Диагноз заикание кто ставит

Заикание

Диагноз заикание кто ставит

Заиканием называется нарушение речи вследствие непроизвольного сокращения мышц речевого аппарата, то есть гортани, языка, губ и ых связок.

Распространенность речевого дефекта составляет около 3-5 % среди всего населения, что делает вопрос о том, какой врач лечит заикание, весьма актуальным и востребованным в обществе. Проблема обычно проявляется в раннем возрасте у детей 2-5 лет.

Мальчики в несколько раз чаще страдают данным недугом, чем девочки, что обусловлено, по мнению большинства врачей, более стабильным психоэмоциональным развитием женского пола.

В некоторых случаях, достаточно редко, дефект речи может устраниться самостоятельно, но в подавляющем большинстве необходима помощь грамотного специалиста и даже не одного. Так, проблемой заикания занимается логопед вместе с такими врачами, как психолог и невропатолог. 

Наиболее эффективным лечением речевого дефекта врачи считают проведение его в раннем возрастном периоде. Родители должны своевременно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, поскольку данный речевой изъян оказывает негативное влияние на психику ребенка и значительно мешает нормальному общению со сверстниками. 

Заикание занижает самооценку у детей, что в дальнейшей жизни спровоцирует явные психоэмоциональные нарушения и, как следствие, общественную невостребованность и низкий уровень жизни.  

Особенно тяжело заикающимся детям во время смены окружения, например, начальный период посещения детского сада или школы. Во время повышенной нервозности речевые проблемы обычно усугубляются.

Очень важно, чтобы малыш имел поддержку родителей и помощь квалифицированного специалиста, то есть врач, который будет лечить заикание у вашего ребенка, должен заниматься с ним регулярно, применяя различные современные методики и грамотно построенные дружеские беседы.

Ранние признаки наличия заикания

Заикание может проявляться следующими эпизодами в произносимой ребенком речи:

  • повторение букв;
  • неоднократное повторение слогов;
  • частые остановки во время произношения одного слова или фразы;
  • патологически измененная мимика при выговаривании каких-либо букв, особенно согласных;
  • повышенная нервозность во время речи;
  • частое употребление однообразных звуков при выговаривании разных слов и словосочетаний;
  • явные чрезмерные усилия во время произношения.

Врач, лечащий заикание, в некоторых случаях выявляет дефект речи только тогда, когда ребенок или подросток нервничает. Ситуация особенно усугубляется при публичном выступлении, знакомстве и общении с незнакомыми людьми или телефонном разговоре. Нервозность в разы повышает непроизвольные сокращения мышц, участвующих в акте воспроизведения речи.

Причины заикания

Врачи во время диагностики заикания определяют несколько причин его появления. Разделяют речевые дефекты, возникшие по какой-либо физиологической причине, из-за психических расстройств и связанные с социальным фактором. Определить, что именно повлекло развитие судорог мышц речевого аппарата, сможет только опытный и хороший специалист в данном вопросе.

Физиологические причины

Лечение заикания у детей проводит логопед и врач психоневролог, которые определяют следующие физиологические причины:

  • родовая травма, что обуславливает наличие патологий нервной системы;
  • наследственность, которая играет немаловажную роль;
  • вредные привычки матери во время вынашивания беременности;
  • травмы головы и позвоночника;
  • врожденные патологии органов речевого аппарата;
  • функциональные заболевания носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы вследствие инфекционных болезней;
  • тяжелая форма рахита.

При выявлении такого этиологического фактора могут понадобиться консультации определенных специалистов, то есть отоларинголога, невропатолога и даже нейрохирурга.

Психологический фактор непроизвольного сокращения мышц гортани

Психологическое воздействие на незрелую психику малыша в большинстве случаев приводит к возникновению заикания. Врачи и психологи называют наиболее частые факторы, провоцирующие судороги мышц аппарата речи у ребенка, то есть такие:

  • внезапная стрессовая ситуация;
  • различные фобии (страх темноты или ожидаемого наказания);
  • обида на кого-либо в семье;
  • расставание с близкими;
  • сильный испуг малыша (гром, собака) очень часто заставляет родителей узнать, к какому доктору идти при заикании.

Развитие заикания из-за воздействия мощного психологического воздействия требует обязательной консультации врача психолога или психотерапевта.

Социальные причины

Социальный фактор, спровоцировавший заикание у ребенка, может быть одним из следующих:

  • особенности воспитания (излишняя строгость и требования к ребенку);
  • возможны подражания ребенка близким людям с подобным дефектом речи, то есть заикание в данном случае не считается истинным, что опытный врач обязательно определит;
  • чрезмерная нагрузка на речевой аппарат малыша (изучение языков, объемные тексты для чтения вслух);
  • недостаток внимания родителей к становлению речи ребенка;
  • новое окружение, например, при поступлении в детский сад и школу или смена детских коллективов;
  • новое место жительства, то есть переезд семьи.

Родители должны помнить, что какова бы ни была причина патологического воспроизведения речи у ребенка, заикание лечит врач, используя современный подход и эффективные методики. Самолечение и игнорирование проблемы в большинстве случаев усугубляет ситуацию и делает невозможным восстановление нормальной речи.

Принципы лечения

Лучше всего с заиканием обращаться к врачу в раннем возрасте, то есть с момента выявления проблемы. В современном мире большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но в успехе лечения задействовано очень много общих усилий медицинских специалистов и родителей. Следует отметить, что основную миссию врачи возлагают на родителей, но под своим руководством. 

Благоприятная психоэмоциональная обстановка, должное внимание к малышу в плане общения и разговорной речи, проведение рекомендованных занятий в домашних условиях станут повседневными обязанностями родителей. 

Врачи, в свою очередь, работают сообща, то есть в процессе обязательно принимают участие логопед и психотерапевт.

Заикание врачи лечат, используя следующие современные методы:

  • специализированные логопедические занятия;
  • компьютерные программы;
  • дыхательная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата;
  • медикаментозная терапия;
  • массаж.

Основной врач по заиканию называется логопедом, он ведет прием пациентов с соответствующими проблемами на базе поликлинических отделений или в частном кабинете.

Источник: https://KtoVrach.ru/221-zaikanie.html

Заикание у детей – причины, обследование, лечение

Диагноз заикание кто ставит

Заиканием называют нарушение мягкости, «гладкости» темпа, а также ритма голоса, речи, артикуляции, которые сопровождаются мышечными судорогами. В медицинской терминологии заикание имеет название «логоневроз». Чаще всего данная патология встречается у детей в возрасте до 12 лет.

Патологический тип

Носит врожденный характер, в большинстве случаев передается ребенку на генетическом уровне.

Невротический тип

Проявляется из-за тяжелых заболеваний, сильнейших травм головы, испугов, стрессовых ситуаций, психоэмоциональных потрясений, которые были получены ребенком в каких-либо ситуациях.

Тонический тип

Выражается в паузе, которую делает ребенок в слове или части фразы. В некоторых случаях дети, страдающие от тонического заикания, растягивают гласные звуки.

Клонический тип

Обуславливается в многочисленном повторении (клонировании) отдельных слогов или букв из определенной части слова.

Стабильный тип

Является постоянным. Ребенок заикается непрерывно при произношении любого слова или фразы.

Нестабильный тип

Происходит не всегда, а исключительно в определенных ситуациях, например, в момент нахождения в незнакомом месте, рядом с чужими людьми, в различных стрессовых обстоятельствах.

Циклический тип

Проявляется в виде приступов, то есть в какие-то моменты малыш разговаривает абсолютно нормально, а затем резко начинает заикаться.

Комбинированный тип

Считается одним из самых сложных, так как в нем совмещается сразу несколько видов этого недуга: тонический, клонический, а также циклический. Но, если родители приложат достаточно усилий, то вылечить это заболевание возможно.

существует несколько видов логоневроза, патология развивается вследствие осложнений при родах или сильного стресса у ребенка

Причины возникновения

Заикание у ребенка может появиться по нескольким причинам:

  • наследственность;
  • тяжелые роды, возможные родовые травмы;
  • рахит;
  • сильные черепно-мозговые травмы;
  • гипотрофия (хроническое расстройство питания);
  • речевое нарушение (неправильное и нечеткое произношение многих звуков);
  • психоэмоциональное потрясение, стрессовые ситуации;
  • нарушение обмена веществ;
  • патологические состояния центральной нервной системы;
  • неразвитые мелкая моторика, мимико-артикуляторные движения, а также чувство ритма.

Симптомы

Поставить диагноз «заикание» может только врач-логопед, но существует ряд определенных симптомов, на которые необходимо обратить внимание. К ним можно отнести:

  • судороги, спазматические приступы;
  • нечеткую речь, неправильное произношение слов, звуков, слогово-звуковые повторения, например, «к-к-книга», «м-м-мама», «со-со-собака»;
  • затяжные паузы посередине слова или какой-либо фразы, к примеру, «ко..шка», «теле…визор», «я хочу …. есть»;
  • повышенную нервозность, нервные тики, постоянные депрессии, плаксивость, малыш сильно расстраивается, если не может четко сказать или выразить собственную мысль;
  • замкнутость;
  • нарушение сна различной этиологии, ночные кошмары;
  • снижение аппетита, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
  • энурез.

Методика обследования ребенка

При проявлении вышеперечисленных симптомов необходимо незамедлительно обратиться к грамотному специалисту. Заболевание можно вылечить только в том случае, если родители отнесутся к проблеме своего ребенка ответственно и внимательно. Для точной постановки диагноза понадобятся следующие виды комплексного обследования:

  • консультационный прием врача-невролога;
  • прием врача-психиатра;
  • логопедический осмотр;
  • обследование врачом-дефектологом;
  • беседа с детским психологом;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга;
  • ЭЭФ (электроэнцефалографию).

ребенок должен проходить комплексное обследование, ходить на массаж и выполнять упражнения с логопедом

Логопедический массаж

Логопедический массаж делается с целью расслабления лицевых мышц, улучшения работы системы кровообращения, а также для снятия спазмов речевого аппарата и для релаксации. Данную процедуру обычно проводит врач-логопед.

Во время массажа уделяется внимание таким зонам, как шея, губы, гортань, мышцы, отвечающие за мимику, плечевой пояс, ведь при заикании именно эти части тела находятся в сильном тонусе, они зажаты, из-за чего и возникают проблемы с артикуляцией и речью у ребенка.

Дыхательная гимнастика

Дыхательную гимнастику проводят для формирования правильного и «эффективного» дыхания, которое будет способствовать улучшению кровообращения, а также положительной работе всех речевых органов в целом. Во время занятия ребенок должен научиться говорить какое-либо слово на выдохе, что позволит ему в дальнейшем произносить слова и даже целые фразы без пауз и дроблений слогов на отдельные звуки.

Занятия с дефектологом

Развивающие занятия с дефектологом проводятся для улучшения «качества» произношения слов и звуков, для устранения эффекта «паузы» посередине фразы, а также для минимализации дробления звуков («м-м-м-машина»). Врач проводит занятие в форме интересной и познавательной игры, в ходе которой ребенок учится правильно говорить.

Медикаментозная терапия

Лечение заикания с использованием различных медикаментов назначается строго по рекомендации врача-невролога, который следит за ходом развития заболевания вашего ребенка. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением.

Специалист может назначить вам препараты только в том случае, если у малыша имеют место быть различные психоэмоциональные расстройства, неврозы, истерики.

Невролог возможно порекомендует пропить курс транквилизаторов или противосудорожных медикаментов, которые наладят работу центральной нервной системы.

Народные средства

Народная медицина всегда пользовалась популярностью, но не стоит забывать, что для лечения логоневроза такие способы подойдут лишь в качестве дополнительного и вспомогательного средства.

Для того, чтобы успокоить малыша, можно предложить ему различные травяные чаи (мятный, ромашковый, с чабрецом), сделать фитованну с травами, провести ингаляцию при помощи различных фитопрепаратов.

Успокаивающими действиями обладают следующие травы:

  • мята;
  • ромашка;
  • липовый цвет;
  • мелисса;
  • душица;
  • пустырник.

Перед применением народных средств обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия – это новое веяние. Для того, чтобы вылечить заикание у ребенка, необходимо его успокаивать, так как многие формы этого недуга проявляются именно в стрессовых и волнительных для малыша ситуациях.

Попробуйте организовать дома так называемый «час музыки», когда вы будете включать классическую музыку, но при этом каждый будет продолжать заниматься своими делами.

Наиболее благоприятное воздействие на психику оказывает музыка Моцарта, Баха, Грига, Чайковского, Шопена, Бетховена.

Упражнения

Для более результативного и быстрого лечения используются различные упражнения, помогающие в этом.

«Язычок»

Педагог просит ребенка надуть щечки и водить язычком по зубкам, при этом ритмично высовывая его наружу и пряча обратно в рот. Повторить данное упражнение следует не менее 10-15 раз. Продолжительность около 20 сек.

«Трубочка»

При выполнении упражнения «Трубочка» малыш должен скрутить язык в «трубочку» и медленно высовывать его изо рта, а затем убирать назад. Повторить необходимо 15-20 раз. Длительность занятия 30-40 сек.

«Надуй щечки»

Взрослый говорит ребенку по максимуму надуть щечки, а затем осторожным движением ладошек хлопнуть по ним, выпустив весть воздух. Повторить данное упражнение следует 10-20 раз. Средняя продолжительность занятия 1-2 минуты.

«Дирижер»

Смысл данной игры заключается в следующем: педагог взмахивает указкой и на каждое движение, ребенок должен выкрикнуть слово, первое пришедшее ему на ум. Такой «эффект внезапности» тренирует у малыша способность говорить без заикания. Повторить следует несколько раз в течение 2-3 минут.

Чтение стихов

Данное упражнение рассчитано на деток старше 5-6 лет, умеющих читать. Педагог предлагает ребенку прочесть какое-либо стихотворение по ритмичную, но спокойную музыку. В такой расслабляющей обстановке малыш будет чувствовать себя умиротворенно и постарается выполнить задание без ошибок. Продолжительность занятия 5-10 минут.

«Попробуй спой»

Педагог включает фонограмму определенной детской песни и просит ребенка начать петь вместе с ним. Лучше всего, если в тексте будет присутствовать большое количество гласных звуков, таких как А,О,У, И, Е. Считается, что именно такой метод лучше всего способствует обучению плавной речи. Продолжительность занятия 10-15 минут.

«Выговори слоги»

Взрослый просит малыша выговорить сначала медленно, а затем с ускорением следующие слоги: «ра-ра-ра», «шо-шо-шо», «со-со-со» «но-но-но». Данное упражнение тренирует дикцию. Продолжительность занятия 3-5 минут.

«Кидай мячик»

Взрослый берет небольшой легкий мячик и бросает его ребенку. На каждый бросок малыш должен спонтанно и быстро сказать какое-либо слово, пришедшее ему в голову в эту минуту. Скорость реакции является основополагающим фактором, который поможет справиться с заиканием. Продолжительность занятия 3-4 минуты.

«Задержи дыхание»

Педагог просит ребенка задержать дыхание на то время, на которое он сможет. Например, сначала на 2 сек, потом на 5 сек и по нарастающей. Длительность занятия 1-2 минуты по 3-4 подхода.

«Ролевая игра»

Ролевая игра – это отличный способ расслабить, раскрепостить и развеселить ребенка, страдающего от заикания. Преподаватель выбирает определенную сказку и разбивает ее по ролям, например, сказка «Репка», малышу предлагается исполнять роли мышки, кошки, жучки, а за остальных героев будет читать взрослый. Продолжительность занятия 5-10 минут.

В нашей статье вы познакомились с основными методами и упражнениями, помогающими лечить такую речевую патологию, как заикание. Также была приведена полезная информация о разновидностях, причинах возникновения этого заболевания и симптомы, на которые следует обратить внимание. Хотим напомнить, что ни в коем случае не занимайтесь самолечением, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Источник: https://mixfacts.ru/articles/zaikanie-u-detej-prichiny-obsledovanie-lechenie-uprazhneniya

Невротическое заикание — почему возникает и как бороться

Диагноз заикание кто ставит

Из-за высокой скорости жизни и большого количества стрессов с каждым годом набирает актуальность невротическое заикание. Оно возникает как у детей, так и у взрослых людей. Коррекция этого состояния требует комплексного подхода.

Лечение заикания проводится в логопедических стационарах или амбулаторно. Такие кабинеты есть в государственных детских садах и поликлиниках, спонсируемых государством, и в частных центрах. На занятия направляются дети и взрослые, имеющие проблемы с речью.

Виды заикания

Заиканием называют речевое нарушение, характеризующееся продлением слогов и звуков, а также их повторением или разрывами в произношении слов. Пациенты могут строить неестественные гримасы или иметь тики из-за трудностей в разговоре. Таким образом они стараются преодолеть запинку. Это состояние также называют логоклонией или логоневрозом. Диагноз ставят при значительном речевом дефекте.

По звучанию различают два вида заикания: тоническое (остановки в речи или удлинение звуков) и клоническое (повторы слогов, слов или отдельных звуков). Существует также смешанный тип, который сочетает в себе признаки двух предыдущих.

Если классифицировать по этиологическому признаку, можно выделить невротическую и неврозоподобную форму. Последняя обычно подразумевает органическое поражение мозга, сочетающееся с патологией моторики, включающей нарушение артикуляции.

Стрессовые ситуации при этом не оказывают существенного воздействия.

Невротический тип заикания возникает у здоровых людей с нормальными или ускоренными темпами развития. Нарушение речи вызывается сильным однократным или хроническим стрессом. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) не обнаруживает отклонений.

Симптомы могут почти отсутствовать в моменты психологического спокойствия, но набирать силу при сильном волнении. Это провоцирует появление логофобии (боязни говорить) и изменения в поведении со стремлением к более закрытому образу жизни.

Такая форма может проходить бесследно после коррекции или носить рецидивирующий характер, обостряясь после нового сильного стресса.

Причины появления

Этиология этого речевого нарушения до конца не изучена. Но часто возникновению невротической формы заикания предшествует один из факторов:

  • сильный испуг;
  • эмоциональная нестабильность родителей (резкие перепады в отношении от ласки к грубости или рукоприкладству);
  • перенесённое тяжёлое заболевание;
  • физическое насилие или наказания;
  • систематическое несоблюдение режима дня;
  • угрозы, в том числе в кругу семьи;
  • преждевременное разучивание сложных слов;
  • превышение допустимой нагрузки по чтению литературы;
  • копирование заикания близкого человека.

Речевые нарушения возникают не только из-за неврологических проблем, но и по причине генетической предрасположенности. С детьми с отягощённым анамнезом следует быть более внимательными и осторожными в общении и воспитании. Независимо от причины состояния, у пациентов отмечается гипертонус и повышенная возбудимость моторных центров речи. Это и вызывает характерные изменения в разговоре.

Как это происходит

Нарушение произношения появляется из-за спазма мышц аппарата, участвующего в речи: мягкого нёба, губ, языка или гортани. При этом судороги мышц гортани называют ыми, а остальные артикуляционными. Термин «заикание» родился из-за схожести ощущений с икотой.

Третьим типом судорог считаются дыхательные. При этом человеку не хватает воздуха для произношения слова. Он старается захватить его ртом, из-за чего не может связно произносить речь.

Спазмы любого типа связаны с перевозбуждением двигательных центров речи, которые находятся в коре головного мозга.

От них импульсы передаются на смежные структуры, откуда доходят до мышц. Эти компоненты называют первичными. При передаче возбуждения на участки, отвечающие за психику и эмоции, и подключении логофобии возникают вторичные изменения. Они более характерны для взрослых пациентов, нежели для детей.

С чего начать коррекцию

Диагностика невротической формы заикания должна начинаться с комплексного обследования ЦНС. Для этого проводится консультация невролога, и выдаётся направление на ЭЭГ. По результатам делают заключение о типе нарушения речи и подбирают коррекцию.

Перед началом терапии нужно создать пациенту мотивацию к занятиям. Особенно важно это для детей, которым коррекция может даваться тяжело. Затем предстоит работа с остановкой речевого стереотипа, который сформировался за время существования проблемы. Он проявляется в ограничении общения или молчании.

Чтобы справиться с заиканием, нужно научить пациента расслабляться. На это направлен весь курс коррекции. Одновременно с этим формируется навык плавной речи. Затем создаётся новый стереотип, который закрепляется на занятиях с логопедом повторениями звуков, слогов, слов и чтением текстов.

Совместно с логопедией, в коррекции должна присутствовать психотерапия. Это нужно для того, чтобы предотвратить вторичные патологические проявления. В рамках лечения проводятся совместные беседы и речевые упражнения с родителями и детьми.

В домашней обстановке также необходимы занятия с родителями и организация комфортного пространства для ребёнка. Особенно важно мышечное расслабление и спокойный эмоциональный фон.

Детей нужно учить принципам релаксации, которые они смогут применять в обычной жизни.

Моторные функции также требуют тренировки. Кроме этого, включаются упражнения для координации речи и её плавности. Делается упор на чувство ритма и дыхание во время разговора. Работать также следует над интонацией и самовосприятием ребёнка с заиканием. Для этого в игровой форме проводятся занятия с детьми в условиях логопедического кабинета и дома с родителями.

Лечение заикания сочетает в себе несколько терапевтических подходов. В число основных входят следующие методики:

  • упражнения для постановки речи;
  • ролевые игры;
  • приём медикаментов;
  • работа с механическими приборами;
  • психотерапевтические занятия;
  • развитие чувства ритма;
  • хирургическое лечение;
  • релаксация;
  • физиотерапия;
  • нетрадиционная медицина.

Выбор методики коррекции зависит от типа заикания, характера течения заболевания (появилось единожды или протекает прогредиентно) и возраста пациента.

Врач-невролог определяет приоритетное направление работы — непосредственная коррекция речи или снятие нервного напряжения.

Исходя из тяжести состояния, терапия проводится в стационаре, амбулаторно или только дома, а также в группе или индивидуально.

Схема логопедического занятия

Длительность занятий определяется возрастом ребёнка. Для детей 3-5 лет она ограничена 10-20 минутами. Если сделать сразу весь комплекс упражнений не получается, можно провести небольшую физкультминутку. А если время пролетает незаметно и ещё остаются силы, стоит увеличить продолжительность тренировки речи.

В начале занятия нужно сделать небольшую разминку. Для этого проводится дыхательная гимнастика. Это помогает увеличить объём выдыхаемого воздуха, чтобы облегчить процесс разговора и удлинить фразы. Ведь именно это становится препятствием на пути к плавной речи у заикающегося ребёнка.

Дыхательную гимнастику нужно проводить в форме игры. Существует несколько основных упражнений:

  1. Ребёнок ложится на спину, и ему предлагается изобразить животом море, на волнах которого качаются его любимые игрушки: глубокий вдох через нос, надувая живот — волна, медленный выдох через трубочку — штиль (повторить не менее 3-х раз).
  2. В таз набирается вода и туда запускаются парусные корабли, которым нужно помочь добраться до другого берега: ребёнок дует, изображая ветер.
  3. Налить в стакан воды и опустить туда соломинку для питья: ребёнок дует в трубочку, изображая в стакане бурю или кипение зелья.

Игровые упражнения помогут наладить плавный и длинный выдох, а также будут для ребёнка весёлым совместным занятием. Продолжить его можно произношением отдельных слов и предложений хором. Это окажет поддержку и послужит примером правильной плавной речи. Главное при этом выбрать медленный темп и соблюдать правильный ритм.

После этого можно поиграть с ребёнком в эхо, когда он повторяет за родителем сказанное слово или предложение. Это помогает наладить автоматизацию речи. В таком случае не придётся думать во время разговора, как правильно произносить звуки, что позволит уменьшить волнение во время диалога.

Результаты занятий нужно закреплять в игре или совместном творчестве.

Для побуждения к речи можно загадывать загадки, сочинять истории по рисунку или составлять одну из нескольких. Хорошего эффекта можно добиться разучивая песенки. Вокализация помогает добавить плавности течению голоса. Этот приём используют и в жизни: при затруднении в произношении слов, их можно попробовать пропеть. Часто это снимает спазм и позволяет дальше общаться спокойно.

Так как речь связана с мелкой моторикой, полезными будут занятия по совместному изготовлению поделок. Это улучшает координацию и артикуляцию. Во время рукоделия нужно как можно больше разговаривать с ребёнком. Он будет занят, что позволит расслабить его во время разговора и снять напряжение с мышц.

Профилактика заикания

Начало болезни невозможно предугадать или предотвратить. Но можно снизить частоту приступов и риск развития рецидива. Для этого нужно соблюдать несколько правил:

  • Не применять к ребёнку воспитательные меры в виде физического наказания или запугивания.
  • Ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры.
  • Создать дружелюбную к ребёнку речевую среду, когда ему не приходится много говорить.
  • Перенести чтение книг на дневное время и убрать его из вечернего.
  • Не заставлять разговаривать или учить стихотворения.
  • Избегать публичных выступлений и предупредить об этом в образовательных учреждениях.
  • Если ребёнок запинается, пытаясь что-то рассказать, его стоит отвлечь, чтобы он успокоился (предложить фрукт или сладость, попросить подождать и отойти проверить ужин на плите и т. д.).
  • Ограничить употребление продуктов, возбуждающих нервную систему (шоколад, кофе, какао, крепкий чай).
  • Не показывать озабоченность состоянием ребёнка, не водить к врачам больше, чем назначено.
  • Ввести в традицию совместное пение по вечерам и изготовление поделок, складывание пазлов и другие занятия для мелкой моторики.

Эти советы помогут ребёнку легче перенести период активного заикания. Создание комфортной среды ускоряет выздоровление и нормализацию речи. Главное не указывать на недостатки, а акцентировать внимание на успехах. Тогда занятия принесут пользу быстрее, а результат закрепится надолго.

Методики лечения заикания позволяют полностью восстановить плавную и здоровую речь. Если относиться к психологическому состоянию пациента бережно, можно избегать рецидивов на протяжении всей жизни. Но в первые полгода после исчезновения всех симптомов всё же стоит посещать логопеда раз в 2 месяца для терапевтического контроля.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/nevroticheskoe-zaikanie/

Кто лечит заикание и какому врачу обращаться

Диагноз заикание кто ставит

Заикание приносит множество неприятностей? Вашему ребёнку трудно освоиться в коллективе? Он начинает стесняться своей особенности и становится неуверенным и замкнутым? 

В случае возникновения этих вопросов родители задаются одним и тем же вопросом: как ему помочь, к какому врачу обратиться, если заикается ребенок.

Первым делом — участковый педиатр

Первым специалистом, к которому обычно идут родители заикающегося ребенка, становится участковый педиатр. Он осмотрит малыша и даст направление к специалисту: неврологу или психотерапевту.

Важно понимать, что любой квалифицированный врач перед тем, как назначить лечение, установит и расскажет родителям причину и природу заикания.

По своей природе заикание в медицине подразделяется на органическое (неврозоподобное) и невротическое. Лечением каждого вида заикания занимаются узкоспециализированные врачи. Ведь мы идем лечить глаза к окулисту, а не обращается за этим к ЛОРу, так и с заиканием, каждой форме — свой специалист.

Одну из главных ролей в возникновении у человека нарушений речи играют гены, а вот проявляться наследственность может в разных формах.

Органическое или неврозоподобное заикание вызвано физиологическими причинами — патологиями в работе головного мозга. Часто речевые нарушения в таком случае идут бок о бок с нарушениями моторики, которые сказываются и на артикуляции в том числе. Обычно такое заикание начинает активно проявлять себя в 3-4 года и постепенно усиливаться. 

Отличие этой формы в постоянстве симптомов, то есть заикание не зависит от эмоционального состояния ребенка, смены обстановки, окружения и так далее.

Нарушения в работе мозга, влияющие на речь, обычно видны на электроэнцефалограмме. Лечением неврозоподобного заикания занимается психоневролог. Оно включает в себя на только коррекцию речи, но и работу над устранением мозговых нарушений, в том числе с помощью индивидуально подобранных препаратов.

Невротическое заикание — поможет врач-психотерапевт

Этот вид нарушения речи связан не с физиологией, а с психологическими факторами. Ребёнок начинает заикаться в возрасте 2-3 лет, когда идет становление речи. А в период с 4 до 6 лет может усилиться под влиянием разных факторов.

Дело в том, что именно в этот период речь ребенка развивается особенно активно, быстро растет словарный запас, прогрессирует фразовая речь. Мозг и артикуляционный аппарат испытывают большие нагрузки, и любой стресс способен вызвать нарушение в их слаженной работе.

Спровоцировать заикание может испуг, резкая смена обстановки (например, переезд или переход в новый детский сад), развод родителей, большая учебная нагрузка.

Такое заикание чаще проявляется не постоянно, а в определенных условиях, например, когда ребенок волнуется или боится чего-то. Здесь на помощь приходит врач-психотерапевт.

В реальности причины могут пересекаться, то есть у ребенка с органическим заиканием вполне могут быть и психологические проблемы по части речи. Поэтому важно понимать, что в любом случае подход к лечению заикания должен быть комплексным.

К сожалению, в России пока отсутствует налаженная схема диагностики заикания, и поликлиники не всегда способны предоставить комплексный подход к обследованию и лечению. Но хороший участковый педиатр, как минимум, сможет скоординировать и подсказать, к каким узким специалистам следует обратиться и какие обследования пройти. Именно от правильности выбора врача заиколога зависит успех лечения.

Ограничиваться походом к педиатру или терапевту не стоит. При первых проявлениях заикания специалисты рекомендуют обращаться в специализированную речевую клинику или центр.

Ведь именно там работают специализированные врачи — логопеды, заикологи, дефектологи, способные подобрать правильную схему лечения в зависимости от природы заикания и оказать комплексную помощь при нарушениях речи.

В работе используются методы как врачебной, так и педагогической реабилитации, что является совершенно необходимым при лечении заикания и у детей, и у взрослых.

Успех лечения заикания зависит от множества факторов: наследственности, правильной и своевременной постановки диагноза, квалификации врачей, подбора программы по реабилитации речи. При невротической форме заикания видимый результат может быть достигнут уже в течение 3 дней.

Не затягивайте с обращением к специалисту. Подарите ребенку и себе свободу общения.

Верный диагноз повышает шансы на успех, поэтому на консультации определим вид заикания, установим степень тяжести и предложим схему лечения. Если вы уже прошли курс и продолжаете работу – ответим на вопросы и скорректируем план занятий.

Не откладывайте решение проблемы на потом, запишитесь на бесплатную консультацию по форме ниже или позвоните по телефону:

8 (812) 717-40-68

Перед тем, как начать разговор о причинах заикания у взрослых, следует рассказать о том, что подразумевает под собой термин «заикание».

Логоневроз это не причина заикания, а его следствие. Обращайтесь к квалифицированным специалистам сразу, как только заметили нарушения в речи ребенка, ведь чем раньше начать борьбу с ними, тем быстрее победа будет за вами!

Источник: https://zaikanie.spb.ru/articles/o-lechenii-vzroslyh/kakoy-vrach-lechit-zaikanie/

Страница Психолога
Добавить комментарий