Диагностическая карта для ребенка с аутизмом

Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма

Диагностическая карта для ребенка с аутизмом

Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка с взрослыми и сверстниками, и проявляется в его “погружении” в свой собственный мир.

В дошкольном возрасте у детей появляются “необычные” интересы. Можно привести примеры увлечений дорожными знаками, печатными рекламами, водопроводными кранами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках. При этом дети много фантазировали.

По мнению многих авторов в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Иногда ребенок может испугаться кусочка мыла, пролитого на стол клея, киселя.

Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка.

Стремление к “ритуалам”, к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу.

Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.

В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем дети с диагнозом аутизм по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны. Многие из них не могут учиться в массовой школе и переходят на домашнее обучение.

Степень выраженности тех или иных особенностей аутизма, их характер и проявления различны у разных детей. В случае, когда ребенку присущи многие черты аутичности, – перед нами классический аутизм.

На индивидуальной консультации и на тренинге чаще встречаются дети, обладающие лишь некоторыми аутистическими чертами.

К сожалению, многие педагоги, работая с такими детьми, не имея специального образования, знаний об особенности их развития, зачастую воспринимают их как невоспитанных, злых и неуравновешенных.

В настоящее время многие авторы предлагают проводить коррекционную работу в следующих основных направлениях.

1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания.

3. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Организация работы с аутичными детьми требует большого терпения от родителей, педагогов и психолога. Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.

На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, численностью по 2-3 человека.

При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители аутичного ребенка, которые смогли бы продолжить обучение ребенка в домашних условиях.

На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

Для того чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с тренинга по развитию психических процессов, в особенности ощущений и целостного восприятия.

Особое внимание при этом следует уделять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия, используя при этом большое количество игр и приемов работы по этому направлению.

Если у ребенка низкая мотивация к занятиям, то на первых порах взрослый может использовать следующий прием: брать руку ребенка и направлять ее, например, обводить пальчиком ребенка геометрические фигуры, контуры объемных и нарисованных предметов, при этом четко и многократно повторяя их названия.

Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, то можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей.

Развитие зрительно-моторной координации тоже необходимо в работе с аутичными детьми. С этой целью полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе с взрослым смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия частей тела.

Аутичные дети, как показывает наш опыт работы, любят рисовать на своем теле. Например, 3-летний Сева часами мог разрисовывать фломастером свои руки и ноги.

Родителям непонятен смысл этих действий, а в действительности подобное рисование помогает ребенку лучше осознать свое тело, его части и способствует развитию тактильных ощущений.

В таких случаях вместо фломастеров можно порекомендовать родителям использование пищевых красителей.

В отдельных случаях, в зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и при его желании, можно поиграть в игру “Разговор руками” Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться в своем теле, используется и такой прием: положив ребенка на большой лист бумаги, например на кусок обоев, взрослый обводит контуры его тела, а затем вместе с ребенком разрисовывает его, называя ее, ведет с ней диалог. Аутичные дети с удовольствием занимаются такими видами деятельности, как плоскостное моделирование, коллекционирование, складывание мозаик и конструирование, и опытный педагог должен учитывать эти особенности при построении индивидуальных планов обучения.

Поскольку “аутизм” – медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причем, главная задача – не вылечить детей (поскольку это невозможно), а помочь им адаптироваться в обществе.

Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма

Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и второго года жизни.

Приведенные вопросы добавляются к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности РДА.

Такой претендент в клинической, в частности психоневрологической клинике, не единственный. Известны специальные схемы анамнеза и статуса детей и взрослых, страдающих эпилепсией и другими заболеваниями.

За рубежом имеется ряд схем для обследования детей с РДА.

Однако диагностические критерии РДА у детей первых лет жизни представлены в них значительно менее подробно, во многих выпадают сведения об отдельных сферах развития (эмоциональной и т. д.).

Естественно, что у данного аутичного ребенка будут проявляться не абсолютно все признаки РДА, западения в отдельных сферах будут выступать в разной степени.

Поэтому представленная ниже подробная диагностическая карта, фиксирующая особенности развития всех неврологических сфер ребенка, должна способствовать не только ранней диагностике и терапии РДА, но и выбору методов психологической коррекции, адекватных клинико-психологическому варианту РДА и индивидуальным особенностям ребенка.

Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 27 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.062 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-50686.html

Карта РДА

Диагностическая карта для ребенка с аутизмом

Речевая карта обследования ребенка с РДА

Имя ребенка:_______________________________________________________

Возраст ______________ дата рождения________________________________

ФИО родителей_____________________________________________________

Тип учреждения_____________________________________________________

Заключение: Специалистов (невролог, лор, педиатр, окулист, психиатр)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анамнез

Протекание беременности и родов (наличие токсикозов, травм, заболевания матери, резус конфликт, роды срочные, затяжные, стремительные, асфиксия, гипоксия)__________________________________________________________

Психомоторное развитие:

Голову держит с ______________________________

Сидит с ______________________________________

Ползает_____________________________________

Стоит___________________________________________

Ходит___________________________________________

Раннее речевое развитие:

Характер крика_____________________________________________________

Гуление____________________________________________________________

Лепет______________________________________________________________

Первые слова_______________________________________________________

Первые фразы______________________________________________________

Вегетативно-инстинктивная сфера:

Особенности сна____________________________________________________

Особенности питания________________________________________________

Реакция на физический дискомфорт___________________________________

Аффективная сфера:

Особенности общего эмоционального облика___________________________

Преобладающее настроение__________________________________________

Психологические особенности развития детей первого года жизни

… особенности развития детей в возрасте до одного года. Объект исследования – новорожденный ребенок (от 0 до 1-го года). Предмет исследования – психологические особенности развития детей …

плеч, делание моста, поднимание головы, лежа на спине, поворачивание … мотивы специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая …

активность, улыбку, радостный лепет при виде знакомого явления …

Наличие страха_____________________________________________________

Реакция на перемену обстановки______________________________________

Чувство самосохранения _____________________________________________

Особенности общения:

Визуальный контакт (фиксация взгляда, характер взгляда) ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Комплекс оживления и первая улыбка_________________________________

Реакция на близких__________________________________________________

Реакция на нового человека__________________________________________

Отношение к физическому контакту____________________________________

Поведение в одиночестве____________________________________________

Восприятие:

Зрительное: Взгляд «сквозь», «псевдослепота», раннее различение цветов, рассматривание своих рук, зрительная гиперсинзитивность_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слуховое: аутостимуляции, отсутствие реакции на звук, страх звуков, реакция на музыкв__________________________________________________________

Чувствительность (тактильная, вкусовая, обонятельная)_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Моторика

Мышечный тонус (гипотонус, гипертонус)_______________________________

Особенности двигательной сферы (заторможенность, вялость, расторможенность, возбудимость)____________________________________

___________________________________________________________________

Характер движений (медлительность, угловатость, «марионеточность», плавность, ловкость, грациозность)___________________________________

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Педагогический факультет Кафедра социальной и коррекционной педагогики ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Курсовая работа Специальность 1-030308-02–Олигофренопедагогика. Логопедия Студентки 3 курса Дневной формы …

__________________________________________________________________

Двигательные стереотипии___________________________________________

Особенности ходьбы и бега (страх, импульсивность, особый ритм, некоординированность, на цыпочках,)_________________________________

___________________________________________________________________

Особенности артикуляционной моторики

Движения губ_______________________________________________________

Движения языка____________________________________________________

Движения щек______________________________________________________

Движения нижней челюсти___________________________________________

Движения мягкого неба______________________________________________

Использование жестов и мимики_______________________________________________________________________________________________________________________________

Интеллектуальное развитие

«Полевое «поведение_______________________________________________

Особенности внимания и памяти______________________________________

__________________________________________________________________

Преобладающие интересы___________________________________________

__________________________________________________________________

Интеллектуальная активность в спонтанной и заданной деятельности_______

__________________________________________________________________

Речь

Реакция на звучащую речь (на громкую, тихую, шёпотную) __________________________________________________________________

Наличие эхолалий (слова, фразы, цитаты)___________________________________________________________

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.

Евсевьева Факультет педагогического и художественного образования Кафедра методики дошкольного воспитания КУРСОВАЯ РАБОТА Автор курсовой работы Полханова Е.Ю.

студентка 4 курса 402 группы факультета педагогического и художественного образования заочной формы …

Динамика накопления словаря (регресс речи на уровне отдельных слов)____

__________________________________________________________________

Склонность к вербализации. Неологизмы. Монолиги и аутодиологи________

__________________________________________________________________

Особенности просодики (темп, ритм; склонность к дикломации, рифмованию, акцентуации ритма)_____________________________________

___________________________________________________________________

Употребление личных местоимений (наличие или отсутствие речи о себе в первом лице)______________________________________________________

___________________________________________________________________

Мутизм____________________________________________________________

Игра

Манипуляции с игрушками (игнорирование, рассматривание, отсутствие манипуляций, патологическая привязанность к определенной игрушке)_____

___________________________________________________________________

Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект, группировка игрушек по признаку_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности коммуникации в игре (игра в одиночку, аутодиалоги, игры-фантазии, спонтанность сюжета игры)_________________________________

___________________________________________________________________

Навыки социального поведения

Режим (трудности усвоения), собственный ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Бытовые навыки (время появления, отсутствие, страхи) __________________________________________________________________

Фонетический и фонологический подходы к обучению навыкам звучащей речи

… структуры и стиль речи. Из факта существования не только внешнего проявления, но и … этим методических проблем. Этим объясняется отсутствие единого системного подхода к обучению …

основных точки зрения на обучение слухо-произносительным навыкам: .Последовательно-аудитивная/акустическая; . Артикуляционная; …

условиях различения (кол – гол, икра – игра), так и в условиях неразличения, или нейтрализации …

___________________________________________________________________

Принятие/ непринятие помощи _______________________________________

Патологические привычки____________________________________________

___________________________________________________________________ Психосоматические корреляции

Аллергические проявления___________________________________________

___________________________________________________________________

Психосоматические проявления_______________________________________

___________________________________________________________________

Манифистация проявлений аутизма после соматического заболевания______

___________________________________________________________________

Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перспективный план:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: https://forpsy.ru/works/karta-rda/

Ранний детский аутизм. диагностическая карта – авторы к.с. лебединская и о.с. никольская

Диагностическая карта для ребенка с аутизмом

Эта карта используется при обследовании детей раннего возраста, если у них предполагают РДА. Возраст обследуемого ребенка колеблется от 1 до 2 лет. Эта карта фиксирует все сферы развития аутичного ребенка и способствует оптимальной коррекционной работе с ним.

«Вегетативно-инстинктивная сфера. Неустойчивость ритма «сон — бодрствование». Длительность сна. Длительность периода засыпания и сна. Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, балконе, при укачивании). Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении.

Трудности взятия груди, задержка формирования автоматизации сосания. Вялость, недостаточность времени сосания.

Срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии. Склонность к запорам.

Отсутствие пищевого рефлекса. Анорексия. Возможность кормления лишь в особых условиях. Избирательность в еде. Гиперсенситивность к твердой пище, употребление только протертой.

Малоподвижность, пассивность. Слабость или отсутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение.

Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже.

Аффективная сфера. Особенности общего эмоционального облика: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность. Периодические «уходы в себя». Запаздывание формирования, слабость или чрезмерная выраженности эмоций удивления, обиды, гнева. Слабая эмоциональная откликаемость. Трудности вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого.

Преобладание повышенного либо пониженного фона настроения. Немотивированные колебания настроения. Дисфорические расстройства с напряженностью, негативизмом, агрессивной готовностью.

Склонность к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью, булимией.

Субдепрессивные состояния с малоподвижностью, гипомимией, длительным плачем, потерей аппетита, нарушением сна, большей выраженностью аффективных расстройств по утрам.

Невротические реакции на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегетативные расстройства.

Психопатоподобные реакции: негативизм, агрессия к близким детям. Первый возрастной криз. Время появления и длительность психомоторной возбудимости, страхи, тревога, нарушения сна и питания, пресыщаемость в игре.

Страхи. Время появления. Страхи животных. Страхи бытовых шумов, тихих звуков. Боязнь изменения интенсивности света, предметов определенного цвета и формы, прикосновения, влаги. Страх остаться одному, потерять мать, чужих, высоты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты. Страхи, обусловленные ситуационно.

Трудности при введении прикорма. Приверженность узкому кругу еды, отвергание новых видов пищи. Ритуальность к атрибутике еды. Жесткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям окружающего. Негативизм к новой одежде.

Уровень патологической реакции на перемену обстановки: нарушение вегетативных функций, невротическое, психопатоподобные расстройства, регресс приобретенных навыков.

Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие «чувства края». Отсутствие страха высоты, закрепление опыта контакта с горячим, острым.

Сфера влечений. Агрессия. Ее проявления. Жесткость к близким, детям, животным, стремление ломать игрушки.

Легкое возникновение агрессии в аффекте. Агрессия как стремление привлечь внимание, вступить в игру. Агрессия при страхе. Влечение к ситуациям, вызывающим страх. Агрессия при радости.

Самоагрессия: спонтанная, при неудачах. Брезгливость. Понижение и повышение. Их сочетание.

Сфера общения. Визуальный контакт. Отсутствие фиксации взгляда на лице человека. Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека. Активное избегание взгляда человека. Характер взгляда: неподвижный, застывший, испуганный.

Комплекс оживления. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, ого, улыбки.

Первая улыбка. Слабость, редкость. Особенности внешней характеристики. Отнесенность не к человеку, а неодушевленному предмету, возникновение на звук, ощущение. Отсутствие заражаемости улыбки, интонации, смеха взрослого.

Узнавание близких. Задержка в узнавании матери, отца, других близких. Слабость эмоциональной насыщенности узнавания. Реакция на приход и уход близких.

Формирование наибольшей привязанности к кому-либо из близких. Малая потребность в матери, слабая реакция на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Сопротивление при взятии на руки. Симбиотическая связь с матерью.

Появление слов «мама», «папа» после других. Их неотнесенность к родителю. Другие необычные вербальные обозначения родителей. Эпизоды страха кого- либо из родителей.

Реакция на нового человека. Непереносимость: тревога, страхи, сопротивление при взятии на руки, агрессия, игнорирование, «сверхобщительность».

Контакт с детьми. Игнорирование: пассивное, активное. Стремление лишь к физическому общению. Обследование как неодушевленного предмета. Игра «рядом». «Механическое» заражение поведением детей.

Сопротивление при попытке организации контакта извне. Избирательность контактов с детьми. Отношение к физическому контакту. Стремление, неприязнь.

Гиперсенситивность, переносимость лишь «малых доз» прикосновения, поглаживания, кружения.

Реакция на словесные обращения. Отсутствие отклика на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения. «Псевдоглухота». Избирательность ответных реакций на речь.

Поведение в одиночестве. Отсутствие реакции. Непереносимость, страх. Предпочтение. Стремление к территориальному уединению.

Отношение к окружающему. Необычность первоначального объекта фиксации внимания. Индифферентность к окружающему, отсутствие активности исследования предметов.

Отсутствие дифференциации одушевленного и неодушевленного. «Механическое» использование руки, туловища взрослого.

Восприятие. Зрительное восприятие. Взгляд «сквозь» объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте: световом пятне, узоре на ковре и т.д.

Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев на руках. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения.

Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей и т.д.).

Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

Зрительная гиперсенситивность: испуг, крик при включении света; стремление к темноте.

Слуховое восприятие. Отсутствие реакции на звук. Страх отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам.

Стремление к звуковой аутостимуляции. Предпочтение тихих звуков. Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Хороший музыкальный слух. Гиперпатическая отрицательная реакция на музыку.

Тактильная чувствительность. Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку. Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться. Обследование окружающего преимущественно с помощью ощупывания.

Вкусовая чувствительность, непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

Обонятельная чувствительность. Гиперсенситивность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания.

Проприоцептивная чувствительность. Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при зевании, ударами головой о бортик коляски, спинку кровати. Влечение к игре со взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания.

Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Гипертонус. Гипотонус. Время выявления, проявления. Длительность и эффективность применения массажа.

Моторный облик: двигательные заторможенность, вялость или расторможенность, возбудимость. Медлительность, угловатость, порывистость, марионеточные движения. Неуклюжесть, мешковатость. Необычная грациозность, плавность движений, ловкость при лазанье, балансировании.

Задержка в формировании навыка жевания.

Слабость реакции на помощь взрослого при формировании навыков сидения, ползания, вставания.

Задержка в развитии ходьбы. «Внезапность» перехода к ходьбе. Активность в ходьбе. Страх ходьбы. Начало бега одновременно с началом ходьбы.

Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное перемежение с застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенности походки: «деревянность», некоординированность, порывистость. Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.

Двигательные стереотипии: раскачивание в колыбели, однообразные повороты головы. Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. Кружение вокруг своей оси, Машущие движения пальцами либо всей кистью. Вычурный рисунок двигательных стереотипии.

Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих утверждение либо отрицание, жестов приветствия или прощания.

Затруднения в имитации движений взрослого. Сопротивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам.

Мимика (в том числе по фотографиям в данном возрасте). Гипомимичность: бедность мимических комплексов (испуга, плача, улыбки). Напряженность, неадекватные гримасы.

Интеллектуальное развитие. Впечатление необычной выразительности, осмысленности взгляда в первые месяцы жизни.

Впечатления «тупости», непонимания простых инструкций.

Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической миграцией, неспособностью сосредоточения, отсутствием отклика на обращение. Сверхизбирательность внимания.

Сверхсосредоточенность на определенном объекте.

Беспомощность в быту. Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий.

Отсутствие интереса к функциональному значению предмета.

Большой для возраста запас знаний в отдельных областях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре. Условные обозначения в игре. Преобладание интереса к изображенному предмету над реальным.

Необычная слуховая память. Необычная зрительная память.

Особенности временных соглашений: одинаковая актуальность впечатлений прошлого и настоящего.

Разница «сообразительности», интеллектуальной активности в спонтанной и заданной деятельности.

Речь. Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциация между отсутствием реакции на слово и гиперсенситивностью к невербальным звукам, между «непониманием» простых бытовых инструкций и пониманием разговора, не обращенного к ребенку.

Лучшая реакция на тихую, шепотную речь.

Запаздывание или отсутствие фазы гуления и лепета. Его необращенность к взрослому.

Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость. Эхолалии. Динамика накопления словаря: регресс речи на уровне отдельных слов.

Запаздывание или опережение появления первых фраз. Их необращенность к человеку. Комментирующие, аффективные фразы. Фразы-эхолалии. Эхолалии- цитаты.

Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова-отрицания.

Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма.

Отсутствие речи о себе в первом лице. Неправильное употребление других личных местоимений. Регресс фразовой речи; факторы, его провоцирующие.

Вычурность интонаций. Повышение высоты голоса к концу фразы. Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь отдельных слогов. Мутизм тотальный. Мутизм избирательный.

Игра. Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляции. Задержка на стадии манипулятивной игры. Манипулирование лишь с одной игрушкой.

Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект. Стереотипность манипуляций. Сохранение манипуляций, свойственных более раннему возрасту. Символизация, одушевление неигровых предметов в сюжетной игре. Группировка игровых и неигровых предметов по цвету, форме, размеру. Склонность к выкладыванию рядов, орнаментов.

Некоммуникативность игры. Игра в одиночку, в обособленном месте. Аутодиалоги в игре. Игры-фантазии с перевоплощением в других людей, животных, предметы.

Навыки социального поведения. Трудности усвоения режима. «Собственный» режим. Запаздывание формирования навыков: пользования ложкой, удержания чашки, одевания. Затруднения в имитации действий взрослого. Отказ от помощи либо, наоборот, ее охотное использование. Регресс навыков еды и одевания.

Время появления навыков опрятности. Страх горшка. Склонность к регрессу навыков. Связь с невротическими и психопатоподобными явлениями. Патологические привычки.

Предрасположенность к аллергическим заболеваниям, аллергическим компонентам при общих инфекциях, аллергической реакции на лекарственные препараты.

Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием: тревоги, страхи, другие аффективные расстройства, стереотипии; временной регресс приобретенных навыков.»

(К.С. Лебединская, О.С. Никольская. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991. С. 88-96.)

Источник: https://www.logopedmaster.ru/node/889

Страница Психолога
Добавить комментарий