Динамика стресса по селье

Концепция стресса Г. Селье

Динамика стресса по селье

Начало созданию биологической концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одна из главных функций психики, по его мнению — это уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.

Термин «стресс» часто употребляется весьма вольно. Он используется в медицине, физиологии, социологии, психологии и других науках.

В силу этого представление о стрессе необычайно расплывчато и многозначно, и в литературе встречается множество путаных и противоречивых определений и формулировок, поэтому необходимо определить, чем не является стресс. Стресс — это не просто нервное напряжение (хотя нервное напряжение тоже стресс). Этот факт нужно особенно подчеркнуть.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что подразумевается под словом «неспецифический». Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично.

На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия.

Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Мать, которой сообщили о гибели сына, испытывает страшное потрясение. Если окажется, что сообщение было ложным, и если сын неожиданно войдет в комнату, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть одинаковым.

Многие неспециалисты и даже некоторые исследователи феномена стресса склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением. По Г.

Стокфельду, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (борьба с пожарами, авария, участие в боевых действиях), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов, помех и т. д.). П.

Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), то есть несогласованность побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке. По Р.

Лазарусу, изучение стресса требует учета интеллектуальных и личностных особенностей, позволяющих индивидууму анализировать значение действующего раздражителя и решать вопрос о его возможном вреде.

Как видим, в психологии распространено понимание стресса как состояния, возникающего в ответ на ситуацию, в которой человек вынужден решать трудную задачу, превышающую его психические и интеллектуальные возможности. Таких ситуаций в современных условиях социально-экономической нестабильности общества множество, поэтому в психологии выделяется такое же множество разновидностей стресса и стрессовых состояний. В литературе встречается описание таких стрессов, как стресс межличностный, стресс достижений, индустриальный, боевой, информационный, мотивационный и др.

По типу воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:

  • системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т. п.;
  • психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

В принципе, состояние стресса — это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. stress — нажим, давление) — это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью.

Речь идет о совокупности стереотипных, филогенетически запрограммированных реакций организма, вызываемых воздействием различных интенсивных стимулов окружающей нас среды, трудными жизненными ситуациями. По своей начальной сути возникающие реакции организма имеют адаптационный характер.

И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии стресса как такового, а в его количестве (выраженности), перерастающем в качество.

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

  • первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги;
  • вторая стадия — стадия резистентности, или сопротивления;
  • третья стадия — стадия истощения.

На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.

Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения.

На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Вновь появляются признаки тревоги. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи».

По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна сразу и может быть восполнена за счет второй — «глубокой».

Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо. По мнению Селье, наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады.

Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс.

  • Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом.
  • Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.

Один и тот же стрессор может вызвать неодинаковые последствия у разных людей. Селье связывает это с «факторами обусловливания», которые избирательно усиливают или тормозят то или иное проявление стресса. «Обусловливание» может быть внутренним (генетическое предрасположение, возраст, пол) и внешним (прием внутрь гормонов, лекарственных препаратов, диета).

Играет роль и реактивность организма, изменяющаяся в зависимости от внутренних и внешних условий. Одна и та же ситуация может вызвать тревогу у одного человека, фрустрацию у другого, конфликт у третьего. Кроме того, один и тот же человек способен проявлять разные состояния — от безразличия до психического срыва. Так, психолог О.

Мик-шик выделял различные пределы «прочности» поведения человека в критических ситуациях:

  • один тип личности «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон от переутомления, перестает реагировать на окружающее, впадает в ступор);
  • другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т. д.);
  • третий — на социально-психологическом уровне (сохраняет физическую и психическую мобилизованность, но изменяет своим жизненным принципам и установкам; например, жертвует жизнью окружающих ради своего спасения или бежит с поля боя).

Источник: https://psyera.ru/koncepciya-stressa-g-sele_7517.htm

Динамика стресса

Динамика стресса по селье

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 8).

Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация (отрезок АВ);

2) адаптация (отрезок ВС);

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация (отрезок СО).

Рис. 8. Динамика стресса

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию.

На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек.

Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов ксессии.

Стадия адаптации (отрезок ВС) проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом.

Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне.

Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации (отрезок СО) возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям.

Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека.

Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

Некоторые исследования показали наличие взаимосвязи между типом темперамента руководителей, занимаемой должностью и стрессовыми состояниями этих руководителей (табл. 7).

Исследования проводились на крупных предприятиях РФ в 1997 г. В табл. 9.4.1 сумма ответов не равна 100 %, поскольку при проведении анкетирования остальные опрошенные не признали факта стрессовых нагрузок.

Таблица 7

Влияние темперамента на состояния стресса у руководителей

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис. 9). К ним относятся организационные, внеоргани-зационные, личностные факторы.

Рис. 9 Факторы, вызывающие стрессы личности в организации

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

• Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

• Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

• Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

• Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

• Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

• Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы.

Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений.

На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

• Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

• Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

отсутствия работы или длительного ее поиска;

конкуренции на рынке труда;

кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость.

При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен.

Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

Потери организаций от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах.

В США менеджеры считают причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организаций.

Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологий.

Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала.

Все эти причины, а также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке.

Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый – на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками.

Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы.

Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

Второй уровень управления стрессом – для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

Умейте переключать свою деятельность.

Заставьте стресс работать на вас.

Посмотрите на ситуацию со стороны.

Все проходит, пройдет и это.

Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом. 1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время – важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность – проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность– выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

2. Умейте переключать свою деятельность.

Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

3. Заставьте стресс работать на вас.

Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

4. Посмотрите на ситуацию со стороны.

В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:

воспринимайте проблему как вызов;

не думайте о прошлых событиях как о поражении;

вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное – победа над эмоциями.

5. Все проходит, пройдет и это.

Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.

При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

Источник: https://studopedia.su/1_10365_dinamika-stressa.html

Профессиональный стресс в организации. Динамика и функции стресса

Динамика стресса по селье

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение.

Автор теории стресса Селье определяет стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может стать причиной стресса.

Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека.

Стресс — это комплексный процесс, он включает непременно и физиологические, и психологические компоненты.

С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы, сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации.

Продуктивные функции стресса заключаются в том, что стресс дан нам природой как глобальный механизм мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникающих затруднений. Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования.

Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические. В зависимости от того, какие результаты и какой ценой достигнуты человеком в ходе преодоления затруднений, стресс может оказаться продуктивным и деструктивным.

Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. “Группу риска” составляют три профессиональные сферы — это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Кроме того, в любой работе бывают стрессовые ситуации: неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких-то дел, спешка; конфликт с начальником или коллегами; недостаточная квалификация; чувство перегруженности работой, переутомляемость; слишком высокая или слишком низкая ответственность; скука и т.д.

Динамика стресса. Теория стресса Селье включает три фазы:

– Первая — фаза тревоги: осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Однако, на первой фазе он справляется с нагрузкой без глубинных структурных перестроек. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. К концу первой фазы у людей наблюдается некоторое повышение работоспособности.

– Вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма — фаза стабилизации. На этой стадии помимо усиления энергетической мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение.

По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается и организм переходит на нормальный режим функционирования.

Однако если затруднение не преодолевается, стресс вступает в свою третью стадию — истощение, когда возникают серьезные нарушения биологической и психологической адаптации.

– Третья фаза — истощение.

Данный этап чреват возникновением болезней стресса, причем затрагиваются и глубинные личностные процессы, регулирующие поведение человека, вследствие чего развиваются пограничные состояния (неврозы). Депрессия, агрессивность, тревога, фобии и т.д.

— все это укоренившиеся проявления последствий стресса на психологическом уровне, которые впоследствии могут перерасти в тяжелые психосоматические клинические заболевания, либо толкают своих жертв к аномальному, часто асоциальному поведению: суициду, наркомании, пьянству.

Традиционно в структуре клинических проявлений профессионального стресса рассматриваются три компонента:

– собственно эмоциональная истощённость — состояние, заключающееся в “уплощённости” эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций (состояние субъективно напрямую связывается с собственной работой);

– цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к клиенту, ученику, пациенту и пр., усмотрение в нём не живого человека, а лишь “организма”, объекта определённых действий;

– редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.

Перечисленные три компонента составляют “ядро” синдрома эмоционального выгорания.

Профессиональный стресс может протекать не только в виде своей “основной клинической формы” (эмоциональная истощённость, цинизм, редукция профессиональных достижений), но и в разнообразных маскированных (ларвированных), либо “конвертированных” (соматизированных) формах.

Типичнейшей из маскированных форм протекания профессионального стресса, особенно у личностей гиперсоциализированного либо неврастенического типов является т.н. “трудоголизм” — замещение профессиональной деятельностью всех сфер жизни.

В таких случаях увеличение удельного веса профессиональной деятельности по сравнению с другими сферами жизни — досуговой, семейной, культурной и пр.

— вызвано попытками компенсировать недостаточную удовлетворённость результатами своего труда, субъективно интерпретируемую как следствие недостаточности трудовых усилий.

Помимо обычных форм протекания (“цинической” и “трудоголической”), профессиональных стресс может принимать и соматизированные формы, во многом сближающиеся в своих клинических проявлениях с “классическими” психосоматическими заболеваниями. Иными словами, профессиональный стресс может приводить к функциональным — а в особо запущенных случаях и к органическим — расстройствам сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем, к нейродермитам.

Наконец, чрезвычайно важной формой протекания профессионального стресса может быть и использование психоактивных веществ, в типичном случае — алкоголя. Очевидно, что в таких случаях психоактивные вещества используются в качестве своеобразного “самолечения”.

Выделяют два основных пути профилактики профессионального стресса:

– “Помоги себе сам”. Используя методы саморегуляции, релаксации человек может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

– Профессиональная помощь в профилактике и преодолении профессионального стресса. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей учреждений и психологов.

Существуют три направления профилактики профессионального стресса:

– Информирование. В настоящее время люди плохо осведомлены о признаках и причинах профессионального стресса. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения, но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе.

Доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует. Необходимо проинформировать людей о том, как общедоступными методами помочь себе не заболеть.

Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека.

– Эмоциональная поддержка. В этой ситуации очень важно научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение.

– Создание системы дел, повышающих значимость работы профессионала. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание людей возлагают на их руководителей. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника.

Способы преодоления стресса

 1. Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы стресса (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).

 2. Сделав правильный вывод можно попытаться что-то изменить в жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).

Ослабить профессиональный стресс можно, если:

– Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

– Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

– Научиться планировать своё время. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

– Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

– Побольше общения и с коллегами, и с друзьями.

– Необходимо переключаться на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

– Вне работы о работе стараться не говорить.

– Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

– Использовать различные способы расслабления, восстановления душевного равновесия и психического спокойствия (релаксация, правильное питание, йога, массаж, ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия, лекарственные настои, использование биоэнергетики окружающего мира — планет, растений, животных и т.д.).


Источник: https://students-library.com/library/read/53478-professionalnyj-stress-v-organizacii-dinamika-i-funkcii-stressa

Динамика протекания стрессового состояния

Динамика стресса по селье

одинакова практически у всех людей (см. рис. 1).

Интенсивность

Рис. 1. Динамика стресса

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ);

собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);

снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия СД).

Линия АД условно показывает уровень актив­ности человека, находящегося в бодрствующем, уравновешенном состоянии.

Продолжительность первой стадииможет быть разной. Один человек «заводится» в течение 2-3 минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев.

https://www.youtube.com/watch?v=5r0pM_BZjo4

Но в любом случае, состояние и поведение че­ловека, попавшего в стресс, резко меняется на «противоположный знак». Японцы оценивают че­ловека, попавшего в стресс: «Он потерял свое ли­цо». Это выражение можно понять и так: «Он по­терял самообладание».

Действительно, спокойный и сдержанный че­ловек неожиданно становится суетливым, раз­драженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможен­ным.

На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение в от­ношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с со­держательных моментов на личные выпады типа «Ты сам (а) – такой (такая)…».

И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность деятельности, все же постепенно у человека осла­бевает самоконтроль. Человек теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собст­венное поведение.

Вторая стадияв развитии стрессового состоя­ния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самокон­троля (полная или частичная). «Стихия» деструк­тивного стресса разрушительно действует на пси­хику человека. Он может вообще не помнить, что

говорил и делал или осознавать свои действия до­вольно смутно и не полностью. Многие потом от­мечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере пере­живавшие деструктивный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Так же, как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна – от нескольких минут и часов – до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и уста­лость.

На третьей стадиион останавливается и воз­вращается «к самому себе», часто переживая чув­ство вины («Что же я сделал (а)!») и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторит­ся.

Стрессовые сценарии

«Я привыкла к тому, что когда у мужа возни­кают проблемы на работе, он уезжает на дачу и живет там несколько дней. Я знаю, что ему нуж­но остаться одному, и не беспокою его. Когда он «отойдет» и успокоится, он приезжает домой и наша жизнь продолжается, как будто ничего не произошло».

«Когда муж нервничает, он много говорит, суетится, может случайно разбить чашку или разлить суп, в общем, все у него валится из рук…».

Из рассказов клиенток на консультациях

Проходит какое-то время и стресс повторяет­ся. Действительно, у каждого человека – свой,

индивидуальный стиль поведения в стрессе. У каждого также свой индивидуальный сценарий стрессовогоповедения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций. Обычно этот сценарий усваивается в детстве, когда роди­тели конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы.

Можно заметить, что одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, но в небольших «дозах», не очень агрессивно и существенно не разрушая от­ношения с окружающими. Другие – несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью те­ряя самоконтроль и попадая в тяжелое состояние «стрессового угара».

Итак, стрессовый сценарий, усвоенный в дет­стве, воспроизводится не только по частотеи форме проявления.Повторяется также направ­ленностьстрессовой агрессии: на самого себя или на окружающих. Один винит во всем себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен по­смотреть на себя со стороны.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически.

Достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, одного слова, неудачно брошен­ного собеседником, как, будто против воли самого человека, «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться», как «маховик» этого мощного и убийственного «оружия».

Человек провоцирует напряжение или активно вступает в конфликт по какой-то мелкой, объективно несу­щественной причине. У него искажается воспри­ятие людей и ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном

состоянии почти не обращал внимание. Успоко­ившись, он может удивиться на самого себя: «Что же это такое было?! Какое-то затмение на меня нашло! Будто это был не я, а какой-то другой че­ловек!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_89963_dinamika-protekaniya-stressovogo-sostoyaniya.html

Страница Психолога
Добавить комментарий