Дидактический материал для детей с умственной отсталостью

Дидактические игры на уроках для детей с умеренной умственной отсталостью

Дидактический материал для детей с умственной отсталостью

Дидактические игры на уроках в классах с умеренной умственной отсталостью.

методическая разработка

Использование дидактических игр на уроках в классах с умеренной умственной отсталостью.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны.

Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Этой цели и служат дидактические игры.

Игра – метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;

-в качестве урока, его части.

Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения умственно отсталых детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.

Любая дидактическая игра имеет де цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся. Иначе говоря , определяя дидактическую игру, нужно знать:

  • -какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;
  • -какие знания, навыки, умения нужно закрепить;
  • -какие умственные операции развиваются;
  • – какие личностные качества формируются.

Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. 1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей.

Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3.

Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие двигательного аппарата, психомоторики; навыков поведения.

Поэтому важным является целенаправленное обучение детей самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю и взаимоконтролю в ходе проведения игры.

Важное место дидактические игры занимают в ознакомлении школьников с окружающим миром, расширении и обогащении их представлений о нем.

Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.

1.Игры, используемые в процессе объяснения нового материала.

Тема урока: Дикие животные. Лиса.

Игра: «Составь слово».

Цель:- организовать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание, вызвать интерес к изучению новой темы.

Ход игры: на доске картинки животных. Найти среди них диких, объяснить, почему они так считают. Перевернуть картинку. На оборотной стороне буква, составить из букв слово. Это слово и является темой урока.

Л

И

С

А

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: -вызвать интерес к изучению новой темы.

Ход игры: на доске 4 картинки с животными. Найти лишнюю картинку, объяснить почему. Тема урока: « Дикие животные», или «Домашние животные», в зависимости какой по плану урок.

Аналогичные игры можно проводить и на уроках чтения. Например, при знакомстве с новой буквой и звуком.

На доске буквы:

А

У

О

М

Вопросы учащимся:

-какая буква лишняя, покажите (буква М)

-назовите буквы, которые мы уже изучили, какие они? (гласные)

Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуком « М».

2. Игры, используемые при проверке пройденного материала

«Собери грибы в корзинку»

Цель : -учить находить число, названное учителем .

Ход игры: на доске грибочки, и 2 корзинки, на которых написаны числа 1 и 2. Дети берут гриб, называют число и кладут в корзинку, на которой написано такое же число. Когда все грибы будут собраны, идет сравнение :

– в какой корзине грибов больше? Меньше?

1

2

2

1

2

2

1

«Составь букет для мамы»

Цель: -закрепить счет в пределах 3

Ход игры: На доске две вазы. В каждую надо собрать цветы. Количество написано на вазе.

3

2

«Помоги матрешкам найти свой дом»

Цель: -закрепить понятие «согласные буквы», «гласные буквы»,

– находить нужный дом для матрешки

Ход игры: взять матрешку, сказать, какая буква написана у нее в руках, поставить с нужным домиком.

О

М

А

У

С

согласные

гласные

Игра «Найди спрятанное число»

Оборудование: игровое поле большое у учителя, маленькие на партах у детей, фишки

Ход игры: учитель фишкой закрывает число , учащиеся на своих игровых полях находят , произносят, закрывают.

2

3

4

5

1

Игра «Змейка».

Цель: – закрепить числовой ряд от 1 до 5

Ход урока: закрыть фишками числа от 1 до 5. Если правильно закрыть получается вот такая змейка.

6

8

1

7

2

9

3

10

11

4

5

12

Игра «Построй лестницу для дома »

Цель:- соотнести число с количеством.

Ход игры: на доске столбик из чисел, у учащихся на партах геометрический материал( квадраты). Строим лестницу: берем такое количество квадратов, какое показывает на доске учитель. Вот такая лестница получается.

1

2

3

4

5

Так же используя дидактическую игру, можно научить детей сливать буквы в слоги. Сначала изучения букв и звуков все гласные буквы это птички, согласные – домики. Образовывая закрытый слог, мы поем гласную, высоко подняв руки вверх, так как птички летают в небе, и опуская руки вниз на парту, как бы ловим птичку, произнося согласный.

А

А

ААА

М

АМ

М

Открытый слог образуем аналогично, только птичку из домика выпускаем. При помощи этой игры учащихся легко можно научить читать.

Работая в классе, где учатся дети с умеренной умственной отсталостью, использовать игру нужно всегда, на всех уроках. Играя, дети сами не понимают, как запоминают тот или иной материал.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Список использованной литературы

  1. Бгажнокова И.М Обучение детей с выраженными нарушениями интеллета. Программно-методические материалы.- М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2007.

  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя .- М.: Владос, 2001

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Источник: https://infourok.ru/didakticheskie-igri-na-urokah-dlya-detey-s-umerennoy-umstvennoy-otstalostyu-371471.html

Развитие сенсорных навыков через дидактические игры у детей с умственной отсталостью

Дидактический материал для детей с умственной отсталостью

Развитие сенсорных навыков через дидактические игры

у детей с умственной отсталостью

Воспитатель Савинич Л.А.

МБДОУ № 10 г. Апатиты

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе [1, с. 6].

В работе с умственно отсталыми детьми сильно проявляются особенности сенсорного развития, прежде всего, замедленность зрительного восприятия объектов. Умственно отсталым детям нужно гораздо более длительное время, чем нормально развивающимся сверстникам, для того чтобы узнать знакомый объект.

Это связано с характерной для олигофренов замедленностью процессов анализа и синтеза, обусловленной с недостатками умственного развития. Также им свойственна узость зрительного восприятия. Старшие дошкольники с умственной отатслостью могут отчетливо воспринимать одновременно 4-6 предметов или изображений, в то время как сверстники различают 8-12 объектов.

Узость зрительного восприятия уменьшает возможности умственно отсталых детей обозревать окружающее их пространство [2].

В своей работе с умственно отсталыми детьми, мы отметили, что движения таких детей неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны.

Для решения данных проблем нами были изготовлены дидактические игры для сенсорного развития умственно отсталых детей. Часть игр представляют собой серию заламинированных листов формата А4 с яркими изображениями; на гладкую ламинированную поверхность приклеены липучки и маленькие цветные заламинированные изображения с липучками.

Игры разделены по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Морские обитатели и рыбы», «Транспорт», «Продукты питания», а также серии игр по цветоразличению, которые также можно использовать по лексическим темам.

Вторая часть игр, направленна на развитие тактильных ощущений (игры «Киндеры», «Перчатки»)

Серия игр на липучках:

Игра «Листочки».

Цель – развитие умения группировать по цвету и форме.

Задачи – учить собирать целое из частей; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику, мелкую моторику рук, речь (стимулировать ребенка на проговаривание цвета листьев).

Инструкция – найди недостающую половинку каждому листочку.

Игры «Осенние листочки», «Морковка»,«Веселые пчелки».

Цель – закрепление умения находить геометрическую форму.

Задачи – развивать зрительное восприятие, мышление (процессы анализа и синтеза); внимание, цветовосприятие, формовосприятие, речь (прилепи и скажи «…».

Инструкция – 1. Закрой дырочки в листочках; 2. Подбери зайке морковку нужной формы; 3. Подбери каждой пчелке цветок.

Игры «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицеферма», «Лесная полянка».

Цель – закрепление умения находить заданные силуэты путем наложения. Группировка по форме.

Задачи – закреплять знания о животных; развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление; развивать прием зрительного наложения; развивать мелкую моторику и речь (вызывание звукоподражаний; проговаривание названий животных).

Инструкция – 1. Найди голову каждого животного; 2. Чья тень? 3. Найди животное.

Игра «Магазин морковки»

Цель – закрепление пересчета предметов в пределах …; закрепление понятия слева/справа; стимуляция звукоподражания за педагогом.

Задачи –формировать пересчет предметов до…; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление, ориентировку на микропростанстве, речь.

Инструкция – 1. Посчитай морковки; 2. Сколько морковок слева/справа? 3. Прилепи морковку и скажи «…».

Игры «Огород», «Консервируем овощи»

Цель – закрепление представлений об овощах.

Задачи – продолжать формировать умение выделять цвет изображений, развивать умение сравнивать, соотносить изображения п одному признаку (цвет); упражнять в назывании овощей; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве.

Инструкция – 1. Сделай также (работа по образцу); 2. Что растет на грядке? 3. Посади на грядке овощи только красного/желтого/зеленого цвета; 4. Повтори; 5. Посчитай перец/огурцы/морковь и т.д.; 4. Что лишнее?

Игры «Морские животные», «Аквариум».

Цель – закрепление представлений рыбах и морских обитателях.

Задачи – развивать ориентировку на микропростанстве, речь (вызывание звукоподражаний за педагогом, проговаривание названий животных, их цвет и величину); закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать умение различать количество предметов: один-много; развивать зрительное внимание, мелкую моторику, мышление,

Инструкция – 1. Прилепи на место; 2. Выпусти рыбок в аквариум – прилепи и скажи «…»; 3. Посчитай рыбок; 4. Сколько рыбок смотрят налево/направо?

Игры «Фрукты», «Половинки», «Вкусный пирог»

Цель – закрепление представлений о фруктах и ягодах.

Задачи – упражнять в назывании фруктов; закреплять пересчет предметов в пределах …; развивать мелкую моторику, мышление, зрительное восприятие, ориентировку на микропространстве, речь.

Инструкция – 1. Что растет на дереве? 2. Посчитай фрукты; 3. Посчитай ягоды; 4. Прилепи фрукт и скажи «…»; 5. Найди фрукт; 6. Укрась пирог; 7. Укрась пирог только яблоками/черникой/клубникой/вишней; 8. Укрась пирог сначала зеленым яблоком, потом красным, потом зеленым (чередование); 9. Повтори (сначала выполняет педагог, потом ребенок).

Игра «Человек. Части тела»

Цель – закрепление названия частей тела человека.

Задачи – совершенствовать представления детей о частях тела человека развивать речь, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, мышление.

Инструкция – Это…, найди … и прилепи.

Игры на цветоразличение:

Игры «Цветные квадраты», «Гаражи-1» и «Гаражи-2» (усложненная версия – оттенки).

Цель – сравнение, зрительное соотнесение и группировка объектов по цвету.

Задачи – вычленять определенный цвет на основе непосредственного сопоставления объектов по цвету; продолжать знакомить с приемом прикладывания; продолжать учить соединять слова-названия с конкретным цветом; развивать зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, речь.

Инструкция – 1. Найди «домик»; 2. Где такого же цвета?

Игры на развитие тактильных ощущений:

Игра «Киндеры»

Цель – закрепление умения находить на ощупь предметы по словесному указанию.

Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.

Инструкция – Найди мягкий/жесткий/колючий/шершавый/тяжелый/легкий.

Игра «Перчатки»

Цель – закрепление умения находить на ощупь.

Задачи – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, выдержку, речь; обогащать сенсорный опыт детей.

Инструкция – Найди одинаковые рукавички.

Литература:

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с. + илл.;

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология детей с нарушением интеллекта (детская олигофренопсихология)», [электронный ресурс] / ФГБОУ ВПО «МГГУ», Мурманск 2013, URL http://psihdocs.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-1-sd-f-1psihologi.html?page=6

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/8739-razvitie-sensornyh-navykov-cherez-didakticheskie-igry-u-detey-s-umstvennoy-otstalostyyu

Страница Психолога
Добавить комментарий