Чем занять ребенка с аутизмом

Как работать с детьми аутистами – занятия с детьми аутистами в школе, детском саду: советы от ABA

Чем занять ребенка с аутизмом

Аутизм – состояние, связанное в первую очередь с коммуникативными трудностями: оно оказывает специфическое влияние на общение аутичного человека с окружающими людьми и его отношение к ним.

Дети-аутисты испытывают затруднения в построении отношений с близкими и посторонними людьми, включая сверстников, поскольку обладают ограниченной способностью к дружбе, равно как и пониманию эмоций другого человека.

Таким образом, даже высокофункциональный аутист чаще всего сталкивается с проблемами в сферах:

  • социального взаимодействия;
  • социальной коммуникации;
  • социального воображения.

Квалифицированные школьные педагоги и воспитатели детских садов знакомы с алгоритмами включения особенных учеников в класс или детсадовскую группу нейротипичных детей. Речь в этом случае идет в основном о детях с трудностями в учебе и/или детях-инвалидах (интеллектуальная, эмоциональная, физическая инвалидность).

Однако «безболезненное» включение в группу ученика-аутиста, а также правильная поддержка и продуктивное обучение такого ученика нередко становятся серьезными проблемами, подчас ставящими в тупик даже самых опытных учителей и воспитателей.

Кроме того, аутичные дети в школе нередко не усваивают всю программу и могут плохо контактировать со сверстниками.

Существуют проверенные приемы и рекомендации, как заниматься с детьми аутистами в группе нейротипичных детей, создавая безопасные и комфортные условия обучения – о них мы и поговорим в этой статье.

Цели занятий с детьми-аутистами

Хотя каждый маленький аутист по-своему уникален, стереотипное поведение и основные нюансы, затрудняющие социальную коммуникацию, являются типичными для всех детей с РАС. Соответственно, параллельно обычным общеобразовательным занятиям с такими учениками необходимы и такие шаги, как:

    • поощрение к социально приемлемому взаимодействию и контакту с другими учениками;
    • посильное смягчение различных патологических симптомов в поведении и мировосприятии ученика.

Итак, обучение аутичного ребенка среди обычных детей должно помочь ему адаптироваться в коллективе и наработать навыки социализации. Людям с РАС, посещавшим детсад и школу с нейротипичными детьми, в дальнейшем гораздо легче ощутить себя полноценными членами общества, чем бывшим ученикам коррекционной школы.

Отметим, что процесс социализации протекает значительно проще и быстрее, если параллельно ребенок занимается по методике АВА (прикладной поведенческий анализ) – не только с профильным специалистом, но и в домашних условиях с родителями.

Также эффективными оказываются и прикладные обучающие материалы — визуальное расписание занятий для аутиста, игры, карточки. 

Методы работы с аутичными детьми в группе

Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного ребенка в группе, нужно выяснить его различные индивидуальные особенности и всегда принимать их во внимание, разрабатывая учебный план. Для продуктивной работы можно использовать следующие методы:

  • сбор максимального объема информации о ребенке. Получать информацию можно как у его родителей, так и у него самого в форме «интервью». Также необходимо выявить его сильные стороны – что получается у ученика особенно хорошо, что способствует его успехам и т. д., а затем использовать эти наблюдения в педагогической работе;
  • поддержка во время любых изменений. Свести к минимуму дискомфорт аутиста, связанный с какими-либо внешними изменениями, можно при помощи напоминаний всей группе о том, что скоро предстоит новое занятие (напомнить за 5 минут, а затем еще раз за минуту до начала этого занятия);
  • разрешение ребенку периодически делать перерывы, во время которых он может выйти в коридор, обойти класс по периметру, или «отдохнуть» каким-либо другим подходящим ему способом. Такие передышки не дают накапливаться усталости и способствуют лучшему усвоению учебной информации.

Если ученику нравится постоянно крутить в руках какой-то мелкий предмет, слушая учителя, или рисовать что-то в тетради – не стоит запрещать ему это: так ему проще сосредоточиться на объяснении учебной темы. Также стоит подобрать игры для детей аутистов, которые помогут лучше усвоить материалы. 

Многие дети с РАС, даже гиперактивные, успокаиваются, выполняя какую-либо рутинную работу. Это можно использовать во благо: например, поручать аутичному ученику складывать в шкаф учебные пособия по определенной системе.

Конечно, в процессе адаптации в коллективе сверстников дошкольника или младшего школьника с РАС могут возникать некоторые специфические трудности, к которым педагогу следует быть готовым.

В школе

Аутичный ученик в школе может вести себя как очень маленький ребенок: ему может быть трудно усидеть за партой, он будет стремиться встать, пройтись по классу, прервав урок и т. д.

При этом он может очень быстро осваивать какой-либо сложный учебный материал (например, иностранный язык), но нуждаться в дополнительной поддержке педагога для усвоения обыденной информации и переноса навыков из АВА-занятий в реальную школьную жизнь.

Также ученик может игнорировать учительские обращения к нему и отказываться от выполнения инструкций, будто бы не слыша и не видя педагога. Однако зачастую он вполне способен понимать происходящее, а внешнее «игнорирование» основывается лишь на затрудненных концентрации и реакции.

Задача учителя – деликатно приучить ученика к стабильной работе на уроках. «Торопить события» не стоит: процесс должен быть как можно более мягким и постепенным, поскольку излишнее переутомление ребенка может привести к его нервному перевозбуждению, стереотипным действиям, истерике и т. д.

В детском саду

Аутичный ребенок дошкольного возраста (4–5 лет), оказываясь в детском саду, часто демонстрирует проблемы с адаптацией, характерные для нейротипичных детей ясельной группы. Он может очень сильно привязаться к воспитателю или няне, стараясь постоянно поддерживать тактильный контакт с ней – держать ее за руку или сидеть у нее на коленях.

Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных» детсадовских занятий, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок, который дома нормально ел и справлялся с горшком, в детсаду начинает отказываться от еды и/или у него начинается энурез (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь день, не посещая туалет).

Разумеется, малыш испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников, особенно на первых порах. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не выказывает интереса на занятиях.

Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне, ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть разученную в детсаду песню, хотя на музыкальном часе даже не пытался петь.

Чтобы адаптация протекала более успешно, нельзя отдавать маленького аутиста в сад «внезапно». Сначала походите с ним на прогулки по территории его будущего садика, посмотрите вместе, как там играют детки.

При этом нужно детально рассказывать малышу о предстоящих занятиях в саду, режиме дня, времени, когда за ним будут приходить родители. В первые недели или даже месяцы следует приводить ребенка в группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания там.

Также помогут и развивающие игрушки для детей аутистов, которые приучают контактировать с другими людьми.

В секциях

В секции или кружке ребенок может столкнуться с трудностями в следовании общим инструкциям, данным группе. Поэтому инструкцию лучше повторять для него индивидуально, начиная фразу с его имени. Тренер должен говорить спокойно, внятно и медленно, стараясь использовать короткие предложения и, если есть возможность, дополнять их изображениями, жестами и т. д.

Аутичные ученики часто имеют склонность к буквальному восприятию слов. Поэтому если тренер просит всех «собраться» (то есть, собраться с силами, чтобы лучше сыграть или пробежать/проплыть дистанцию и т. д.) – аутист может решить, что группу просят собраться вместе. Поэтому лучше не использовать идиомы и метафоры слишком часто, чтобы избежать недопонимания.

Как помочь адаптироваться аутисту в детском саду, школе

Рассуждая, как работать с ребенком аутистом «простому» педагогу, необходимо изначально понимать, что привыкание такого ребенка к коллективу – достаточно кропотливый процесс, требующий совместных усилий не только работников детсада или школы, но и родителей ученика, поскольку он постоянно нуждается в дополнительном внимании. Соответственно, правильный подход к тому, как работать с аутистом учителю или воспитателю, должен базироваться на различных специальных приемах и способах, направленных на ускорение адаптации аутичного ученика в коллективе.

Визуальные коммуникации

Поскольку дети с аутизмом в большинстве своем имеют склонность к визуальному мышлению, им гораздо легче воспринимать информацию а) раздробленную на небольшие «порции», б) в наглядной форме.

Так, очень действенным методом станет визуальное (иллюстрированное) расписание, позволяющее ученику всегда понимать, что произойдет дальше.

Этот способ можно использовать как в школе или детсаду, так и в кружке или секции.

Поддержка

Работа с детьми аутистами в детском саду или школе обязательно должна включать в себя помощь аутичному ученику в понимании им смысла всего происходящего в течение детсадовского дня. Для этого нужно отдельно проговаривать ему все действия и события, которые происходят в данный момент или планируются.

Например, в детсаду: «Сейчас все детки начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.».

Для любого аутиста очень важно знать, что его ожидает, поскольку такая информация успокаивает его и он чувствует себя в безопасности, тогда как неизвестность – сильно пугает и буквально «выбивает почву из-под ног».

Сенсорные игры

Выявление некоторых индивидуальных особенностей малыша может значительно упростить понимание, как работать с детьми аутистами воспитателю в детском саду.

Например, если воспитатель замечает, что аутенок любит проводить время в одиночестве, пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно использовать эти особенности, чтобы установить взаимодействие с малышом.

Например, вместе играть с песком или крупой, «прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные цвета.

Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.

Стереотипные игры

Аутенка не интересуют сенсорные игры, но при этом он любит возиться с предметами, обладающими сходными признаками. Такое занятие тоже можно сделать развивающим, придав ему некий смысл и расширив его границы.

Например, если малыш складывает рядком колечки от пирамидки – сядьте рядом и начните составлять ряды из одинаковых предметов, не похожих на колечки (кубиков, картинок, кукол и т. д.).

Постепенно нужно добавлять к своим рядам какие-то несложные, но осмысленные сюжеты: к примеру, поставив машинки друг за другом, изобразить едущий поезд.

В итоге, чем больше смысла удастся «нарастить» на стереотипной игре, тем быстрее смягчатся симптомы стереотипии, поскольку ребенок будет уже не просто бездумно складывать предметы в ряд, а постарается достичь определенного результата – сделать поезд и т. д.

Контакт с другими детьми

Корректная работа с детьми аутистами в школе или детсаду невозможна без помощи со стороны педагога в налаживании контакта с остальными учениками. Необходимо стараться очень деликатно и дружелюбно привлекать ребенка с РАС к общим занятиям или играм, предупреждая возможные эпизоды агрессии или неадекватности.

При этом просто пересекать нежелательное поведение недостаточно: нужно доброжелательно и ненавязчиво обучать аутиста взаимодействовать с детьми более «правильно» и социально приемлемо.

Например: «Нельзя отнимать мячик (карандаш, книгу) без спроса. Нужно попросить: “дай мне поиграть мячиком”» и т. п.

При этом важно, чтобы словесные формулировки соответствовали уровню возможности понимания их ребенком.

Ошибки при работе с ребенком-аутистом

Основные ошибки, которые допускают учителя и воспитатели при работе с аутятами, базируются на непонимании самой сути аутизма. К ним относятся:

  • поспешность, желание за короткий срок добиться от аутичного ребенка тех же реакций, что и от нейротипичного, не давая ему времени полноценно адаптироваться к новому коллективу;
  • навязчивое и жесткое принуждение ребенка к взаимодействиям с другими детьми, визуальному контакту, активному участию в общих играх и занятиях;
  • попытки «ускорить» действия малыша, медлительного просто по своей природе;
  • повышение голоса, приказной тон, насмешки и многое другое.

То есть самые серьезные и грубые педагогические нарушения всегда основываются на недостаточной компетентности в вопросах правильного взаимодействия с аутичными учениками.

Для сокращения числа подобных случаев созданы курсы дистанционного обучения АВА терапии, программа которых позволяет педагогам и родителям детей-аутистов освоить наиболее эффективный подход к их обучению и всесторонней социальной адаптации.

Источник: https://aba-kurs.com/kak-rabotat-s-detmi-autistami/

ᐉ Игры и упражнения для развития детей аутистов

Чем занять ребенка с аутизмом

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков.

Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки.

Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло.

Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям.

И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!»Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой»Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол»Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.

Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован.

Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз.

Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.

Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней.

Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение.

Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д.

Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами.

Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении.

Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей.

Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома.

Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама.

Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов.

Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример

— Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет

Источник: https://autizmy-net.ru/igryi-i-razvivayushhiesya-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom/

Различные занимательные виды деятельности можно использовать в качестве «мостика» между аутичным ребенком, окружающими его людьми и физической средой.

Существует множество занятий, которые могут улучшить социальные навыки ребенка, одновременно укрепив связи между ним и его ближайшим окружением.

Все дети уникальны, поэтому каждому специалисту и родителям полезно будет обзавестись разнообразными идеями для проведения досуга с аутичным ребенком и сохранения его сосредоточения на выполняемых заданиях.

Работа над терапевтическим процессом и академическими целями не должна превращаться в рутину ни для специалиста, ни для самого ребенка. Если немного подумать, вы сможете организовать увлекательные занятия в форме игры для ребенка любого возраста.

Занятия для ребенка в возрасте до трех лет

Большинству детей с аутизмом умеренной или серьезной степени тяжести диагноз устанавливается еще до момента достижения ими возраста трех лет. Даже дети, у которых наблюдаются легкие симптомы аутизма, могут начать терапию еще до получения официального диагноза.

Специалисты могут использовать следующие виды занятий для работы с аутичными детьми младшего возраста:

Коробки с фасолью (сенсорные коробки): Наполните большой пластиковый контейнер сенсорными шариками или сухой фасолью из супермаркета. Разложите в ней маленькие игрушки и предложите ребенку опустить руки в контейнер и достать оттуда интересующие его предметы.

Это поможет ребенку справиться с сенсорными проблемами, связанными с текстурой и прикосновениями.

Ароматические мыльные пузыри: Выдувание мыльных пузырей может быть занимательным сенсорным опытом, кроме того, это помогает развитию речевых моторных навыков. К тому же, указывание на пузыри пальцем и преувеличение собственной реакции может содействовать работе над совместным вниманием, которое является крайне важной и очень сложной задачей для многих аутичных детей.

Рисование пальцами: Хлопотное, но веселое рисование пальцами помогает детям с аутизмом научиться различать цвета, а также предоставляет им возможность открыть для себя новые тактильные ощущения при помощи прикосновения. Это также может способствовать снижению сенсорной чувствительности.

Песни и стихи: Детям часто нравится повторять нараспев стихотворения или воспроизводить отрывки из песен.

Вы можете сочинить песни, которые научат ребенка тому, как одеваться или питаться самостоятельно, а также использовать любимые им песни в качестве поощрении за то, что ребенок выполнил какое-либо необходимое, но менее предпочитаемое им действие. Вы можете присоединить к песням и физическую активность, например, прыжки, хлопки в ладоши и т.п.

Занятия для аутичных детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте многие дети с аутизмом переживают первые значительные контакты со своими сверстниками. Кроме того, они начинают тяжелее переносить изменения в окружающей среде и в привычном порядке вещей.

Это такой период времени, когда многие дети с расстройствами аутистического спектра получают интенсивную, целевую терапию и вмешательство, включающее методику Floortime и продвинутый прикладной поведенческий анализ (ABA).

Дошкольные занятия могут помочь ребенку с аутизмом научиться тому, как выражать свои эмоции, регулировать сенсорные проблемы и взаимодействовать с другими детьми. Занятия с ребенком в этом возрасте могут быть направлены на овладение теми навыками, в которых ребенок будет нуждаться при переходе в начальную школу.

Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы

На этапе начальной школы многие дети с аутизмом начинают больше выделяться на фоне своих сверстников, и они могут стать жертвой буллинга или социальной изоляции. Занятия, обучающие социальным навыкам, могут развить у ребенка те навыки, которые необходимы им для построения отношений.

Кроме того, аутичные дети зачастую начинают отставать от своих сверстников в плане развития моторных навыков. Занятия, направленные на формирование навыков большой моторики, могут помочь им «догнать» своих товарищей в этой области.

 «Я – шпион»: Этот вид деятельности помогает ребенку сосредоточиться на описании или же следить глазами за объектом. Опишите какой-либо предмет максимально подробно, а затем попросите ребенка указать на него в комнате.

В случае если вы работаете с ребенком, демонстрирующим более серьезные трудности с обработкой информации, можно описать один из двух объектов и попросить ребенка выбрать описанный среди них.

Игра «Угадай-ка»: Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему простой предмет или игрушку, например, кубик или чашку. Предложите ему пощупать предмет и описать его вам (если ребенок вербален).

Если ребенок невербален, попросите его показать картинку с изображением этого предмета после того, как он откроет глаза.

Эта игра помогает детям научиться использовать другие чувства, помимо зрения, а также получить дополнительные знания об окружающем их мире.

«Нарисуй мое лицо»: Попросите ребенка нарисовать большой круг на листке бумаги. Вы можете демонстрировать различные эмоции при помощи мимики лица. Предложите ребенку нарисовать лицо, которое вы изображаете, и помогите ему в обозначении эмоций, например, радость, грусть, злость.

Танцевальная вечеринка: Включите свою любимую музыку и устройте импровизированную вечеринку. Это отличный способ обучить детей ритму, счету и развить у них физическую координацию. Кроме того, это также способствует сенсорной интеграции, поскольку движения могут обеспечивать ребенка необходимыми проприоцептивными ощущениями.

Кукольный театр: Сделайте кукол из носков или же используйте игрушечных кукол, которые есть у ребенка, и выберете веселую тему для представления. Во время игры в кукольный театр вы можете обучить ребенка эмоциями и социальным навыкам посредством ролевой игры. Это прекрасный вид деятельности, при помощи которого можно рассказать ребенку о предстоящих в его жизни событиях, например, о переезде или начале обучения в школе. Разыгрывание реальных ситуаций помогает детям понять, чего им стоит ожидать от тех или иных событий.

Занятия для аутичных детей подросткового возраста

В подростковые годы дети с расстройствами аутистического спектра могут испытывать сложности с коммуникацией, социальными навыками, исполнительными функциями или аспектами планирования в повседневной жизни.

Использование языка и речи может помочь аутичным подросткам улучшить свои навыки коммуникации со сверстниками и со взрослыми, а выстраивание всех дел в определенной последовательности будет способствовать тому, что подросток научиться планировать свое ежедневное расписание в школе и дома.

Вы также можете использовать некоторые занимательные социальные виды деятельности при работе с аутичными подростками:

Полоса препятствий с завязанными глазами: Организуйте полосу препятствий, которая будет требовать от ребенка обойти, переступить или пройти под различными предметами.

Подростки работают в парах, и одному из двух членов команды завязывают глаза. Другой ребенок дает указания своему сверстнику с завязанными глазами, тем самым помогая ему пройти через весь кросс. Это отличный метод работы над теорией психического (theory of mind).

Киновикторина: Подросткам с расстройствами аутистического спектра зачастую бывает сложно прислушиваться к чувствам и словам других людей, особенно когда присутствует большое количество отвлекающих стимулов.

Проиграйте сцену из фильма. Затем задайте детям несколько вопросов, чтобы понять, какую часть увиденного на экране взаимодействия им удалось «схватить».

Спросите о том, что чувствовали герои фильма, какое у них было выражение лица, и как они выражали себя.

Импровизационные сценки: Предложите детям поработать в группе и дайте им какой-либо опорный предмет, например, рулевое колесо, доску для магнитов или пару штанов. Работая вместе, дети должны будут создать импровизированную сценку, касающуюся предоставленного им предмета, меняя ее сценарий по мере выступления. Это отличный способ вырваться из рутины и поощрить сотрудничество.

Поиск дополнительных игр и мероприятий

Вы можете найти дополнительные образовательные и увлекательные игры и занятия для детей с аутизмом в книжных магазинах и магазинах игрушек, а также в сети Интернет. Приведем несколько примеров отличных наборов для игр, которые популярны в США:

  • «О лицах», или About Faces: помогает детям в изучении выражений лица и эмоций, связанных с ними, и содержит ряд разноцветных карточек, демонстрирующих базовые эмоции. Цена игры составляет около 12 дол. США.
  • Emotto: игра на сопоставление, которая помогает ребенку научиться различать выражения лица на игровом поле, изображая их и находя им соответствия на фишках. Игра продается в США за 25 дол.
  • «Давай поговорим», или Let's Talk: отличная игра для обучения социальным навыкам и навыкам ведения беседы. Предлагает множество различных тем, которые увлекут ребенка и позволят ему поговорить о любимых или новых для него предметах. Цена: 27 дол.США.

Кроме того, можно обратиться к огромному разнообразию логических игр и игр на сопоставление с образцом, таких как конструкторы, сортеры, паззлы, пирамидки, мозаики и т.п.

Подсказки для выбора подходящего вида деятельности для аутичного ребенка

Детей с аутизмом следует занимать такими видами деятельности, которые связаны для них с определенными сложностями, но проходят в веселой и занимательной форме, доставляя им удовольствие. Построение такой деятельности представляет собой довольно непростую задачу.

 Предлагаем вам принять во внимание следующие нюансы:

• Внимательный подбор участников группы. Выбирайте таких детей, которые будут особенно полезны для аутичного ребенка или подростка.

Не забывайте постоянно наблюдать за всеми участниками группы и будьте начеку с теми из них, кто может попытаться высмеять или исключить из игры ребенка с аутизмом.

• Перед началом любой деятельности, продумайте все возможные трудности, которые могут возникнуть. Если вам удастся избежать появления некоторых проблем, таких как сенсорная перегрузка, изменения в расписании или социальное перенапряжение, это обеспечит аутичному ребенку удовольствие и полное участие в выбранном вами виде деятельности.
• Обратите внимание на игрушки, которые были специально разработаны для детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку они могут помочь в достижении некоторых специфических целей. Это могут быть цели, обозначенные в Индивидуальном Плане Обучения (ИПО) у ребенка, цели, сформулированные родителями или учителями, или же области, над которыми сам ребенок хотел бы поработать.
• Если это возможно, используйте какой-либо особый интерес ребенка, чтобы сохранять его сосредоточение на игре. Например, если ребенок интересуется космосом, придайте вашей деятельности космическую тематику. Независимо от того, каким видом деятельности вы решили заняться, увлечение ребенка с аутизмом зачастую является сложной задачей для родителей и педагогов. С практикой и большим количеством хороших идей этот вид взаимодействия, в конце концов, перестанет вызывать серьезные затруднения. Помните, что каждая игра, в которую вы играете, помогает ребенку узнать, как объединиться и общаться с окружающими его людьми.

Источник: http://autism.lovetoknow.com/Activities_for_Autistic_Children

, чтобы и другие родители смогли лучше понять своих детей.

Источник: http://autismschool.by/materialy/razvivayushhie-igry/20142/chem-mozhno-zanyat-rebenka-s-autizmom.html

Страница Психолога
Добавить комментарий