Аутизм когда начинают говорить

Когда мой ребенок станет

Аутизм когда начинают говорить

Эксперт международного общественного объединения “Волюнтас” перечислила главные вопросы, которые задают родители детей с расстройствами аутистического спектра, и ответила на них.

“Важно понимать, что аутизм – это спектр: то, что помогает одному ребенку, может не помочь другому, а уж тем более – всем”, – уверена исполнительный директор “Волюнтас” Галина Шварц.

Sputnik узнал, почему эти дети все время тревожатся, стоит ли бороться с особенностями их поведения и как родителям общаться с ними, если они не говорят.

Какие медикаменты нужно принимать детям, имеющим расстройства аутистического спектра?

“Аутизм не лечится лекарствами. Однако у такого ребенка может быть целый ряд сопутствующих заболеваний: эпилепсия, гастроинтестинальные проблемы, расстройство сна, тревожность, депрессия и так далее. Как лечить их – должен решать специалист, учитывая комбинацию расстройств и индивидуальную реакцию каждого ребенка”, – рассказывает Галина Шварц.

Родителям стоит изучить все противопоказания, побочные действия препарата и наблюдать за ребенком, чтобы в случае чего обратиться к медикам за рецептом на другой.

“Так и с витаминами: любые из них могут быть опасны при неправильном употреблении, да и реакция организма может быть особенной. Все подобные вопросы надо решать на профессиональном уровне”, – настаивает специалист.

Почему мой ребенок все время нервничает?

“Представьте: ранним утром вы узнали, что вечером вас хочет видеть начальник, а причина вам неизвестна. Так вот то тревожное состояние, в котором вы проведете день, сопровождает ребенка с аутизмом постоянно. Сохраняясь месяцами, тревога может вести к серьезным расстройствам”, – проводит аналогию эксперт.

© CC0 / pixabay / mintchipdesigns

На ребенка в общественных местах обрушивается огромное количество сенсорных ощущений: цвет, свет, звуки, запахи; дети с аутизмом нередко реагируют на это болезненно

Для детей с аутизмом очень важно создать такие условия, при которых они чувствуют себя в безопасности, поэтому им нужно знать, что будет происходить с ними каждую следующую минуту; им нужна рутинность и предсказуемость действий.

“Один отец обратился к нам с вопросом: в магазине дочь бросается на пол и устраивает истерику, как это прекратить? Мы посоветовали для начала не планировать многочасовой шоппинг в огромном супермаркете, где на ребенка уже при входе обрушивается большое количество сенсорных ощущений: цвет, свет, звуки, запахи.

Затем надо поставить четкую цель – написать список продуктов, рассказать ребенку про маршрут, которому вы будете следовать, чтобы он не метался между полками, а целенаправленно шел с вами. Когда родители следовали четкой инструкции, ребенку было спокойно, истерики прекратились”, – делится опытом специалист.

Важно понимать, что родители и сами должны быть настойчивы и последовательны. Изменения в поведении ребенка не произойдут мгновенно.

Мой ребенок плохо/очень избирательно ест. Что делать?

Не всегда эта проблема связана с аутизмом, рассказывает Галина Шварц: ребенок может отказываться от еды из-за сенсорных ощущений – как многие из-за пенки или комочков не любят молоко или манную кашу.

“Чтобы ответить на этот вопрос, нужно очень много знать о ребенке: ему может не нравиться не все блюдо целиком, а конкретный компонент. Нужно выяснить, пищу какой консистенции любит ребенок, даже какого цвета: дети с аутизмом могут, например, есть только красные продукты и отказываться от зеленых. Узнав специфику, ищите способ полноценно накормить ребенка”, – советует она.

Когда мой ребенок заговорит?

Дети с аутизмом часто начинают говорить позже, а некоторые – не начинают вовсе. Очень важно понять, что поведение для них – основной способ общения. “Они могут сообщить, как чувствуют себя: через крик, движения, взгляд. Задача взрослого – научиться читать эти знаки, что тоже непросто”, – делится Шварц.

По ее словам, родителям это практически всегда удается.

Но иногда, научившись “читать”, они просто прекращают инициировать речевое общение с ребенком, в то время как ему нужно петь и читать вслух точно так же, как всем детям.

Дети с аутизмом издают различные звуки, но их речевой аппарат работает по-особому; проблема в том, что мозг не дает команды мышцам, отвечающим за произнесение отдельных звуков. Но над этим тоже можно работать.

“Толчком к речевоспроизведению может являться чтение: очень часто эти дети начинают глобально читать еще до того, как произносят слова. Нужно постоянно говорить, показывать книги, писать слова на стикерах и клеить на все предметы – рано или поздно это сыграет свою роль”, – убеждена специалист.

Сенсорные особенности: откуда они и что с ними делать?

Аутизм часто сопровождают различные сенсорные особенности, влияющие на то, как ребенок реагирует на звуки, запахи, цвет и свет, движение, тактильные ощущения.

“Варианта два: повышенная чувствительность к чему-либо или пониженная. Задача родителей и специалистов – выявить, какие сенсорные особенности имеет ребенок, а после – помочь ему справиться с сенсорными нагрузками”, – рассказывает Галина Шварц.

Дети с аутизмом не всегда понимают, для чего нужны социальные правила

Например, при пониженной чувствительности к звукам ребенок будет искать дополнительные стимулы (кричать, стучать, громко слушать музыку).

В этом случае необходимо понемногу повышать порог этой чувствительности: приучать его к тихим звукам, при этом давая ему возможность получить необходимую разрядку, послушав ту же музыку в наушниках, чтобы не мешать окружающим. В противном случае нужна десенсибилизация.

Например, при повышенной чувствительности к свету нужно понемногу идти от почти полной темноты в его комнате к дневному освещению – постепенно открывать шторы, регулировать интенсивность ламп.

“При этом стоит дополнительно стимулировать ребенка, вызывать у него положительные ассоциации: в указанном случае – показать, что при свете видны красивые картинки в книге, игрушки”, – пояснила она.

Типичные стереотипные действия: как привыкнуть и нужно ли пресекать?

По словам Галины Шварц, разновидностей таких действий довольно много. Например, дети с пониженной зрительной чувствительностью часто машут ручкой перед глазами, так они себя стимулируют. Другие раскачиваются, третьи – крутятся вокруг себя.

“Специалисты советуют подходить к этому вопросу разумно. Да, когда это происходит в общественном месте, все вокруг понимают, что ребенок – особенный. Но разве это кому-то мешает или вредит ребенку? Если стимуляция помогает ему сбросить стресс, не нужно мешать”, – считает Шварц.

Другой вопрос, если стереотипное действие опасно для окружающих и его самого: дети с пониженной тактильной чувствительностью могут, например, бить себя по голове, кусать свою руку. В таком случае нужно искать стимулы, которые помогут ему без вреда получить нужные ощущения: очень крепкие объятия, массаж, можно одеть ребенку очень плотную шапочку.

По ее мнению, очень важно не пытаться “сломать” ребенка с аутизмом.

“К любому ребенку нельзя применять насилие и агрессию, а детей с аутизмом это касается в стократном размере. Ни угроза, ни крики не помогут. Успеха можно добиться, только установив коммуникацию: если родитель понимает, почему ребенку плохо, а ребенок – чего от него хотят”, – настаивает Галина Шварц.

О социализации: где мой ребенок должен учиться?

Особенность таких детей в том, что они не понимают, зачем нужны социальные правила: над тем, чтобы они их соблюдали, нужно много работать.

“Если малыш в детском саду упал, разбил колено и плачет, ребенок с аутизмом может наблюдать за ним и смеяться: он попросту не понимает, что малышу плохо – не может уловить этот сигнал. Существует специальная система, по которой ребенка обучают социальным навыкам: в частности, с раннего возраста работают с мимикой, чтобы ребенок мог читать эмоции”, – пояснила она.

Многие родители детей с аутизмом хотят, чтобы они ходили в общеобразовательную школу. Практически это не так уж сложно: достаточно написать заявление в районном управлении по образованию, и после получения заключения медико-психолого-педагогической комиссии в районном Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации его направят в интегрированный класс.

По словам специалиста, для успешной интеграции нужно готовить в первую очередь не ребенка с аутизмом, а людей, которые будут с ним взаимодействовать: особенности навсегда останутся с ним. Это главная заповедь при работе с такими детьми – перво-наперво нужно адаптировать окружающую среду.

© CC0 / pixabay / jarmoluk

Важно, чтобы школа и дети в ней были готовы принять ребенка с аутизмом, знали, как с ним взаимодействовать

“Важно, чтобы школа была готова его принять, класс, дети и их родители. Решение о том, где ребенку лучше начинать обучение, – на дому, на базе Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в интегрированном или общем классе школы, – нужно принимать индивидуально. Адаптация ребенка и среды – два процесса, которые должны осуществляться одновременно”, – уверена Галина Шварц.

В некоторых случаях, считает эксперт, хорошо пройти первичную адаптацию в упомянутом Центре, за это время должна адаптироваться обычная школа, в которую после придет такой ребенок. Так процесс инклюзии будет более плавным.

“В общеобразовательных школах детям с аутизмом предоставляют ассистентов, но далеко не всегда школьные специалисты подготовлены для работы с такими учениками, особенно, если они не говорят и имеют особые поведенческие проявления. Мы считаем, что для успешной интеграции любых детей с особенностями развития, а не только детей с аутизмом, всем педагогам нужно проходить обширный курс специального образования”, – делится мнением эксперт.

Какое будущее ждет моего ребенка?

В настоящее время продолжительность жизни людей с аутизмом растет: важно, чтобы у них была возможность социализироваться не только в детстве, убеждена Галина Шварц. Чтобы родители не находились в страхе, они должны быть уверены, что государственная система поможет их детям.

“На особенности у малыша можно смотреть с умилением, но ведь после он станет 20-летним парнем с теми же особенностями. Сейчас работают центры пребывания для молодых инвалидов, но сопровождение людей с аутизмом на протяжении жизни должно быть организовано шире, им всегда будет необходима поддержка.

К сожалению, родители не вечны, и в настоящее время таким людям, которые остались одни, одна дорога – в интернат. В Беларуси нужны социальные службы и учреждения, которые могли бы помогать людям с подобными расстройствами на дому или организовать сопровождаемое проживание”, – уверена специалист.

Когда мой ребенок станет “таким, как все”?

“Часто проблема работы с ребенком с аутизмом заключается в том, что его трудно принять: он смеется не там, где надо, машет ручками, бьется в истериках. Но это не самое страшное, что может быть.

Не нужно пытаться подстроить его под себя – это не проходит даже с обычными взрослыми людьми. Любой из нас – индивидуум, который чем-то отличается от других, немного не такой, как все. Нужно научиться видеть сильные стороны детей с аутизмом: приняв ребенка таким, какой он есть, мы можем гораздо больше для него сделать”, – убеждена Галина Шварц.

О мифах: опасность вакцинации и особые диеты

Нередко родители приходят к специалистам с убеждением, что “детям с аутизмом нельзя делать прививки” и “вакцинация детей может привести к аутизму”.

“Исследование, в котором фигурировали такие утверждения, было опубликовано в 2009 году гастроэнтерологом, который не имел особого отношения к аутизму.

Впоследствии его лишили врачебной лицензии в Великобритании, ученые опровергли его выводы. Сегодня многочисленные исследования показывают, что между аутизмом и вакцинацией нет никакой связи.

Отказ от прививок опасен как для самого ребенка, так и для его родителей и других детей”, – утверждает специалист.

Другой распространенный миф – спасительные свойства различных диет, которые буквально исцеляют детей с аутизмом. Подход в этом вопросе тоже должен быть индивидуальным: любая диета должна применяться по назначению, под пристальным наблюдением врача и при условии регулярной сдачи анализов.

“Ни к чему ставить эксперименты на собственных детях. К любым советам, особенно полученным в интернете, необходимо относиться критически: всегда искать альтернативы и изучать не только хвалебные, но и отрицательные отзывы”, – резюмирует Галина Шварц.

Источник: https://sputnik.by/health/20181122/1038800863/Kogda-moy-rebenok-stanet-normalnym-Autizm-u-detey-v-voprosakh-i-otvetakh.html

Как научить аутиста говорить: советы как разговорить аутичного ребенка – рекомендации специалистов ABA

Аутизм когда начинают говорить

Недостаток коммуникативных и речевых навыков является одним из основных симптомов аутизма. Дети с РАС не просто отличаются от других поведением, но и способом восприятия окружающего мира, невозможностью быстро адаптироваться под разные ситуации.

Это одна из причин, почему аутисты не говорят. Или почему дети-аутисты кричат, не в состоянии иначе реагировать на происходящее.

Тем не менее при грамотном подходе и всесторонней поддержке со стороны родителей, они способны развить неплохую речь, которой будет достаточно для нормальной социальной адаптации.

Сегодня существует немало методов, которые помогут особенному ребенку выйти на новый, вербальный уровень общения. Главное — знать, как работать с ребенком аутистом правильно. И не забывайте, что кроме игр высокую эффективность показала физкультура при аутизме.  

Почему аутисты не разговаривают

Алалией называют недоразвитую речь или ее полное отсутствие при нормально развитом слуховом аппарате. К данному нарушению приводят, как правило, нарушения соответствующих отделов головного мозга при родах, сильных травмах головы, а также ряд патологий ЦНС. Причины зависят от формы недуга. Алалия может быть:

  • моторной;
  • сенсорной;
  • сенсомоторной.

Патогенез моторной алалии — расстройство аналитико-синтетической деятельности, которое возникает из-за нарушения функций лобно-теменных областей левого полушария мозга. Сенсорная алалия развивается вследствие поражения височной доли левого полушария.

В редких случаях встречается сенсомоторная алалия, которая обуславливается сочетанием сенсорной и моторной форм. В этом случае разговорить аутиста труднее всего. В качестве терапии применяется сенсорная интеграция для детей и взрослых, которая помогает развить необходимые навыки в мягкой форме.

Алалия моторная

Указывает на недоразвитую экспрессивную речь (произношение звуков). Данная форма алалии выражается в затруднительном овладении словарным запасом и пониманием грамматической части языка.

При этом способность к пониманию речи может быть развита на высоком уровне. Как правило, дети-аутисты при моторной алалии начинают говорить в 4 года и позже.

Признаки: невозможность выразить мысли словами, неправильное построение предложений, замкнутость, чувство тревоги, агрессивность.

Сенсорная алалия

Заболевание означает заторможенное развитие импрессивной речи (восприятие и понимание). По вышеуказанным причинам не происходит связь между такими составляющими слова, как смысл и звук.

Аутичный ребенок может иметь безупречный слух и данные к овладению разговорной речью, но при этом не понимать, что говорят окружающие.

Признаки: нарушенное восприятие речи, повторение слов за другими (имитация, подражание), слияние двух-трех слов в одно, невозможность связать предмет и обозначающее его слово.

В каком возрасте начинают говорить дети с аутизмом

При расстройствах аутистического спектра нарушение речевых навыков в той или иной форме присутствует всегда. Такие дети начинают разговаривать намного позже своих сверстников — в 4-5 лет и позже.

Стоит отметить, что от родителей в большей степени зависит, в каком возрасте малыш начнет переходить от невербальной к вербальной (словесной) форме общения. Современные методы лечения аутизма позволяют развивать все навыки достаточно эффективно.

Что способствует формированию правильного и стабильного произношения у ребенка:

  • регулярное общение и обучение;
  • поощрение успехов;
  • хороший зрительный контакт;
  • стимуляция ребенка к тому, чтобы начать разговаривать.

Чтобы помочь малышу приобрести такой важный коммуникативный навык, как речь, мы предлагаем пройти курсы ABA для родителей, где вы сможете получить бесценные теоретические знания и навыки, а также научитесь на практике применять методику прикладного анализа поведения.

Как научить разговаривать ребенка аутиста

Научить говорить ребенка с аутизмом — это важная задача специалистов и родителей. Для этого используют методики, адаптированные под особенности детей с РАС. Как правило, они проводятся в помощь игровой форме и кардинально отличаются от принципов обучения речи обычных малышей из-за специфики патологии. Что используется в учебном процессе:

  • стимуляция;
  • жестикуляция;
  • вокал;
  • поощрение.

Для девочек и мальчиков подход особо не отличается. Упор делается на сильных сторонах ребенка с учетом его предпочтений. На наших курсах мы рассказываем, как правильно обучать детей с расстройством аутистического спектра речи, какие упражнения при каком типе патологии лучше выполнять. Регистрация на 1 курс для родителей детей аутистов уже открыта.

Стимуляция ребенка к общению

Это особенно важно при моторной алалии. Без должной мотивации вы не увидите значимых успехов, как бы не старались. В процессе игры важно, чтобы произносимые родителями звуки, сопровождались жестами, хорошо знакомыми ребенку.

Также в качестве стимула можно применять любимое лакомство — протяните его малышу и проговаривайте определенный звук. Если он его повторит или хотя бы попытается, отдайте награду, если нет, то все равно отдайте, но через несколько секунд. На данном этапе важно установить четкую ассоциацию между звуком и поощрением.

Чтобы понять, как научить аутиста говорить, вы можете посетить наши дистанционные курсы для родителей.

Вокальные игры

В силу нетипичного восприятия картины мира, дети-аутисты достаточно трудно обучаются. Тем не менее игровые вариации занятий дают хорошие результаты, особенно, если речь идет о способности разговаривать.

В процессе игры, которая нравится малышу, начните как можно чаще произносить тематические звуки и возгласы, например, би-бип, б-ррр, т-ррр. Если он тут же повторяет за вами, стоит его начать хвалить. Примечание: не стоит требовать и настаивать на повторении звуков.

Такие действия с вашей стороны могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе и откажется разговаривать вовсе.

Обучение на основе жестикуляции

Общение с детьми аутистами полезно подкреплять жестами, поскольку у них хорошо развита зрительная память. Если малыш уже научился просить что-либо с помощью жестов, то озвучивайте поощрение, когда отдаете его. Подобная ассоциация увеличивает вероятность того, что ребенок начнет спонтанно переходить на просьбы в устной форме (зная, как называется награда).

Поощрение каждого звука

Как научить ребенка аутиста разговаривать, если все методы испробованы? Используйте вознаграждение в каждом случае, когда малыш произносит звуки вслух. Это многократно повысит вероятность их повторения. Также стоит словесно хвалить его, но не выборочно, а каждый раз.

Примечание: выбирайте разные виды поощрения, поскольку называя их, вы развиваете запас слов у крохи. Если ребенок аутист не говорит, это простой способ стимулировать его к первым словоформам. Также небольшая щекотка может в этом помочь.

Методы поощрения аутиста также зависят от общей стратегии обучения.

Как говорить с ребенком аутистом старше 10 лет

Чтобы коммуникация с особенным ребенком среднего возраста была максимально эффективной, стоит придерживаться нескольких принципов:

  • в общении используйте короткие, простые предложения;
  • если речь воспринимается плохо, используйте жесты, письмо;
  • не допускайте стрессовых ситуаций;
  • не заставляйте говорить, если ребенок не хочет;
  • поощряйте инициативу и желание идти на контакт.

Начинать учить аутических детей никогда не поздно, даже в 10 лет. Когда аутисты начинают разговаривать, это во многом облегчает коммуникационный процесс, однако бывают случаи, когда дефекты речи выражены значительно.

Как лучше адаптироваться в новой среде, как помочь ребенку-аутисту читать и общаться, как понять, ребенок-аутист у стоматолога реагирует на стресс или на боль — это все актуальные темы, которые рассматривают наши специалисты на курсах и приемах.

Оказать помощь в данном вопросе и подобрать индивидуальную тактику обучения вам могут специалисты по аутизму в Москве.

Источник: https://aba-kurs.com/kak-nauchit-autista-govorit-sovety-kak-razgovorit-autichnogo-rebenka-rekomendatsii-spetsialistov-aba/

Аутизм: как не пропустить «первые звоночки»

Аутизм когда начинают говорить

Иногда люди ошибочно считают, что аутизм бывает только у мальчиков или мужчин, но это не так: у девочек и женщин он тоже бывает, хотя и реже. «Образ из СМИ взрослого с аутизмом в основном мужской, поэтому часто про женщин даже не думают, что у них может быть аутизм. Это может создавать известную проблему недодиагностики РАС у женщин», — уточняет Елисей Осин.

У аутизма есть и другие особенности, которые мешают обнаружить состояние вовремя, и начать коррекцию. Термин «аутистический спектр» означает, что симптомы у разных людей могут сильно отличаться по частоте и интенсивности проявления. Эти симптомы можно разделить на три группы:

  • социальные отношения;
  • вербальная и невербальная коммуникация;
  • повторяющееся поведение и ритуалы.

У высокофункциональных людей с РАС нарушение может быть в легкой форме, они могут долгое время жить, даже не зная о своем диагнозе. Они испытывают лишь незначительные неудобства, если все идет не так, как они планировали.

У других все может быть гораздо хуже – вплоть до невозможности самостоятельно себя обслуживать. Не бывает двух людей с РАС, у которых совершенно одинаковые симптомы, – у каждого расстройство проявляется по-своему.

Но некоторые общие закономерности все же есть. Вот на что стоит обращать внимание.

Аутизм в среднем диагностируют в возрасте около 4 лет, хотя его признаки заметны уже к двум годам, а некоторые исследователи утверждают, что можно обнаружить нарушение у младенца в 3-6 месяцев.

Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра критически важна: мировая практика показывает, чем раньше начать работать с ребенком, тем больше навыков можно компенсировать обучением. Со временем мозг становится менее «пластичным», и то, что можно было легко сделать в 4 года, в 7-8 лет дается очень трудно.

Любой из признаков, которые описаны ниже, сам по себе не означает, что у человека аутизм, — и наоборот, отсутствие признака не означает, что аутизма нет. Все перечисленное – только «маркер», который указывает, что пора обратиться к специалисту.

Слушайте себя. Если вам кажется, что что-то не так, лучше сходить к врачу и успокоиться, чем не пойти, и потом казнить себя за это. С аутизмом не работает ожидание, он не может пройти «сам по себе», поэтому важно начать работать с расстройством вовремя. Это повысит шансы на то, что в будущем ребенок сможет самостоятельно жить, работать и создать семью.

Нет ничего страшного в том, что ребенок пошел в полтора года, но: если он к пяти годам не говорит – это однозначно повод для беспокойства. Если вас убеждают, что все нормально, а вы не верите, сходите за вторым мнением к другому специалисту.

Некоторые ученые говорят, что аутизм можно диагностировать до года: если ребенок не смотрит в глаза, нет обратной связи при общении с ним, эмоций, взаимности.

Елисей Осин поясняет: «Данные исследований – это “темный лес” в самом прямом смысле слова. По всей видимости, эти признаки не указывают как на аутизм, так и на его отсутствие. Есть эмоциональные дети, которые проявляют взаимность в 6-9 месяцев, а в 14 и 15 лет у них проявляются симптомы РАС. И – наоборот».

  • нет указательных жестов;
  • не пытается лепетать;
  • не реагирует на свое имя;
  • не смотрит в глаза, избегает зрительного контакта.
  • почти или совсем не говорит.
  • почти или совсем не строит фразы из двух слов (за исключением имитации или повторения).
  • перестает говорить или общаться, хотя раньше с удовольствием это делал;
  • избегает контакта глаз;
  • постоянно хочет быть один;
  • не понимает, что чувствуют другие;
  • речь не развивается или развивается с задержкой;
  • повторяет одни и те же слова или фразы;
  • злится из-за перемен в привычных действиях или окружении (например, что в комнате передвинули мебель);
  • имеет строго ограниченные интересы;
  • повторяет действия раз за разом: хлопает, цокает, вертит что-то в руках, качается;
  • слишком чувствителен к звукам, запахам, вкусам, текстурам, свету и цвету – или совершенно нечувствителен;
  • избегает физического контакта, не любит обниматься;
  • отвечает на вопросы невпопад;
  • ничего не боится;
  • путает местоимения («ты» вместо «я»);
  • боится вещей, которых вообще, казалось бы, нечего бояться;
  • особенно внимателен к деталям, например, у машин его интересуют только колеса – и больше ничего;
  • каждый раз играет с вещами одинаково.

Подростковый возраст – переходный, поэтому в это время могут проявляться разные признаки аутизма: и те, что характерны для детей, и те, которые присущи скорее взрослым. Юноши и девушки с расстройствами аутистического спектра также стремятся к постоянству – как в целом, так и в мелочах.

Они могут избегать прямого зрительного или социального контакта, мало жестикулируют и почти не проявляют эмоций (если, конечно, вы не переставили что-то в их комнате). В подростковом или предподростковом возрасте можно еще заметить следующее (опять же, все эти проявления не обязательны, они приведены только в качестве примера):

  • дети играют или общаются с людьми не своего возраста – малышами или взрослыми;
  • у них почти или совсем нет друзей;
  • они требуют, чтобы остальные играли или действовали по их правилам;
  • имеют необычные интересы – например, запоминают статистику игр какой-то команды, хотя на самом деле вообще не интересуются этим видом спорта;
  • демонстрируют компульсивное поведение – ведут себя так, будто должны делать что-то, о чем их на самом деле никто не просил: закрывают все двери в доме или подчеркивают все, что пишут;
  • привязаны к определенным вещам – например, везде носят с собой игрушку (даже ближе к 18 годам) или коллекционируют шнурки;
  • изъясняются странно, старомодно

Нарушение в легкой форме может очень долго оставаться недиагностированным. Люди с расстройствами аутистического спектра вполне могут учиться или работать вместе с вами, при этом они могут так и не знать о своем заболевании. Аутизм не означает, что человек умственно неполноценен: в 30-40% случаев интеллект у него или у нее будет от среднего и выше.

Такие люди могут быть очень знающими специалистами в какой-либо узкой области, например, науки. Их увлеченность чем-либо может граничить с одержимостью. Социальные навыки при этом развиты недостаточно, то есть при взаимодействии с другими людьми они испытывают затруднения. Как понять, что ваш знакомый или член семьи – «человек в спектре»?

Им сложно понять, что думают или чувствуют другие. Они затрудняются при расшифровке выражений лиц, языка тела или каких-то социальных сигналов, например, флиртовать можно сколько угодно, но мужчина или женщина не будут реагировать, пока им не объяснят, что именно происходит и что нужно делать в ответ.

Они не слишком хорошо управляют эмоциями, создается впечатление, что они применяют их не в то время и не в том месте.

Им непросто вести диалог: интонация не отражает чувств. То, что называется «оседлал любимого конька», очень характерно для людей с РАС, они склонны к монологам.

На работе его или ее могут в шутку называть роботом: он(а) отлично считает, у него или нее все хорошо с логикой, но при этом речь как будто из динамика, он(а) одинаково разговаривает и с членами семьи, и с начальством, при этом не смотрит никому в глаза, предпочитая наблюдать стену или собственные носки.

Шутку про робота он(а) не понимает и каждый раз пытается логически вам доказать, что он(а) человек. Идиом не понимает тоже.

Очень чувствительны к раздражителям или наоборот, вообще их не воспринимают. Например, кладут в еду очень много специй или едят только брокколи и яблоки, причем исключительно зеленые и только в виде пюре.

Sawan Juggessur / www.pexels.com

Склонны к повторяющимся действиям, очень ценят рутину, испытывают сильное раздражение, если что-то вдруг меняется. Если кто-то переставил фигурки из его (ее) коллекции – ждите беды, он(а) очень расстроится. Он(а) чувствует себя в безопасности в предсказуемом логичном мире, а подобные действия выбивают их из колеи в буквальном смысле слова.

Предпочитают индивидуальные виды спорта, плохо приспособлены к работе в команде.

Изобретают собственные слова для описания чего-либо.

Напоминают чокнутого профессора.

Все это не подтверждает, что у вашего знакомого или знакомой аутизм. Однако в следующий раз, когда он(а) начнет раз за разом откашливаться на совещании, представьте, что ему или ей сейчас еще хуже, чем вам, и он(а) просто пытается успокоить себя этими повторяющимися действиями.

Что делать, чтобы ваш друг с расстройством аутистического спектра почувствовал себя лучше? Будьте терпеливы, не пытайтесь его изменить, уважайте его особенности.

Говорите с ним предельно конкретно, без иносказаний, уточняйте, не беспокоят ли его звуки или запахи, помогайте ему в беседе – то, что ему сложно общаться, не означает, что он не получает от общения удовольствие.

Друг оценит ваши усилия, даже если вам покажется, что это не так.

Благодарим за помощь в подготовке материала детского психиатра Елисея Осина

Источник: https://deti.mail.ru/article/autizm-kak-ne-propustit-pervye-zvonochki/

Ребенок-аутист видит и слышит мир иначе: интервью психолога-педагога Центра лечебной педагогики

Аутизм когда начинают говорить

Аутизм – диагноз для России относительно новый и звучит весьма пугающе.

Семьи, в которых растет ребенок-аутист, окружены стеной недоверия и враждебности, обычные люди стараются увести своих детей подальше от “особенных” со словам “как бы чего не вышло”.

О том, что следует знать родителям аутистов, самим аутистам и окружающих их людям, в интервью ИА REGNUM рассказала педагог-психолог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения “Наш дом” Наталья Клыкова.

ИА REGNUM: Наталья, начнем с азов – что такое аутизм? Бытует мнение, что таких детей с каждым годом становится все больше.

Аутизм называют аномалией психического развития. Раньше, как раз лет 20-30 назад, детям с расстройством аутентичного спектра ставили диагноз “ранняя детская шизофрения”. Однако действительно сейчас таких детей стало больше. У нас в России нет достоверной статистики, в США – есть, так вот там фиксируют последние 10 лет рост числа таких детей.

С чем это связано? Есть масса гипотез. Возможно влияние различных факторов: от генетических до экологических. Есть версии, что аутизм – результат вмешательства в иммунную систему в результате вакцинации либо серьезной вирусной инфекции… И есть совершенно необъяснимые случаи… Что стало первопричиной? Экология, мутация генов – неизвестно.

Сейчас диагноз “аутизм” ставят детям с совершенно различной симптоматикой, практически всем детям, у которых возникают сложности с коммуникацией. Я категорически против обобщения, когда наблюдение над одними детьми формирует мнение о подобных детях вообще.

ИА REGNUM: Но как обнаружить признаки аутизма у ребенка, если вы говорите о различной симптоматике?

Внимательная мама всегда увидит, что ее малыш чем-то отличается от остальных детей. В совсем раннем возрасте о таких говорят, что ребенок совершенно “беспроблемный”. Тихий, предпочитает побыть один. Из возможных “странностей” – не любит, когда к нему прикасаются, не говорит, не смотрит в глаза. Как только мама почувствовала неладное, нужно бегом бежать к специалисту.

ИА REGNUM: Психиатру?

Вот здесь у нас как раз очень большой провал – сложно четко обозначить специалиста, который поставит верный диагноз. Мало какая мама решится сразу отвести своего ребенка к психиатру. Но если у вас есть невролог, который давно наблюдает ребенка, то его рекомендации были бы очень кстати.

И он сможет отличить один из признаков аутизма – когда, например, ребенок совсем не смотрят в глаза собеседнику – от возрастной особенности, когда дети просто не научились фиксировать взгляд.

И проблемы с речью могут быть вызваны массой причин, а не только расстройством аутистического спектра.

ИА REGNUM: А если семья живет в регионе, где обычных-то педиатров мало, не то, чтобы хороших неврологов и психотерапевтов…

Если появились серьезные опасения – копить денег, хватать ребенка и везти в столичные центры. Это Центры лечебной педагогики, существует также Фонд содействия решению проблем аутизма в России “Выход”…. Читать интернет-форумы родителей, чьи дети больны аутизмом – искать жителей вашего региона и спрашивать, спрашивать. Родительские сообщества есть по всей России.

Но большая проблема в том, что полностью отсутствует государственная поддержка семей с детьми-аутистами. Поэтому даже московские мамы часто не знают, куда бежать. Но важно понять: сами родители могут многое сделать, чтобы помочь ребенку.

Это ваш ребенок, он нужен, прежде всего, вам! ИА REGNUM: Когда могут поставить диагноз аутизм, чтобы исключить возрастные особенности и специфику индивидуального развития?

До 2,5 – 3 лет диагноз официально не ставят. Если у мамы есть опасения, она волнуется – могу дать совет заниматься с ребенком больше. Берите книги, рекомендованные для занятий с детьми с аутизмом – и занимайтесь! Лучше перестраховаться, не ждать диагнозов.

ИА REGNUM: Какую литературу вы порекомендовали бы почитать родителям, которые столкнулись с таким диагнозом – или боятся с ним столкнуться?

Можно почитать про методы сенсорной интеграции, про ABA-терапию. Замечательная есть книга, ориентированная на родителей – “Детский аутизм и ABA” Роберта Шрамма, вышла совсем недавно.

Особый интерес вызывает книга “Особое детство” Ирис Юханссон: автор – психолог из Швеции с диагнозом “аутизм”. Юханссон описывает то, как она чувствует и воспринимает мир, что происходило в ее детстве, что ощущает внутри себя аутист.

Эта книга очень важна для тех, кто хочет понять своего ребенка.

ИА REGNUM: Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с ребенком-аутистом?

У них другое мировосприятие. Поведение таких детей воспринимается по меньшей мере странно. Например, повышенная сенсорная чувствительность – дети очень остро чувствуют запахи, ощущают движения, слышат звуки.

Обычному человеку сложно понять, что ребенку физически больно, когда кто-то говорит голосом определенного тембра.

Аутисты не всегда могут выделить из гула обращенную к ним речь – представьте, что вместо одного человека они слышат одновременно тысячу равных для них по значимости звуков.

Дети затыкают уши, могут начать громко кричать – только для того, чтобы абстрагироваться от сенсорной перегрузки, перекрыть каналы связи за счет крика. Это – акт самосохранения. А окружающим кажется, что ребенок истерит, они видят его мать, которая пытается и малыша успокоить, и как-то взаимодействовать с окружающими, и считают ее такой же истеричкой.

Еще пример. Для снижения тревожности аутисты часто используют стереотипные движения, ритуалы – чтобы все совершалось понятно и предсказуемо. Например, идти одним определенным привычным маршрутом, пересчитывать колышки на знакомом заборе и так далее.

Если ему в этот момент помешать, у него происходит “перезагрузка” – ему нужно вернуться в исходный пункт, чтобы пройти все заново и без препятствий. А если на пути ребенка стоит человек, обойти которого – значит нарушить маршрут, ребенок встанет напротив и будет стоять, ожидая, что человек уйдет. Может начать кричать и толкаться.

Не все люди спокойно на это отреагируют – отойдут в сторону, хотя именно это и помогло бы избежать конфликта. Да, такая реакция существенно отличается от реакции среднестатистического ребенка.

И таких реакций – миллион, всех не перечислить. Это отличное от других восприятие действительности. Например, аутисту важно то, что обычному человеку кажется мелочью. Аутисты очень детализируют действительность: для них уникальной является каждая ситуация.

Например, возьмем два антоновских яблока – для нас это два яблока, мы можем обозначить совокупность. Аутист – не может. Для него – это разные яблоки.

Разного размера, может быть, формы, цветовых оттенков, есть масса критериев, по которым одно яблоко отличается от другого. Их не два – это одно яблоко и еще одно яблоко. Или базовый навык – мытье рук.

Для аутиста это каждый раз разная ситуация: разное время, разная температура воды, полотенце, запахи, состояние здоровья… Таких детей именно поэтому приходится многим вещам обучать каждый раз заново.

Аутисты очень лингвистически чувствительны. Например, мы показываем ребенку изображение яблока и спрашиваем – Что это? Аутист может молчать в ожидании конкретизации вопроса. Потому что он его не понял: “это” – что именно? Бумага, на которой изображено яблоко? Книга? Круг? Тыкающий палец? От того, как именно задается вопрос, зависит и ответ.

Как рассказывает о себе Юхансон – иногда к звукам примешиваются ощущения, цветовые картинки, и тогда аутист может вообще перестать вас слушать. У него смещены приоритеты – он не понимает, что слушать говорящего важнее, чем впитывать другие ощущения.

ИА REGNUM: Еще распространенным мнением является то, что у таких людей иные морально-этические нормы…

Неверно. У таких людей их просто нет. Норма – это свод правил, применяемых в обобщенной ситуации. Но если нет возможности выделить общее – то о каких нормах и правилах можно говорить?

ИА REGNUM: Существуют еще два противоположных мифа об аутистах: одни говорит о том, что они умственно отсталые, второй – что гении.

Неверно думать, что они умственно отсталые – у большинства сохранен интеллект. Более того – природа не терпит пустоты – и очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией.

Кто-то лучше считает, рисует, копирует изображения с фотографической точностью, чертит, пишет потрясающие стихи. Наша задача – как психологов – увидеть потенциал и начать с ним работать. Чтобы в дальнейшем, возможно, это стало профессией, способной прокормить. Нельзя не думать об этом.

Если же нарушен интеллект, то это не является следствием аутизма, а, скорее всего, произошло в результате не связанных с ним нарушений центральной нервной системы.

ИА REGNUM: Когда рядом с ребенком родители, ситуация более-менее прогнозируема. Но дети вырастают – что с ними происходит?

Не все складывается хорошо и легко, однако и у обычных людей бывают трудности. Но в случае с аутистом: если его научили коммуницировать, то некоторые странности в поведении все равно сохраняются.

Так, разумный, образованный, серьезный человек, который умеет хорошо, и даже несколько высокопарно, говорить – не знает таких казалось бы элементарных вещей, как взять другого за руку, поцеловать… И на это люди всегда очень остро реагируют…

ИА REGNUM: На ваш взгляд, в нашем российском обществе остро стоит проблема толерантного отношения к детям-аутистам?

В нашем обществе большие моральные силы людей тратятся на решение бытовых и экономических проблем. Сложно в этой ситуации ждать, что люди начнут проявлять большую терпимость по отношению к детям-аутистам. Уставшие, замотанные люди не будут тратить свои силы на особых детей.

ИА REGNUM: Диагноз аутизм – это путь к инвалидности?

В России это инвалиды детства. Однако есть различные типы диагнозов – это и ранний детский аутизм, и расстройство аутистического спектра. Диагноз ставят сначала на год, впоследствии могут снять – бывали такие случаи. Ясно только то, что нельзя ставить крест на этих детях, они могут существовать в нашем мире, адаптироваться, самостоятельно себя обслуживать.

Кто-то делает это лучше – кто-то хуже, есть более – или менее коммуницирующие дети, но помочь им найти себя в этом мире нужно обязательно. Окружающим людям хотелось бы пожелать быть более терпимыми к этим детям – даже не смотря на нехватку внутренних моральных ресурсов.

Таких детей становится больше, и помочь им жить в этом мире – это, пожалуй, задача не только родителей, но и любого зрелого человеческого общества.

Источник

Источник: https://pikabu.ru/story/rebenokautist_vidit_i_slyishit_mir_inache_intervyu_psikhologapedagoga_tsentra_lechebnoy_pedagogiki_7187346

Страница Психолога
Добавить комментарий