Аутизм у детей: как вовремя распознать болезнь и скорректировать развитие ребенка
Каковы причины того, что люди, наделенные философским складом ума и другими незаурядными способностями, теряют контакт с окружающим миром и не могут жить без помощи близких? Почему возникает аутизм и как помочь таким детям?
6 1353 13 Ноября 2017 в 23:06
По оценкам специалистов, статистика диагноза РАС (расстройство аутистического спектра) лавинообразно возрастает на 11–14 % ежегодно во всем мире. Менее 40 лет назад ранний детский аутизм был редчайшим заболеванием: 1 ребенок на 10 000 детей.
В 2016 году этот показатель составлял уже 1 из 50. Такая «пандемия» вызывает обоснованное беспокойство специалистов и серьезную тревогу родителей.
В этой статье поговорим о том, как вовремя распознать заболевание, можно ли предотвратить детский аутизм и какие методы коррекции могут принести максимальный эффект.
Аутизм: что это за болезнь?
Современные исследователи характеризуют аутизм как «первазивное», то есть всепроникающее, нарушение в развитии ребенка. Действительно, оно затрагивает самые различные сферы жизни малыша. Серьезно страдает способность воспринимать обращенную речь и говорить, нарушается развитие эмоционально-волевой сферы, с большой задержкой формируются социально-бытовые навыки.
Различные формы аутизма придают свои особенности в динамике развития и поведении ребенка. Так, при синдроме Каннера у детей еще в раннем возрасте (3-4 года) проявляется умственная отсталость и серьезные проблемы с речью, общая задержка психоречевого развития.
У аутистов с синдромом Аспергера возникновение проблем в адаптации становится заметным позже. Интеллект и речь часто бывают сохранены и даже могут опережать норму, однако при попытках адаптироваться в школьном коллективе нарушения социализации становятся очевидны.
Внешние признаки того, как проявляется аутизм, представляют собой огромную палитру симптомов. Чаще всего можно встретить такие:
- отсутствие зрительного контакта и эмоциональной реакции на других людей;
- отсутствие реакции на имя, игнорирование просьб и обращений других людей;
- существенные затруднения в понимании речи других людей;
- «ритуальность» в пище, маршрутах, обстановке;
- моторные аутостимуляции (стереотипные движения);
- тактильные аутостимуляции (потребность рассыпать крупы, рвать бумагу и т.д.);
- эхолалия (повторение чужих фраз, слов или частей слов) и речевые аутостимуляции;
- зрительные аутостимуляции (просмотр предметов «на просвет», манипуляции со светом и тенью и т.д.).
При всей тяжести внешних признаков такого расстройства специалисты признают, что аутистов невозможно приравнять к умственно отсталым людям. Когда-то мир потряс «феномен» Сони Шаталовой, которая, несмотря на диагностированную тяжелую умственную отсталость, поражала своими потрясающими стихами и глубокими философскими мыслями.
Сегодня такой феномен далеко не единственный. Он подтверждается крупным исследователем аутизма О. С. Никольской: книга «Слово сквозь безмолвие» содержит ее беседы с пациентом, Николаем Дилигенским.
И снова нас потрясает глубочайший внутренний мир аутичного человека, который он не способен выразить устным словом, но пытается передать в письменной форме.
Сегодня в мире достаточно таких «свидетельств от первого лица». Причем большинство аутистов отмечает, что, понимая всю аномальность своего поведения, они не могут с ним справиться. Остановить стереотипные движения по собственной воле. Прекратить речевые эхолалии при всем понимании того, как нелепо они звучат.
Так все-таки, аутист — кто это? Гений или безумец? Каковы причины того, что люди, наделенные таким философским складом ума, не способны на самые простые действия и не могут жить без помощи близких?
Разобраться в этом помогает тренинг «Системно-векторная психология», где Юрий Бурлан детально раскрывает устройство человеческой психики. Это позволяет точно определить, что это за болезнь — аутизм у детей, каковы ее причины и какие методы лечения могут принести реальный результат.
Причины, признаки и симптомы аутизма: точная диагностика
Общей отличительной чертой всех аутичных людей является глубокая погруженность в себя, сосредоточенность на своих внутренних состояниях. Такие свойства характерны только для носителей звукового вектора.
Это природные интроверты, молчаливые, внешне мало эмоциональные. Наиболее восприимчивым сенсором для них является ухо. Нередко у них музыкальный и даже абсолютный слух.
От природы им действительно задан высокий абстрактный интеллект и философский склад ума.
Однако даже здоровый звуковик может выглядеть человеком «не от мира сего» — например, у него отсроченный ответ: ему нужно время, чтобы вынырнуть из глубины собственных мыслей и состояний.
Аутизм у детей со звуковым вектором развивается в случае, когда чувствительное ухо ребенка подвергается травме в раннем возрасте. Это могут быть громкие звуки и музыка, ссоры и скандалы в семье, оскорбительные смыслы в речи родителей.
Попадая в такие условия, звуковой ребенок бессознательно отгораживается от агрессивной среды. Постепенно все глубже уходит в себя, теряя и сознательную, и чувственную связь с внешним миром.
Часто именно письменное слово остается единственной связующей нитью таких людей с другими.
Симптомы того, как проявляется аутизм в каждом конкретном случае, зависят от полного набора векторов, заданных с рождения ребенку:
Добиться успешной реабилитации ребенка можно только при условии точного знания устройства его психики, учета его природных особенностей и свойств.
Кроме того, глобальную роль в развитии ребенка играет психологическое состояние матери.
Когда она испытывает стресс и любые негативные состояния (страхи, фобии, тяжелые обиды, депрессии) — малыш утрачивает необходимое ему чувство защищенности и безопасности. Его развитие неизбежно нарушается.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет комплексно решать проблему аутизма у детей:
- Мать ребенка полностью восстанавливает свое психологическое равновесие.
- Родители и специалисты, которые заняты реабилитацией ребенка, получают точное знание о его природных свойствах, оптимальной модели воспитания и обучения.
Результативность такого подхода подтверждена результатами о значительных улучшениях в развитии ребенка или даже снятии с него диагноза «аутизм». Смотрите об этом видео:
Аутизм у детей: результаты успешной реабилитации
Понимая психологические свойства ребенка, мама без труда находит к нему подход и добивается успешной коммуникации:
«…вот оно — мой огромный результат — мой сынишка, которому пытались ставить недавно диагноз Аутизм, который получил диагноз AHDS и более 3 лет пил таблетки, которого я вынуждена была 3 года назад отдать в спецшколу! За эти месяцы он вырос, вытянулся, вышел из этого тяжелого состояния! Я стала его понимать — да и он стал просто понимаем всеми! Боже, какое это счастье!!!»
Алла К., Германия Читать полный текст результата
Становится возможным не только нивелировать симптомы, но и предотвратить ситуацию, когда ребенок «уходил в себя»:
«…у ребенка признавали аутизм симптомно. Все прошло как первый снег. Жизнерадостный, общительный ребенок. Легко идет на контакт. Да и еще до 4 лет не говорил. Уже во время прохождения мной тренинга заговорил фразами. Бывает, начинает уходить в себя, но теперь я сразу вижу и исправляю факторы, провоцирующие такие его состояния. Экстравертация подконтрольна полностью.»
Евгения, Таллин Читать полный текст результата
Позитивные результаты возникают даже в таких случаях, когда ребенок уже вошел в пубертатный возраст:
«Сыну 16 лет, с 4-х диагноз аутизм, играет на гитаре и виолончели, в этом году пошел в школу после 4-х лет обучения на дому… успешно социализировался, и хотя сосредоточиться еще трудно (раздражает школьный шум), но учится с энтузиазмом и приносит хорошие оценки. Во время прохождения мною тренинга сделал такой прогресс, что его никто не узнает! Завел друзей, активно участвует в жизни класса. Пошел на курсы английского.»
Влада О., Донецк Читать полный текст результата
Эффективность тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана подтверждается многочисленными отзывами экспертов: врачей, психологов, педагогов. Ознакомиться с этим можно здесь.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/med1-autizm-u-detej-kak-vovremja-raspoznat-bolezn-i-skorrektirovat-razvitie-rebenka
Экстравертность и аутизм – те же яйца, вид сбоку
| |||||||
У Оливера Сакса есть еще одна особенность: по его текстам очень любопытно отсвечивает такой себе социальный диктат, который одновременно и некоторое слепое пятно. Поэтому его метод замечательно оборачивается в противоположную сторону.Сначала примеры. Сакс пишет о том, как его пациент в ресторане предпочитает занять столик у стенки, подальше от столпотворения. Эту черту он описывает, как склонность к замкнутости, как один из симптомов синдрома Туретта.Сакс пишет о другом пациенте – тоже человеке, который предпочитает тихую обстановку вдали от столпотворения, и при этом тут же, отметив эту черту, Сакс пишет, что слава, свалившаяся на этого пациента после репортажей о нем, доставила ему внимание, которого тому “несомненно не хватало”. Сомнений не возникает, да?Вся книга прошита вот этой путеводной нитью: человеку несомненно нужен успех – в том смысле, как это слово применяется у публичных персон, актеров, писателей. Успех – это внимание толпы. И это в книге, большая часть коей посвящена _позитивизации_ взгляда на аутистов!Экстравертная культура. Сакс настолько в нее погружен и настолько слился с ней, что даже мысли не допускает о возможности каких-то других стремлений – для него отсутствие выраженной экстравертности просто означает болезненный синдром.Меж тем, если на аутизм и выраженную экстравертность взглянуть несколько со стороны, то они мало отличимы друг от друга – и зачастую совершенно противоположны интровертности.Для аутизма характерно не только нарушение социальных контактов, но и ярко выраженное сосредоточение интересов на каком-то одном классе объектов. Люди вообще к этому склонны (от повальной автомобилемании до всяческих коллекционерских маньячеств), но аутисты этим отличаются в особенности. Почему?Ошибочный вопрос. Они, вероятно, вовсе и не отличаются по _степени_ этой склонности. Они отличаются лишь наиболее частым объектами этого интереса. Для аутиста такой исключительной областью интересов не становятся _другие люди_. Экстраверт, иными словами – это аутист, исключительное внимание которого сосредоточилось на одном особом классе объектов: на людях. | |||||||
комментарии: Откомментировать |
| ||||||
Тут скорее другую параллель можно провести.Аспергер (разновидность аутиста) – настолько эгоцентричен, что кроме себя никого не видит. И при этом часто экстравертен.И требует должного внимания к своей персоне со стороны окружающих, чем доводит их до белого каления. Одно “но”: общается аспергер, в основном, на базе своих интересов. | ||||||
(Ответить) (Thread) |
| ||||||
Так всё правильно – ярковыраженные экстраверты как раз чаще всего совершенно эгоцентричны. А высокофункциональные аутисты (т.е. аспергеры) – те же экстраверты, только со сбоем в системе наведения, так что получается тот же эгоцентризм и вообще та же суженность внимания, только ориентировано это внимание не на толпу, а на какие-то неодушевленные предметы. Edited at 2014-06-04 12:33 (UTC) | ||||||
(Ответить) (Parent) (Thread) |
| ||||||
скорее, со сбоем в системе распознавания сигналов они не понимают/не принимают, что навязчивость не слишком приятна окружающим, или… “что это было, на 25-й итерации меня таки послали?!” | ||||||
(Ответить) (Развернуть) (Parent) (Thread) |
| ||||||
ну как сказать… вот моему сыну прогнозировали этого самого аспергера – и таки да, это сочетание эгоцентризма, замыкания на собственных интересах и аутичных черт | ||||||
(Ответить) (Parent) (Thread) |
| ||||||
Что-то ты разошёлся.) Экстраверсия-интроверсия – это шкала, необходимая для оценки _некоторых_ аспектов человеческой личности. Аутизм – это расстройство, имеющее определённые клинические признаки. Оно на этой шкале лежит нигде, если что. Точно так же, как “экстраверт” характеризует личность почти никак. Это не комплексное понятие, в отличие от “аутист”. | ||||||
(Ответить) (Thread) |
| ||||||
Я просто применил любимый математиками способ ловли тигра в пустыне. 🙂 Пост выглядит хулигански-провокационно, но на самом деле я написал совершенно серьезно. Стоит на эти термины (и стоящие за ними явления) взглянуть сбоку – и этот самый топологический массаракш возникает просто автоматически, а аутисты становятся если и не расширением множества ярковыраженных экстравертов, то тесно прилегающим к ним множеством (что никаким боком не мешает аутизму быть комплексным явлением: остальные признаки комплекса-то никуда не деваются и ровно ничему в посте не противоречат). | ||||||
(Ответить) (Parent) (Thread) |
| ||||||
Ты ступаешь на скользкую дорожку неаккуратного переиначивания общепринятых понятий ради получения эмоционально приятных выводов. :Р | ||||||
(Ответить) (Развернуть) (Parent) (Thread) |
| ||||||
По-моему, аспергеры отличаются полным отсутствием эмпатии, это один из симптомов аутистического спектра. На шкале интровет-экстроверт нет водораздела по этому параметру – тот или иной уровень есть у всех. А о какой книге Сакса идет речь? P.S. Спасибо за шикарное выражение “топологический массаракш”. | ||||||
(Ответить) (Thread) |
| ||||||
Не понял чему это у меня противоречит. О последней, про которую я писал – “Антрополог на Марсе”. | ||||||
(Ответить) (Parent) (Thread) |
| ||||||
Это к тому, что у аутистического спектора есть свои проявления, не связанные с категоризацией экстраверт / интраверт. А Вы, как я поняла, считаете что аутизм это частный случай экстравертности (извините, если поняла неверно).Насчёт книги поняла, спасибо. Написана очень сильно. Edited at 2014-06-05 14:02 (UTC) | ||||||
(Ответить) (Развернуть) (Parent) (Thread) |
Источник: https://sergeyr.livejournal.com/790764.html