Депрессия нарушение речи

Изменения речи при депрессивных состояниях

Депрессия нарушение речи

Исследования речи больных, находящихся в состоянии депрессии, немногочисленны. К тому же работы более раннего периода, посвященные этому вопросу, носят преимущественно описательный характер.

Экспериментальные исследования речи при психопатологических состояниях стали проводиться сравнительно недавно.

Отечественными психолингвистами была предпринята попытка описания речи больных с применением показателей, характеризующих более высокие лингвистические уровни речевого процесса.

Как показывают результаты исследований, средний темп речи людей страдающих депрессивными расстройствами не отличается от здоровых людей.

Однако речь больных депрессией отличается от речи здоровых лиц большей продолжительностью хезитаций Вертоградова О. П., Волошин В. М. Возможные исходы и типологии депрессий.

// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова – 1983. – №8. С. 1189-1194. .

Количество местоимений в речи больных увеличено, а количество прилагательных уменьшено. Как известно, увеличение количество местоимений вообще характерно для речи людей, находящихся в особых эмоциональных состояниях.

Снижение числа прилагательных характеризует речь депрессивных больных как менее выразительную по сравнению с нормальной речью Смулевич А. Б. Дистимия. // Депрессии в общемедицинской практике. – М.: Медицина. – 2000. – С.

32-34..

Кроме того, речь здоровых людей более развернута, а используемые при описании фразы более длинные. Лица, страдающие депрессивными расстройствами, используют в речи в основном конкретные существительные. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина. – 1982. – С. 26

Исследования показывают, что речь больных, находящихся в состоянии депрессии, не отличается коренным образом от речи здоровых лиц, т.е. не имеет серьезных патологических необратимых изменений. Но, не смотря на это, имеет ярко выраженные особенности. Так отдельные формы речи больных (монологическую) можно считать упрощенными.

Важно помнить, что в периоды обострения депрессивных состояний речь характеризуется отрывочностью, незавершенностью фраз и т.д. в этом случае можно встретить, так называемую речевую бессвязность, т.е.

речевое возбуждение с утратой смысловых и грамматических связей между словами, что отражает бессвязность мышления. Отмечаются грубые нарушения монологической и диалогической речи, утрачивающей какую-либо связь с реальной ситуацией и становящейся фрагментарной.

Иногда речь состоит из отдельных обрывков воспоминаний прошлого, между которыми невозможно установить какие-либо ассоциации. Характерен случайный, хаотический набор слов. Фразы, если они сохраняются, построены неправильно, речь больных состоит из обрывков предложений.

Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. – М.: Академия. – 1999. – С. 49

Другой формой ярких речевых нарушений при некоторых формах депрессии является речевая разорванность, при которой речь больных лишена содержания, хотя сохранность синтаксических связей между отдельными элементами фраз, что придает речи внешнюю упорядоченность.

Однако при значительной выраженности речевой разорванности страдает и грамматический строй речи, наряду с нарушениями ее логического построения.

Несмотря на известную сохранность синтаксического строя речи, нет оснований говорить об отсутствии грамматических расстройств вообще; страдает фонетическая сторона речи – замена звуков, появление неправильных ударений, искажение интонаций, модуляций голоса. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: Медицина. – 2000. – С. 119

Достаточно часто при острых формах депрессии встречается монотонная речь, которая характеризуется незначительностью интонационного выделения слов и слогов.

Нарушения темпа речи в свою очередь проявляются замедлением ее темпа, излишней обстоятельностью, склонностью к детализации, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Блейхер В., Крук И.

Толковый словарь психиатрических терминов. (около 3000 терминов). – СПб.: Питер. – 1998. – С. 97

Таким образом, данные исследований показывают, что форма и острота протекания депрессивных расстройств определяют степень изменения речи, но общая тенденция этих изменений сохраняется – это снижение темпа речи, увеличение количества местоимений, снижение уровня развернутости и выразительности, упрощенность, временами отрывочность.

У людей, страдающих расстройствами настроения, определенный аффект сохраняется, как правило, в течение нескольких месяцев или лет, накладывает отпечаток на все их отношения с миром и не позволяет им нормально функционировать.

Основным типом настроения при этих расстройствах остается депрессия. Симптомы депрессии охватывают пять функциональных областей: эмоциональную, мотивационную, поведенческую, когнитивную и физическую.

Кроме того, при депрессии возрастает опасность появления суицидальных мыслей и совершения самоубийств.

Особенно важно отметить, что дети с депрессивным расстройством хуже учатся в школе, набирают меньшее количество баллов при проведении стандартных тестов, оценивающих способности к школьному обучению, и рассматриваются своими преподавателями как ученики, которые недостаточно занимаются учебой и имеют низкий уровень знаний.

Плохая концентрация внимания и ухудшение мыслительных способностей, психомоторная заторможенность или возбуждение, усталость, бессонница и жалобы соматического характера приводят к тому, что ребенок может остаться на второй год, не выполняет домашние задания.

Такое положение наглядно демонстрирует теснейшую связь эмоционально-волевой и познавательной сферы в целом, а так же влияние депрессивных состояний на уровень мыслительных процессов и речевой деятельности.

Подводя итог нашей работы можно отметить, что цель была достигнута, а поставленные задачи реализованы, что позволяет сделать вывод о том, что у лиц страдающих депрессивными расстройствами наблюдаются изменения в речи, которые наиболее ярко проявляются в ее монологической форме. Однако эти изменения чаще всего не имеют патологического характера.

1. Бек А., Раш А., Брайан Ш., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. – М.: Сфера. – 2003. – 252с.

2. Блейхер В., Крук И. Толковый словарь психиатрических терминов. (около 3000 терминов). – СПб.: Питер. – 1998. – 527с.

3. Вертоградова О. П., Волошин В. М. Возможные исходы и типологии депрессий. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова – 1983. – №8. С. 1189-1194.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Сборник сочинений: В 2т. – М.: Педагогика. – 1982. – Т.1. – С. 5-361.

5. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина. – 1982. – 437с.

6. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер. – 1999. – 563с.

7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: Владос. – 1998. – 276с.

8. МКБ-10. Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра. Раздел F-34: Хронические (аффективные) расстройства настроения. – СПб.: Медицина. – 1994. – 746с.

9. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Под ред. К. П. Кискера и др. – М.: Академия. – 1999. – 278с.

10. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер. – 2000. – 523с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер. – 1998. – 705с.

12. Смулевич А. Б. Дистимия. // Депрессии в общемедицинской практике. – М.: Медицина. – 2000. – С. 32-34.

13. Смулевич А.Б. Аффективные заболевания непсихотического уровня – циклотимия, дистимия. // Руководство по психиатрии. М.: Медицина. – 1999. – стр. 608-636.

14. Тиганов А. С. Руководство по психиатрии. – М.: Медицина. – 1999. – 265с.

15. Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. – Таллинн. – 1988. – 124с.

16. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: Медицина. – 2000. – 492с.

Источник: https://studbooks.net/551609/psihologiya/izmeneniya_rechi_depressivnyh_sostoyaniyah

Расстройство экспрессивной речи

Депрессия нарушение речи
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.

Распространенность

Частота расстройств экспрессивной речи колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Причина расстройства развития экспрессивной речи неизвестна. Минимальная мозговая дисфункция или задержка формирования функциональных нейрональных систем выдвигаются в качестве возможных причин. Наличие семейного анамнеза указывает на генетическую детерминированность данного расстройства.

Нейропсихологический механизм расстройства может быть связан с кинетическим компонентом, при заинтересованности в процессе премоторных отделов мозга или заднелобных структур; с несформированностью номинативной функции речи или несформированностью пространственного представления речи (височно-теменные отделы и зона теменно-височно-затылочного перекреста) при условии нормальной левополушарной локализации речевых центров и нарушений функционирования именно в левом полушарии.

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Отсутствие отдельных словообразований – к 2 и простых предложений и фраз к 3 годам – признак задержки.

Более поздние нарушения – ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений, синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.

Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).

Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.

Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим расстройством.

Дифференциальная диагностика

Следует проводить с умственной отсталостью, для которой характерно полное нарушение интеллекта в вербальной и невербальной сфере; с общими расстройствами развития, при которых характерны отсутствие внутреннего языка символической или воображаемой игры, неадекватное применение жестов и неспособность поддерживать теплые социальные отношения.

При приобретенной афазии или дисфазии характерно нормальное речевое развитие до травмы или других неврологических расстройств.

Предпочтительна речевая и семейная терапия. Речевая терапия включает овладение фонемами, словарным запасом, построением предложений. При наличии признаков вторичного или сопутствующего нарушения в сфере поведения или эмоций показаны медикаментозное лечение и психотерапия.

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройства экспрессивной речи, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: https://www.eurolab.ua/diseases/1945

Расстройства речи у взрослых: причины, симптомы, лечение

Депрессия нарушение речи
Медицинская информация достоверна

Проверял Еремин Алексей Валентинович

В отдельную категорию психических нарушений выделяют расстройства речи. Они представляют собой не только проблемы с вербальной коммуникацией у пациента, но и патологии в речевой моторике и других смежных областях. Степень выраженности расстройства бывает разной – от неправильного произношения звуков до неспособности индивидуумом воспринимать чужие слова на слух.

Предпосылки возникновения болезни у детей и взрослых разные. В первой категории пациентов она обуславливается наследственностью, осложнениями при беременности и родах. Во второй – развивается на фоне злокачественных и доброкачественных новообразований в головном мозге, инфекций или инсульта.

В Клинике Доктора Исаева лечение расстройств речи ведется с использованием современных техник терапии и доказавших свою эффективность традиционных методов. Обратиться к нам с обеспокоенностью по поводу речевых патологий вы можете в любой момент.

Наши специалисты в совершенстве владеют психотерапевтическими технологиями, при необходимости совмещают лечебный процесс с применением лекарственных препаратов.

Итогом грамотно проведенной работы становится значительное улучшение состояния больного, а в ряде случаев ― полное устранение негативных симптомов.

Общая характеристика заболевания

Наивысшая функция – речь, она неразрывно связана со способностью чувствовать, запоминать и мыслить. Человек может правильно произносить звуки только при нормальной работе головного мозга. Также в этом процессе участвуют артикуляционный аппарат (губы, зубы, гортань, язык) и дыхательная система.

Формирование этой функции производится благодаря двум механизмам. На основе этого выделяют две речевые разновидности – импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет свои особенности и клиническую картину нарушений.

Импрессивная речь определяет способность человека воспринимать услышанные слова, осознавать прочитанные фразы.

Головной мозг моментально анализирует все звуковые составляющие сказанного слова, благодаря чему происходит его понимание.

Расстройства речи по этому типу связаны с нарушениями зрительных и слуховых анализаторов, а также патологиями головного мозга. Такие пациенты могут прослушать отдельную фразу, но не понять ее смысл.

Обращенные к ним слова игнорируются, при воспроизведении подобных фраз происходит подмена звуков. Как результат – больного перестают понимать окружающие.

Он сам оказывается дезориентированным в окружающем его обществе.

Экспрессивная речь обуславливает возможность разговаривать, самостоятельно писать слова, формировать предложения. Расстройство речи этой формы проявляется скудным словарным запасом пациента.

Произношение звуков происходит с определенными нарушениями, он не может правильно строить предложения, составлять логические связки из слов и фраз.

Это патология связана с психологическими проблемами личности, нарушениями органов артикуляционного аппарата и головного мозга.

Основные признаки расстройства речи

Заметить, что у человека начались проблемы с речевой функцией или они есть с раннего детства, можно по следующим признакам:

  • дикция становится невнятной и смазанной;
  • словарный запас ограничен;
  • нарушения ритма и темпа речи, заикание;
  • изменение тембра голоса, у больного появляется гнусавость, вызванная патологией носовой перегородки;
  • заторможенность при построении и последующем воспроизведении предложений;
  • подмена звуков или искаженное произношение;
  • больной не понимает, что ему говорят;
  • охриплость голоса при отсутствии вирусных или инфекционных заболеваний;
  • стремительный темп и проглатывание отдельных звуков при произношении слов;
  • повышенное слюноотделение;
  • отсутствие способности донести свои мысли до окружающих;
  • мутизм – абсолютное молчание, независимо от наличия внешних раздражителей.

Такие пациенты требуют тщательного обследования и своевременного лечения. Если нет возможности приехать в стационар, можно вызвать психиатра на дом. Врач проведет осмотр, поставит предварительный диагноз, выдаст направление на дальнейшее обследование.

Расстройство речи мешает полноценному общению больного с окружающими. Это существенно усложняет социальный, профессиональный, личный аспект его жизни.

Причины речевых расстройств

У взрослых расстройства речи делятся на два вида – органические и функциональные. В основе классификации лежит категория причин, вызывающих патологию.

Органические нарушения возникают вследствие поражения артикуляционного аппарата, черепно-мозговой травмы, отдельных звеньев ЦНС, которые неразрывно связаны с разговорной функцией, патологии органов слуха.

Первые признаки болезни иногда проявляются после перенесенных заболеваний:

  • обширный инсульт;
  • тромбофлебит;
  • злокачественные образования в головном мозге;
  • острые инфекции вирусного характера;
  • травмы во время родовой деятельности;
  • болезнь Паркинсона, Альцгеймера у пожилых людей;
  • нейроинфекции – болезнь Лайма, менингит, энцефалит;
  • прием антибиотиков, влекущий за собой нарушение слуха;
  • ботулизм, поражающий нервную систему;
  • алкоголизм и наркомания;
  • спазм сосудов головного мозга;
  • эпилептические припадки;
  • детский церебральный паралич.

Функциональные расстройства речи возникают при воздействии на организм человека следующих факторов:

  • длительный прием препаратов для лечения психических нарушений (антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков);
  • наследственная предрасположенность;
  • сильный испуг;
  • склонность к истерии;
  • умственная отсталость;
  • хронический невроз;
  • депрессия в тяжелой форме;
  • недоразвитие речи, диагностированное в детском возрасте;
  • воздействие сильного стресса.

Обращение в психиатрическую клинику позволяет пациентам улучшить свое состояние, повысить уровень адаптации и социуме.

Разновидности речевых патологий

Разные виды дисфункции импрессивной и экспрессивной речи классифицируются в зависимости от клинической картины болезни. Среди наиболее распространенных нарушений выделяют:

  • Дислалия. Выражается в проблемах с произношением звуков, при этом у пациента остаются сохранными артикуляционный аппарат, слух, интеллект.
  • Тахилалия. Больной разговаривает очень быстро, при этом глотает звуки, делает неуместные запинки в предложениях. Это расстройство речи у взрослых часто выступает признаком олигофрении, эпилепсии и других психических расстройств.
  • Афония. Люди разговаривают шепотом, не способны громко произносить звуки в силу перенесенного стресса или патологии гортани.
  • Заикание. Ритм и темп речи нарушается, человек не может выговаривать отдельные слова без запинок. Среди причин выделяют сильный испуг, наследственную предрасположенность.
  • Дизартрия. Наблюдается искаженное произношение звуков, а также нарушения речевой моторики. Проблема возникает из-за неправильного функционирования артикуляционного аппарата или поражения головного мозга вследствие инсульта, ДЦП, рассеянного склероза.
  • Алалия. Речевая функция не развита, может возникать после черепно-мозговой травмы или вследствие врожденного аутизма.
  • Ринолалия. Пациент страдает от неправильного произношения звуков из-за аномального строения речевого аппарата (физическая травма неба, «заячья губа», «волчья пасть»).

В психиатрическое отделение на госпитализацию отправляют не всех пациентов, некоторые патологии можно успешно лечить в домашних условиях. Важно следовать всем рекомендациям врача.

Лечение расстройства речи в Москве

Стратегия терапии подбирается в зависимости от клинической картины болезни. В Клинике доктора Исаева есть специалисты, которые проводят занятия с пациентами с целью улучшения их состояния. К примеру, у логопеда лечат заикание с помощью специальных упражнений, часть которых выполняется дома для закрепления эффекта.

Лечение расстройства речи в Москве при дизартрии дополняется физиотерапией, иглоукалыванием, медикаментозными препаратами.

Лечение речевой дисфункции отзывы

Точность диагностических мероприятий, адекватно подобранные медикаменты, хорошие условия содержания больных в стационаре – наши основные приоритеты. Мы рады каждому отзыву, оставленному на этой странице. Информация будет полезной для наших потенциальных пациентов.

Вопросы и ответы

Источник: https://IsaevClinic.ru/rasstrojstva-rechi-lechenie/

Страница Психолога
Добавить комментарий