социально-бытовые навыки

Культурно-гигиенические навыки развиты недостаточно. Мальчик не проявляет интерес к своему внешнему виду, бывает неаккуратным за столом, на занятиях. Социальные навыки ребёнка по возрасту. Нарушен дневной сон.

Ориентировка в пространстве и собственном теле

Достаточно ориентируется в схеме собственного тела. Ориентировка в пространстве затруднена.

Отношение к занятиям

К занятиям проявляет равнодушное отношение, не усидчив (в течение занятия часто встаёт и передвигается по групповой комнате); внимание неустойчивое.

Темповые характеристики деятельности

Выполняет задания в замедленном темпе. Помощь использует избирательно.

Физическое развитие (общая и мелкая моторика)

Физическое развитие ребенка по возрасту. Координация движений сформирована недостаточно. Испытывает трудности в выполнении отдельных движений (прыжки, равновесие). Ведущая рука – правая. Испытывает значительные трудности при выполнении графических упражнений. Мелкая моторика рук развита недостаточно.

Разделы программы, которые вызывают наибольшее затруднение, или, наоборот, очень легко даются ребенку

Эмоционально-волевая сфера ребёнка незрелая, Ваня не выполняет основные учебные задания. Мальчик испытывает трудности при усвоении всех разделов программного материала.

Особый интерес и отдельные успехи ребенок проявляет при рассматривании книг о животных. Владеет механическим счётом в пределах 10. Знает цифры, может выложить их по порядку от 1 до 10.

Все полученные знания применяет неосознанно.

Дата: ____________ Воспитатели: ____________

____________

Источник: https://multiurok.ru/files/primernaia-kharakteristika-na-rebionka-s-ras.html

Особенности речевого развития у детей при детском аутизме

Характеристика речи ребёнка с аутизмом

Бакутина, Е. В. Особенности речевого развития у детей при детском аутизме / Е. В. Бакутина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 253-257. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68189/ (дата обращения: 10.04.2020).



В своей статье я поделюсь знаниями и опытом, которыми мне «повезло овладеть», благодаря особенному воспитаннику в моей группе детского сада. Это, конечно, далеко не все, поскольку я являюсь молодым специалистом.

Ключевые слова: дети, речевое развитие, детский аутизм.

Что такое аутизм?

Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Внешние проявления раннего детского аутизма.

  1. Аутизм. Ребенок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблема — выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребенок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
  2. Стереотипичность в поведении. Ребенку свойственна поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, бег по кругу. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясет, постукивает, вертит, крутит. Также ребенок старается избежать каких — либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.
  3. Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребенка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задает вопросов и может не реагировать на вопросы, обращенные к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлеченно декларировать стихи. Детям с синдромом раннего детского аутизма свойственны эхолалии — неправильное использование личных местоимений: ребенок называет себя на «ты», «она», «он», или по имени, например: «Сережа хочет пить. Дай Сереже воды».

Таблица 1

Развитие общения иигры внорме ипри раннем детском аутизме.

Возраст вмесяцахРазвитие внормеРазвитие при аутизме
2Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении
6Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки.Повторяет действия, имитируя взрослого.Менее активен, требователен, чем ребенок с нормальным развитием.Некоторые дети очень возбудимы.Слабый зрительный контакт.Нет ответных социальных проявлений.
8Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа «Дай и возьми» с обменом предметами со взрослыми.Игры в прятки («ку-ку») и др. сходные по сценарию.Показывает объекты взрослым.Машет рукой на прощание.Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты.Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие.Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим.
12Ребенок чаще инициирует игры.Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии.Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать.Не волнуется при разлуке с матерью.
18Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки.Игра с самим собой или параллельная являются более типичными.
24Появляются эпизоды, похожие на игру.При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа «Догони и дотронься» в большей степени, чем общая игра с игрушками).Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает.Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит.Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве.
36Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками.Часто ссорится со сверстниками.Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства.Любит смешить других.Хочет сделать что-то хорошее родителям.Не допускает к себе других детей.Чрезмерно возбудим.Не понимает значения наказания.
48Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре.Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически.Исключает нежелательных детей из игры.Не способен понять правила игры.

Особенности речевого развития детей саутизмом.

При раннем детском аутизме часто отмечают отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращенную к нему речь. В возрасте 2–2, 5 лет отмечается отставание речи от возрастной нормы.

Этому, как правило, предшествует какое — либо соматическое заболевание, психологические травмы или другие отрицательные воздействия. Ухудшение речи влечет за собой нарастание трудностей в моторике. Несмотря на утрачивание внешней речи, внутренняя речь ребенка сохранна и способна развиваться.

Только после длительного и внимательного наблюдения можно увидеть эту особенность речи ребенка с РДА. На первый взгляд может показаться, что ребенок совсем не понимает обращенную к нему речь, так как он далеко не всегда и не сразу выполняет речевые инструкции. Однако, многое зависит от ситуации.

Так, при непроизвольном аффективном внимании ребенка речь понимается им лучше, чем при прямом контакте. Кроме того, такие дети часто не имеют возможности выполнить просьбу вследствие моторного недоразвития, недостаточной целенаправленности и невозможности сосредоточения внимания.

Может быть и другой вариант. В этом случае отмечается задержка в становлении речи. Гуление проявляется в 3–5 мес., лепет в 5–11 мес., а иногда даже отмечается его отсутствие. Первые слова начинают появляться от 1 года 2 мес. до 3 — х лет. Эти слова не имеют даже малейшего характера обращения, а представляют собой лишь стереотипный набор слов — штампов.

Типичными для этого варианта речевого развития являются стойкие нарушения звукопроизношения, перестановка звуков в словах, замедленный темп речи, только в редких случаях отмечается ускоренный темп.

В связи с понижением психического тонуса у ребенка с ранним детским аутизмом не возникает побуждений к речевой деятельности, поэтому его словарный запас накапливается медленно, за счет механического запоминания и закрепляется благодаря склонности ребенка к стереотипиям.

У такого ребенка сильно затруднено развитие фразовой речи, спонтанные фразы аграмматичны, то есть в речи не употребляются предлоги, слова не изменяются по родам и числам, глаголы в речи встречаются преимущественно в неопределенной форме, прилагательные практически отсутствуют.

К. Гилберг и Т. Питерс считают, что при аутизме имеет место нарушение речи и языка. При аутизме в основании дефекта в большей степени лежит нарушение понимания коммуникации.

Основная проблема — ограниченная способность человека понимать значение коммуникации, а именно: обмена информацией между двумя людьми. Речевые расстройства затрудняют контакт с окружающими, поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте.

Таким образом, психические и речевые нарушения у детей с синдромом раннего детского аутизма многогранны и имеют свои специфические особенности.

Особенности коррекционно— развивающей работы сдетьми

с ранним детским аутизмом учителя— логопеда вусловиях ДОУ.

Первое, что наиболее важно при работе с такими детьми, это установить эмоциональный контакт. Это очень сложный и долгий процесс. Здесь подойдут такие игры:

– «Волшебный сундучок»;

– «Веселые матрешки»;

– «Бусинки, камушки»;

– «Волшебный мячик»;

– «Одинаковые — разные»;

– «Занимательная коробка». Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком, развивать мелкую моторику.

После установления эмоционального контакта, я стала использовать различные игры и упражнения на развитие мелкой, а чуть позже и общей моторики. Здесь мне помогли следующие виды деятельности:

– рисование кончиками пальцев на песке, по манке;

– лепка пластилином, тестом;

– нанизывание бус, макарон;

– шнуровки;

– выкладывание различных картин при помощи кабошон, пуговиц;

– пластилиновые заплатки;

– пальчиковые игры с проговариванием.

На развитие общей моторики я использовала небольшие стихотворения с движениями, например:

«Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг (показать друг на друга).

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)».

На артикуляционную гимнастику я использовала в начале сухой бассейн, куда прятала простые упражнения. Ребенок доставал изображение и повторял то, что нарисовано на картинке. А уже через время я стала использовать картотеку «Сказки о Веселом язычке».

Дыхательные упражнения использовались в основном: «Подуй на листок», «Подуй на ладошки», «Подуй на кораблик» и др.

Немаловажную роль также играли игры на звукоподражание:

– «Повторюша»: способствует расширению словарного запаса ребенка, а также дает ему возможность послушать и повторить разнообразные звуки.

Словарный запас у таких детей количественно и качественно неполноценен, представлен обиходно-бытовой лексикой. В речи наблюдаются стойкие аграмматизмы. Для развития используются следующие направления:

  1. обогащение предметного и глагольного словаря;
  2. формирование грамматического строя речи:
  3. формирование структуры предложения; (при построении предложения большое значение имеет опора на схемы, карточки — подбор предложений к схеме, запись предложений под схемой, самостоятельное придумывание предложений по схеме);
  4. упражнения на развитие навыков словоизменения и словообразования; (использование игровых приёмов, картинок и вопросов на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам, родам и т. д.).

У детей с аутизмом недостаточно сформирована устная связная речь, т. е. такие дети испытывают трудности с составлением рассказов по сюжетным и сериям сюжетных картинок, с пересказом прочитанного текста.

Литература:

  1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О. С. Аршатская // Дефектология: научно-методический журнал; Ред. Н. Н. Малофеев, А. Б. Меньков. — 2005. — № 2 2005. — с. 46–57.
  2. Буянов М. И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов. 2001. — 88с.
  3. Владимирова Н. Не от мира сего? // Семья и школа. — 2003. — № 9. — С.10–11..
  4. Додзина О. Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. — 2004. — № 6. — С.44–52.
  5. Иванова Н. Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. — 2002. — № 2.
  6. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь,2007.- 288с.
  7. Манелис Н. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: Дисс.. канд. псих, наук,- М. 2000. — 124 с.
  8. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути Помощи. — М.: Теревинф, 2005.-288с.
  9. Носкова Н. В. Психология возрастного развития человека: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2004.228 с.
  10. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Циркин С. Ю. — 2002. — 446c.
  11. Феррари П. Детский аутизм; пер. с фр. О. Власовой. — М.: РОО “Образование и здоровье”, 2006.-127с.
  12. Хаустов А. В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. — 2004.- 74c.
  13. Шипицина Л. М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. — СПб.: “Дидактика Плюс”, — 2001. — 368с.
  14. https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=11083

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, ранний детский аутизм, эмоциональный контакт, игра, речевое развитие, аутизм, игра типа, зрительный контакт, взрослый, общая моторика.

Источник: https://moluch.ru/archive/302/68189/

Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Характеристика речи ребёнка с аутизмом

Статья посвящена анализу речевой функции детей с расстройством аутистического спектра. Обозначены типичные речевые ошибки детей данной категории. Согласно О.С. Никольской, описаны 3 группы аутичных детей по степени тяжести и характеру вторичных речевых патологий.

Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом

Аутизм представляет собой сложную аномалию развития, отличительной особенностью которой являются глубокие нарушения общения и коммуникативные барьеры.

Навыки общения аутистов находятся на низком уровне и следствием этого становятся серьёзные трудности процесса социализации и когнитивного развития детей. Помимо этого, несформированность речевой функции влечёт за собой риск социальных, эмоциональных и поведенческих проблем, что, конечно, влияет на качество жизни в целом.

Поскольку аутизм обычно не диагностируется раньше трёх-четырёх лет, о речевом развитии аутистов в раннем возрасте известно крайне мало. Ретроспективные исследования, включающие родительские отчёты и видеозаписи, собранные в период младенчества детей, вместе с диагностическими картами, указывают на отсроченное овладение языком при аутизме [1].

Для более полного понимания проблемы, опираясь на труды американского специалиста Линды Уотсон (Linda Watson), бельгийского ученого Тео Питерса (Theo Peeters) и др. [2], проследим за ходом раннего речевого развития при аутизме.

Речь детей с расстройством аутистического спектра характеризуется некоторыми типичными отклонениями. Феномен, описанный 25% родителей детей с расстройством аутистического спектра, – это распад языковых навыков после начального усвоения некоторых слов.

Директор Центра изучения аутизма и развития мозга при Медицинском колледже Вейл Корнелл (Weill Cornell Medical College) в Нью-Йорке Кэтрин Лорд (Catherine Lord) со своими коллегами Кори Шулмен (Cory Shulman) и Памелой Ди Лаворе (Pamela C. DiLavore) обнаружили, что этот языковой регресс является уникальной приметой аутизма и не встречается ни у одной категории детей с задержками в развитии [3].

Катаржина Чаварска (Katarzyna Chawarska), доктор медицинских наук, профессор Детского исследовательского центра Йельского университета (Yale Child Study Centre), выдвигает гипотезу, согласно которой ранее усвоенная способность к воспроизводству слов утрачивается детьми с расстройством аутистического спектра лишь потому, что они не в состоянии установить связь между освоенными словами и их потенциалом в сфере межличностной коммуникации [4].

Другое типичное явление – возникновение эхолалии, которая может быть немедленной или отсроченной. Иногда эхолалия играет роль самостимулирующего поведения.

Основоположник одного из направлений психологической науки – психологии аномального развития – Виктор Васильевич Лебединский считал, что сам факт возникновения эхолалии указывает на определённую степень сохранности речедвигательной системы [5]. Кроме того, на ранней стадии языкового развития она может быть единственным средством, с помощью которого ребёнок фактически может продуцировать речь.

Доктор философии, профессор кафедры психологии Бостонского Университета Хелен Тэджер-Фласберг (Helen Tager-Flusberg) утверждает, что в процессе развития детей с аутизмом эхолалия дистанцируется. Ещё одной яркой речевой характеристикой аутичных детей являются трудности освоения дейксиса (указание на участников речевого акта), которые чаще всего проявляются в виде путаницы местоимений.

Обобщая научно-методические знания о процессе речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом, О.С. Никольской были выделены 3 группы детей по степени тяжести и характеру вторичных речевых патологий:

1 группа – дети с особо сложными нарушениями, для которых коммуникативная речь недоступна. Они манипулируют изолированными звуками. Эти манипуляции носят лишь аффективный характер и не служат целям контакта.

Детям этой группы присущи аутоэхолалии (речевое расстройство, вследствие которого человек повторяет отдельные слова или фразы), почти отсутствуют эхолалии, которые в норме на начальной ступени развития служат расширению словарного запаса и формированию коммуникативной компетенции;

2 группа – дети с менее отягощённым речевым развитием. Их первые слова появляются относительно близко нормы (годовалый возраст). Простейшая фраза возникает около 3-4 лет, но дальнейшего развития нет. Присущи речевые штампы и аутоэхолалии. Характерные для этой группы детей эхолалии способствуют продуктивной коррекционной работе;

3 группа – дети, у которых при кажущейся хорошо развитой речи и богатом лексическом запасе, стабильно возникают трудности свободного оперирования словом. Они задействуют стереотипный набор фраз, ввиду чего их речь кажется «механистичной» и «негибкой». Импрессивная речь сохранна, т.е. процесс декодирования воспринятой речевой информации осуществляется в норме [6].

Ввиду отсутствия понимания причин и патогенетических механизмов возникновения аутизма, потенциально вероятны сложности в разграничении первичных и вторичных характеристик данного расстройства. Во избежание смешения коммуникационных и языковых дефицитов аутичных детей по вышеуказанным параметрам, проведём их сравнительный обзор.

Первичные характеристикиВторичные характеристики
  1. Нарушения социального взаимодействия.
  2. Нарушения социальной коммуникации.
  3. Нарушения воображения.+ (как следствие этих нарушений) жесткая модель поведения; повторяющиеся, стереотипные движения и действия.
1. Нарушения языкового развития.2. Аномалии при использовании зрения и отсутствие контакта «глаза в глаза».3. Проблемы имитации и нарушения моторики.4. Необычная реакция на сенсорные стимулы5. Аномалии в развитии физических функций.6. Особые умения в определенных областях.

Исследования в области расстройств аутистического спектра сделали огромные успехи относительно знания истории проблемы, понимания и объяснения сущности, ранней идентификации и диагноза.

Наиболее важным и актуальным по сей день остаётся вопрос сопровождения аутичного ребёнка, его успешного обучения и социализации.

Рассмотрим виды, средства, методы поддержки и помощи детям с РДА, реализуемые на современном этапе развития педагогического знания.

Список литературы:

  1. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.
  2. Шоплер Е., Месибов Г. Диагностика и исследование аутизма. Лондон: Пленум Пресс, 1988. 374с.
  3. Lord. C., Shulman C., DiLavore, P. Regression and word loss in autism spectrum disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. № 45(5). Р. 936–955.
  4. Chawarska K., Paul R., Klin A. Parental recognition of developmental problems in toddlers with autism spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. № 37. Р. 62-72.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
  6. Дети и подростки с аутизмом: психол. сопровождение / О. С. Никольская и др. М.: Теревинф, 2005. С. 114.

Шитикова Е.Ю.,
учитель-логопед

(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/statya-15689.html

Особенности развития речи у детей с аутистическими расстройствами. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Характеристика речи ребёнка с аутизмом

Хубиева Фатима
Особенности развития речи у детей с аутистическими расстройствами

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Хубиева Фатима Борисовна

Россия, Ростов-на -Дону, Южный Федеральный Университет

В статье определена специфика коррекционной работы с детьми- аутистами при работе над развитием их речи. Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей.

Рассмотрены особенности невербальной коммуникации детей с ранним детским аутизмом, специфические для аутизма особенности речи.

Представлен план поэтапной работы над речевым развитием детей с РДА.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, невербальная коммуникация, нарушение коммуникативной функции речи, этапы работы над развитием речи.

Аутизм- психическое расстройство, отличающееся недостатком личностных, социальных, референтивных и других спектров развития и навыков общения.

Для аутистов свойственны склонность к самоизоляции, обособленность от реального мира и утрата связей с ним, замкнутость в мире личных переживаний, отсутствие навыков социального поведения, полное или частичное отсутствие речевых навыков, стереотипные или постоянно повторяющиеся действия или интересы в отношении в основном неодушевленных объектов.

[5, с. 15]В связи с возрастанием числа детей аутистов в последнее время возросла актуальность усиленного внимания к изучению особенностей речевого развития детей с РДА.

Этим вызвана необходимость исследования вербальной функции детей не только до, но и во время их воспитания и обучения, разработка микропрограмм логопедической работы для каждого отдельного случая. В своей работе в этом направлении можно опираться на научно – практические труды Нуриевой Л. Г. «Развитие речи аутичных детей», Морозовой С. С.

«Аутизм. Коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах», Ловаас О. И. «Модификация поведения аутичных детей», Башиной В. М. и Симашковой Н. В. «К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом», а также научно – практические труды Никольской О. С., Баенской Е. Р., Либлинг М. М. и др.

Одним из основных, при аутизме- является нарушение речи. Спектр речевых расстройств у детей с РДА очень широк и разнообразится от развития, опережающего норму до полного молчания (мутизма).

В связи с этим, рассмотрим подробнее особенности невербальной коммуникации детей с РДА, специфические для аутизма особенности речи, а также основные этапы работы над речью у детей-аутистов.

Отсутствие контакта с окружающими у детей с РДА наблюдается с младенчества. Уже на первом году жизни, у большинства из них отмечается слабая выраженность ых реакций. Для них характерны отсутствие певучего гуления, они не используют жест и лепет для общения.

Эти дети не предпринимают попыток имитировать вслед за взрослыми звуки или слоги, отсутствует интонационное разнообразие ых рефлексов, интонационно-мелодическое подражание произнесения простой фразы.

Годовалые дети с РДА не имеют такого словарного минимума как «мама», «дай», они не обращают внимания на ые инструкции и не смотрят на лицо говорящего, что свойственно для обычных детей этого возраста. [6] Наиболее отчетливо речевые расстройства становятся видны после 3 лет.

В случаях, когда ребенок преодолел мутичность и начинает говорить,его речь во многом остается аномальной: наблюдается повторение одних и тех же фраз, выраженная стереотипность и тенденция к эхолалиям, личные местоимения повторяются, как слышатся (о себе в третьем лице, долго думают над «да» и «нет», часты перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций.

У детей с РДА очень ограничены возможности восприятия речи. В годовалом возрасте для этих детей речь окружающих не более, чем любой другой шум. [4 с. 68] Они не реагируют на свое имя и долго не способны выполнять простые функции.

В то же время, у некоторых аутичных детей наблюдается опережающее, относительно нормального, развитие речи. Они легко выслушивают и запоминают достаточно объемные отрывки текста практически дословно.

При рассказе используют выражения, присущие речи взрослых, из-за чего их речь звучит не по-детски. Однако, вести продуктивный диалог они не могут, они не воспринимают переносный смысл фраз, метафоры, подтекст и из-за этого понимание речи у них затруднено.

Для ребенка с аутизмом есть только его опыт, он не может ставить себя на место другого. Он не понимает шуток, не понимает обман. Эти признаки особенно характерны для детей с синдромом Аспергера.

Так же аутичных детей отличают особенности интонации, отсутствие в их речи динамических оттенков, нарушение тона и темпа речи. Отсюда, речь становится «деревянной», «статичность», «скучной», «механической».[1. с 95]

У детей- аутистов, прежде всего, нарушена коммуникативная функция речи. Общим для всех вариантов развития речи у аутичных детей являются: нарушение звукопроизношения, темпа, динамики, плавности речи, нарушение коммуникативности речи, стереотипность, словотворчество, склонность к неологизмам, эхолалиям. [2, с.

70] Разговор о себе во втором или в третьем лице. Скандированность, толчкообразность речи, обусловленная нарушением темпа и ритмической организации речи, что говорит о нарушениях моторного звена реализации речи.

Из всего вышесказанного, глубина нарушения и степень адаптации ребенка к окружающим его условиям определяет успешность работы над развития речи у детей с РДА и являются достаточно вариативными. Работа по развитию речи аутичных детей ведётся поэтапно и последовательно.

Занятия по формированию речи ребенка, порой заключающаяся в работе над однообразными звуками и должны максимально опираться на включение в процесс обучения зрительной опоры, так как для аутичных детей характерен «буквальный» тип мышления. [3, с 60] На всех этапах работы с ним необходимо отдавать предпочтение картинкам, предметам, помещающимся в руке.

Для успешной работы с неговорящими детьми необходимо использование визуальных опор и выстраивание визуального ряда. При этом наглядные пособия должны быть красочными и разнообразными.

Изначально необходимо провести детальную диагностику уровня речевой сформированности: определить актуальную зону развития ребёнка и обозначить зону ближайшего развития. Морозова С. С. в своей статье «Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии» подробно освещает этапы работы по развитию речи в рамках поведенческой (бихевиоральной) терапии.

Первый этап работы. Установление контакта.

На этом этапе необходимо адаптировать ребенка к окружающим условиям, диагностировать сформированность речи в данный момент, и главное, установить эмоциональный контакт между инструктором и ребенком.

Второй этап. Выработка учебного стереотипа

Вырабатываем навык сидения за столом. Ребенку это может не нравиться, вызывать отторжение и негативизм по отношению к учебной ситуации. Ребёнок достаточно долго преодолевает чувствовать страха по отношению к педагогу.

Третий этап. Зрительный контакт. Начальные коммуникативные навыки.

Цель – отработать умение смотреть «глаза в глаза», навык слежения взглядом за движением собственной руки, за игрушками, предлагаемыми педагогом, удерживаемыми рукой ребенка, реакцию оживления и слежения. Отрабатываем указательный жест, жесты «да»(кивок головой) и «нет»(отрицательный жест головой)

Четвёртый этап. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций.

Для начала обучения необходимо, чтобы у ребенка с РДА был частично сформирован «учебный стереотип», чтобы он выполнял инструкции типа «Дай» и «Покажи». Это нужно для того, чтобы можно было обучить ребенка пониманию названий предметов.

Пятый этап. Обучение экспрессивной речи.

задача— установить контроль над подражанием.

1. Имитация речевых (произносительных движений): подражание основным движениям; имитация манипуляций с игрушками; имитация мелких и точных движений; имитация вербальных (произносительных движений).

2. Работа над навыком длительного выдоха.

3. Работа над формированием фонематического слуха.

4. Постановка звуков речи.

5.Работа над расширением словарного запаса: соотнесение предмета с картинкой; накопление номинативного словаря; накопление предикативного словаря; накопление атрибутивного словаря; работа с картинками

Таким образом, то, что в норме является основой организации вербального взаимодействия, для детей с аутизмом становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции – здесь нет активного словотворчества, свободного владения речевыми формами.

Преобладают речевые стереотипии (однообразные действия, позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатлении.

Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, начинаться с раннего возраста и проводится с учетом состояния речевого развития детей с РДА.

Важнейшими задачами логопедической работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.

Литература:

1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р., и др.Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 2001. с. 95-98.

2. Мастюкова Е. М., Ульянова Р. К. Особенности речевого развития у детей с ранним детским аутизмом, проявляющимся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС//Дефектология, 2007 №5 с. 66-71.

3. Морозова Т. И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме//Дефектология, 2014. №5. с. 59-66.

4. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разработ. /Л. Г. Нуриева. -Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2006.-6 с— (Серия «Особый ребёнок»).

5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000. с. 15, 336-339.

6. Интернет-центр психлолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ. http://www.autismhelp.ru/ob-autizme/osobennosti-razvitiya-rechevoy-sfery/.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-rechi-u-detei-s-autisticheskimi-rastroistvami.html

Страница Психолога
Добавить комментарий