Дисгармоничное развитие личности психопатии

Психопатии как вид дисгармонического развития

Дисгармоничное развитие личности психопатии

Дисгармоническое психическое развитие как форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой мотивационной сферы личности при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии – аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационно сферы личности, аномалии характера. Психопатии характеризуются дисгармонией психических свойств и неадекватными реакциями на внешние раздражители. Критерии психопатии: тотальность патологических черт характера, относительна стабильность их проявления в течение жизни, социальная дезадаптация.

Механизм патохарактерологического развития: 1) закрепление характерологических и патохарактерологических реакций в ответ на повторно возникающие психотравмирующие ситуации; 2) прямое стимулирование неправильным воспитанием тех или иных нежелательных черт характера.

Условия, способствующие патологическому развитию личности: остаточные явления органического поражения головного мозга, хронические соматические заболевания, детская невропатия, дисгармония полового развития, наличие физических недостатков, акцентуации характера.

Обусловленность возникновения психопатии определенным сочетанием внешних факторов (неблагоприятный психологический климат в семье, трудности школьной адаптации) с внутренними условиями.

Формирование патохарактерологического синдрома: аффективно-возбудимый, неустойчивый, тормозимый, истероидный и смешанные варианты.

Аффективно-возбудимый вариант: склонность к частым аффективным разрядам, отсутствие способности сдерживать себя, повышенная готовность к конфликтам, оппозиционное отношение к взрослым. Возникновение в условиях гипоопеки, безнадзорности, конфликтов, алкоголизма в семье и др. условиях социального неблагополучия. Закрепление реакций активного протеста и имитации.

Тормозимый вариант: неуверенность в себе, робость, обидчивость, склонность к психогенным астеническим реакциям. Возможное сочетание данных качеств с замкнутостью, лживостью, фантазированием.

Условия возникновения: гиперопека с применением постоянных угроз, наказаний, запретов, ограничений, деспотизм и жестокость родителей. Закрепление реакций пассивного протеста и отказа (уходы, мутизм и др.

), а также компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций.

Неустойчивый вариант: отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от сиюминутных желаний и влечений, неумение и нежелание преодолевать даже малейшие трудности, отсутствие навыков и интереса к труду.

Повышенная склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе негативного характера (сквернословие, воровство, употребление спиртных напитков и др.

) Закреплению неустойчивых черт характера способствует наличие психофизического инфантилизма, «оранжерейное», противоречивое воспитание.

Истероидный вариант: демонстративность, стремление привлекать к себе внимание, эгоистическая установка, склонность к истерическим реакциям. Формируется в условиях потворствующей гиперпротекции, воспитания по типу «кумир семьи». Предрасположенность у детей с психической незрелостью и психофизический инфантилизм.

Типы дисгармонического развития по Н.Я. и М.М. Семаго:

1. Экстрапунитиывный тип: настойчивость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех, завышенная самооценка. Могут быть импульсивно деструктивными, агрессивными и раздражительными, особенно при невыполнении их требований.

В ситуации неблагоприятного социального окружения могу возникать немотивированные асоциальные поступки, протестные реакции. Частое проявление демонстративных реакций (при пресыщении однотипной деятельностью к раздражительность, легкий переход от дисфории к эйфории.

Гиперфункция 3-го уровня аффективной регуляции поведения при своеобразии функционирования 4-го уровня: хорошая ориентация в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе при отсутствии эмоционального контроля и эмпатии по отношению к другим людям.

Может быть невыраженная гиперфункция 2-го уровня, что проявляется в отсутствии потребностей в постоянстве окружения, поиске всё новых социальных условий и объектов приложения своих эмоциональных экспансий.

https://www.youtube.com/watch?v=qQcELoff5W8

Происхождение психопатий: роль генетических, наследственных факторов, воздействий внешних повреждающих факторов в раннем детстве, длительных неблагоприятных условий семейного воспитания.

Нарушение функционирования базальной системы эмоциональной регуляции.

Формирование психопатии на основе дисгармоничного развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением или ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со стороны остальных уровней.

1. Классификация по причинам возникновения психопатий (О.В. Кебриков): конституциональные (ядерные), органические, краевые.

2. Выделение основных и переходных форм психопатий (схема Б.В. Шостаковича).

3. Выделение неустойчивой (Г.Е. Сухарева) и циклоидной (П.Б. Ганнушкин) психопатий. Классификация психопатий.

4. Классификация на основе нарушения функций эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг).

Нарушения 1-ого уровня (полевой реактивности) – неустойчивая, шизоидная психопатии; 2-ого уровня (стереотипов) – возбудимая, истероидно-возбудимая, циклоидная, астеническая; 3-его уровня (экспансии) – экспансивная, истероидная, истеро-возбудимая, сенситивная, психастеническая; 4-ого уровня (эмоционального контроля) конформная, параноидальная психопатии.

Зависимость некоторых форм психопатий не только от нарушений эмоционально-мотивационной регуляции, но и от динамических характеристик ВНД: силы – слабости, подвижности – ригидности, темпа психических процессов.

Характеристика группы конституциональных психопатий и раннего проявления психопатического развития в детстве.

Шизоидная психопатия, ее основные черты. Проявления в дошкольном и младшем школьном возрасте: нарушения контакта со сверстниками, необычность интересов. Недостаточность развития 1-го уровня базальной регуляции. Восприятие ребенком окружающего мира и сверстников как потенциальную опасность.

Стремление к уединению, неэмоциональность контактов с близкими или избегание контактов с посторонними людьми. Неловкость моторики и отрицательно окрашенные впечатления от физического соприкосновения с окружающим.

Выраженное стремление к логическому, абстрактному познанию, ранние интеллектуальные интересы, своеобразные интересы.

Эпилептоидная психопатия. Может проявляться с 2-3-летнего возраста в виде бурных и затяжных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций. Постепенное нарастание эмоциональной вязкости, напряженности эмоций, иногда сильных проявлений злости.

Связь возникновения психопатии с нарушением 3-го и 4-го уровней базальной эмоциональной регуляции в сочетании с инертностью психических процессов. Выраженное накопление отрицательных эмоциональных состояний и разрядка эмоционального напряжения даже по незначительному поводу.

Возникновение «немотивированного упрямства» при изменении обстановки, требующих быстрого переключения на другой вид деятельности. Стремление следовать своим правилам, нормативам и ценностям, потребность в лидерстве, власти. Неподчинение порождает вспышки гнева и агрессию.

Возможность развития гиперкомпенсаторных механизмов: формирование педантичности, сверхориентация на социальные нормы и правила, выраженная тревожность по поводу своего здоровья.

Циклоидный тип психопатии. Редко встречается в раннем детском возрасте, чаще появляется к среднему школьному возрасту. Характеризуется немотивированными колебаниями настроения – от пониженного субдепрессивного до повышенного маниакального.

Гипертимный вариант (преобладание повышенного фона настроения): усиление функций 2-го уровня базальной эмоциональной регуляции. Склонность к шуткам, озорству, риску. Непереносимость ограничений и запретов, их игнорирование. Общительность, но редкость глубоких эмоциональных контактов.

Возникновение в 10-12-летнем возрасте длительных периодов спада настроения (несколько дней, недель). Зависимость работоспособности, отношений с родителями и сверстниками от эмоционального тонуса.

Психастеническая психопатия. Склонность к тревожности. Проявления в 3-4 года. В дошкольном возрасте наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, боязнь нового, незнакомого.

Недоразвитие 2-го уровня эмоциональной регуляции характеризуется повышенной чувствительностью к качеству внешних впечатлений. Легкое возникновение чувства тревоги под влиянием новых раздражителей, нарушения режима, привычного порядка. В процессе адаптации к новым условиям могут возникать невротические реакции.

В качестве защитных механизмов развивается система стереотипных действий, ритуалов, педантичная склонность к порядку и режиму.

Истероидная психопатия чаще встречается у девочек. Характерна «жажда признания», что в дошкольном возрасте проявляется в виде капризов, вымыслов, повышенного фантазирования. Выражен конфликт между высоким уровнем притязаний, жаждой признания и неспособносстью к длительному волевому усилию.

Повышение тонуса 3-го уровня эмоциональной регуляции – потребность в активной адаптации к новым, нестабильным ситуациям, ориентировки в границах своих возможностей. Реализация невозможности реального достижения в план фантазий к игры. Стремление к самоутверждению.

При декомпенсации могут возникать патологические склонности: привычная рвота, истерические параличи, мутизм и т.д.

Неустойчивая психопатия проявляется чаще в младшем подростковом возрасте. Повышение тонуса 1-го уровня базальной системы эмоциональной регуляции.

Выражено стремление к новым ощущениям и впечатлениям (побеги бродяжничество). Часто полевое поведение. Незрелость интересов, высокая внушаемость, легко вовлекаются в асоциальные группировки.

Стремление к удовольствиям и развлечениям.

Возбудимая психопатия относится к группе органических, связана с ранним поражением нервной системы. Усиление процессов возбуждения при недостаточности торможения.

В 2-3 года у детей легко возникают эмоциональные реакции злости, агрессии при ограничениях ребенка, невозможности немедленной удовлетворения его потребности, в результате истощения психических процессов Гиперфункция 2-го уровня эмоциональной регуляции.

Внезапность наступления состояния возбуждения, во время которого у детей могут изменяться восприятие порогов чувствительности.

Характеристика краевых (приобретенных) психопатий, или патохарактерологического развития личности.

Приобретенная психопатия как патологическое развитие личности в условиях хронической психотравмирующей ситуации.

Длительность процесса формирования патологических черт характера в детском и подростковом возрасте, препсихопатическое состояние, имеющее способность к обратному развитию и полной компенсации.

Наиболее типичные диагнозы: для детей – формирование личности по истерическом типу, неврозоподобные реакции, характерологические и патохарактерологические реакции; для подростков – психопатия возбудимого типа, патологическое формирование личности, истерический невроз, расстройство поведения. Игра развернутая с бурным фантазированием, может носить деструктивный характер с проявлениями агрессии и дисфории (особенно у младших дошкольников).

2. Интрапунитивный тип: неуверенность в себе, робость, тревожность наличие страхов и опасений, замедленность, сверхконтроль, моторная и эмоциональная «зажатость» Может быть мнительность, ипохондрия, невозможность деятельности в стрессовых ситуациях.

Наличие навязчивостей и элементеов ритуализации поведения. Трудности вхождения в контакт, но возможно проявление творчества в игре.

Выраженная гипофункция 2-го и 4-го уровней аффективной регуляции, относительная недостаточность функционирования 1-го уровня трудности «полевой» оценки ситуации, что проявляется в неадекватных форма> реагирования в критических ситуациях.

Типичные диагнозы: для детей формирование личности по тормозимому типу, неврозоподобные реакции невротическое развитие личности; для подростков – невроз навязчивых состояний психопатия тормозимого типа, расстройства поведения и эмоций.

3. Апатический тип: (характерен для подросткового возраста) вялость, безразличие ко всему, отсутствие жизненных интересов, замедленность, заторможенность.

Быстрая пресыщаемость и способность к длительной монотонной работе без эмоциональных проявлений.

Недифференцированность эмоциональных реакций, часто глубокие внутренние, внешне не проявляющиеся реакции Значительная гипофункция 1-го уровня и всех последующих. Часто подобное состояние является началом процессуального заболевания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_290585_psihopatii-kak-vid-disgarmonicheskogo-razvitiya.html

9.3. Психопатия как форма дисгармонии личности

Дисгармоничное развитие личности психопатии

Психопатия— это аномалия характера; неправильное,патологи­ческоеразвитие, характеризующееся дисгармониейв волевой и эмоциональной сферах.

Этиология психопатий связывается либосгенетическими, наследственными факторами,либо экзоген­нымивредностями, действующими на раннихэтапах онтогенеза, крометого, не исключаются возможностиформирования психо­патиипод влиянием длительно действующих идеформирующих развитиеличности ребенка средовых факторов.Особенно боль­шоезначение в этом отношении имеют дефектывоспитания.

Такимобразом, в развитии психопатий имеютзначение как биологические,так и социальные факторы.

Однакобиологи­ческиефакторы не имеют предопределяющегозначения в раз­витиивсех свойств и особенностей личности,они проявляют своепатологическое воздействие лишь наопределенной соци­альной основе.

Степень и тяжесть психологическогоразвития личности во многом будетзависеть от того, в каких условияхпроисходитее развитие. Психопатии не имеют характератеку­щего болезненного процесса, они— результат негармоничес­когоразвития психического дизонтогенеза.

Существуетмножество различных классификацийпсихо­патий.Одни исследователи (Е. Крепелин,П.Б.Ганнушкин и др.)исходят из положения, что при психопатияхречь идет о количественномзаострении и усилении тех или иных чертха­рактера,распределяют психопатии по группам,приближая их вплотнуюк классификациям человеческих характеров.Другие (М.С. Певзнер, Г. Е. Сухарева) пытаютсяклассифицировать по

этиологическомупризнаку. Существуют классификации,пост­роенныена обобщении классификаций, указанныхвыше (А. Е. Личко,В. В. Ковалев).

Несмотряна разнообразие классификаций, сложностиме­ханизмавозникновения и развития,клинико-психологическая структураотдельных вариантов психопатий разнымиавторами описываетсядостаточно сходно, особенно это касаетсяпсихо­патийдетского возраста. Принята следующаясистематика пси­хопатий:

  • конституциональные, имеющие наследственное проис­хождение: степень их тяжести в значительной мере оп­ределяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на кото­рый падает развертывание психопатических черт;
  • органические, при которых аномалии характера развива­ются вследствие действий на формирующийся мозг внут­риутробных и ранних послеродовых (первые 2—3 года жизни) вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболева­ниям.

Кконституциональным психопатиям относятсяшизоид­ные,эпилептоидные, циклоидные, психастеническиеи истери­ческиепсихопатии.

Шизоидныепсихопатии. Ребенкус этим типом психопатии присущичерты аутизма, его эмоциональная сферахарактери­зуетсядисгармоничным сочетанием повышеннойчувствитель­ностии ранимости в отношении собственныхпереживаний. В начальныхклассах эти дети испытывают трудностипри овла­дениимоторными навыками письма.

Несмотря начасто вы­сокий интеллект, они нередкоявляются предметом насмешек одноклассниковиз-за неконтактности, эмоциональнойнеадек­ватности,плохой ориентировки в конкретнойситуации.

Для многихдетей с шизоидной психопатией характернораннее возникновение интеллектуальныхинтересов, в школе их при­влекаютточные науки — математика, физика и др.

Эпилептоиднаяпсихопатия. Имеетмного общего с эпи­лепсией,однако отличается от нее отсутствиемсудорожных

расстройств,явлений слабоумия. В данном случае речьидет о стойкиххарактерологических особенностях ввиде напряжен­ности эмоций и влечений,немотивированных колебаний на­строения.Уже в раннем дошкольном возрасте длятаких детей характерны бурные и затяжныеаффективные реакции.

Б более старшемвозрасте на первый план выступаютагрессивность, мстительность. В детскомколлективе они трудны не только из-засвоих аффективных вспышек, но и из-запостоянной кон­фликтности,связанной со стремлением к самоутверждению,жестокости.

Чем меньше возраст, в которомона проявляется, тем тяжелее последствия,особенно в подростковом возрасте.

Подростки,склонные к демонстративному поведению(по­пыткисуицида на глазах у всех), имеют жесткуюустановку на празднуюжизнь — жить только настоящим, безпланов на бу­дущее;они сексуально извращены, у них отсутствуютэмоцио­нальныепривязанности.

Циклоидныепсихопатии. Этотвариант психопатии, при котором имеетсясклонность к немотивированным колебаниямнастроения, в детском возрастедиагностируется редко.

Психастеническиепсихопатии. Вдошкольном возрасте (3—4года) у таких детей наблюдаются страхи,тревожные опа­сения,легко возникающие по любому поводу,боязнь нового, незнакомого.

Навязчивости и чрезвычайная нерешительностькрайнезатрудняют адаптацию. В школьном возрастепроявля­етсяипохондрия — боязнь за свое здоровьеи здоровье близ­ких.

Как компенсаторноеобразование, связанное с тревогой передвсем новым и неизвестным, возникаетболезненная пе­дантичность,

Истероиднаяпсихопатия. Этаформа психопатии обуслов­лена негрубымиэкзогенными вредностями, перенесеннымив раннемдетстве. Представляет вариантдисгармоничного инфан­тилизма.Чаще наблюдается у девочек.

Основнымпроявлением истероиднойпсихопатии является эгоцентризм, т. е.стремление бытьв центре событий, обращать на себявнимание окружаю­щих.С ранних лет наблюдается капризность,девочки нередко стремятсяпривлечь к себе внимание различнымивымыслами.

Оченьревнивы к похвалам в адрес других, из-зачего часто всту-

паютв конфликт. В школьном возрасте стремлениепривлечь к себевнимание проявляется в характере одеждыи прически.

Неспособностьк волевому усилию приводит к тому, чтодажепри хорошем интеллекте успехи в учебезначительно ниже возможностей.Конфликты не только с одноклассниками,но ис учителями. В подростковом возрастетипичны кокетство, склонностьк интригам. Эгоцентризм делает их чуждымик пе­реживаниям и трудностям близких,друзей, они сосредоточены толькона своих переживаниях и интересах.

Органическиепсихопатии связаныс ранним поражением нервнойсистемы во внутриутробном периоде, природах, в первыегоды жизни.

Проявления обычно начинаютсяс раннего детства:непоседливость, крикливость, суетливость,желание всетрогать руками, отсутствие чувствадистанции со взрос­лыми, аффективныевспышки, бурные истерические реакции.

Постоянноестремление к движению сочетается сзадержкой развитияэлементарных двигательных навыков, смоторной не­ловкостью. С началомполового созревания двигательная«бес-тормозность»сглаживается.

Органическаяпсихопатия может быть эпилептоидногои истероидноготипа. При эпилептоидном типе с детствапреоб­ладаетсвоеобразная эффективность и могутвыявляться на­рушениявлечений, усиливающиеся в подростковомвозрасте.

Аффекты отличаются бурнымпроявлением и быстрым исто­щением.Нарушения влечений чаще всегохарактеризуются са­дистскимисклонностями и бродяжничеством.

Аффективность инарушения влечений становятся основойдля нарушений по­ведения— делинквентности, алкоголизации.

Приистероидном типе органической психопатиис детства наблюдаются бурные истерическиереакции по незначитель­нымповодам — при малейшей угрозе наказанияили отказе в исполнениижелания. В подростковом возрастевыступают без­удержноехвастовство, малоправдоподобныефантазии.

Источник: https://studfile.net/preview/6014859/page:30/

Психопатия как форма дисгармонии личности

Дисгармоничное развитие личности психопатии

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах.

Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза; не исключаются также возможности формирования психопатии (F60-F69) под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.

В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим индивидуальность, является воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и психического склада ребенка в целом, неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести к стойкому изменению личности.

Выделяют два механизма формирования патохарактерологического развития:

— закрепление патологических реакций отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникающих в ответ на психотравмирующие воздействия и становящихся впоследствии свойствами личности;

— непосредственное подкрепление отрицательными воздействиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истероидности и т. д.).

Систематика психопатий :

— конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт;

— органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие действий на формирующийся мозг внутриутробных и ранних послеродовых вредностей, приводящих к тяжелым токсикозам, родовым травмам, истощающим соматическим заболеваниям.

К конституциональным психопатиям относятся

· шизоидная (F60.1),

· эпилептоидная (F60.30),

· циклоидная (F34.0),

· психастеническая (F48.8)

· и истероидная психопатии (F60.4).

Шизоидная психопатия. Ребенку с шизоидным типом психопатии присущи черты аутизма.

Его эмоциональная сфера характеризуется дисгармоничным сочетанием повышенной чувствительности и ранимости в отношении собственных переживаний с холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих. Характерно раннее возникновение интеллектуальных интересов.

Несмотря на обычно высокий интеллект, эти дети нередко являются предметом насмешек одноклассников из-за неконтактности, эмоциональной неадекватности, плохой ориентировки в конкретной ситуации.

Эпилептоидная психопатия. Имеет много общего с эпилепсией (G40), однако отличается от нее отсутствием судорожных расстройств и явлений слабоумия. При эпилептоидной психопатии речь идет о стойких характерологических особенностях в виде напряженности эмоций и влечений, немотивированных колебаниях настроения.

Уже в раннем дошкольном возрасте для таких детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, мстительность, злопамятность. В детском коллективе они трудны не только из-за своих аффективных вспышек, но и из-за постоянной конфликтности, связанной со стремлением к самоутверждению и жестокости.

Чем меньше возраст, в котором появляется данная форма психопатии, тем тяжелее ее последствия.

Циклоидная психопатия. При данном варианте психопатии имеется склонность к периодическим сменам настроения, в детском возрасте диагносцируется редко.

Психастеническая психопатия. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдаются страхи, тревожные опасения, легко возникающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого.

Навязчивости и чрезвычайная нерешительность при необходимости принятия решений крайне затрудняют адаптацию. В школьном возрасте проявляется ипохондрия — боязнь за свое здоровье и здоровье близких.

Как компенсаторное образование, связанное с тревогой перед всем новым и неизвестным, возникает болезненная педантичность.

Истероидная психопатия. Обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, перенесенными в раннем детстве. Представляет собой вариант дисгармоничного инфантилизма и чаще наблюдается у девочек. Основной характеристикой истероидной психопатии является эгоцентризм, то есть стремление быть в центре событий, обращать на себя внимание окружающих.

С ранних лет наблюдается капризность; девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами и фантазиями. Они очень ревнивы к похвалам в адрес других, из-за чего вступают в конфликты с окружающими. В школьном возрасте стремление привлечь к себе внимание проявляется также в характере одежды и прически.

Неспособность к волевому усилию приводит к тому, что даже при хорошем интеллекте у лиц с истероидными чертами успехи в учебе значительно ниже возможностей. Конфликты вероятны не только с одноклассниками, но и с учителями. В подростковом возрасте типичны кокетство, склонность к интригам и сплетням.

Эгоцентризм делает их чуждыми к переживаниям и трудностям близких, друзей, они сосредоточены только на своих переживаниях и интересах.

Органические психопатии (F07.0) связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Проявления психопатии (F60-F69) обычно начинаются с раннего детства: отмечаются непоседливость, крикливость, суетливость, желание все трогать руками, отсутствие чувства дистанции со взрослыми, аффективные вспышки, бурные истерические реакции.

Постоянное стремление к движению сочетается с задержкой развития элементарных двигательных навыков, с моторной неловкостью. С началом полового созревания эти нарушения сглаживаются. Органическая психопатия может быть эпилептоидного и истероидного типа.

При эпилептоидном типе с детства преобладает своеобразная аффективность, могут выявляться нарушения влечений, усиливающиеся в подростковом возрасте. Аффекты отличаются бурным проявлением и быстрым истощением. Нарушения влечений чаще всего характеризуются садистскими склонностями и бродяжничеством.

Аффективность и расстройства влечений становятся основой для формирования нарушений поведения в виде делинквентности, алкоголизации. При истероидном типе органической психопатии с детства наблюдаются бурные истерические реакции по незначительным поводам — при малейшей угрозе наказания или отказе в исполнении желаний. В подростковом возрасте безудержное хвастовство, малоправдоподобные фантазии.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 957 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-33881.html

Дисгармоническое развитие – это… Характеристика, особенности, развитие, причины появления и влияние на человека

Дисгармоничное развитие личности психопатии

Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Что такое дисгармония в психическом развитии?

Дисгармоническое развитие – это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий.

Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка.

Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.

Причины

Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности.

Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды.

В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.

Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.

Механизмы формирования

Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:

  • Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
  • Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.

Протестные реакции

В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер.

Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида.

Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.

Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились.

Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным.

Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.

Реакции эмансипации

Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.

Реакция группирования

У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы.

У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства).

Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.

Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.

Варианты патологий: влияние на личность

В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:

  • Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
  • Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
  • Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
  • Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.

Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.

Источник: https://FB.ru/article/381785/disgarmonicheskoe-razvitie---eto-harakteristika-osobennosti-razvitie-prichinyi-poyavleniya-i-vliyanie-na-cheloveka

Характеристика дисгармонического развития. Акцентуация характера. Психопатия. Критерии психопатий по Ганнушкину-Кербикову

Дисгармоничное развитие личности психопатии

Дисгармоничное развитие –врождённая или рано приобретённая диспропорция психики в её эмоцион.-волевой сфере. Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

Включает четыре варианта нарушений: 1)психопатии (стойкий дисгармонический склад психики, психопатические личностные свойства не имеют тенденцию к прогрессированию.), 2)патологическое формирование личности, 3)невропатии(Особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций.), 4)отклонение от темпа полового созревания.

Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и физического развития:

· эндогенные

· экзогенные

К эндогенным причинам относятся:

· различные наследственные заболевания ;

· заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, – хромосомные аберрации .

Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:

• в пренатальный период матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т.п.);

• в натальный период ;

• в постнатальный период причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы ; интоксикации ; несоблюдение санитарно-гигиенических норм и т. п.

Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Таким образом, люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью . Это люди с двойной направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находится в постоянном противоречии.

Акцентуация характера

Понятие “акцентуация'' впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Акцентуация — это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии — психопатии.

Известный советский психиатр П. Б. Ганнушкин сформулировал три критерия психопатии:

1. Стабильность во времени. Характер можно считать патологическим, то есть расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни).

2. Тотальность проявления характера. При психопатии одни и те же черты характера обнаруживаются во всех сферах жизнедеятельности человека: в производственной деятельности, дома, в общении с друзьями и родственниками и т. д.

3. Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности. Причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных признаков психопатии или, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу.

Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуация характера проявляется только на отдельных этапах развития личности. Чаще всего она формируется в подростковом возрасте, а при взрослении сглаживается.

Отсутствие второго признака означает, что черты акцентуированного характера проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. При этом следует отметить, что избирательная уязвимость черт характера в отношении определенного рода воздействий очень часто может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью этой черты к другим воздействиям.

Социальная дезадаптация при акцентуации либо не наступает вовсе, либо может носить временный, непродолжительный характер. Затруднения адаптации личности в некоторых специфических ситуациях при определенной акцентуации характера могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

Психопатии-нарушения поведения у детей которые часто имеют врождённый характер.

Психопатия

– представляет собой стойкий дис­гармонический склад психики.

Ее клинико-психологическая структура ограниче­на кругом аномальных личностных свойств, не имею­щих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда соци­альных и биологических факторов.

Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких наруше­ний адаптации к социальной среде, склонности к де­компенсации при изменении привычных условий.

Психопатии возникают на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. Однако влияния внешних факторов для образования психопатии недостаточно.

От нормального характера, на который наложило отпечаток неправильное воспитание или педагогическая запущенность, психопатия отличается лежащей в ее основе неполноценностью нервной системы. Отклонения в поведении еще не дают основания причислять человека к психопатическим личностям.

Психопатиям не свойственна прогредиентность с развитием слабоумия и дефекта личности. Следует также отличать психопатии от психопатоподобных состояний после черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний, интоксикационных поражений ЦНС, эндокринопатий и др.

Основным дифференциально-диагностическим критерием должно служить то, что до появления психопатоподобных изменений при тех или иных заболеваниях развитие личности было нормальным. В отличие от неврозов при психопатии патологические черты характера определяют весь психический облик.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 759;

Источник: https://studopedia.net/7_44976_harakteristika-disgarmonicheskogo-razvitiya-aktsentuatsiya-haraktera-psihopatiya-kriterii-psihopatiy-po-gannushkinu-kerbikovu.html

Страница Психолога
Добавить комментарий