Аутизм и аутичные черты разница

Как отличить поведение вч-ребенка от поведения ребенка с расстройством аутичного спектра – аутизм и сенсорная интеграция

Аутизм и аутичные черты разница

Редакция Портала (а также при ведении группы Портала для обсуждения в ФБ) встретилась с определенным объемом вопросов и комментариев на тему сравнения проявлений высокой чувствительности и аутима.

Напомним, что сейчас в работе у переводчиков Портала находится статья Д-ра Элейн Эйрон с ее мнением по поводу отсутствия связи между генетической характеристикой высокой чувствительности и аутизма (вернее, «расстройств аутичного спектра»). Эта статья будет опубликована позже.

А пока мы провели консультацию с Катериной Сорокиной, кандидатом педагогических наук, семейным и детским психологом, на тему сходства проявлений высокой чувствительности и аутизма. Именно эти сходства в проявлениях могут вводить родителей в заблуждение.

Итак, Катерина Сорокина считает, что часто тема аутизма фигурирует в связи с ВЧР (высокочувствительными детьми) потому, что в поведенииВЧР-детей проявляется стеснительность, нежелание к массовым контактам, и потому что симбиоз с родителем (-ями) такие детки проходят сложнее, вернее выходят из него сложнее, а это для них значит постоянное общение исключительно через маму. Обобщая, можно сказать, что вот такое поведение ВЧР-детей ошибочно и принимается за проявление аутизма.

Тем не менее, аутизм имеет совсем другие неврологические основания. Если большинство ВЧР имеют повышенную эмпатию, то у аутистов она как раз не работает.

Согласно некоторым современным исследованиям аутизм связывают с нарушением работы зеркальных нейронов (которые «помогают» проявлять эмпатию), а у ВЧР их активность напротив повышена, хотя симптоматика в поведении и детей-ВЧР, и детей-аутистов может быть схожей — и тот, и другой, получается, «не хочет общаться», «не хочет контактировать»…. В случае аутизма у ребенка нет интереса и он не чувствует другого человека, а в случае ВЧ-ребенка, такой ребенок напротив, чувствует слишком хорошо, широко, глубоко, комплексно… А мы знаем, далеко не все люди так приятны эмоционально, как хотели бы казаться, и ВЧР чувствует то, что есть, и такой человек ему может быть неприятен.

Возможно, при анализе поведения ребенка мамы могли бы ориентироваться на ряд таких факторов:

1. В состоянии ли ребенок поддерживать эмоциональный контакт с другим человеком (в принципе, с каким-нибудь человеком? ) Если нет, и это относится и к близким ребенка в том числе, — то есть повод задуматься про аутизм у ребенка. Если же ребенок создает выборочные эмоциональные контакты , то скорее всего ребенок является ВЧР.

2. Аутист стереотипен в своих реакциях, и это касается всех сфер жизни. ВЧР может тоже тяготеть к структурированию пространства и жизни через ритуалы, но он, опираясь на них, делает какие-то нестандартные выводы, может что-то интересное обсудить, придумать, выйти за шаблон, точнее он может вообще мыслить нешаблонно.

3. Аутист сопротивляется практически всему новому. ВЧР консервативен, но вместе с этим ему присуще природное детское любопытство, тяга к исследованию и, если он ощущает себя в безопасности, то он будет исследовать. Аутист будет воспроизводить уже имеющиеся патерны поведения или манипулирования объектами.

Наверняка, есть и другие маркеры для сравнения, но даже первый пункт уже является хорошим тестером.

Напомним, что в своих исследовательских работах по высокой чувствительности («sensory processing sensitivity”) Д-р Элейн Эйрон рассказывает о необходимости присутствия надежных отношений привязанности в жизни каждого ребенка, в особенности- ВЧР , а также благоприятных условий для роста ВЧР-ребенка (например, в книге «На перекрестках любви и власти», изд. Ресурс, 2014 г). В противном случае, нельзя исключать, что поведение даже ВЧР-ребенка может при неблагоприятных условиях все больше и больше напоминать поведение ребенка с аутизмом.

Что касается источников для чтения по теме аутизма, то можно обратиться к публикациям издательства http://shop.terevinf.ru/ . В особенности, Катерина Сорокина упоминает книгу «Аутичный ребенок. Пути помощи».

, 8-е изд., авторы Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

В ней дана четкая классификация типов аутичных нарушений (они же «расстройства аутичного спектра», которые могут описывать разные проявления)

От Редакции Портала «Высокая чувствительность»: искренне благодарим Катерину Сорокину за материал для этой статьи.

Катерина Сорокина- кандидат педагогических наук, Заведующая кафедрой раннего возраста Международного Института Монтессори Педагогики, женский коуч, детский и семейный психолог, автор серии проектов для родителей (Мамина Школа, Почемучка для Родителей, Интутивное Материнство), постоянный автор российских изданий для родителей и специалистов (Вы и Ваш Ребенок, Монтессори-клуб и др.), и просто счастливая мама 18-летнего сына.
Примечание для читателей: эта статья не является заменой консультации профильных специалистов по вопросам аутизма, и, если это необходимо, вы можете получить альтернативное мнение.

http://hsp-portal.com/

Источник: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/obsie-harakteristiki-autisticeskih-narusenij/autizm-hi-function/kak-otlicit-povedenie-vc-rebenka-ot-povedenia-rebenka-s-rasstrojstvom-auticnogo-spektra

Задержка психоречевого развития детей с элементами аутизма

Аутизм и аутичные черты разница

ЗПРР с аутичными чертами — это проблема, которая с каждым годом становится в мире все актуальнее.

Задержка психоречевого развития, вызванная нарушениями в работе головного мозга и центральной нервной системы, в некоторых случаях дополняется элементами аутизма.

Симптомы заболевания

О ЗПРР с элементами аутизма можно говорить, когда поведение ребенка сопровождается следующими симптомами и выглядит так:

  • у него нет реакции на раздражители;
  • вялость и апатия;
  • частые истерики;
  • нежелание общаться даже с близкими;
  • реагирует на изменение тона и на жестикуляцию, чем на то, что ему говорят;
  • замкнут и стремится уединиться;
  • речь его мало понятна;
  • испытывает страх, если видит что-то новое и незнакомое;

Когда ребенок еще мал, такая безучастность наводит на мысль об отсутствии слуха или зрения. Но его необычная реакция “зачарованности” на такие явления окружающего мира, как например: луч света, рисунок теней на стене, звучание музыки, шорохи, ветка дерева за окном, развеивают все сомнения на этот счет.

В возрасте 2 года и старше ЗПРР с симптомами аутичных черт становится более выраженной:

  • ребенок совершает ритмичные монотонные движения, например, раскачивается, ходит по кругу, может биться головой о какую-либо поверхность;
  • повторяет бесцельно слова и фразы;
  • проявляет агрессию к другим или к себе, например, может укусить себя;
  • избегает смотреть в глаза;
  • нет желания самостоятельно играть с игрушками;
  • не отвечает на заботу и проявление эмоций в свой адрес;
  • не испытывает потребности в общении со сверстниками;
  • плохо засыпают и беспокойно спят;
  • мало и непонятно говорят.

При ярко выраженном игнорировании направленных в его адрес действий, аутичный ребенок чуток и раним в своих реакциях на сигналы внешнего мира.

Еще аутичным детям свойственна любовь к ритуалам:

  • если пора ложиться спать, то убирать игрушки и переодеваться они будут с соблюдением определенной последовательности действий, нарушение которых может вызвать бурную негативную реакцию;
  • если пришло время обеда, то мытье рук и другие необходимые действия будут выполнены с такой же точностью, с которой они выполнялись вчера и ранее.

Отличие аутизма от ЗПРР

Именно нарушение коммуникации, нежелание вступать в контакт с кем-либо считается первым признаком аутизма и его главным отличием от ЗПРР.

При легких формах аутизма, когда ребенок еще пытается взаимодействовать с другими, его речь размытая и нечеткая, с запинками, с неправильно построенными фразами. И в то же время, если он ни к кому не обращается, то говорит намного четче и правильней.

Такого ребенка отличают высокая чувствительность к тону разговора, взгляду, к непривычности окружающей обстановки. И как следствие, он будет зажат, тревожен и сверх меры стеснителен.

Причины аутизма

Причины возникновения аутизма в настоящее время недостаточно изучены. Так, возможными причинами ЗПРР с элементами аутизма могут быть следующие факторы:

  • Гидроцефалия. Так называется тяжелое неврологическое заболевание головного мозга. Его не всегда удается вовремя обнаружить, но с ним может быть связана задержка психоречевого развития с элементами аутизма.
  • Травма при родах. Повреждения головного мозга могут возникнуть, если роды протекают с отклонениями от нормального режима.
  • Внутриутробная патология. Здесь речь идет об угрозе выкидыша, кислородном голодании плода, инфекциях.
  • Генетическая предрасположенность.

Методы лечения

ЗПРР с аутичными чертами можно определить уже в 3 года, когда начинается социальная адаптация, и если не начать лечение, то можно усугубить и без того серьезное положение.

Лечение при ЗПРР с аутичными чертами для каждого ребенка подбирается индивидуально. Назначается прием медикаментов, снижающих тревожность и беспокойство. Обязательны занятия с психологом и логопедом.

Ребенка обучают социальным навыкам. В качестве альтернативных методов реабилитации рекомендуются трудотерапия, иппо- и дельфинотерапия.

Лечение должно быть своевременным и всесторонним.

На многочисленных форумах Интернета задается вопрос: “Кто вылечил ЗПРР с элементами аутизма?” Однозначного ответа для всех нет и быть не может.

В любом случае психосоциальная помощь дает положительные результаты. А поддержка и помощь родителей — это то, без чего ребенку просто не обойтись.

Дети с ЗПРР с элементами аутизма как будто живут в своем мире и никого туда не пускают. А наш, привычный для нас, мир кажется им хаосом. Если у вашего малыша диагноз ЗПРР с аутичными чертами, любите его такого не “как все”, помогайте адаптироваться к нашему миру. Кто знает, может, это будущий гений?

Задержка психоречевого развития детей с элементами аутизма Ссылка на основную публикацию

Источник: https://KakGovorit.ru/zprr-s-autichnymi-chertami

Страница Психолога
Добавить комментарий