Аутостимуляция при аутизме это

Особенности самостимуляций и стимминга у аутистов – АУТИЗМ и СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аутостимуляция при аутизме это

Когда люди обсуждают особенности аутичного поведения, то одной из распространённый тем обсуждения является самостимуляция, известная также под термином “стимминг“. Обычно стиммингом называют бесцельные, повторяющиеся движения.

Стимминг – это самостимулирующее поведение, которое является повторяющимся движением тела или действием с объектом.

Стимминг очень часто сопровождает аутистические расстройства и является признаком существенного отклонения развития ребёнка. В тоже время стимминг само по себе – это вредное явление, так как оно нарушает способность к концентрации и отвлекает внимание.

Поэтому стимминг сам по себе может быть причиной прогрессирующих отклонений в развитии. Но остановить стимминг довольно сложно, потому что он ощущается аутистом как польза.

Поэтому необходимо определить причину и следствие неуместного поведения и заменить агрессивное поведение на что-то более подходящее.

Стимминг может встречаться и у нейротипичных людей. Широко распространены такие особенности поведения, как стук пальцев по столу, игра со своими волосами и тд. Разница между нормальным стиммингом и стиммингом при аутизме состоит только в степени и частоте.

В то время как любой нормальный человек может иметь привычку время от времени постукивать пальцами, аутичный человек будет прыгать и кружиться по комнате (что куда больше бросается в глаза), и он также будет делать это гораздо чаще.

Возможно причина этого состоит в том, что посредством стимминга аутист пытается понять, как воспринимать все вокруг.

Когда мы только рождаемся, мы не различаем сенсорные сигналы. Например, маленький ребенок, который только учится ходить, обладает мышечной силой, чтобы ходить прямо, но когда он встает, он тут же падает. Это потому, что он еще не разобрался в собственных ощущениях.

Он не знает, что определенное давление в пятках означает, что он падает назад, или что давление в носках значит, что он падает вперед. У него еще не развились навыки получения сенсорной обратной связи.

Для развития сенсорной обратной связи маленькому ребенку нужно как можно больше сенсорной стимуляции, чтобы тестировать различные ощущения и «откалибровать» все свои чувства.

Тоже самое относится и к привычке маленьких детей всё тянуть в рот. Дети таким образом развивают чувство вкуса и прикосновения. Поэтому маленьких детей хлебом не корми, дай побалансировать на каких-нибудь бордюрах или бревнах.

Не даром детские площадки оборудуют разными качелями, каруселями и горками. Для маленьких детей это возможность развивать тактильную обратную связь, и они биологически предрасположены это делать.

Маленький ребенок не рассуждает о том, что ему нужно качаться на качелях, потому что он подсчитал, насколько у него развиты чувства, и определил, что ему нужно еще попрактиковаться.

Маленький ребенок любит играть на качелях, потому что у него есть подсознательное, инстинктивное желание развивать свои сенсорные ощущения, и это делает такие предметы как батуты источником огромного веселья.

По мере того как люди взрослеют и начинают лучше ориентироваться в сенсорных ощущениях, они перестают получать такое же удовольствие от балансирования на бревне или раскачивания на качелях.

В то время как двухлетний ребенок получает огромную радость от балансирования или раскачивания, это связано с инстинктивной потребностью протестировать свои ощущения и лучше узнать окружающий мир.

Когда люди вырастают и знакомятся с окружающим миром, у них исчезает инстинктивное желание тестировать свои ощущения. Так что качели и карусели теряют свою былую привлекательность, которую они имели в детстве.

Причина, по которой аутичные люди занимаются самостимулирующим поведением – они «застряли» в этой младенческой фазе развития собственных ощущений. Другими словами, их мозг так и не решил, на что же похож окружающий мир.

Как и в случае с другими проявлениями аутизма, это связано с тем, что функционирование и развитие мозга отличается от обычного. Когда маленький ребенок играет на качелях или кружится на одном месте, его мозг получает сенсорную обратную связь.

Но в отличие от обычного человека, который учится с помощью этой обратной связи, у аутичного человека эта информация теряется или неправильно интерпретируется.

Это означает, что их чувства так и не становятся «откалиброванными», а стремление к получению сенсорных ощущений остается очень похожим на поведение младенца.

Стимминг – это больше, чем просто получение тактильной обратной связи. Все чувства человека нуждаются в калибровке. Так что ваш ребенок может ходить туда-сюда и издавать странные звуки или говорить сам с собой, просто чтобы услышать свой собственный голос.

Это значит, что он пытается откалибровать свое слуховое восприятие. Все обычные маленькие дети делают нечто похожее – сначала они просто гулят, потом повторяют чужие слова и фразы, потом говорят сами с собой.

Когда ребенок более старшего возраста продолжает повторять одни и те же слова снова и снова или издает звуки – это просто попытка удовлетворить потребность организма в обратной связи.

Таким же образом ваш ребенок может раскачивать или трясти различными предметами у себя перед глазами – это попытка откалибровать зрительное восприятие. Стимминг не обязательно должен быть движением вроде раскачивания взад и вперед.

Это объясняет, почему на стимминг обычно начинают обращать внимание, только когда ребенок подрастает. Когда годовалый ребенок наматывает круги или прыгает с одной ноги на другую, родители считают это совершенно нормальным поведением.

Однако когда аутичный восьмилетний ребенок постоянно делает то же самое, это кажется немножко странным и получает ярлык «самостимулирующее поведение». В реальности ваш ребенок старшего возраста просто делает то же самое, что и совсем маленький ребенок, он инстинктивно тестирует свои чувства.

Как и в случае с совсем маленьким ребенком, аутичный человек не делает этого сознательно, он не выбирает стимминг. Это совершенно инстинктивный процесс, он происходит бессознательно, автоматически.

Очень часто аутичные люди сами не осознают свой стимминг, например, не замечают, что они начали раскачиваться взад и вперед, точно так же этого не замечает и маленький ребенок.

Чаще всего можно встретить следующие виды самостимулирующего поведения:

  • Визуальный стимминг: аутист может размахивать пальцами перед глазами, часто моргать,вращать глазами или, наоборот, безотрывно смотреть на огонь.
  • Звуковой стимминг: аутист издает неречевые звуки, щелкает пальцами, закрывает уши руками.
  • Тактильный стимминг: аутист трет кожу руками или другими объектами, царапает кожу, чешется.
  • Вестибулярный стимминг: аутист раскачивается корпусом взад-вперед, качается из стороны в сторону.
  • Вкусовой стиммнг: аутист облизывает предметы или части тела, кладет в рот предметы.
  • Обонятельный стимминг: аутист явно вдыхает привлекающие запахи, обнюхивает привлекающие внимание предметы.

Следует заметить, что остановить стимминг бывает очень трудно, так как сам аутист часто не замечает аутостимуляций в своём поведении. Более того, он может нуждаться в этих стимуляциях. Однако ниже постараемся привести ряд практических советов, которые помогут уменьшить это вредное явление:

  1. Внимательно наблюдайте за человеком, когда он в стимминге. Вы наверняка знаете о пользе ведения дневника, в котором вы записываете как живет ребенок с аутизмом – стимминг важная часть жизни аутиста, поэтому не забывайте отмечать все, что с ним связано. Обязательно отмечайте, что именно предшествовало ситммингу, сделайте запись о том, что аутист делал непосредственно перед тем, как началось это поведение. Опишите стимминг как можно тщательнее, а также обратите внимание на то, что произошло после того, как случился эпизод стимминга. Соберите несколько примеров различных поведений. Например, “Перед стиммингом: ребенок смотрел телевизор, папа выключил его. Поведение в стимминге: ребенок кричал и тянул папу за руку к телевизору. Результат: “голубой экран” был включен снова.
  2. Просмотрите информацию, собранную для идентификации функции поведения. Это поведение аутиста демонстрирующее желание получить награду, это может быть сенсорная необходимость или просто способ привлечь ваше внимание.Является ли поведение аутиста при стимминге демонстрацией желания избежать деятельности или ситуации? Или является ли поведение следствием неожиданного изменения рутины? Ребенок был занят приятной деятельностью (например, просмотр мультфильмов), а затем лишен ее?
  3. Создайте план для управления поведением аутиста. Если функция поведения является получение вознаграждения, научите ребенка с аутизмом просить предметы, которые нужны более соответствующим образом, используя символы, знаки или речь. Если функция стимминга является удовлетворение сенсорной необходимости, предложите более подходящие пути для удовлетворения этой потребности. Например, если ребенок машет пальцами перед своими глазами, он требует визуальной стимуляции. Дайте ему альтернативу, например, визуально стимулирующие программы для компьютера или простые игрушки. Если стимминг возникает с целью избежания ситуации, тогда научите аутиста просить перерыв в деятельности в спокойной манере, используя символы, знаки или речь. 

В заключении приведём несколько простых рекомендаций, которые могут помочь в предупреждении появления самостимуляции. Основным подходом будет являться замена стимминга другими более подходящими вариантами стимуляции:

  • Визуальные: простые увлекательные игрушки – светящиеся шары, указки, юла, калейдоскоп, глобус, или, ТВ или видео, компьютерные программы и т.д.
  • Слуховые: музыкальные инструменты, радио, игрушки, музыкальные шкатулки, ТВ или видео, смартфон и т.д.
  • Тактильные: Душ с массажем, мягкие игрушки, предметы, которые касаются тела, массажер, песка, обрезки различных текстурированных материалов и т.д.
  • Вестибулярные или проприоцептивные: лошадка-качалка или кресло, мяч для терапии, гамак, качели, офисное кресло, горка, карусели, батуты.
  • Запах: товары, которые пахнут, душистые ручки и карандаши, ароматические масла, благовония, ароматические свечи.
  • Вкус и оральная стимуляция: кисло-сладкие контрасты, горячие и холодные контрасты, сильные ароматизированные чипсы или сладости, густые коктейли через соломинку, жевательная резинка или конфеты и т.д.

Надеюсь, что приведённые выши рекомендации помогут вам в борьбе со стиммингом.

http://autism.invamama.ru/

Источник: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/sensory-processing-disordres-spd/kak-nascet-samostimuliruusego-povedenia/osobennosti-samostimulacij-i-stimminga-u-autistov

Стимы при аутизме – самостимуляция у детей при аутизме: советы от специалистов ABA

Аутостимуляция при аутизме это

Аутостимуляцией или самостимуляцией принято называть разнообразные многократно повторяющиеся бессмысленные действия, которые осуществляются при помощи тела или какого-либо постороннего объекта.

В психиатрии такое поведение обозначается термином «стереотипия», а в разговорной речи для него часто используется заимствованное из английского языка слово «стимминг» (соответственно, каждое отдельное повторяющееся действие называется стимом).

Стимминг в «легкой» форме свойственен практически всем здоровым людям.

Патологические же проявления самостимуляции характерны в первую очередь для детей от 1–3 лет с расстройствами аутистического спектра, включая ранний детский аутизм (РДА) и синдром Аспергера.

Основная цель самостимуляции у аутистов заключается в получении определенных сенсорных (чувственных) ощущений и снятии психоэмоционального напряжения.

В этой статье мы детально рассмотрим, что такое стимы при аутизме и каким образом можно уменьшать стимминговое поведение у аутичных детей без нанесения вреда их психике.

Особенности самостимуляций и стимминга у аутистов

Стимминг у аутистов не всегда направлен на одну лишь аутостимуляцию. Бывает, что при помощи стимов дети с РАС самовыражаются, пытаясь привлечь внимание к своим эмоциям – радости или возбуждению, тревоге или гневу, грусти или страху.

Также аутичный ребенок может «стимить» просто от скуки, и тогда можно попробовать занять его каким-нибудь тоже повторяющимся, но при этом функциональным действием.

Например, поручить вынуть вещи из стиральной машинки или положить их туда (по одной), сложить в стопку тарелки и т. д.

Таким образом, общая особенность всех видов самостимуляций заключается в том, что они являются своеобразным средством коммуникации.

Аутостимуляция сама по себе – это не просто «обычный симптом аутизма», а специфическая система знаков и симптомов, которые необходимо оценивать и изучать, чтобы лучше понимать внутренний мир аутичного ребенка.

Поэтому стимы у аутистов далеко не всегда представляют собой нечто опасное и обязательно требующее коррекции (за исключением действий, наносящих физический вред самому ребенку или окружающим).

Хотя повторяющееся поведение свойственно для обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), не следует пытаться избавиться от стимминга при помощи лекарств от ОКР, если ОКР как таковое не было диагностировано. Прием неподходящих препаратов не только не поможет, но еще и осложнит проблему.

Виды самостимулирующего поведения при аутизме

Самостимуляция у ребенка с аутизмом может проявляться одним или несколькими из шести основных видов стимминга:

  • зрительного (визуального);
  • аудиторного (слухового/звукового);
  • тактильного (связанного с прикосновениями и ощущениями от них);
  • вестибулярного (связанного с ощущением равновесия);
  • вкусового;
  • обонятельного.

То есть каждый отдельный вид аутостимуляции как бы обращается к одному или нескольким чувствам, за счет чего является буквально жизненно необходимым для аутичного ребенка. Рассмотрим типы стимминга подробней.

Визуальный

Зрительный стимминг может проявляться самыми разнообразными способами, в том числе:

  • долгим безотрывным взглядом на источники света, фото и другие статичные изображения, вращающиеся вентиляторы или другие однообразно движущиеся предметы;
  • частым длительным морганием или вращением глазами;
  • повторяющимся прищуриванием глаз;
  • размахиванием руками или повторяющимися движениями пальцев перед глазами;
  • эпизодами «отсутствующего взгляда», когда кажется, что ребенок смотрит «в никуда».

Также визуальная аутостимуляция может выражаться в навязчивом стремлении к поиску определенных форм в сложных орнаментах (обои, ковры и т. д.).

Звуковой

Аудиторный стимминг имеет следующие проявления:

  • повторяющиеся нажатия ладонями на уши;
  • громкое щелканье пальцами;
  • ритмичное повторение определенных звуков или просто длительное мычание на одной ноте;
  • ритмичное постукивание руками или ногами по поверхностям предметов.

Еще одним выражением звуковой самостимуляции может стать эхолалия – бессмысленное частое повторение чужих фраз, слов, фрагментов песен и т. д. В детском возрасте эхолалия при аутизме проявляется сильнее и чаще, чем у взрослых.

Тактильный

Признаки тактильного стимминга таковы:

  • навязчивые почесывания, потирания, расцарапывания кожи;
  • сжимание и разжимание кулаков.

Также ребенок с тактильным стиммингом может постоянно стремиться гладить какую-либо определенную ткань, бумагу с определенной текстурой, пересыпать в руках песок, погружать руки в воду и т. д.

Вестибулярный

Вестибулярная самостимуляция при аутизме выражается в «маятниковых» раскачиваниях вперед и назад или из стороны в сторону, длительном вращении вокруг своей оси, прыжках на месте, беге или ходьбе широким шагом взад-вперед или по кругу и т. д.

Вкусовой

Вкусовой стимминг заключается в облизывании каких-либо поверхностей или собственных рук, ребенок также может класть в рот пальцы или небольшие предметы.

Обонятельный

Обонятельные стимы у аутистов проявляются в стремлении долго обнюхивать другого человека или неодушевленный предмет, как можно чаще и дольше вдыхать определенные запахи.

Причины самостимуляции при аутизме

Причины, провоцирующие развитие стимминга, пока не определены однозначно, однако основная гипотеза о появлении аутостимулирующего поведения такова:

  • детям с повышенной чувствительностью (гиперчувствительностью) стимминг помогает уменьшить «поток» стимуляции извне;
  • гипочувствительные дети (с недостаточной или сниженной реакцией на внешние раздражители) используют самостимуляцию для усиления ощущений и получения сенсорного удовольствия.

Высокофункциональные аутисты описывают свои эпизоды самостимуляции так:

«Когда вы готовите какое-нибудь блюдо, то иногда должны приподнимать крышку кастрюли или сковороды, чтобы выпускать пар. Для меня стимминг как выпускание пара – он служит и для внутреннего облегчения, и для защиты от взрыва, и для выпускания чего-то наружу, чтобы стало спокойно внутри» (Пола Гомез).

«Стимминг это то, что приносит ощущение комфорта. Любые внешние попытки прекратить стимминг очень неприятны. Я ощущаю дискомфорт, когда не имею возможности стимить» (Элизабет Элфорд).

«Представьте, что у вас очень сильно чешется нос. Вы же не можете подождать до вечера и почесать его дома, чтобы никто не видел? Нет, вам необходимо почесать его прямо сейчас. Вот так и со стиммингом» (анонимный пользователь).

Из этих сообщений становится понятно, что причиной аутостимуляции зачастую становится необходимость в высвобождении накопившихся деструктивных эмоций и ощущений, помноженная на привычку.

Обратная связь для наших чувств

Аутостимуляция создает возможность «обратной связи» для основных чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, чувства равновесия, а также для проприоцепции и интероцепции (способностей ощущать свое тела в пространстве и воспринимать ощущения внутри тела).

Таким образом, стимминг дает аутисту возможность ощутить себя и прочувствовать собственное взаимодействие с окружающим миром.

Как способ получить удовольствие

Зачастую стимминг возникает совершенно естественным путем, и аутист не старается специально применять его для получения удовольствия осознанно. Аутичные дети могут даже не осознавать, что конкретно они делают, но при этом бессознательно стимиться просто потому, что это доставляет приятные ощущения.

Нервная система откликается на аутостимулирующее поведение, в результате чего в организме происходит выброс «гормонов счастья» – бета-эндорфинов, действие которых в некотором роде сходно с действием опиатов. Благодаря свойству бета-эндорфинов снижать уровень стресса и боль, аутостимуляция приносит аутисту внутреннее удовольствие в той или иной форме.

Как способ снять стресс

Обратная связь, которую вызывает стимминг, способна подбадривать аутичного ребенка или взрослого, и отвлекать его от неприятных переживаний. Так, раскачиваясь, аутист получает возможность перенаправить свои чувства и мысли с того, что тревожит его, на какую-либо более позитивную задачу. Именно с этим связано учащение стимминга в стрессовые периоды.

Как уменьшить самостимуляцию?

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять аутиста не стимиться вообще никогда – такое насилие выльется в тяжелый стресс, на фоне которого самостимулирующее поведение только усилится. Стимминг играет по-настоящему важную роль в жизни ребенка, выполняя определенные полезные для его психики функции.

Представьте себя в момент привычного способа снятия стресса (принятие горячего душа, прослушивание любимой музыки и т. д.). А теперь вообразите такую картину: вы с удовольствием принимаете душ после изматывающего рабочего дня, но как только начинаете расслабляться под теплыми струями – дверь ванной открывается, заходит терапевт и строго приказывает прекратить ваше занятие.

Лишение возможности стимиться может побудить ребенка к невольному поиску «замены», зачастую гораздо более тяжелой и опасной. Например, если категорически запрещать аутичному малышу потряхивать руками, он станет жевать кисти своих рук.

Если запрещать гладить шершавые поверхности – он начнет биться об них головой.

Поэтому, если аутостимуляция приводит к определенным трудностям при нахождении в общественном месте или сильно утомляет родителей, нужно постараться уменьшить ее проявления.

Прежде всего, для этого необходимо понять функцию того или иного проявления стимулирующего поведения малыша. Определив, для чего ребенку нужен стимминг, можно научить его достигать этих же целей, используя более уместные способы.

Например, если малыш отвлекается от неприятных мыслей при помощи кручения ярких предметов перед глазами – предложите ему игрушку-волчок (юлу) или калейдоскоп.

Если он склонен к нервному расковыриванию кожи – задействуйте его пальцы в играх с крупой, собирании мозаики, лепке из пластилина.

Такой подход в психологии называется перенаправлением и зачастую наглядно подтверждает отсутствие необходимости в лечении стимминга психотропными препаратами.

В рамках других компенсаторных стратегий, направленных на уменьшение проявлений самостимулирующего поведения, можно принять следующие меры:

  • научить ребенка замещать привычный способ аутостимуляции на более социально уместный – например, не расцарапывать до крови кожу кистей рук, а сжимать и разжимать кулаки;
  • изменить условия и среду, которые вызывают учащение эпизодов стимминга;
  • регулярно заниматься сенсорной интеграцией, АВА-терапией;
  • осваивать новые навыки постепенно, не «наскоком», так как резкие перемены провоцируют у аутичных детей стресс, на фоне которого может обостриться аутостимуляция;
  • использовать специальные диеты для аутистов, обеспечить регулярный прием витаминно-минеральных комплексов, своевременно проходить медосмотры.

Многие родители аутичных детей замечают, что отдельные стимы могут проходить после устранения проблем с желудочно-кишечным трактом.

Так, после комплексного лечения ЖКТ нередко исчезают стереотипии, связанные с аутоагрессией и агрессией в целом, перевозбуждением, частыми низкими наклонами вперед, длительными истериками, «вдавливанием» в предметы.

Поэтому есть основания предполагать, что стимы такого рода могут быть вызваны болями и дискомфортом в животе. Важно научить ребенка аутиста жевать тщательнее — это поможет уменьшить дискомфорт в желудке, который возникает при переваривании больших кусков пищи.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, можно задействовать одну или несколько из перечисленных стратегий, чтобы сделать самостимуляцию более приемлемой для социума.

«Прислушивайтесь душой» к ребенку, старайтесь понять, какие ощущения служат поводом для очередного эпизода стимминга, какую тревогу малыш пытается побороть при помощи повторяющегося поведения. Возможно, это просто плохие мысли, а возможно – слишком громкая музыка по телевизору.

Поощряйте ребенка, когда он будет использовать менее заметные способы постимить, уделяйте ему максимум любви и внимания – и ваши усилия обязательно принесут положительные результаты.

Источник: https://aba-kurs.com/stimy-pri-autizme/

Начальный период психологической помощи ребенку с аутизмом. Сообщение 1. От стереотипной аутостимуляции к совместной игре / Альманах №26 / Архив

Аутостимуляция при аутизме это

Самыми явными и специфическими проявлениями расстройств аутистического спектра, как известно, являются трудности установления эмоционального контакта, особые нарушения речевого развития и стереотипное поведение ребенка.

С этими проблемами родители и приходят на первичный прием, но акцентируют в запросах к специалисту чаще всего не трудности эмоционального контакта. Близким надеются на то, что если ребенок заговорит как все и перестанет стереотипно крутить веревочку, рвать бумагу или повторять одно и то же, то и не будет отличаться от других детей.

В этом сообщении мы остановимся на задачах и возможностях специалиста в коррекционной работе со стереотипными действиями такого ребенка.

Исследования и практический опыт показывают, что прямые попытки уговорить, запретить или подавить стереотипные действия ребенка не дают стабильного успеха.

Наказания, отрицательное подкрепление (или неподкрепление) нежелательной активности в части случаев могут помочь избавиться от конкретного стереотипного проявления огорчающего и раздражающего родных ребенка.

Беда в том, что на его место, как правило, встает другие, столь же бессмысленные и непонятные окружающим стереотипные проявления, так же захватывающее и отгораживающее ребенка от контактов с реальностью.

Попробуем разобраться почему эти странные стереотипные действия так важны и нужны ребенку с РАС.

Мы знаем, что и у обычного малыша в условиях госпитализма, т.е. вынужденного дефицита сенсорных и эмоциональных впечатлений может проявиться склонность к стереотипной аутостимуляции.

При аутизме недостаток впечатлений, необходимых для поддержания психического тонуса гораздо более выражен. В силу своих особенностей такой ребенок ограничен в контактах с сенсорной средой, не радуется разнообразию и новизне и лишен полноценного эмоционального общения.

Недостаток впечатлений, необходимых для стабилизации психического тонуса он и восполняет посредством разного рода стереотипных действий, и они могут быть изощренными и искусными в противоположность неловкости ребенка в быту.

Так, мальчик, который не мог правильно удерживать ложку при еде способен был удерживать и крутить на пальце маленькое блюдечко.

Стереотипная аутостимуляция усиливается и становятся ожесточенной в условиях стресса, который могут вызывать у ребенка с аутизмом самые обычные бытовые впечатления. Известно, что порог дискомфорта у него может быть значительно снижен в восприятии интенсивности и качества сенсорных и, особенно, социальных впечатлений.

Так, чрезвычайно болезненно восприниматься могут обычные бытовые шумы, солнечный свет, пролет мухи по комнате, прикосновение, голос, речь и взгляд обращенные ребенку, попытки его произвольной организации.

Панику вызывают даже незначительные изменения в окружающем, в сложившемся порядке жизни ребенка и стереотипные действия служат ему средством саморегуляции, позволяющим заглушить дискомфорт, экранироваться от неприятных, пугающих впечатлений.

Мы видим, что стереотипные проявления ребенка не могут быть просто убраны самыми эффективными методами модификации поведения, потому что они выполняют важные функции саморегуляции, компенсирующей его недостаточность в организации контактов с реальным миром. Более того, они могут быть использованы в коррекционной работе для установления эмоционального контакта и вовлечения ребенка в совместно разделенное проживание и осмысление происходящего.

Известно, что в норме именно эмоциональная общность с ребенком позволяет близким и активизировать малыша, спасти его от перевозбуждения, утешить, помочь пережить дискомфорт и испуг. В совместном проживании и эмоциональном осмыслении впечатлений и обычный ребенок воспринимает социальные смыслы, осваивает и обживает принятые формы жизни, способы организации и регуляции поведения.

Детям с аутизмом трудно вступить и удержаться в эмоциональном контакте, однако их вовлечение в совместно-разделенное эмоциональное переживание совершенно необходимо потому что дает им шанс нормализации психического и социального развития.

Формирование эмоциональной общности с близкими позволяет им стать более выносливыми и открытыми к взаимодействию с окружающим миром, смягчить требования к сохранению постоянства.

Совместное осмысление происходящего дает возможность обжить вместе со взрослыми дифференцированные и уютные формы реальной обыденной жизни, которые сами начинают поддерживать активность ребенка и обеспечивать развитие отношений с окружением.

Поэтому в самом начале коррекционной работы для установления эмоционального контакта и вовлечения ребенка в совместно разделенное переживание специалист подключается к аутостимуляции ребенка и это принципиально меняет ситуацию.

Разделение сенсорного удовольствия с ребенком преобразует его механическую стереотипную активность в общую игру, усиливается и качественно изменяется ее тонизирующий эффект.

Сенсорным впечатлениям ребенка начинает придаваться игровой эмоциональный смысл: раскачиваемся как деревья на ветру или плывем на лодочке; не просто качаемся на качелях, а улетаешь и возвращаешься, и никак мне тебя не поймать. И, если ребенок его принимает, то аутостимуляция меняет свою функцию и начинает обслуживать контакт с другим человеком.

Аутостимуляция присутствует у всех детей с аутизмом, однако при различиях в степени выносливости в контактах с миром она тоже различается по степени активности, форме и используемыми в ней впечатлениями.

В самых тяжелых случаях, это более всего вестибулярные и зрительные впечатления, не столько активизирующие ребенка, сколько поддерживающие состояние покоя и отрешенности. Их дает полевое движение, прыжки, лазанье, балансирование, раскачивание на качелях или завороженное созерцание движения вовне.

Немногие фиксированные формы аутостимуляции связаны с теми же впечатлениями – прищуривание, перебирание пальцами, трясение палочки, кручение веревочки или бумажки перед глазами.

При большей выносливости ребенка более доступна и фиксация приятных впечатлений, он стереотипно воспроизводит их, активно заглушая дискомфорт и тонизируя себя получением привычного удовольствия.

Используются приятные сенсорные ощущения, чаще всего, связанные с собственным телом, но не только, средства аутостимуляции могут быть вербальными, это может быть счет, перечислении букв, проговаривание одних и тех же сюжетов.

Рассмотрим, как происходит присоединение к аутостимуляции ребенка в самых тяжелых случаях, в работе с ребенком первой группы . Аутизм здесь максимально глубок, типично полевое поведение и, редко, возможно однократное направленное действие. Глазной контакт минимален, прямое вербальное обращение вызывает уход, более доступен тактильный контакт, если он связан с ощущениями движения.

На первом этапе работы, присоединяясь к тому, что происходит с ребенком, специалист, не обращаясь в прямую, начинает комментировать полевые перемещения ребенка, эмоционально выделяя их и осмысливая как целенаправленные игровые действия.

«Побежали, побежали скорее на горку, а теперь вниз и снова вверх, а сейчас откроем шкафчик, посмотрим, что там и все оттуда достанем» и т.п.).

Практически сразу включаются и попытки вовлечения ребенка в непосредственный тонизирующий контакт, как это происходит с ребенком раннего возраста в норме, но в доступной для него дозе и на основе приятных для него сенсорных впечатлений.

(Вестибулярных – подхватываем на руки, кружим, прыгаем, качаем, представляя, например, катанием на карусели, игрой в поезд; периодически заглядывая в глазки, обозначая контакт как игру в прятки – «ку-ку».).

Источник: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-26/nachalnyij-period-psixologicheskoj-pomoshhi-rebenku-s-autizmom.-soobshhenie-1.-ot-stereotipnoj-autostimulyaczii-k-sovmestnoj-igre

Поведение аутостимуляции у детей с аутизмом

Аутостимуляция при аутизме это

Как известно, у многих детей с аутизмом наблюдается аутостимулирующее поведение, которое часто называют «самостимуляцией». Аутостимулирующее поведение представляет собой специфические повторяющиеся движения, которые могут вызывать смешанные чувства у тех, кто за ними наблюдает.

Распространенными примерами аутостимулирующего поведения являются такие действия, как раскачивание из стороны в сторону, шагание, хлопание в ладоши, вращение предметов и т.п., однако, аутостимуляция у ребенка может выглядеть самым различным образом.

Что вызывает поведение аутостимуляции?

Причины появления самостимулирующего поведения не до конца изучены, однако, исследователи склонны полагать, что существует несколько основных теорий, объясняющих причины возникновения такого поведения.

Считается, что гиперчувствительные дети проявляют самостимулирующее поведение, чтобы снизить уровень стимуляции, получаемый ими из окружающей среды. С другой стороны, дети, демонстрирующие пониженную или недостаточную реакцию на стимуляцию окружающей среды, могут участвовать в аутостимулирующем поведении для того, чтобы получить чувство сенсорного удовольствия.

Какие типы аутостимулирующего поведения существуют?

В целом, существует шесть различных типов поведения аутостимуляции, которые связаны с органами чувств человека: визуальное (зрительное), аудиторное (слуховое), тактильное, вестибулярное, а также аутостимулирующее поведение, связанное со вкусом и запахом.

Примерами визуальной самостимуляции является повторяющееся моргание, размахивание руками перед лицом, длительный взгляд на освещение или потолочные вентиляторы, включение и выключение света, игры с пальцами перед глазами.

Аудиторная аутостимуляция  может принимать форму щелкания пальцами, стука по предметам, закрывания и открывания ушей руками, повторение отрывков видеороликов или песен, продуцирование вокальных звуков.

Дети, которые вовлечены в самостимуляцию с целью получения тактильных ощущений, может тереть предметы или кожу руками, чесаться, царапаться, сжимать и разжимать кулаки. Вестибулярная аутостимуляция включает в себя такие действия, как раскачивание из стороны в сторону, вращение вокруг своей оси, прыжки и шагание.

Примером поведения самостимуляции, направленного на получение вкусовых ощущений, является облизывание предметов или помещение этих предметов и частей тела в рот. Дети, которые стимулируются от различных запахов, как правило, нюхают людей или различные предметы.


Нужно ли прекращать аутостимулирующее поведение или понижать его интенсивность?

Как правило, аутостимулирующее поведение невозможно устранить во всех его проявлениях, поскольку зачастую оно необходимо ребенку для поддержания чувства комфорта.

Необходимость в снижении интенсивности такого поведения или в его изменении зависит от самого поведения и его опасности, а также от того, насколько сильно оно мешает ребенку участвовать в других видах деятельности.

Большинство форм аутостимулирующего поведения не являются опасными, однако, некоторые из них сопровождаются аутоагрессией или агрессией, направленной на других людей, к примеру, удары головой или укусы.

Некоторые формы аутостимуляции могут быть негигиеничными, например, облизывание раличных предметов и т.д. Иногда самостимулирующее поведение может препятствовать обучению ребенка или его взаимодействию с другими людьми. Такие типы поведения аутостимуляции необходимо уменьшать или перенаправлять.


Как можно уменьшить поведение аутостимуляции?
Первым шагом в процессе уменьшения поведения самостимуляции является изучение такого поведения у конкретного ребенка. Необходимо провести наблюдение и зафиксировать события, во время которых ребенок проявляет поведение аутостимуляции. Происходит ли это в определенное время дня? Существуют ли какие-либо обстоятельства, которые всегда предшествуют поведению аутостимуляции? Если ребенок проявляет такое поведение в результате стрессовых ситуаций, необходимо начать работу над уменьшением стресса. Также следует обучить ребенка альтернативным видам поведения, если его аутостимуляция носит опасный, негигиеничный характер или препятствует его обучению или взаимодействию с другими людьми. Например, вы можете обучить ребенка, который ударяется головой об предметы, раскачиваться в кресле-качалке, или же научить облизывающего различные предметы ребенка облизывать леденец на палочке. Перенаправление аутостимулирующего поведения позволит ребенку поддерживать чувство сенсорного комфорта без негативных последствий.

Аутостимулирующее поведение может казаться странным, приводить в замешательство, а иногда и пугать людей, которые его не понимают, тем не менее, зачастую такое поведение позволяет аутичному ребенку испытать чувство комфорта. Изучение, наблюдение и понимание индивидуального аутостимулирующего поведения у конкретного ребенка поможет определить, существует ли необходимость в уменьшении или замещении такого поведения.

Источник: http://specialeducation.answers.com/parental-help/self-stimulatory-behavior-in-children-with-autism

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:”http://4.bp.blogspot.com/-pXrOga-tvlA/utycqQsxI/AAAAAAAABgk/XzEQKMyZxMs/w1200-h630-p-k-no-nu/FuncBehavLarge.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://autism-aba.blogspot.com/2015/01/self-stimulatory-behavior.html”,”domain”:”autism-aba.blogspot.com”,”excerpt”:”Аутостимуляция у детей с аутизмом”,”word_count”:578,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://autism-aba.blogspot.com/2015/01/self-stimulatory-behavior.html

Аутостимуляции у детей с аутизмом – автор керре н.о

Аутостимуляция при аутизме это

Керре Н.О.
Логопед-дефектолог, семейный консультант

Для детей с аутизмом характерны так называемые аутостимуляции: повторяющиеся действия, которые могут приобретать очень сильный, навязчивый характер, особенно в волнующих, стрессовых для ребёнка ситуациях. Аутостимуляции могут быть:

Вкусовыми – засовывает в рот различные предметы (и пищевые, и непищевые), облизывает всё, пробует грызть, откусывать;

Визуальными – ребёнок моргает, щурится, машет пальцами перед источником света, чтобы сделать его «мельтешащим», включает и выключает свет в комнате, ритмично нажимает на глаза и т.д.

Слуховая: издаёт различные звуки, постукивает по ушам пальцами, бесконечно перезагружает компьютер, чтобы слышать звук заставки, перематывает мультфильм, чтобы послушать вступительную мелодию и т.д.

Тактильная: трёт кожу предметами, пощипывает себя или находящегося рядом, «зависает» на определённой фактуре: часами гладит мех, дерево, кожу и т.д.

Вестибулярная: раскачивается на одном месте, кружится, подпрыгивает, трясёт руками и т.д.

Обонятельная: старается всё обнюхивать, ищет определённые запахи и надолго очаровывается ими (запах мыла, поездов, определённых духов и т.д.)

Аутостимуляции используются людьми с аутизмом либо для получения удовольствия, либо в волнующих, стрессовых ситуациях, когда нужно успокоиться. Одна из гипотез предполагает, что аутичные дети постоянно нуждаются в стимуляции, и аутостимуляция служит для них средством возбуждения нервной системы.

Согласно другой гипотезе, окружающая среда становится для таких детей источником слишком сильных внешних стимулов, поэтому они прибегают к аутостимуляции с целью блокирования избыточных раздражителей и контроля за уровнем слишком сильного возбуждения.

Авторы с аутизмом, описывающие в статьях собственные ощущения, упоминают о том, что аутостимуляция – источник получения сильнейшего удовольствия. Любая из этих гипотез может быть верна по отношению к тому или иному конкретному случаю.

Интенсивность аутостимуляции нарастает, когда другие люди пытаются намеренно направить активность детей в другое русло, либо когда дети оказываются в непривычной, сложной для них обстановке.

Аутостимуляция характерна и для детей с другими нарушениями развития (ДЦП, глухота, слепота, выраженная умственная отсталость, а также для детей, воспитывающихся в детских домах, детей с соматическими заболеваниями, которые вынуждены много времени проводить в больницах и т.п.

– для всех групп детей, у которых в силу врождённых особенностей развития или сложившихся жизненных обстоятельств ограничены способы общения с окружающим миром, есть недостаточность сенсорных ощущений от окружающего мира), но наиболее часто она наблюдается и отличается особой стойкостью у детей с аутизмом.

Та или иная форма повторяющихся действий, начавшись в раннем возрасте, может сохраняться и в зрелом возрасте, и, даже после успешной коррекционной работы, возобновляется в психотравмирующих ситуациях либо ситуациях, когда нагрузка чрезмерна.

 Нужно ли бороться с аутостимуляциями? Часто родители и специалисты пытаются жёстко пресекать их, держат ребёнка за руки, убирают из поля доступности «объект фиксации», одёргивают ребёнка резким окриком. Я считаю, что нужно оценивать с позиции опасности аутостимуляции вашего ребёнка для себя самого либо окружающих.

Если аутостимуляция безвредна (ребёнок не засовывает постоянно в рот режущие предметы либо ядовитые вещества, не расцарапывает себя до крови и т.д.), но смущает взрослых своей «неуместностью», тем, что привлекает нежелательное внимание окружающих – препятствовать ей не нужно.

Если ребёнка лишить доступных источников удовольствия и механизмов успокоения, – это вызовет накопление напряжения вплоть до нервного срыва, а регулярное создание подобных ситуаций – вызовет невротическую реакцию, последствия которой вам вряд ли понравятся. (Если ребёнку без особенностей запретить грызть ногти, не устранив причину тревожности, он начнёт накручивать на палец волосы или обгрызать ручку при письме.) Со временем ребёнка с аутизмом можно научить «стимиться» менее заметно, либо только в пределах дома (хотя в сильных стрессовых ситуациях, возможно, эта реакция будет возвращаться не один год, порой – пожизненно), подобрать те объекты, которые вы сможете возить с собой, и которые будут позволять ребёнку «стимиться» незаметно для окружающих: колючие шарики, кусочки ткани приятных ребёнку фактур, которые он сможет перебирать незаметно и т.д.. Но, в любом случае, упорная борьба с аутостимуляциями не должна быть первостепенной задачей коррекционной работы.
 

Источник: https://www.logopedmaster.ru/node/1598

Страница Психолога
Добавить комментарий