Демосфен 07 от заикания

Как перестать заикаться, медодики лечения заикания, профилактика

Демосфен 07 от заикания

Многие люди задаются вопросом, как лечить заикание. В большинстве случаев, логоневроз, представляет собой функциональное заболевание, то есть оно не что иное, как проявление невротического статуса (невротическая форма). Отсюда следует, что для полного выздоровления от данной патологии необходимо придерживаться ряда советов:

  1. Так как заикание в 80% случаев возникает в детском возрасте, то необходимо при первых его признаках (удлинение, прерывистость звуков или слогов во время беседы), выяснить причину этого состояния. Зачастую избавление от заикания происходит после разговора с ребенком, объяснения каких-то вещей, которые его пугают. Своевременное обращение к логопеду и психологу поможет ребенку справиться со стрессом, поверить в себя и быть заинтересованным в избавлении от логоневроза;
  2. Правильный распорядок дня и здоровый 8-9 часовой сон;
  3. Рациональное питание, обязательное употребление  продуктов, содержащих большое количество витамина B (гречневая крупа, молочная продукция, горох, картофель, зеленые овощи, орехи, мясо);
  4. Прогулки на свежем воздухе;
  5. Кружки, секции и другие мероприятия, которые помогут ребенку самоутвердиться и показать себя.

Общие рекомендации

Если была проведена профилактика заикания, но речь ребенка все равно стала прерывистой, то можно думать о неврозоподобной форме логоневроза. Ее симптомы включают в себя прерывистую речь в виде частых вставок междометий по типу «А», «Э» и т.д.

Обычно такие дети позже начинают ходить, разговаривать, хуже переносят стрессовые воздействия.

Эта форма встречается у детей с наследственной предрасположенностью, при перенесенной внутриутробной инфекции, нейроинфекции в более старшем возрасте, после травм или оперативных вмешательств на черепе и головном мозге.

Методики лечения заикания многообразны и подбираются каждому пациенту индивидуально в зависимости от причины и тяжести течения речевого расстройства. Помимо беседы с логопедом и психологом идет ряд упражнений, которые способствует расслаблению речевого аппарата, что улучшает и облегчает становление речи.

Дыхательная гимнастика

Данная методика направлена на устранение психоэмоционального напряжения и расслабления мышц лица, которые участвуют в голосообразовании. Дыхательная гимнастика при заикании имеет вспомогательный характер и является действенной, если:

  • Человек осознает свою проблему. Нередко такие пациенты отрицают свое состояние и стыдятся его, ссылаясь на то, что каждый человек имеет свою «изюминку». И, безусловно, это так, однако такое мировоззрение складывается у людей с логоневрозом из-за постоянных насмешек в их адрес. Помимо этого они боятся обращаться к логопеду и психологу, стыдясь своего речевого несовершенства. Самое главное в этой ситуации – принять себя. «Да, я заикаюсь, да, и что в этом такого? Никто не совершенен, у меня тоже есть проблемы, но я могу пойти к логопеду и могу все исправить»;
  • Человек должен заниматься дыхательными упражнениями самостоятельно каждый день. Это могут быть и повороты туловищем, имитация накачивания шины, перекрест рук на спине и многие другие вариации, которые расслабят тело, путем некоторого напряжения. Если выполнять такой комплекс упражнений хотя бы 30 минут в день, то состояние пациента улучшится, а спазмирование речевого аппарата станет проявляться реже.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Признаки и причины кардионевроза

Самостоятельный тренинг

Коррекция заикания хорошо проводится путем выполнения аутотренировки. Это упражнение включает в себя диалог с самим собой перед зеркалом, так человек будет видеть свою мимику, жесты, следить за состоянием мимических мышц.

 На начальных стадиях устранение заикания вполне возможно, если человек с логоневрозом будет уделять в день хотя бы час своего времени на корректировку речи. Чтение книг вслух также дает положительный эффект в лечении данного состояния, все, что необходимо – это вера в себя.

  Необходимо помнить, что аутотренинг – это длительный процесс, существенное изменение речи будет наблюдаться только лишь через две-три недели, а не на следующий день.

Поэтому каждое новое занятие – это незначительный прогресс, который незаметен сразу, а сложившись в одну цельную картину – положительная динамика в лечении логоневроза.

Психотерапия

Лечение заикания у взрослых и у детей сводится к приему у специализированного врача – психолога или психотерапевта. Психотерапия дает хорошие результаты особенно у лиц с невротическим складом характера.

Психолог проводит ряд тестов, выясняет причину логоневроза, подбирает комплекс упражнений, который помогает справиться с волнением и стрессом (иногда заикание носит преходящий характер, то есть возникает только в момент сильного эмоционального потрясения, а затем самостоятельно проходит).

Исправить прерывистую речь может:

  • Рациональная психотерапия. Используется при начальных этапах или легкой форме заикания, возникающего в стрессовых ситуациях. Психолог рассказывает про это заболевание, откуда оно берется, как его лечить. Затем объясняет, что нужно делать, чтобы клиника логоневроза уменьшилась или исчезла вовсе;
  • Гипнотерапия. Этот метод подразумевает под собой воздействие на пациента посредством введения его в транс и проведения с ним беседы во время этого состояния. В гипнотическом «сне» врач способен вытянуть из пациента его подсознательные страхи, которые, возможно, и не воспринимаются больным, как что-то отравляющее ему жизнь. Извлечение из подсознания переживаний благоприятно сказываются на психическом состоянии человека, страдающего логоневрозом.

Почему так необходим логопед при логоневрозе

Именно логопеды способны оценить тяжесть течения заикания, состояние речевого аппарата и участвуют в разработке комплексного лечения логоневроза. Чаще всего занятия у логопеда посещают дети школьного и дошкольного возрастов, однако не исключены случаи наблюдения у данного специалиста и взрослого населения.

Становление речи с логопедом является эффективной, но длительной методикой, которая включает в себя:

  • Образование «шаблона» речедвигательного навыка. Логопед должен обучить пациента правильно произносить каждую букву, слог, слово. Данный этап позволяет установить тембр голоса, его звучность, скорректировать движения артикуляционной мускулатуры;
  • Закрепление материала, полученного на первом этапе. Включает в себя чтение книг вслух, постановку предложений и комментирование каких-либо событий;
  • Автоматизация. Применение полученных навыков в быту: общение с близкими, родственниками, друзьями. Чем больше человек разговаривает, тем быстрее корректируются речевые дефекты.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Что такое гипомнезия: виды нарушения памяти

Маленькие дети учатся петь песенки, читать с выражением стихи.

Лечебный массаж

Массаж при заикании у детей делят на два вида:

  • Сегментарный массаж. Локальное воздействие на мышцу, которая отвечает за артикуляционную подвижность. Длительность курса – 2-3 недели каждый день, начиная с 5 минут и заканчивая 20 минутами.
  • Точечный массаж. Оказывает хорошее успокоительное действие на ребенка, способен нормализовывать нервные импульсы, которые поступают от ЦНС. Этот массаж может проводиться дома родителями после кратковременной стажировки у массажиста. Полный курс достигает нескольких лет, но дает хорошую гарантию на то, что заикание пройдет даже без применения лекарственных препаратов.

Медикаментозная терапия

Является лишь компонентом комплексной терапии логоневроза. Необходимо знать, что назначение лекарственных препаратов должно проводиться только после отрицательной динамики у логопеда и\или психолога, безрезультатной гимнастики, массажа. Это объясняется тем, что медикаменты действуют кратковременно и воздействуют на симптом, но никак не на причину, вызвавшую это состояние.

Фенибут при заикании является препаратом выбора, так как оказывает транквилизирующее действие по отношению к передаче нервных импульсов, избавляет от навязчивых переживаний, позволяет адаптироваться к окружающей среде, повышает умственную деятельность и работоспособность.

Когитум при заикании применяется реже, так как обладает большим количеством побочных эффектов и заметно уступает фенибуту в действии.

Неплохие результаты наблюдаются при использовании ноотропа Пирацетам, который улучшает кровоснабжение в головном мозге и, тем самым, устраняет гипоксический фактор, который может быть причастен к развитию у ребенка логоневроза. Его применение целесообразно при сопутствующей терапии Фенибутом и регулярного посещения логопеда и психолога.

Также применяется Грандаксин – аксиолитик, активно воздействующий на причину невротического заикания (невроз, депрессия и т.д.).

Лечение народными средствами

В комплексе с вышеперечисленными мерами хороший эффект дают настойки и отвары трав, улучшающие кровоснабжение головного мозга и уменьшающие чувство тревоги:

  • Отвар из ромашки, мяты, валерианы и крапивы. Две чайных ложки необходимо залить горячей водой и настаивать в течение 20 минут, затем процедить и пить два раза в день по полстакана. Курс составляет 1 месяц.
  • Залить горячей водой две чайные ложки смеси мелиссы, солодки, календулы и листьев березы. Рекомендуется принимать 5 раз в течение дня перед приемом пищи.
  • 7 г плодов шиповника, тмина, мяты залить двумя стаканы холодной воды, настоять при температуре 25 градусов, затем довести до кипения, оставить до получаса в тепле. Принимается данный отвар 4 раза в день по 70 мл за 20 минут до приема пищи.

Источник: https://opsihoze.ru/narusheniya-fiziologicheskih-funktsij-psihogennoj-etiologii/7-proverennyh-metodik-lecheniya-i-izbavleniya-ot-zaikaniya.html

Как победить заикание: советы нейропсихолога Татьяны Визель

Демосфен 07 от заикания

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику.

И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли ую щель, подрезали уздечку под языком… Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат  инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся.

Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Почему?

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов.

У нас один мальчик при анкетировании сказал, что  очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать.

Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте.

Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание.

Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения,  то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой.

Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко.

Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться.

Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания.

Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания.

Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью.

Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы.

Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, ого и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет.

Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет.  То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата.

Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию.

Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо.

Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи:  она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу.

Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты.

Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи.

Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить.

Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми.

Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария.

Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет.

Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память.

Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет.  А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь.

А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста.

Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов.

Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни.

Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь.

И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!  

— Сейчас заикание  представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи.

И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью.

Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, ом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные.

Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — ые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок.

То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

Источник: https://ampravda.ru/2018/08/01/083384.html

Компьютерная программа преодоления (лечение) заикания

Демосфен 07 от заикания

ОПИСАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ “ДЕМОСФЕН”

Непосредственная работа с программой направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в ЦНС, позволяющих впоследствии сознательно контролировать темпоритм и эмоциональность речи в любых ситуациях общения.

За счёт уникального интерфейса программы – “панели управления” собственной речью, в ходе работы с программой образуются визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи, позволяющие пользователю в последующем контролировать свой речевой темпоритм и эмоциональность своего голоса без программы, а только с помощью представления воображаемой “панели управления”.

Изменение цветового фона программы в зависимости от темпоритма и эмоциональности речи делает дальнейший процесс работы с воображаемой “панелью управления'' более эффективным.

Развитие сознательного контроля над собственным речевым темпоритмом:

Достигается за счёт следующий моментов:

На первом этапе программы вам рекомендуется пройти эхо-тренинг.

Этот этап программы загружается по умолчанию. Но вы всегда можете при необходимости вернуться на него нажав на кнопку “эхо-тренинг” в нижней части “панели управления” (на этой кнопке изображение микрофона).

Эхо-тренинг – это достаточно известная технология коррекции (замедления) речи при заикании, которая нашла своё применение как в портативных приборах типа “М-эхо”, так и в программных продуктах. Смысл задержки воспроизведения речи в наушниках заключается в синхронизации работы речевых центров (слухового центра Вернике и речедвигательного центра Брока).

Человек всегда слышит то, что он говорит. В данной технологии происходит подсознательное замедление темпа речи – человек не может долго говорить одно, а слышать в наушниках другое.

Так как голос подаётся в наушники с некоторой задержкой, то происходит вынужденная подстройка темпа речи под воспроизведение собственного голоса и в результате речь замедляется (в основном, за счёт растягивания гласных звуков).

В программе “Демосфен” эхо-тренинг сопровождается механизмом обратной связи – программа анализирует непрерывность (плавность) речи говорящего. И при нарушении непрерывности речи возникает красная вертикальная линия на аудиограмме, а в анимации машина начинает наезжать на разные препятствия (камни, брёвна, ямы), нарушая при этом плавность движения.

Итак, на этапе эхо-тренинга вам необходимо говорить в микрофон, читая текст бегущей строки в верхнем окошке. Под этим окошком располагается более длинная бегущая строка – для того, чтобы пользователь мог видеть больший объём текста и правильно распределить дыхание, так как паузу допустимо делать только при многоточии в верхнем окошке.

Этот тренинг важно проводить в наушниках. Ваша речь будет подаваться в наушники с небольшой задержкой, что способствует замедлению речи и позволяет говорить непрерывно (плавно), без запинок.

Подходящий темп бегущей строки, соизмеримый с величиной эхо задержки можно выбирать с помощью правого ряда кнопок таким образом, чтобы речь сохраняла свою непрерывность и обратная связь это бы подтверждала отсутствием вертикальных красных линий на аудиограмме, а также отсутствием препятствий на дороге анимационного автомобиля.

Рекомендуется вначале освоить нижние уровни темпа: 20 – 15 уровни (правый ряд кнопок). Хотя в при тяжёлый степенях заикания можно сразу начинать с последнего 22 уровня.

За одно занятие рекомендуется проходить последовательно все уровни начиная с 22-15 и заканчивая 6, читая при этом стандартный текст (он вбит в бегущую строку по умолчанию) или свой собственный, равнозначный по объёму.

Собственный текст вы можете загрузить в бегущую строку воспользовавшись кнопкой “текст”. В среднем требуется 20-30 минут на занятие с этим этапом программы.

Тренинг плавности речи.

Это следующий этап программы, на который вы можете переключиться нажав

кнопку “тренинг плавности” (на этой кнопке изображение динамика).

Речь на этом уровне вообще не воспроизводится, и ваша задача научиться

говорить плавно без “эхо-эффекта”. Если в Вашей речи возникает

нарушение плавности, программа сообщает вам об этом с помощью красных

вертикальных линий на аудиограмме и с помощью анимации автомобиля

(автомобиль при нарушении непрерывности речи будет наезжать на

препятствия). Если нарушение плавности происходит слишком часто –

более 2-х раз за 5 секунд, то программа будет переключаться на уровни,

более легкие по темпу и допустимости продолжительности микропауз. Это

происходит автоматически. В то же время вы всегда можете

самостоятельно задать любой уровень тренинга с помощью правого ряда кнопок.

Для удобства предусмотрены ые шаблоны “правильной” речи того

уровня, на котором вы находитесь. Эти шаблоны были

записаны профессиональными дикторами – вы можете выбрать мужской или

женский голос. Также, вы всегда можете загрузить для работы свой

собственный текст. Как и на эхо-тренинге здесь рекомендуется начать с

более лёгких (низших) уровней 20 – 15 и последовательно подниматься до

6-го (контрольного) уровня.

FAF – эффект.

На тренинге плавности речи есть возможность задействовать

FAF-технологию коррекции речи (frequency altered feedback), что в

переводе с английского языка означает биологическую обратную связь с

изменением высоты (частотности) голоса. FAF-технология была

разработана рабочим коллективом факультета психологии

Университетского Колледжа в Лондоне. FAF-эффект позволяет человеку

слышать свой голос в наушниках, измененным по высоте (частоте).

Частотный сдвиг вверх или вниз на полоктавы считается оптимальным для

коррекции речи. В тренинге плавности речи FAF-эффект привязывается к

темпу бегущей строки, который, в свою очередь, задаётся

соответствующим рядом кнопок. Чем медленнее темп бегущей строки – тем

ниже пользователь слышит в наушниках свой изменённый голос, и

наоборот, чем быстрее темп бегущей строки – тем выше частота

изменения голоса.

Развитие эмоционально-интонационных возможностей голоса.

Это основная часть программы, которая направлена на преодоление ригидности интонационно-эмоциональных возможностей человека. Это позволяет существенно расширить свободу использования собственного голоса для выражения ощущений, чувств и переживаний.

Достигается за счёт следующий моментов:

Тренинг выразительности речи.

На данном этапе программы Вы тренируете такое качество речи, как выразительность речи.

Само понятие выразительности речи определяется множеством факторов – эмоциональностью, темпоритмом, плавностью, тоном голоса и т.д. Экспериментируя с этими показателями, можно найти оптимальный вариант выразительности.

Для эффективной работы с этим компьютерным тренингом, важно представлять себе аудиторию, перед которой произносится речь. Впоследствии, можно одновременно говорить по телефону, то есть проводить тренинг в ситуации реального общения.

Программа устроена таким образом, что все паузы и промежутки вашей речи игнорируются – компьютерный анализ происходит только в момент говорения в микрофон. При чтении текста в микрофон, пользователь старается придать своей речи максимальную выразительность.

Вертикальная полоса справа от закрытой квадратиками кратины картины показывает, насколько хорошо это удаётся. Если полоса зелёного цвета – речь выразительна, и картина начинает открываться. Если полоса становится красного цвета – значит речь не отличается выразительностью и картина снова закрывается.

Для работы с программой можно загрузить свой собственный текст в бегущую строку и установить скорость её прокрутки с помощью кнопки “Свой текст”. При успешном прохождении сеанса (когда полностью открывается закрытая квадратиками картина), на выбор будет предложено немного усложнить последующий сеанс тренинга.

Тренинг интонаций.

Один из главных этапов тренинга на котором пользователь осваивает речевые интонации.

Вначале предлагается тестировать интонации стандартных ых шаблонов, которые записаны профессиональными артистами (компьютер в случайном порядке предъявляет записанные интонации, а пользователь указывает, какая именно интонация сейчас прозвучала).

Затем пользователь приступает к записи и тестированию собственного голоса. Тестирование осуществляется за счёт определения интонации записанных вариантов путём выбора их из групп в 4-6-8-10-12-14-16-18-20-22 интонаций (по мере усложнения тренинга). Всего в программу заложено 22 интонации.

На выходе тренинга пользователь должен записать одну и ту же фразу 22-мя различными интонациями, после чего правильно их оттестировать (компьютер в случайном порядке предъявляет записанные интонации, а пользователь указывает, какая именно интонация сейчас прозвучала).

Развитие социальных навыков ведения и поддержания беседы.

Это интегрирующий этап программы.

На этом этапе пользователь оказывается в реальных ситуациях телефонного общения, при котором он активно пользуется “панелью управления” контроля собственной речью. Для этого пользователь заранее вбивает в “бегущую сроку” текст, который ему нужно произнести по телефону и задаёт темпоритм и эмоциональность собственной речи.

Подготавливается список объявлений из газеты частных бесплатных объявлений, который пользователь таким образом должен “прозвонить”.

При телефонном разговоре пользователь просто считывает текст с бегущей строки, стараясь сохранять при этом плавность речи и выбранную интонацию.

С учётом того, что эти упражнения будут выполняться уже после достаточно длительной работы пользователя при прохождения предыдущих этапов – тренинга плавности речи и тренинга интонаций, у пользователя не должно возникать проблем при телефонном разговоре, так как необходимые условно-рефлекторные связи сознательного контроля собственной речи уже будут выработаны.

Именно в процессе третьего этапа происходит закрепление условно-рефлекторных связей, позволяющих человеку сознательно контролировать плавность своей речи и её эмоциональность в ситуациях общения с другими людьми.

В последующих обновлениях программы “ДЕМОСФЕН”, будет программно реализована возможность компьютерного тренинга реального общения. Следите за обновлениями программы на сайте http://www.zaikanie.ru . Вы можете обратиться за более детальной информацией к производителю “Компьютерная программа преодоления (лечение) заикания “Демосфен””.

(c) Медпром.ру 2001
А.Яблуновский
А.Акопянц

support@medprom.ru

  +79508406000

 

Источник: http://medprom.ru/medprom/92926

Страница Психолога
Добавить комментарий