Боязнь религий

Религия и страх

Боязнь религий

Религия это элемент культуры. А культура активно использует страх. Про другие источники страха, можно посмотреть здесь.

Страх это негативная эмоция, и становиться она разрушительной для организма, но только долговременный и сильный страх может стать таким. Кратковременное воздействие, не приносит негативных последствий (подробнее, о воздействии страха на организм ).

Религия и страх тесно связаны, некоторые думают, что это не так, но давайте разберемся. Давайте сначала определимся, что такое религиозный страх. Религиозный страх – это страх перед божествами, божественной карой и наказанием, страх перед адскими муками и т. д..

Особенность религиозного страха в том, что люди направляют свои силы на проблемы, связанные лишь с отношением к эфемерному существу – богу. В разуме верующего человека непрерывно существует мысль, о том, как бы не рассердить божество.

Он должен следовать определенному ряду требований, соблюдать предписания, каноны, заповеди, которые дает определенная религия.

Страх и религия тесно и в основании возникновения. Большинство ученых (ученых от христианства мы относим в меньшинство, поскольку, все же нам нужны объективные выводы), исследовавших первобытные культуры, считают, что именно страх был важнейшей из причин появления религии.

Первобытные люди видя опасности окружающего их мира: гром, молнии, наводнения, землетрясения, дикие звери темноту, странные звуки в лесу и агрессивные соседские племена –испытывали страхи.

Они, по всей вероятности обладали уже довольно развитым воображением, для развития этих явлений в своем сознании, но в тоже время не имели в распоряжении достаточно опыта и знаний, для того, чтобы отличить реально опасные явления от безвредных.

Появление религии

Появление религии связывают с тем, что для умилостивления враждебного мира, нахождения общего с ним языка, люди стали «очеловечивать» природу. Вулкан, ветер, река становились живыми существами, у них появилось некое подобие души.

Как следствие появляется вероятность договориться с ними, или задобрить их дарами или словами (молитвой) для нейтрализации существующих проблем, их минимизации или недопущения новых. Следующий шаг создание представлений о духах, которые населяющих мир, они во всем, и управляют течением всех процессов и явлений. А.

Леманн в книге «Иллюстрированная история суеверий и волшебства», описывая демонологию и религию халдеев писал: «Духи существуют везде и являются причиной всех явлений природы. Они оживляют все в мире и повелевают всем; они творят добро и зло; они управляют путями планет; … они же приносят смерть и болезни …

духи находятся везде: на небесах, на земле и в воздухе». Для каждого заболевания у халдеи имели своего демона.

Археологи обнаружили глиняные таблички с записями, найденными на руинах халдейских поселений: «На голову человека устремляет свою силу проклятый Идпа, на жизнь человека – свирепый Намтар, на горло – презренный Утук, на грудь человека – губительный Алал, во внутренности проникает злой Гигим, на руки – ужасный Телал».

При таком обилии божеств достичь соглашения с ними даже при помощи жрецов и колдунов было сложно, к тому же появились единственные правители-короли, авторитет которых надо было поднимать.

Поэтому следующей стадией развития религии стало сокращение числа богов до нескольких десятков, впоследствии произошел переход к единобожию.

Единобожие символ единоначалия, всего а царь это наместник бога на земле.

Религия и священнослужители

Религия, не может существовать без специальных служителей, здесь это священнослужители или жрецы, по своей сути они являются посредниками между богом и людьми. Р.

Хаббард в частности говорил о связи страха и религии, он писал в романе «Страх», про свою книгу: «Это попытка показать людям, что их суеверия и страхи проистекают из ошибочных представлений прошлого.

Моей целью было доказать, что демоны и дьяволы — хитроумное изобретение тех, кто в стремлении подчинить себе своих соплеменников сначала придумывал для них источник страха, а потом выступал в роли посредников…».

Рон Хаббард, основатель “Церкви саентологии”, скорее относящееся к философскому течению, кстати, причисленная Дворкиным к тоталитарным сектам(о сектах, и тоталитарных сектах, можете прочитать здесь ), ведущим действительно деструктивную деятельность.

Понятно, почему он не нравиться христианству? В США и других странах она подвергалось гонениям,из- за действий христиан, и из-за того, что налоги не платят, сволочи. А у нас церковь вообще свободна от налогообложения. И более того, религиозным организациям даже помогают из бюджета! На восстановление памятников архитектуры ремонтно-реставрационные расходы и социальные программы.

Священнослужители всех религий, всегда старались стать единственным связующим звеном между верующими и божеством, что давало им дополнительную материальную и моральную выгоду и причем неплохую. Чем не понятнее человеку что-либо, тем больший страх оно может внушать.

К примеру, обряды первых христиан были просты и понятны и велись на родном языке, но уже в средние века вся церковная служба велась на латинском языке, чужом для большинства жителей Европы. Лишь в начале XVI века Лютер перевел Библию на немецкий язык, дав тем самым возможность людям лучше понимать основные постулаты Священного Писания и самим делать из него выводы.

Он говорил о том, что богу не нужны храмы, что бог в душе. За что и поплатился отлучением от церкви. Кстати сам Иисус не говорил ничего о храмах, в которые все верующие обязаны ходить.

Да и в самом христианстве мало чего осталось от его учения, в основном это рассказы о его жизни, причем первые записи эти относятся к примерно к 200-1000му году после его рождения в отличии например от мусульманства, канон которого установился примерно через 120 лет после смерти пророка.

Фридрих Ницше, пытался противоборствовать засилью служителей церкви в жизни общества.

В «Антихристианин»е он написал: «Непослушание богу, то есть жрецу, «закону», получает отныне наименование «греха»; средства же вновь «примириться с богом» — это, как и следовало ожидать, те самые, какими еще более основательно обеспечивается покорность жрецу: лишь жрец может «искупить» грехи.

В любом основанном священнослужителями обществе «грехи» неотвратимы – в них истинная опора власти служителя культа, он живет за счет людских прегрешений, и им, нужно, чтобы люди «грешили»…Следовательно религиозный страх просто напросто полезен служителям культов.

В религии часто присутствует иррациональный подход к страху. Религия внушает страхи, а внушенные страхи самые серьезные и трудноизлечимые. Страх перед богом, иногда даже расценивается как дар.

Задали вопрос отцу Олегу Моленко: как выпросить страх божий? «О даровании страха Божиего нужно постоянно молить Господа Бога, всячески смиряться перед Ним и жить в покаянии. Хорошо и полезно читать места из Писания и у отцов, располагающие к страху» (http://www.omolenko.com/2556-1.htm).

Отлично, просто превосходно. Его еще и выпрашивать надо. Нужен кому такой подарок? Наверное, да, если люди о нем просят.

В религиозной христианской этике имеется противоположение «сущего» и «должного», человек греховен изначально, а в противоположность предоставляется некий недостижимый нравственный идеал.

Здесь всегда находиться почва для ощущений страха, и сознание своей греховности, поэтому страх божий постоянен и перманентен. Источник страха христианского это следствие грехопадения; все страстное, душевное, земное, – низко.

Адам и Ева не послушали бога, и согрешили, потом спрятались от бога, а когда он их позвал: Адам ответил ему: “голос Твой я услышал в раю и убоялся” (Быт.3:10).

В новом завете уточняется, страх перед богом должен быть, в своем послании к коринфянам апостол Павел говорит, что страх людей угоден богу «И сердце Его весьма расположено к вам при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли Его со страхом и трепетом» (гл.7; 1 5).

Как выражается страх в религии

Страх в религии выражается в виде боязни, которую необходимо преодолеть, воспитывая в себе главную добродетель – страх Божий (в Христианстве это ярко выражено, и к тому-же поскольку его многие знают, берем его, но также можно привести в пример ислам).

Страх это результат греха, но новорожденные младенцы считаются безгрешными, или к новорожденным это не относиться? Но страх есть страх и он вызывает в любом случае одинаковые физиологические реакции в организме.

Также как любое вещество, добытое даже разными способом, имеющее одинаковую химическую структуру, имеет и одинаковые свойства. Например крахмал, кукурузный и картофельный крахмал одинаков, по своим свойства, и не важно, из чего его сделали, это рекламный ход.

Итак, страх появляется, если мы согрешили, а Дьявол использует наши страхи, для своих целей.

Патристика всегда подчеркивала, что, нравственное поведение человека должно обусловливаться больше всего страхом, который на высших ступенях его развития является тождественным благу, любви, свободы, чистоты и ответственности за свое существование. “Начало мудрости – страх Господень” (Пс.110:10).

Здесь страх оценивается через призму основной категории религиозной этики – спасения. Сегодняшние религиозные деятели открещиваются от религиозного страха, они говорят о божественной любви, наверное, забывая, что говорили их предшественники. Религиозные люди бояться разгневать Бога.

Тех, кто живет во грехе, бог приговаривает к адскому огню. “Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников” (Евр.10:26-27).

Бог мусульманский наследовал эту любовь к запугиванию, и он не отстает «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха» (Коран, 59:18–19).

«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).

Но в тоже время существует прощение, вернее всепрощение, всех и всех грехов. Если скотоложцы и мужеложцы ведьмы по Библии обречены на убийство, то добрый христианский и мусульманский бог простит все, надо только попросить.

Неизвестно сколько раз можно грешить, это в святых книгах точно не прописано: убил, ограбил, поставил свечку, помолился, пошел еще кого-нибудь убил. Существует мнение, что если человек не испарился, то грехи ему не прощаются.

Но это нигде не написано прямо, а «иди и больше не греши» скорее похоже на напутствие, чем на запрет.

Дьяволом, Люцифером, Сатаной, Князем Тьмы и т. п. называют существо противоположное богу, если бог есть любовь, высокое, прощение, созидание, свет то оно ненависть, злоба и разрушение, низкое, тьма.

Его извлекают если страха перед богом недостаточно.

По этому поводу надо сказать, что и в других религиях существовали злые силы, злые божества, но им поклонялись также как и добрым, и почитали и задабривали даже больше, поскольку больше боялись.    религия и страх, продолжение

Источник: https://ctraxi.ru/peligia.html

Страх мистики и религии

Боязнь религий

Страх мистики и религии

21.11.2014

Мария Барникова

Казалось бы страхи мистики и религии – атрибуты невежественного средневековья, чуждые нашим современникам.

Стремительное развитие цивилизации, ярко выраженный прогресс в области науки и техники объяснили большинство явлений природы, установили причинно-следственные связи и закономерности многих событий.

В тоже время техническая революция выдвинула повышенные требования к каждой личности, принесла существенную информационную перегрузку, внесла значительные коррективы в естественный […]

Казалось бы страхи мистики и религии – атрибуты невежественного средневековья, чуждые нашим современникам.

Стремительное развитие цивилизации, ярко выраженный прогресс в области науки и техники объяснили большинство явлений природы, установили причинно-следственные связи и закономерности многих событий.

В тоже время техническая революция выдвинула повышенные требования к каждой личности, принесла существенную информационную перегрузку, внесла значительные коррективы в естественный образ жизни человека.

Довольно обширная группа людей, не сумев адаптироваться к постоянному воздействию стрессоров и не имея необходимых психологических знаний, избрала для себя фантазийный вариант «спасения»: погрузившись в нереальный мир мистики и религии.

Фанатичное следование религиозным учениям, почитание оккультизма – благодатная почва для возникновения фобических расстройств.  В них все располагает для мнимого избегания личной ответственности за собственную жизнь, ведь всегда есть готовое объяснение: влияние высших сил, кармы, абсолютного зла и прочее.

В данной группе присутствуют:

  • страх ада – гадефобия;
  • боязнь дьявола и демонов – демонофобия;
  • страх фантастических существ – фазмофобия;
  • боязнь мифов, сказок, легенд – мифофобия;
  • боязнь ведьм и колдунов и ведьм – виккафобия;
  • страх крестов и распятий – стаурофобия.

Среди иррациональных, навязчивых страхов часто фиксируется патологическая боязнь нечистой силы – сатанофобия. Данное расстройство зарождается без объективных причин у излишне впечатлительных людей, имеющих склонность к возникновению различного рода неврозов и психозов.

По мнению психологов основная причина появления патологии: не зная подлинной причины и не находя объяснения пугающим или неясным событиям, сознание человека зачисляет их в область воздействия потусторонних сил. А так как неизвестность – сама по себе пугающая, соответственно, потусторонний мир – страшен и зол.

По мере нарастания числа встреч с необъяснимыми факторами, в человеческом мозге выстраивается ассоциативная цепочка: загадочное, непонятное событие – волнение – тревога – происки нечистой силы.

Со временем страх, укореняясь в подсознании, выходит из под контроля, становится главенствующим ощущением, мешает адекватно воспринимать реальность и трансформируется в фобию.

Среди религиозных фанатов и сектантов часто фиксируется теофобия – боязнь Божьей кары. Это расстройство возникает из-за чрезмерного страха перед неизвестным и непредсказуемым будущим.

  Люди, страдающие теофобией, убеждены, что за малейшую провинность они лишаться вечного покоя, что за их незначительными проступками последуют страшная Божья кара. Теофобы живут в постоянном страхе, что вот-вот наступит расплата за их мысли и дела.

Они искренне верят, что все неприятности (которые регулярно происходят у всех людей) – именно Божья кара, посланное им свыше наказание. На первый взгляд, при несерьезности этой боязни, последствия теофобии могут быть неприятными и катастрофичными как для больного, так и для общества.

Наряду с «безобидными»  следствиями заболевания (например: отравлением мясом за свершенный «грех» есть мясо) фиксируются и случаи крайне опасного течения расстройства. Некоторые психиатры придерживаются точки зрения, что маньяки, «очищающие мир от недостойных людей» — частные случаи теофобии.

Аналогичное с теофобией патологическое расстройство – энозиофобия (боязнь совершить грех). Данный страх характерен для сверхтревожных, впечатлительных, мнительных особ, воспитывавшихся у чрезмерно строгих, верующих родителей.

В некоторых случаях энозиофобия скрывает «замаскированные», более опасные фобии, например, страх смерти или боязнь страхов. Это расстройство превращает жизнь больного в мучительное навязчивое ожидание своих неправильных проступков.

Энозиофоба не покидают мысли, что он все делает неподобающим «грешным» образом. Он вынужден взвешивать каждый свой поступок, который впоследствии же подвергает гневной критике.

Если расстройство выражено сильно, у больного может возникать желание «очиститься», то есть умышленно причинить себе физическую боль в наказание за греховные поступки.

Страхи мистики и религии демонстрируют незрелость личности, недостаток знаний, неспособность справляться самостоятельно с собственными негативными переживаниями, отсутствие истинной системы моральных ценностей.

И первоочередная задача психолога – оказать больному помощь, направляя на выстраивание адекватной системы мировоззрения. Только после устранения психологической неграмотности, можно проводить работу по преодолению страхов.

Прочие фобии, связанные с мистикой и религией:

  • агиофобия — страх святых мест;
  • виккафобия — страх колдунов;
  • фазмофобия — боязнь привидений.

Источник: https://fobiya.info/strah-mistiki-religii

Тепеофобия: страх религиозных церемоний, причины и симптомы, лечение

Боязнь религий

Существует несколько видов фобий, которые касаются только определенной категории людей. Одна из них — тепеофобия (teleophobia), которая заключается в страхе религиозных церемоний. Возникает она только у людей, связанных с религией: верующих или тех, кто хочет принять религию. Вне зависимости от направления вероисповедания тепеофобия может появиться у людей разного возраста.

Причины появления фобии

Механизмы появления фобии у верующих и желающих ими стать разные. Быстрее всего страх формируется у первой категории людей. Это связано с тем, что верующие люди очень ответственные и педантичные, поэтому страх формируется под воздействием многих причин.

  • Верующие стремятся строго соблюдать все церемонии, ритуалы, которые требуются. Многие из них несут двойной противоречивый смысл, что вызывает страх быть наказанным Богом. Например, необходимость признания в содеянных грехах и наказание за эти грехи.
  • Неукоснительное следование религиозным обрядам, заповедям, канонам, ритуалам требуется от любого верующего. Он не имеет право нарушить хотя бы одну из этих святынь. В результате, если человек забыл что-то сделать или не исполнил что-то от незнания, он начинает паниковать, что делает что-то не так. Появляется страх наказания.
  • Религиозные обряды уходят своими корнями в древность. Не все они дошли в первоначальном исполнении. Какие-то особенности стерлись со временем и претерпели изменения. Не все верующие ходят в церковь для получения точных знаний о совершении таинств, поэтому при передаче информации из поколения в поколение, она теряется. По этой причине некоторые верующие неверно исполняют обряды. Когда они приходят в церковь, то обнаруживают, что ритуал намного сложнее и дольше. В результате формируется фобия сделать что-то не так, а в дальнейшем это чувство трансформируется в страх перед церемониями, в основе которого лежит паника и боязнь ошибиться.

У второй группы людей появление страха связано с воздействием на их психику историй о каре Божьей, «всевидящем оке». Кстати, это чувство было еще у древних людей.

Они боялись разгневать божеств неправильными поступками и искренне верили, что все природные катаклизмы произошли из-за их проступков и нарушений правил.

Для замаливания грехов и задабривания небожителей люди приносили жертвы, соблюдали посты.

Современные люди предпочитают избегать наказаний и не связывать свою жизнь с религией. Они хотели бы принять религию, но боятся, что если не будут неукоснительно следовать правилам и иногда нарушать их, то будут строго наказаны. Страх сформировался как механизм психологической защиты, выражающийся в желании избежать наказания.

Некоторые религиозные обряды связаны с прохождением человека через боль и страдания. Например, обрезание у мальчиков в исламе. Некоторые из них бояться умереть во время этой церемонии.

Совершенно другой механизм формирования страха религиозных церемоний наблюдается у детей. Они получили его в результате переживания негативного опыта.

Во время присутствия на одной из церемоний их мог напугать свет, музыка, внезапные действия, голос служителей. Страх мог ассоциироваться с чем-то непонятным и таинственным.

В итоге ребенок категорически решает избегать церкви и всех ритуалов.

Опасность патологии

На первый взгляд, страх способствует только избеганию участия в религиозных служениях и посещения церкви. Он не может вызвать никакие расстройства в поведении. Другими словами, человек не будет отличаться от неверующих людей и атеистов, что никак не скажется на удовлетворении его основных потребностей.

Это глубокое заблуждение, так как для верующего человека нарушение свято чтимых правил воспринимается как грех. Он начинает винить себя и считать практически преступником. Самобичевание и критика, приписывание подобных качеств негативно сказываются не только на самооценке, но и ведет к нарушению психического и физического здоровья:

  • возрастает чувство вины;
  • появляется беспокойство, напряжение и тревога;
  • бессонница не дает возможности отдохнуть;
  • отсутствие молитв приводят к чувству незащищенности.

Подобные симптомы ведут к появлению депрессии, повышению агрессивности. Если человек длительно находится в таком состоянии, то ему необходима помощь.

Люди, желающие и готовые присоединиться к рядам верующих, но боящиеся религиозных обрядов, испытывают двойственные чувства. Они не могут принять решение, поэтому постоянно находятся в раздумьях, напряжении и испытывают симптомы, схожие с верующими.

Избавление от страха

Несмотря на то что тепеофоб боится всего, что связано с ритуалами вероисповедания, помочь ему должен, прежде всего, верующий человек, священник. Только он сможет понять все тонкости боязни, выделить причину. Но такой служитель церкви должен быть хорошим психологом, так как его задача состоит в избавлении верующего от гнета страха.

Боязнь не проходит быстро. Понадобится множество встреч, которые будут направлены на:

  • разъяснение церковных обрядов и формирование правильного представления об их необходимости;
  • снижение чувства вины из-за неправильно или не вовремя выполненных ритуалов (опытный священник понимает, что это всего лишь страх и объясняет, что для Бога важнее, что личность в него верит и обращается к нему мыслями);
  • изменение в сознании: снижения действия механизма избегания.

Как только когнитивная часть отработана, священник приступает к выполнению главных задач: индивид должен соблюдать церемонии. Сначала он смотрит на обряд издали (его поддерживает священник), затем делает сам.

Вторая ступень преодоления страха заключается в том, что тепеофоб должен будет поучаствовать в церковных церемониях: сначала — в качестве наблюдателя, а затем — гостя.

Самостоятельное посещение церкви будет говорить о полном избавлении от страха.

Возможен и другой вариант, когда тепеофоб обращается к психологу или психиатру, но желательно, чтобы эти люди были крещенными и соблюдали все необходимые обряды.

Источник: https://strahoff.net/t/prichiny-i-lechenie-tepeofobii-bojazni-religioznyh-ceremonij/

Фобии связанные с религией и мистикой – сатанофобия, теофобия, энозиофобия

Боязнь религий

Страх религии и мистики в современном мире кажется пережитком средних веков. Ведь современная наука, прогресс цивилизации ушли далеко вперед с тех времен, когда люди всерьез верили в ведьм и потусторонних существ. Однако, все не совсем так.

Ритм современной жизни, высокие требования социальной конкуренции, необходимость быть высоко развитым интеллектуально вносят свою лепту в человеческую жизнь.

Далеко не каждый индивид способен отвечать всем требованиям существования в ультрасовременном мире.

Многие люди, не выдерживая конкуренции и стрессов, не имея достаточного уровня научных знаний, предпочитают «спасаться» от тягот повседневной жизни с помощью магии и религии. Именно фанатическое увлечение каким-либо религиозным или магическим культом – идеальная почва для формирования фобий.

Ведь поклоняясь неким абстрактным «высшим силам», человек полностью снимает с себя ответственность за личную жизнь и поступки, отказывается от контроля над ней, поскольку «на все воля божья». Кроме того, в любой религиозной системе есть запреты, отрицательные персонажи, страх наказания свыше.

Все это как нельзя лучше способствует появлению разного рода боязней.

В следующем списке страхов и фобий перечислены популярные боязни различных религиозных и магических явлений.

  • Гадефобия – боязнь ада как явления, страх попасть туда после смерти.
  • Демонофобия – боязнь демонических существ, дьявола.
  • Фазмофобия – страх мифических, фантастических созданий.
  • Мифофобия – боязнь персонажей мифов, легенд, сказок, поверий, восприятие их как реальных существ.
  • Виккафобия – страх перед колдунами, магами, ведьмами.
  • Стаурофобия – боязнь символа креста (как христианских, так и крестных символов из других религий).

Сатанофобия – страх нечистых сил

Среди фобий, связанных с религией и оккультизмом, широко распространен неадекватный страх перед так называемой нечистой силой – демонами, дьяволом, злыми духами. Эта фобия, или боязнь, может развиваться у людей практически любого вероисповедания.

Склонны к ней гипервпечатлительные, эмоциональные и чувствительные личности, уже имеющие какие-либо неврозы, опыт развития психотического синдрома или предрасположенность к ним.

Основная причина появления такой боязни – недостаточность знаний относительно того или иного события в жизни, неспособность контролировать негативную ситуацию и нести ответственность за собственные плохие поступки.

Не умея объяснить себе негативное явление с точки зрения логики и науки, сатанофоб говорит: «это все от дьявола», «бес меня попутал», «дьявол искушает меня». Все неизвестное пугает сатанофоба, а его тенденция связывать негативные события с проделками нечистой силы усиливает страх неизвестного.

Эта же тенденция с течением времени формирует четкую закономерность восприятия событий в мозге: опасное, необъяснимое явление – тревожность – проделки дьявола. С каждым повторением эта схема все прочнее укореняется в человеческом сознании, постепенно закрепляясь и на подсознательном уровне.

Со временем человек теряет способность контролировать свой страх, начинает воспринимать происходящее необъективно, нелогично. Так развивается тревожно-фобическое расстройство.

Теофобия – страх наказания высшими духовными силами (Богом)

Этому расстройству подвержены многие религиозные фанатики или приверженцы различных сект. Как правило, это увлеченные, сильные натуры, которые целиком и полностью посвятили себя религии, искренне уверены и тверды в своих убеждениях.

Однако, система запретов, существующая во многих религиях, налагает неизгладимый отпечаток на психику. Ежедневно и ежечасно религиозный фанатик боится оступиться, «согрешить». В некоторых религиях запреты налагаются не только на действия, но и на определенные мысли, образы в воображении.

Это усугубляет ситуацию, так как не согрешить и не провиниться становится практически нереальным: далеко не всегда представляется возможным полностью контролировать свое воображение.

Теофоб постоянно анализирует каждою свою мысль и действие, испытывает перманентное чувство вины даже за незначительный проступок, пребывает в паническом страхе о том, что рано или поздно наступит страшный час расплаты за прегрешения.

Мысль о том, что после смерти вместо рая его ждет «геенна огненная», становится навязчивой, истощает его физические и психические силы. Теофоб все свои неудачи, несчастья списывает на Божью кару, наказание за грехи, не учитывая тот факт, что у всех в жизни бывают как удачные события, так и период невезений.

Теофобия встречается как в легкой форме, так и может носить характер тяжелого тревожного расстройства, переходящего в психоз.

Если в первом случае последствия не столь серьезны (например, теофоб не спит несколько суток, вымаливая прощение у бога за съеденный кусочек мяса во время поста), то в случае с тяжелой формой теофобии они могут быть опасными как для здоровья и жизни самого больного, так и окружающих.

Радикальная форма теофобии, перешедшая в психоз – когда теофоб стремится «очистить мир от неверных», причиняя физический ущерб окружающим. Психиатры сходятся во мнении, что многие маньяки в той или иной степени страдают теофобией.

Энозиофобия – страх греха

Это тревожное расстройство во многом аналогично теофобии. Ему подвержены тревожные и впечатлительные личности, а предпосылкой к нему может стать излишне строгое религиозное воспитание в семье. Иногда под энозиофобией маскируются и другие тревожные расстроства, например, танатофобия (боязнь смерти).

Всю жизнь энозиофоба заполняет постоянно чувство вины и опасение совершить плохой поступок, вечный самоконтроль. Любое свое действие он подвергает анализу на «праведность», взвешивает и анализирует его правильность.

Если он счел свои действия «грешными», то он способен сам очень жестоко наказывать себя, испытывая по отношению к себе сильный гнев.

Как правило, энозиофобы склонны к самоистязанию. Они способны наказывать себя физически, лишая сна, еды, причиняя себе физические увечья. Данное фобическое расстройство весьма опасно для жизни больного и требует немедленного медицинского вмешательства.

Заключение

Принято считать, что религии несут добро, свет, умиротворяют и дают надежду многим людям. Существует огромная разница между верующим человеком, и религиозным фанатиком, страдающим фобическим расстройством.

Главное – помнить, что любая фобия поддается успешному лечению, нужно просто обратиться с этой проблемой к психологу.

Источник: https://skazhistraham.net/fobii-i-strahi/strah-mistiki-i-religii.html

Страница Психолога
Добавить комментарий