Dsm-iv аутизм

Диагностические критерии аутизма по DSM- 4

Dsm-iv аутизм

Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников

. — Минск: Общественное объединение “Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам”, 2005.

Оглавление

АУТИСТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

Введение

Исторические аспекты

Эпидемиология

Сочетанные заболевания

Критерии диагностики

Диагностические критерии аутизма по DSM- 4

Броскость в социальном поведении

Броскость в коммуникации

Ограниченный спектр поведения и интересов

Дополнительные формы необычности

Диагностика и помощь – краткий обзор

Литература

КОНЦЕПЦИЯ ТЕАССН

Цель

Основные принципы концепции ТЕАССН

Структурированное обучение

Визуальная структура

Структурирование пространства

Структурирование времени

Структурирование видов деятельности

Области, нуждающиеся в поддержке

Требования к сотрудникам

Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ХАРАКТЕРИСТИКА АУТИЗМА

ОБЗОР ВЫСОКОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АУТИЗМА/АСПЕРГЕР-СИНДРОМ

ПРОГРАММА ТЕАССН

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С АУТИЗМОМ

АУТИСТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

Введение

Под аутистическим расстройством понимается врожденное и до сих пор неизлечимое заболевание.

Точные причины нарушения пока еще не установлены, однако последние исследования свидетельствуют о том, что аутизм вызывается биологическими факторами, причем существенное значение придается прежде всего генетической составляющей.

До настоящего времени остаются необъяснимыми изменения в центральной нервной системе, приводящие к такому типу обработки восприятия и как следствие к типу мышления и обучения, которые сильно отличаются от типов, имеющихся у людей, не страдающих аутизмом.

Самым серьезным отличием является то, что люди с аутизмом намного сильнее сориентированы на отдельные аспекты. Им тяжело распознать взаимосвязь между отдельными раздражителями и, следовательно, понять их значение.

Вместо этого они воспринимают окружающий мир как огромное количество отдельных раздражителей, которые соседствуют друг с другом без всякой взаимосвязи и смысл существования которых им остается неясен. То, что мы описываем как аутистическое поведение, является в основном копирующей стратегией, т.е. попыткой справиться с жизненными ситуациями, несмотря на существующее нарушение и связанные с ним сложности.

Исторические аспекты

Понятие «аутизм» ввел в 1911 г. Евген Блойлер в качестве психопатологического симптома, присутствующего при шизофрении, который он описывал как «отрыв от реальности вместе с относительным или абсолютным преобладанием внутренней жизни» (Блойлер, 191 I).

Применение данного понятия к той картине нарушения, которую мы сейчас имеем в виду, началось практически в одно и то же время.

Детский психиатр Лео Каннер (1943) в Балтиморе и педиатр Ханс Аспергер (1944) в Вене независимо друг от друга начали использовать понятие «аутизм». Группы пациентов, к которым они применяли данное понятие, мало чем различались. Описанные X.

Аспергером молодые люди, по сравнению с группой пациентов Л. Каннера, имели меньшие ограничения умственного характера, а также у них не наблюдалось задержки в речевом развитии, т.е.

их картина заболевания соответствовала той, которую мы сейчас называем «синдромом Аспергера». Перечисленные Л. Каннером и Х.Аспергером симптомы были настолько точны, что они практически не отличаются от используемых в настоящее время диагностических критериев.

Эпидемиология

Эпидемиологические исследования относительно распространенности аутизма предоставляют различные данные. Многое зависит от выбора критериев исследований, методов их осуществления, диагностических критериев, а также от времени проведения исследований.

Так, например, результаты исследований, опубликованных в последние годы, показывают более высокую частоту заболевания аутизмом у детей, не имеющих умственных ограничений.

Однако на вопрос, является это следствием более качественной диагностики или мы действительно имеем дело с реальным ростом, нельзя дать однозначного ответа.

Средняя частота проявления аутизма в исследованиях, опубликованных до 2000 г., составляла 10:10000 для аутистического расстройства и 2,5:10000 – для синдрома Аспергера.

В последних исследованиях, напротив, частота заболеваний аутистическим расстройством равна 10-30:10000, для синдрома Аспергера – 8-27:10000 и для всего аутистического спектра – 60:10000 (МЕДИЦИНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ (MEDICAL RESEARCH COUNCIL) 2001).

Этим расстройством в 4 раза чаще страдают мальчики/мужчины, чем девочки/женщины. Разрыв тем больше, чем меньше умственные ограничения соответствующей группы, т.е. у лиц с тяжелыми ограничениями соотношение девочки-аутисты/мальчики-аутисты составляет приблизительно 1:2, у лиц со средними умственными способностями или способностями выше средних эта пропорция равна 1:5 и выше.

Сочетанные заболевания

Аутистическое расстройство часто сопровождается другими нарушениями или заболеваниями.

Около 70% людей, страдающих аутизмом, имеют умственные ограничения.

Около 30% болеют эпилепсией, которая очень часто начинается только в юношеском возрасте.

Кроме этого, у 15-36% детей с аутизмом манифестной эпилепсии нет, однако выявлены субклинические изменения на электроэнцефалограмме (Медицинский исследовательский совет, 2001).

В повседневной жизни часто бывает неясным, в какой степени определенная броскость в поведении обусловлена аутизмом, или такое поведение – симптом приближения эпилептического приступа.

Симптомы аутизма присутствуют также при синдроме ломкой Х-хромосомы, туберозном склерозе и фенилкетонурии (Медицинский исследовательский совет, 2001).

Критерии диагностики

Критерии диагностики и классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в системах DSM-IV и МКБ-10 (Международная классификация болезней по ВОЗ) практически одинаковые. Поэтому можно представить только систему МКБ-10.

Аутистическое нарушение относят к первазивным (общим расстройствам в развитии), поскольку оно затрагивает все области развития человека.

F 84. Общие расстройства развития:

§ F84.0 Детский аутизм;

§ F84.1 Атипичный аутизм;

§ F84.2 Синдром Ретта;

§ F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста;

§ F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с нарушением умственного развития и стереотипными движениями;

§ F84.5 Синдром Аспергера;

§ F84.8 Другие общие расстройства развития;

§ F84.9 Общее расстройство развития, не уточненное.

Диагностические критерии аутизма по DSM- 4

А. Должны присутствовать минимум 6 критериев из (I), (2 и 3), причем не менее 2 критериев из (I) и по одному критерию из (2) и (3):

I. Качественное нарушение в социальном взаимодействии, представленное по крайней мере двумя показателями из следующих:

а) заметное нарушение в использовании многообразных невербальных типов поведения, таких как взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела, в целях регуляции социального взаимодействия;

б) неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;

в) отсутствие спонтанного (непроизвольного) поиска обмена интересами, радостью или достижениями с другими людьми (отсутствие указывающих жестов на интересующие объекты);

г) отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.

2. Качественное нарушение коммуникации, представленное по крайней мере одним из следующих показателей:

а) отставание или полное отсутствие разговорной речи (не сопровождающееся попыткой компенсации через такие альтернативные модели коммуникации, как жесты или мимика);

б) у людей с адекватной речью заметное нарушение способности инициировать или поддерживать разговор с другими;

в) стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическая речь;

г) отсутствие разнообразной, спонтанной игры или игры по социальной имитации, соответствующей уровню развития.

3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности, представленные по меньшей мере одним из следующих показателей:

а) активная деятельность по одному или нескольким стереотипным и ограниченным типам интересов, которая является нарушенной либо по интенсивности, либо по направлению;

б) явно негибкое поддерживание специфических нефункциональных распорядка и ритуалов;

в) стереотипные и повторяющиеся механические действия (такие, как размахивание или манипуляция пальцами, руками или комплекс движений телом);

г) постоянные действия с элементами предметов.

Б. Признаки начинают проявляться до окончания третьего года жизни хотя бы в одной из следующих областей:

1. социальное взаимодействие;

2. речь при использовании в целях социальной коммуникации;

3. символическая или творческая игра.

В. Расстройство не может быть объяснено синдромом Ретта или дезинтегративным расстройством в детском возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=n1tsaCB9T0Y

Можно ли рассматривать аутистическое расстройство и синдром Аспергера как два разных синдрома, или они представляют собой только различные проявления одного и того же заболевания? В пользу второго варианта говорит то, что у людей с аутизмом иногда на протяжении жизни проявляются сначала признаки одного диагноза, а позже – другого. Понятие «аутистический спектр», включающее в себя прежде всего аутистическое расстройство, синдром Аспергера и всестороннее нарушение в развитии, которое более четко не специфицируется, отдает должное такой нечеткости. Кроме того, конкретная форма и тяжесть аутистического расстройства могут проявляться по-разному.

Центральные критерии диагностики аутистического расстройства: нарушение в социальном поведении, коммуникации и ограничения в поведенческом спектре и спектре интересов называют также «аутистической триадой» (ниже она будет рассмотрена более подробно).

Каждая такая необычность, взятая в отдельности, не является специфическим признаком аутизма. Эти признаки могут проявляться при других состояниях, а также (иногда) и у «нормальных» людей. При аутис-тическом расстройстве затронуты все три области, причем постоянно, без перерывов.

В зависимости от возраста и окружающих условий, в которых находится человек с аутизмом, происходят изменения в характере его нарушения.

Наиболее очевиден аутизм в дошкольном возрасте, в период полового созревания отчетливо проявляются изменения личностных черт характера, как положительных, так и отрицательных, во взрослом возрасте – аутистическое расстройство выражается прежде всего в более легком преодолении жизненных трудностей и проявляется менее выразительно.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 145;

Источник: https://studopedia.net/11_45569_diagnosticheskie-kriterii-autizma-po-DSM--.html

Диагностические критерии DSM-5

Dsm-iv аутизм

Ссылка на оригинальную статью.

Каковы диагностические критерии DSM-5 для аутизма?

В 2013 году Американская психиатрическая ассоциация выпустила пятое издание своего Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).

DSM-5 теперь является стандартным справочником, который медицинские работники используют для диагностики психических и поведенческих расстройств, включая аутизм.

По специальному разрешению Американской психиатрической ассоциации вы можете прочитать полный текст новых диагностических критериев для расстройства аутистического спектра и похожего диагноза расстройства социальной коммуникации ниже.

Расстройствааутистическогоспектра

А. Хронические дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в разных контекстах, в текущий момент или по имеющимся данным проявляющиеся в следующем(примеры являются наглядными, но не исчерпывающими, см. текст):

  1. Дефициты в социально-эмоциональной реципрокности (взаимности), варьирующиеся, например, от аномального социального подхода и неумения вести обычную беседу, к ограниченной способности делиться интересами, эмоциями или чувствами и до неспособности инициировать социальные взаимодействия и отвечать на них.
  2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом для социального взаимодействия, варьирующиеся, например, от слабо интегрированной вербальной и невербальной коммуникации; к отклонениям в зрительном контакте и языке тела или дефицитам понимания и использования жестов, и до полного отсутствия мимики и невербальной коммуникации.
  3. Дефициты в развитии, поддержании и понимании отношений между людьми, варьирующиеся, например, от трудностей с адаптацией поведения, чтобы оно было уместным в различных  социальных ситуациях; к трудностям с участием в играх на воображение или в том, чтобы заводить друзей,  и до полного отсутствия интереса к сверстникам.

Укажите текущую степень тяжести симптомов: тяжесть  зависит от  нарушений социальной коммуникации и ограниченных повторяющихся паттернов(моделей) поведения. (См. таблицу ниже).

В. Ограниченные, повторяющиеся паттерны(модели) поведения, интересы или занятия, проявляющиеся как минимум двумя из ниже перечисленных способов,  в настоящее время или по имеющимся данным (примеры являются наглядными, но не исчерпывающими, см. текст):

  1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, в том числе с использованием объектов или речи (например, простые моторные стереотипии, выстраивание в ряд игрушек или переворачивание предметов, эхолалия, идиосинкратические фразы )
  2. Упорное стремление к одинаковости, отсутствие гибкости в соблюдении рутин(повседневных действий), или ритуализированные модели поведения или вербальное/невербальное поведение (например, чрезвычайно сильный стресс при небольших изменениях, трудности с адаптацией, жесткие шаблоны мышления, ритуалы приветствия, необходимость ходить одним и тем же маршрутом и есть одну и ту же еду каждый день).
  3. Очень ограниченные интересы и высокая степень зацикленности, ненормальные по своей интенсивности или тому, на что они направлены (например, сильная привязанность или увлеченность необычными предметами, чрезмерно ограниченный или настойчивый интерес к чему-либо).
  4. Гипер- или гипочувствительность к сенсорным входным сигналам окружающей среды или необычные сенсорные предпочтения (например, кажущееся безразличие к боли / температуре, отрицательная ответная реакция на определенные звуки или текстуры, избыточное обнюхивание или ощупывание предметов, увлеченное наблюдение за тем, как что-то светится или движется).

Укажите текущую степень тяжести симптомов: тяжесть  зависит от  нарушений социальной коммуникации и ограниченных повторяющихся паттернов(моделей) поведения. (См. таблицу ниже).

C. Симптомы должны присутствовать на ранних стадиях развития (но могут не проявляться в полной мере, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности, и они могут быть замаскированы выученными поведениями в более позднем возрасте).

D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, трудовой или других важных актуальных областях жизнедеятельности.

E. Данные нарушения нельзя объяснить скорее умственной отсталостью (интеллектуальным расстройством развития) или глобальной задержкой развития.

Умственная отсталость и аутизм часто сосуществуют; для того, чтобы поставить коморбидный(сопутствующий) диагноз расстройства аутистического спектра при умственной отсталости, уровень социальной коммуникации должен быть ниже ожидаемого общего уровня развития.

Примечание: Люди, которым были  четко поставлены диагнозы по DSM-IV аутистическое расстройство, синдром Аспергера или первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, должен быть поставлен диагноз расстройство аутистического спектра.

  Для людей, у которых есть выраженный дефицит в социальной коммуникации, но чьи симптомы не соответствуют критериям расстройства аутистического спектра, следует провести тест на социальное (прагматическое) коммуникативное расстройство.

(проанализировать на наличие социального(прагматического)коммуникативного расстройства)

Укажите (по необходимости):

— с или без сопутствующих умственных нарушений

— с или без сопутствующих нарушений речи

— ассоциировано с известной медицинской или генетической патологией или фактором окружающей среды

(Примечание относительно кода: Используйте дополнительный код(ы), чтобы указать  сопутствующие медицинские или генетические патологии)

— ассоциировано с другим расстройством нейро-психического развития, умственными или поведенческим расстройствами.

(Примечание относительно кода: Используйте дополнительный код(ы), чтобы указать  сопутствующие расстройства нейро-психического развитии, умственные и поведенческие расстройства)

— с кататонией/

Таблица: Степени тяжести расстройства аутистического спектра.

Тяжесть симптомовСтепень тяжести 3«нуждается в очень существенной поддержке”Степень тяжести 2» Нуждается в существенной поддержке ”Степень тяжести 1«нуждается в поддержке”
Социальная коммуникацияСерьезные дефициты вербальных и невербальных навыков социальной коммуникации приводят к серьезным нарушениям функционирования человека, очень ограниченная способность инициировать социальные взаимодействия и минимальная ответная реакция на социальные инициативы других людей.Например, человек с ограниченным развитием речи (небольшое количество слов), который редко инициирует взаимодействие, только когда ему или ей что-то нужно, использует при этом необычные способы достижения целей и отвечает только на прямые социальные обращенияЗаметные дефициты в вербальной и невербальной социальной коммуникации; наличие социальных нарушений очевидно даже при наличии поддержки, ограниченная способность инициировать социальные взаимодействия и ограниченные или аномальные ответные реакции на социальные инициативы других людей.Например, человек разговаривает простыми предложениями, его взаимодействия ограничены узким кругом конкретных интересов, и у которого явно нетипичная невербальная коммуникация.При отсутствии поддержки дефициты в социальной коммуникации приводят к заметным отклонениям. Трудности с инициированием социальных взаимодействий, и очевидные примеры атипичных и неудачных ответов на инициативу других людей. Может проявляться пониженный интерес к социальным взаимодействиям.Например, человек, который может говорить полными предложениями и общается с другими людьми, но который не умеет вести беседу, и попытки которого завести друзей очень странно выглядят и, как правило, заканчиваются неудачей.
Ограниченные повторяющиеся модели (паттерны) поведенияОтсутствие гибкости поведения, чрезвычайно большие трудности с адаптацией к изменениям, или другие ограниченные и повторяющиеся поведения, значительно мешающие функционированию человека во всех областях.Сильный стресс/большие трудности с переключением внимания или с переключением с одной деятельности на другую.Отсутствие гибкости поведения трудности с адаптацией к изменениям, или другие ограниченные и повторяющиеся поведения, которые проявляются достаточно часто, чтобы наблюдатель их заметил, и мешают функционированию человека в разных ситуациях.Сильный стресс/большие трудности с переключением внимания или с переключением с одной деятельности на другую.Отсутствие гибкости поведения в значительной степени влияет на функционирование личности в одной или большем количестве ситуаций.Сложности в переключении с одного занятия на другое. Проблемы с организацией и планированием мешают самостоятельности.

Источник: http://aba-mozaika.ru/dsm-5-criteria/

Расстройство аутистического спектра в DSM-5

Dsm-iv аутизм

Расстройство аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Вошли в “расстройство аутистического спектра”:– аутизм (синдром Каннера)- синдром Аспергера- детское дезинтегративное расстройство

– неспецифическое первазивное нарушение развития

“Руководство по диагностике и статистике психических расстройств” пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, DSM-5), разработанное и опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией (American Psychiatric Association) 18 мая 2013 года, включает для расстройств аутистического спектра (РАС)(Autism Spectrum Disorder, ASD) 299.00 (F84.0) следующие критерии диагностики:

A. Устойчивые нарушения в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имеющееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):

1. Нарушения в социально-эмоциональной взаимности; начиная, например, с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием диалога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и реагированию; до неспособности инициировать или реагировать на социальные взаимодействия.
2.

Нарушения в невербальном коммуникативном поведении, используемом в социальном взаимодействии; начиная, например, с плохой интегрированности вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта и языка тела или нарушению понимания и использования невербальной коммуникации; до полного отсутствия мимики или жестов.
3. Нарушения в установлении, поддержании и понимании социальных взаимоотношений; начиная, например, с трудностей с подстройкой поведения к различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых задействовано воображение, и с приобретением друзей; до видимого отсутствия интереса к сверстникам.

B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):

1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или использование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание игрушек или махание объектами, эхолалия, идиосинкратические фразы).
2.

Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование правилам или схемам поведения, ритуализованные формы вербального или невербального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, трудности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде).
3. Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (например, сильная привязанность к необычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ограниченная сфера занятий и интересов или персеверации).
4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, видимое безразличие к боли или температуре окружающей среды, негативная реакция на определённые звуки или текстуры, чрезмерное обнюхивание или трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в движении).

Укажите степень тяжести:
Степень тяжести основана на нарушении социального взаимодействия и ограниченных, повторяющихся моделях поведения (см. таблицу 2).

С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности, или быть замаскированы выученными стратегиями в дальнейшей жизни).

D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования.

E. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуальными возможностями (умственная отсталость) или общей задержкой развития. Умственная отсталость и расстройства аутистического спектра часто сосуществуют; для диагностики коморбидности расстройства аутистического спектра и умственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для общего уровня развития.

Примечание:Лицам с хорошо обоснованным по DSM-IV аутизмом, синдромом Аспергера или неспецифическим первазивным нарушением развития (PDD-NOS) согласно DSM-V будет поставлен диагноз расстройства аутистического спектра.

Лица с существенными нарушениями социального общения и взаимодействия, симптомы которых не отвечают критериям расстройств аутистического спектра, должны пройти диагностическую оценку социально-коммуникативного (прагматического) расстройства (315.39 (F80.89)).

Дополнительно указать:С/Без сопровождающейся умственной отсталостью (задержкой развития).С/Без сопровождающимся дефектом (нарушением речи).Нарушение, связанное с медицинским состоянием, или генетикой, или известным фактором окружающей среды.

(Кодированное примечание: используйте дополнительный(е) код(ы) для идентификации связанных медицинских или генетических состояний.)Расстройство, связанное с нарушением развития, поведения, умственных или иных способностей неврологического характера.

(Кодированное примечание: используйте дополнительный(е) код(ы) для определения связанных с развитием нервной системы психических или поведенческих расстройств.)

С/Без кататонией(и) (см. критерии кататонии, связанной с другим психическим расстройством, стр. 119-120, для определения).

(Кодированное примечание: используйте дополнительный код 293,89 [F06.1] кататонии, связанной с аутизмом, чтобы указать на присутствие сопутствующей кататонии.)

Таблица 2. Степени тяжести расстройств аутистического спектра

Степень тяжести Социальная коммуникация Ограниченные интересы и повторяющееся поведение
Уровень 3″Потребностьв оченьсущественной поддержке” Тяжёлые нарушения в вербальных и невербальных социальных коммуникативных навыках приводят к серьёзным нарушениям в функционировании; крайне ограниченное инициирование социальных взаимодействий и минимальный ответ на социальные инициативы других.Например, человек с небольшим набором нескольких понятных слов, изредка инициирующий социальное взаимодействие, а если инициирует, то обращается в необычной форме и только для удовлетворения нужд, и реагирует только на очень прямые указания и формы социального общения. Отсутствие гибкости поведения,значительные трудности с приспосабливанием к переменам и изменениям, или ограниченные/повторяющиеся формы поведения, которые очень мешают и существенно затрудняютфункционирование во всех сферах.Сильный стресс и/или выраженные затруднения при смене деятельности или переключении внимания.
Уровень 2″Потребностьв существеннойподдержке”Заметные нарушения в вербальных и невербальных социальных коммуникативных навыках; выраженные затруднения в социальном общении и взаимодействии даже при наличии поддержки; ограниченное инициирование социальных взаимодействий и ограниченное или ненормальное реагирование на социальные инициативы других.Например, человек, выражающийся ограниченным количеством фраз и предложений, социальное взаимодействие ограниченно узкими специальными интересами, и заметны странности в невербальной форме его коммуникации. Отсутствие гибкости в поведении, крайние затруднения с адаптацией к переменам и изменениям, или ограниченные/повторяющиеся формы поведения, которые проявляются с достаточной частотой и заметны стороннему наблюдателю, а также мешают функционированию в различных контекстах.Заметный стресс и/или выраженные затруднения при смене деятельности или переключении внимания.
Уровень 1″Потребностьв поддержке”Без поддержки и содействия нарушения в социальной коммуникации приводят к заметным нарушениям. Испытывает сложности с инициированием социальных взаимодействий и демонстрирует яркие примеры нетипичных или неудачных реакций на обращения со стороны окружающих.Может казаться имеющим пониженный интерес к социальным взаимодействиям.Например, человек, который способен говорить полноценными предложениями и коммуникабелен, но взаимный диалог с окружающими не получается, а его попытки установить дружеские отношения странные и обычно безуспешные.Негибкое поведение значимо препятствует функционированию в одном или более контекстах. Сложности с переключением между видами деятельности. Проблемы с организацией и планированием препятствуют независимости.

Источники:1. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, 2013г. стр. 50-53.

2. Autism Spectrum Disorder Fact Sheet, 2013г., стр.1

Источник: https://aspergers.ru/node/248

DSM-IV

Dsm-iv аутизм

Диагностические признаки аутизма, согласно диагностическому и статистическому руководству по психиатрическим расстройствам (DSM-IV-TR).

 Помимо основных симптомов заболевания, для постановки диагноза «аутизм» необходимо появление задержки развития или возникновение признаков патологического функционирования, проявившихся до трехлетнего возраста и связанных с социальной сферой; с использованием речи в процессе социального взаимодействия; либо со сферой игры, включающей символические игры или игры, требующие участия воображения.

Основные диагностические критерии аутизма, согласно Руководству DSM-IV-TR

Для постановки диагноза необходимо наличие, как минимум, шести признаков из разделов (1), (2) и (3), из которых, как минимум, два должны относиться к разделу (1), и, как минимум, по одному — к разделам (2) и (3).

(1) Качественные нарушения в сфере социальных взаимодействий, характеризующиеся, по крайней мере, двумя из следующих проявлений:

(а) Ярко выраженные проблемы при использовании различных форм невербального поведения, таких как: зрительный контакт, мимика, позы и жесты, служащие для регулирования социальных взаимодействий(б) Неспособность устанавливать отношения со сверстниками, соответствующие текущей стадии развития(в) Отсутствие спонтанного желания поделиться своей радостью, интересами или достижениями с другими людьми (ребенок не показывает пальцем на объекты своего интереса, не приносит и не протягивает их)

(г) Отсутствие социальной и эмоциональной взаимности

 (2) Качественные нарушения в коммуникативной сфере, характеризующиеся, по крайней мере, одним из следующих проявлений:

(а) Задержка или полное отсутствие разговорной речи (не сопровождающаяся попытками компенсировать ее отсутствие с помощью альтернативных модусов коммуникации, таких как мимика и жесты)(б) У лиц с нормальным развитием речи ярко выраженные проблемы, связанные со способностью начинать или поддерживать разговор с другими людьми(в) Стереотипный или повторяющийся характер использования речи или речевая идиосинкразия

(г) Отсутствие игр, отличающихся разнообразием форм, проявлением спонтанности и участием воображения, а также отсутствие игр, имитирующих социальные аспекты действительности и соответствующих текущей стадии развития

(3) Крайне ограниченные, повторяющиеся и стереотипные паттерны поведения, интересы и виды занятий, характеризующиеся, по крайней мере, одним из следующих проявлений:

(а) Постоянное предпочтение и полная поглощенность одним или несколькими стереотипными и ограниченными интересами, патологическими по интенсивности и сосредоточенности(б) Неизменное следование специфическим и нефункциональным ритуалам, либо выполнение однообразных рутинных действий(в) Стереотипные и повторяющиеся моторные маннеризмы (в частности, вращение или хлопки руками или пальцами либо сложные телодвижения)

(г) Постоянный интерес к определенным деталям или предметам.

Синдром Аспергера (DSM-IV)
(1)Качественное затруднение социальных взаимодействий, демонстрируемое как минимум двумя деталями из следующих:

1.Заметные нарушения в использовании многих несловесных нюансов поведения, таких как: взгляд глаза в глаза, выражения лица, тело (осанка) и жесты, для регулирования социального взаимодействия. 2.

Неудача в развитии отношений со сверстниками до уровня, соответствующего развитию.3.

Отсутствие спонтанного побуждения разделять радость, интерес или достижения с другими людьми (к примеру не показывая, не принося или не указывая на интересные предметы другим людям).

4.Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.

(2)Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные шаблоны поведения, интересов и занятий, демонстрируемые как минимум одним из следующих:

1.Всепоглощающее занятие одним или несколькими стереотипными и ограниченными наборами интересов, ненормальное либо в интенсивности, либо в сосредоточении.2.

Очевидно негибкое следование конкретным, нефункциональным ежедневным рутинам и ритуалам.3.

Стереотипичные и повторяющиеся моторные движения (mannerisms) (например хлопанье или вертение пальцем или ладонью, или сложные движения всем телом).

4.Настойчивое увлечение деталями или предметами.

(3)Это нарушение приводит к клинически значимым недостаткам в социальной, должностной и других важных сферах деятельности.

(4)Отсутствует клинически значимая общая задержка развития речи (то есть отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту).

(5)Отсутствует клинически значимая задержка в познавательном развитии, или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, или адаптивного поведения (исключая социальные взаимодействия) и любопытства социальной средой в детстве.

(6)Не удовлетворяются критерии других конкретных общих расстройств развития (Pervasive Developmental Disorder) или шизофрении.

Во многих отношениях синдром Аспергера и аутизм проявляются сходным образом. Так, в ходе одного исследования были выявлены лишь незначительные различия между лицами, страдающими синдромом Аспергера и аутизмом.

У лиц, страдающих аутизмом, наблюдалось более серьезное отставание в речевом развитии, однако почти у 43% лиц, страдающих синдромом Аспергера, также возникало отставание в овладении речью.

Дети, страдающие синдромом Аспергера, обнаруживают более высокий уровень развития речи, меньше отстают в усвоении языка и проявляют большую заинтересованность в социальных контактах (Eisenmajer et al., 1996)

Источник: http://www.fl-life.com.ua/wordpress/autism/diags/dsm-iv

Диагностические критерии DSM-5 – АУТИЗМ и СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Dsm-iv аутизм

«Организация Autism Speaks (“Аутизм Спикс”) рада представить полный список диагностических критериев расстройств аутистического спектра (ASD) и схожего с данным заболеванием социального коммуникативного расстройства (SCD) согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим болезням (DSM-5). По состоянию на май 2013 года, психологи и психиатры будут использовать данные критерии при оценке людей на вышеуказанные нарушения развития.

Социальные (прагматические) коммуникативные расстройства 315.39 (F80.89)

Диагностические критерии

А. Постоянные (устойчивые) трудности при социальном использовании вербальной и невербальной коммуникации, проявляющиеся в следующем:


1.Недостаточное использование коммуникации для социальных целей, таких как приветствие и обмен информацией, соответствующим социальному контексту образом. 

2.

Нарушение способности приспосабливаться в соответствии с контекстом или потребностями слушателя; к примеру, разная манера речи при разговоре в классе и на детской площадке, со взрослыми и детьми и избежание использования чрезмерно формального языка. 

3. Сложности при следовании правилам разговора или рассказа. К примеру, трудности при чередовании в разговоре, перефразировании в случае недопонимания и сложности при использовании вербальных и невербальных сигналов для регулирования взаимодействия. 

4. Сложности понимания того, что подразумевается, но не оговаривается специально (к примеру, делать выводы); трудности понимания фраз, требующих небуквальной интерпретации (идиомы, метафоры, фразы и слова, имеющие несколько значений в зависимости от контекста).

B. Недостаточное использование коммуникации приводит к функциональным ограничениям в эффективной коммуникации, социальных взаимоотношениях, социальном участии, академических успехах, или профессиональной производительности, по отдельности или в комплексе.

C. Начальные симптомы проявляются в периоде раннего развития (однако дефицит может полностью проявиться только тогда когда потребности в социальной коммуникации превысят ограниченные возможности).

D. Симптомы не могут быть отнесены к другому медицинскому или неврологическому заболеванию или низким способностям в области грамматики и структуры слов, и отнесение к расстройствам аутистического спектра, умственной отсталости (нарушения развития интеллекта), глобальной задержки развития или другим психическим расстройствам не является лучшим объяснением.

Расстройства аутистического спектра 299.00 (F84.0)

Критерии диагностики

А. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различных условиях, проявляющиеся в настоящий момент или в прошлом (на основе исторических наблюдений) (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):


1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; начиная, к примеру, с ненормального социального подхода и проблем с поддержанием диалога, снижения обмена интересами, эмоциями, до неспособности начинать или отвечать на социальные взаимодействия.

2.

Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом для социального взаимодействия, начиная, к примеру, с плохо интегрированной вербальной и невербальной коммуникации, аномалии зрительного контакта и языка тела или дефицитов понимания и использования невербальной коммуникации до полного отсутствия выражения лица и невербальной коммуникации.

3. Дефициты в развитии, поддержании и понимании взаимоотношений, начиная, к примеру, с трудностей с адаптированием поведения к различным социальным условиям, трудностей с участием в играх с использованием воображения, и с заведением друзей, до отсутствия интереса к сверстникам.

Укажите степень тяжести:
Степень тяжести (выраженности) основывается на нарушениях социальной коммуникации и ограниченном повторяющемся поведенческом сценарии (см. Таблицу 2).

B. Ограниченность, повторяемость в поведенческих сценариях, интересах, действиях проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):

1. Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование объектов или речи (например, простые моторные стереотипии, выстраивание игрушек или опрокидывание объектов, эхолалия, характерные фразы).

2.

Настойчивое требование неизменности, негибкое следование установившемуся режиму, ритуализованные формы вербального или невербального поведения (например, крайнее раздражение при небольших изменениях, трудности с переключением внимания, негибкие сценарии мышления, приветственные ритуалы, необходимость следования одному и тому же маршруту или потребление одной и той же еды каждый день).

3. Крайне ограниченные, фиксированные, ненормальные по интенсивности или фокусу интересы (например, сильная привязанность или поглощенность необычными предметами, крайне ограниченный или персеверативный интерес).

4. Гипер или гипореактивность на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, явное равнодушие к боли/температуре, негативная реакция на определённые звуки или текстуры, чрезмерное обнюхивание или прикасание к предметам, визуальное увлечение светом или движением).

Укажите степень тяжести:
Степень тяжести основана на нарушении социального взаимодействия и ограниченных, повторяющихся поведенческих сценариях (см. таблицу 2).

С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут не проявиться в полной мере, пока социальные потребности не превысят ограниченные возможности, или быть замаскированы выученными стратегиями в дальнейшей жизни).

D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах функционирования.

E. Эти нарушения не объясняются нарушениями интеллектуального развития (умственная отсталость) или общей задержкой развития. Умственная отсталость и расстройства аутистического спектра часто сосуществуют; для диагностики коморбидности расстройства аутистического спектра и умственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для общего уровня развития.


Примечание: 

Лицам с хорошо установленным по DSM-IV аутизмом, синдромом Аспергера или общим расстройством психологического развития согласно DSM-V будет поставлен диагноз расстройства аутистического спектра.

Лица со значительными нарушениями социальной коммуникации, но симптомы которых не отвечают критериям расстройств аутистического спектра, должны пройти диагностическую оценку на социально-коммуникативное (прагматическое) расстройство.

Дополнительно указать:

– С/Без сопровождающейся умственной отсталостью

– С/Без сопровождающимся нарушением речи

– Связанно ли нарушение с медицинским состоянием, или генетикой, или фактором окружающей среды. (Кодированное примечание: используйте дополнительный код для идентификации связанных медицинских или генетических состояний.)

– Связанно ли нарушение с другими заболеваниями неврологического характера, умственными и поведенческими расстройствами. (Кодированное примечание: используйте дополнительный(е) код(ы) для определения связанных с развитием нервной системы психических или поведенческих расстройств.)

– С/Без кататонией(и) (см. критерии кататонии, связанной с другим психическим расстройством, стр. 119-120, для определения).

(Кодированное примечание: используйте дополнительный код 293,89 [F06.1] кататонии, связанной с аутизмом, чтобы указать на присутствие сопутствующей кататонии.)

Таблица 2. Степени тяжести расстройств аутистического спектра (ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ТАБЛИЦУ, ПРОЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ)»

Источник: https://www.autismspeaks.org/…/di…/dsm-5-diagnostic-criteria

Перевод с официального сайта Аутизм Спикс подготовлен Джумаевой Жароокер, Тим Лидер, ABA терапист, психолог,

Бишкекский Центр Аутизма и Прикладного Поведенческого Анализа

Источник: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/cego-hotat-autisty-ot-naucnyh-issledovanij/izmenenie-kriteriev-autizma-ne-privedet-k-massovomu-peresmotru-uze-postavlennyh-diagnozov/rasstrojstvo-autisticeskogo-spektra-v-dsm-v/diagnosticeskie-kriterii-dsm-5

Страница Психолога
Добавить комментарий