Арт терапия и аутизм

Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Арт терапия и аутизм

Людмила Белоусова
Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра

Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра

В последние годы в число детей, страдающих аутизмом (или расстройствами аутистического спектра, значительно увеличилось. В нашем детском саду работают две группы с такими детьми.

Что такое расстройства аутистического спектра (РАС? Категория детей с РАС представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

Нарушение социальных контактов и взаимодействий является основной характеристикой поведения детей с аутизмом и встречается в 100 процентах. Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Они некоммуникабельны, активно избегают своих сверстников.

Симптомы аутизма включают повторяющееся или компульсивное поведение, социальные нарушения, проблемы со связью и проблемы с обработкой сенсорной информации (например, повышенная чувствительность к звукам). Наиболее популярным методом коррекции поведения является терапия с изменением поведения, целью которой является формирование поведения посредством системы вознаграждений и последствий.

Мы постоянно находимся в поисках различным методов взаимодействия с детьми с РАС. Одним из альтернативных методов коррекции проявлений аутизма является арт-терапия.

Арт-терапия способствует умственному и эмоциональному росту посредством художественного творчества.

В отличие от художественного обучения, арт-терапия проводится с целью формирования жизненных навыков, устранения недостатков и проблемного поведения, а также формированию приемлемого самовыражения.

Детям предлагается исследовать и выражать себя, используя художественные материалы; создание привлекательных художественных работ не является целью (хотя это может быть удачным побочным продуктом).

Искусство как средство общения

Арт-терапия естественным образом подходит для детей с РАС по нескольким причинам. Одним из признаков аутизма является нарушение общения. Вербальное самовыражение и речь часто затруднены, есть совсем неговорящие дети.

Искусство предлагает детям, испытывающим затруднения в высказывании свое мнения словами, выразить себя напрямую, без слов. Часто визуальными мышление является их сильной стороной, и многие сообщают, что они «думают в картинках».

Выражение чувств и идей с помощью изображений очень естественно для таких детей и может значительно облегчить коммуникацию.

Арт-терапия может помочь в формировании социальных навыков

Аутичные дети также сталкиваются с социальными проблемами, такими как интерпретация тона голоса и выражения лица, и могут чувствовать себя некомфортно по отношению к другим. Взаимодействия один на один, такие как беседы, часто бывают чрезвычайно пугающими и стрессовыми.

Искусство также может быть прекрасным помощником в установлении связей со сверстниками. Сотрудничество, участие, уважение различий и другие социальные навыки могут практиковаться в приятной, естественной обстановке.

Люди с аутизмом могут также изо всех сил пытаться понять перспективы других людей; взгляд на произведение сверстника предлагает конкретный способ «увидеть» точку зрения другого человека.

Совместная работа над групповыми проектами способствует сотрудничеству, командной работе и чувству единения.

Арт-терапия может устранить проблемы сенсорной обработки

Арт-терапия идеально подходит для лечения расстройства сенсорной обработки, широко распространенной проблемы аутизма, которая способствует возникновению множества сложных эмоций и нежелательного поведения, но о ней слишком часто забывают.

Кажущиеся безобидными ощущения, такие как текстура ковра, флуоресцентное освещение, хрустящая еда, гул холодильника, могут раздражать или даже мучать людей с аутизмом.

При такой сенсорной гиперчувствительности дети с РАС могут стать беспокойными, избегающими или просто «Отсутствующими», чтобы избежать неприятного раздражителя.

Одной из наиболее распространенных целей арт-терапии является повышение терпимости к неприятным раздражителям, в то же время направляя самостимулирующее поведение в более творческую деятельность.

Поскольку искусство, естественно, доставляет удовольствие почти всем детям, страдающим аутизмом или нет, они с большей вероятностью переносят текстуры и запахи, которых иначе могли бы избежать, когда они являются частью веселого художественного процесса.

Ребенок может обнаружить, что он или она действительно может справиться с обработкой скользких, покрытых пастой полосок газеты, например, когда это является частью забавного проекта бумажного папье-маше.

Постоянное противодействие раздражителям, которых они предпочитают избегать, помогает снизить чувствительность к ним, делая их более терпимыми, когда они сталкиваются с этими ощущениями в повседневной жизни. Например, ребенок, который научился обращаться с папье-маше, мог бы обнаружить, что обращение со скользким мылом для рук больше не было таким неприятным.

Сенсорные фиксации – еще одна общая черта аутизма. Некоторые люди могут пристально смотреть на свои пальцы, покачивая их взад-вперед или бесконечно скручивая крошечные полоски бумаги.

Повторяющееся участие в таком самостимулирующем поведении (или «стимулирование») может привлечь внимание к детям с аутизмом, помешать им взаимодействовать с другими и отвлечь их от других видов деятельности, таких как учеба или игра. С другой стороны, эти ощущения могут вызывать успокаивающие ощущения, когда ребенок взволнован.

В арт-терапии цель состоит в том, чтобы направить нефункциональное или неуместное стимулирование в социально приемлемые, творческие возможности.

В дополнение к своей эффективности в улучшении сенсорного, социального и эмоционального функционирования, арт-терапия является отличным средством коррекции аутизма, потому что она по своей природе укрепляет. Дети получают удовольствие, снимают стресс и повышают свою самооценку, занимаясь художественными проектами или просто изучая художественные материалы. То, что они практикуют жизненные навыки, не приходит им в голову.

Арт-терапия является уникальной формой коррекции аутизма, так как она помогает смягчить симптомы, а также направить аутистическое поведение в творчество. Она способствует общению, эмоциональному росту и сенсорной интеграции, а также способствует социальному взаимодействию в веселой обстановке.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-art-terapi-dlja-detei-s-rastroistvami-autisticheskogo-spektra.html

Арт-терапия при аутизме. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Арт терапия и аутизм

Арт-терапия при аутизме — один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей. При ее использовании развиваются коммуникативные навыки у ребенка, страдающего аутизмом.Использование арт-терапии позволяет понять внутренний мир таких детей, понять, что происходит у них в голове, о чем они думают.

Рисование способствует снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего комфорта у ребенка-аутиста. Это в свою очередь приводит к повышению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Благодаря этому снижается тревожность, и ребенок становится более открытым, более раскрепощенным для контакта со специалистом.

При помощи арт-терапии ребенок, страдающий аутизмом, может рассказать нам о своих переживаниях, о том, что его интересует и волнует, о своих страхах. Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко состояние психики такого особенного ребенка. У ребенка развиваются не только коммуникативные навыки, но и воображение.

Задачи арт-терапии

Сама по себе арт-терапия — это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на творчестве и искусстве. Главные задачи арт-терапии включают:

1. Дать человеку социально приемлемый выход, выплеск агрессии и иным негативным чувствам.

2. В качестве вспомогательного способа облегчить лечение (психотерапию).

3. Получить наглядный материал для психодиагностики пациента.

4. Проработать подавленные чувства и мысли.

5. Установить контакт.

6. Помочь развить самоконтроль.

7. Научить концентрировать внимание на чувствах и ощущениях.

8. Развить в ребенке творческие способности и дать возможность повысить самооценку.

Арт-терапию используют при трудностях эмоционального развития, стрессах, депрессиях, эмоциональной неустойчивости, импульсивности эмоциональных реакций, чувстве одиночества, межличностных конфликтах, повышенной тревожности, страхах, фобиях и прочее.

Основные принципы арт-терапии

Для адаптационных и коммуникативных целей используют различные альтернативные методы лечения аутизма, среди которых можно выделить основные:

1. снятие оценочности — погружение ребенка в творческое состояние при помощи музыки, рисования, аппликации, лепки;

2. взаимодействие с природой и новыми предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое происходит в наиболее благотворной атмосфере;

3. снятие барьерной установки, страхов (к примеру, снятие барьера «я не умею рисовать», способно подвигнуть ребенка на получение новых навыков, которые кроме прочего способствуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитие речевого центра и активизации других мозговых процессов).

Как осуществляется арт-терапия при аутизме?

Занятия по арт-терапии могут походить как в индивидуальной форме, так и в групповой. При индивидуальных занятия могут применяться авторские методики. В таком случая авторская методика может быть разработана для каждого ребенка индивидуально с учетом его личных особенностей.

Групповые формы занятий арт-терапией позволяют развивать коммуникационные навыки ребенка с другими детьми. Обычно занятия проходят в непринуждённой атмосфере творчества.

Такие занятия для ребенка, страдающего аутизмом, возможны только при условии, что степень его аутистического расстройства позволяет ему в них участвовать.

Эти методики направлены, в первую очередь, на развитие воображение, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования, снятия напряжения.

Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками. Всему этому обучают на занятиях арт-терапии при аутизме, используя программы ранней педагогической помощи деткам с отклонениями в развитии.

Что же касается музыки, то «лечение звуком» — широко известная методика. Музыка способна успокаивать, приводить психику в относительный порядок, позволять расслабиться, снизить слуховую и тактильную непереносимость. Поэтому лечение звуком детей, лечение аутизма у детей музыкой, может дать положительные результаты.

В более «старших» группах, при относительно неплохой коммуникации среди особенных детей и соответствующих навыках, могут также ставить спектакли, театральные и хореографические представления.

Какова эффективность арт-терапии при аутизме?

В результате применения комплекса методик арт-терапии наблюдаются позитивные изменения.

В частности: установление контакта, более доверительные отношения аутиста с другими детьми, улучшение поведения, расширение и укрепление диапазона способов взаимодействия с предметами, материалами, как известными детям, так и с новыми, которые применяют в изобразительной деятельности. Кроме того, «лечение детского аутизма творчеством» помогает уменьшить стереотипии и использование схем в рисовании, развить мелкую моторику и координацию рук.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/alsariya-baby/post321468312

Арт-терапия в работе с аутистами

Арт терапия и аутизм

В настоящее время нет ни одного развивающего центра, где в перечне развивающих занятий не было бы арт-терапии. При этом информации об особенностях данного направления все равно не достаточно, из-за чего многие путают арт-терапию с уроками рисования или труда.

Одним из главных отличий арт-терапии от уроков рисования являются цели. В рисовании главное результат, в арт-терапии – сам процесс. При этом эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения.

Конечно, очень важно, что бы работа нравилась самому автору, но оценка окружающих не важна!!

Арт-терапия – это лечение творчеством, с помощью таких художественных примов как рисование, лепка, музыка, фотографирование,  написание сказок и т.д.

Арт-терапия включает такие направления: сказко-терапия, драмо-терапия, библио-терапия, музыко-терапия, танцевально-двигательная терапия, кино-терапия, кукло-терапия, песочная терапия и т.д.

В рамках медицинского направления, арт-терапия используется в качестве средства творческого самовыражения и способствует выражению скрытых и порой не осознаваемых переживаний и освобождение от них.

В рамках психологического направления изменяется состояние личности (снижается тревожность, изменяется самоотношение, развивается творческое воображение).

Арт является одним из самых мягких  и безопасных видов психотерапии.

Как арт-терапия работает с особенными детишками? Это один из наиболее  эффективных методов терапии аутичных детей. С помощью многих изобразительных методов  детям дается  социально  приемлемый  выход агрессивности и других негативных чувств.

   Работа   над   рисунками,  картинами, скульптурами является безопасным способом  выпустить “пар” и разрядить напряжение.

Она развивает чувство внутреннего  контроля,  работа детей  над  рисунками, картинами или лепкой предусматривает упорядочивание цвета и форм.

Многие особенные дети имеют сложности с воображением, вниманием, ощущениями, умением  выражать свои чувства, эмоции. Занятия изобразительным  искусством создают хорошие возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными  ощущениями, развивают способности  к их восприятию.

Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений детей. Арт-терапия является одним из эффективных методов работы со страхами у детей.  Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в символической форме перестроить конфликтную и травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.

Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

В своей работе с детьми я часто использую рисование (целенаправленное, свободное, структурированное). В некоторых случаях я заранее задаю тему и выбираю материал.

В некоторых – даю абсолютный выбор  материала, темы рисования.

Всё зависит от индивидуальных особенностей, и состояния с которым он пришёл на занятия,  и конечно же исходя из общих целей центра и индивидуальных арт-терапевтических задач для каждого ребёнка…

Детские рисунки – это не только отличный материал для работы детского психолога, творчества детей, но ещё и способ для ребёнка проявить себя. Развитие творчества, воображения, креативности детей – одна из наших обязанностей и целей в арт-терапии. Именно с развитым воображением ребёнку легче решить ту или иную задачу, ответить на вопрос.

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя и помогает сам себе понять его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и обучается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивее.

Занятия проходят как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповые занятия способствуют  развитию уверенности в себе, сплоченности детского коллектива, снятию напряжения, развитию произвольного поведения, развитию коммуникативных навыков, обучает способности адекватно телесного выражения различных эмоциональных состояний и т.д.

Вместе с тем, хочу сделать акцент на том, что каждая индивидуальная программа сделана специально под каждого ребёнка, исходя из его медицинского заключения, анамнеза, возраста и личностных особенностей… С одним мы можем рисовать, делать коллажи, лепить, шить, а с другим читать сказки, проигрывать некоторые моменты, делать попытки анализа сказок, создавать куклы, а с третьим только учиться держать карандаш, ножницы, пытаться рисовать вертикальные, прямые линии и т.д.

В любом случае в работе с особенными детьми  всегда стараюсь исходить из главных принципов арт-терапии – это принятия ребёнка таким, каким он есть. Непременно уважение к нему, к его выбору.

Именно в арт-терапии ребенок имеет возможность сделать самостоятельный выбор.

В некоторых моментах я стараюсь идти за ребёнком, за его выбором, потребностью, если конечно, это не вредит его физическому, психологическому здоровью и целям, которые стоят.

В результате применения методов арт-терапии у детей наблюдаются следующие изменения: снижается уровень тревожности, агрессии, у многих проходят некоторые страхи, улучшается  мелкая и общая моторика, уменьшается стереотипия в рисовании,    улучшаются художественные способности. Многие после такой терапии легче учатся узнавать и выражать свои эмоции и чувства, некоторые уже могут осознанно отвечать на вопросы (имеется в виду анализ сказок), улучшается телесная координация, уменьшаются навязчивые движения.

Возненко Анна, арт-терапевт школы-сада «Дитина з майбутнім»

Школа-сад «Дитина з майбутнім»

Источник: https://cwf.com.ua/ru/news/167-art-terapiya-v-rabote-s-autistami

Арт-терапия при аутизме. Как эффективно проводить арт-терапию

Арт терапия и аутизм

При заболевании аутистического характера страдает эмоциональное, социальное и когнитивное развитие человека. Проявляется РАС до трех лет, и уже тогда принимается решение о лечении. Однако исключительно медикаментозными методами тут не обойтись, что подтверждается назначением коррекционной работы и психологической помощи.

Лечение должно быть направлено на преодоление симптомов не только комплексно, но и по отдельности.

Положительный эффект оказывает арт-терапия. Она объединяет психокоррекционные действия, социальную адаптацию и развитие навыков ребенка.

Статья в тему: Холдинг терапия для коррекции РАС

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия для детей с аутизмом – это вид психологической помощи, основанный на погружении в искусство или творчество.

Необходимо разграничить простые занятия рисованием и арт-терапию. Первое относится к категории уроков. Цель таких занятий – приобретение навыков и получение конкретного результата.

Арт-терапия сосредотачивается на процессе, который построен таким образом, чтобы снизить эмоциональную нагрузку больного. Путем творческой работы специалист создает атмосферу доверия, что помогает наладить контакты с задействованными в процесс людьми. Арт-терапия позволяет выразить с помощью образов то, что ребенок не может сказать словами, тем самым снижая тревожность.

Поэтому так важно не зацикливаться на уровне эстетичности и качестве законченной работы. Это способ самовыражения, который должен прийтись по душе только автору.

Все эти методики развивают у детей-аутистов воображение, помогают концентрировать внимание. Идет активное развитие мелкой моторики рук. Проходят даже самые начальные стадия творчества – малыша учат держать карандаш, правильно пользоваться ножницами, красками и другими материалами.

Как выбрать вид арт-терапии?

Арт-терапия при аутизме не обязательно состоит исключительно из рисования. Это может быть лепка, фотография, создание мягких игрушек. Следующие категории также входят в состав арт-терапии:

  • сказко-терапия;
  • драмо-терапия;
  • библио-терапия;
  • музыко-терапия;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • кино-терапия;
  • кукло-терапия;
  •  песочная терапия.

Подбирается методика в зависимости от особенностей конкретного человека. Каждая из них не должна превращаться во что-то рутинное, так как ребенку легче включится в процесс, если предлагается что-то новое. Важность этого условия диктуется тем, что арт-терапия приносит новый опыт.

Погружение в необычную среду убирает контроль сознания над ребёнком, снижает уровень его защиты. Именно достижение этого результата и является одной из целей психологической помощи ребенку.

Однако разнообразие методик должно соотноситься с возможностями – надо отталкиваться от простоты процесса.

Техника должна завлекать, развлекать и быть приятной. Если же она вызывает негативные эмоции, такие как раздражение, недовольство, злость, то модель была подобрана некорректно.

Естественно, при подборе методики важно позаботится о том, чтобы условия, в которых работает ребенок, были безопасными и способствовали активности и самовыражению. Таким образом, повышается познавательная активность. Это способствует одновременному применению комплексной реабилитации больного.

Специалисты рекомендуют прибегать к педагогической коррекции с помощью арт-терапии. Тут важно учитывать степень зрелости всех психических и физических показателей. Путем применения творческих методик, например рисования гуашью, детей обучают цветам. Карандаши помогут в изучении цифр и простейшей арифметике.

Плюсы и минусы методики

ПоложительныеОтрицательные
Подойдет любому пациенту. Разнообразие видов искусства сопровождается фантазией и креативностью специалиста. Так можно найти подход к каждому, и бороться с индивидуальными проблемами.Ребенок может не проявлять интерес к предложенным методикам. Новое может пугать.
Дети с аутизмом плохо соотносят чувства со словами и редко говорят о своих эмоциях. Творчество – это возможность выразить состояние без слов.Иногда приходится начинать с банальных вещей (как держать карандаш), а скука может отпугнуть ребенка или не привлечь его внимания.
Обходятся блокирующие и защитные стороны сознания аутиста. Арт-терапия стимулирует быть открытым.Эффективность в регулярности. Необходимо помнить о повторении для закрепления навыка – на это иногда уходят месяцы.
Ребенок-аутист социализируется, учится доверять.

Как проводить арт-терапию?

Необходимо решить, будут проходить занятия в группе или индивидуально. Для обоих видов есть квалифицированные инструкции:

  1. Николь Мартин – американский терапевт, специализация которого – работа с детьми-аутистами. Он разработал методику по групповой арт-терапии, наиболее распространённой в развивающих центрах.
  2. Индивидуальная программа помощи через арт-терапию были разработана специалистами из Университета Маккуэри. Нацелена она на раннюю педагогическую помощь детям.

Оба варианта должны включать уже упомянутые условия: простота, безопасность, креативность, необычность.

В среднем, каждое занятие должно длиться от 10 до 30 минут.

Этот промежуток оптимален для качества занятия, чтобы не заставить малыша чувствовать себя уставшим, а концентрация внимания не была принудительной.

Важно не вынуждать пациента работать в конкретной технике – он сам проявит интерес, и на это стоит ориентироваться в первую очередь. Можно дать ребенку возможность выбрать методику и материалы.

Как научить работать с новыми материалами?

Во-первых, давать инструкции. Важно, чтобы был налажен контакт с ребенком, тогда он будет проще воспринимать указания. Для того, чтобы установить доверие, как к специалисту, так и к материалу, можно показывать пример, сначала пробуя все самостоятельно.

Во-вторых, начать можно с заданий, не требующих следования каким-то нормам. Свободные техники, вроде акварель по мокрой бумаге, помогут ребенку выразить себя, и не будут его ограничивать.

Во-вторых, метод арт-терапии основан на повторении. Каждое новое занятие начинается с повторения тех упражнений, которые связаны у ребенка с положительным опытом и эмоциями.

Регулярность – правило, которого хорошо придерживаться во всех сферах жизни людей, страдающих аутизмом – это способствует эмоциональному спокойствию и уверенности. Повторение в обучении стимулирует к закреплению навыка.

Вывод

Работа с ребенком должна быть построена на наглядности и лаконичности. Аутистические заболевания приводят к тому, что пациент использует только один тип мышления по восприятию окружающего мира. У детей отсутствует широкое абстрактное восприятие, а значит понять ненаглядные формы и сюжеты им сложно.

Специалист, проводящий арт-терапию, обязан принимать пациента таким, какой он есть и не требовать от него большего, чем он может дать. Более того, есть выбор, который ребенок делает и с этим надо считаться. Арт-терапия стимулирует к тому, чтобы делать самостоятельный выбор, а значит, учит независимости.

Статья в тему: Иппотерапия для детей с аутизмом

Источник: https://autizmy-net.ru/kak-effektivno-provodit-art-terapiyu-pri-autizme/

Арт-терапия: что это и как работает

Арт терапия и аутизм

17.11.2016

«Сила арт-терапии как невербальной методики заключается в первую очередь в том, что она доступна людям, которые не могут говорить, не обладают достаточным уровнем рефлексии и закрыты для многих способов психотерапевтического взаимодействия», – считает педагог Центра лечебной педагогики Дарья Боголюбова-Кузнецова.В интервью она рассказывает, как арт-терапия помогает особым детям и взрослым: развивает самоидентичность, помогает лучше концентрироваться, запускает речь – и даже учит улыбаться.

Интервью: Полина Сурнина

Дарья Боголюбова-Кузнецова
Арт-терапевт, преподаватель рисования, графический дизайнер.Окончила факультет графических искусств Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова и Дрезденскую академию изобразительных искусств.

Работает в Центре лечебной педагогики с 2010 года.

Что такое арт-терапия и в каких случаях она может помочь?

Это терапия искусством – в моем случае изобразительным, хотя бывает, что и кулинарным: рисованием интересуются не все дети, а вот к еде у большинства интерес есть. Любой человек, занимаясь арт-терапией, может узнать о себе что-то новое. Даже если я рисую пейзаж или натюрморт, а не автопортрет, мой рисунок что-то говорит обо мне. И арт-терапия использует это очень широко.

Она помогает развитию самоидентичности. Особенно арт-терапия полезна тем, у которых нет чувства «я», или оно слабое. Например – детям с расстройством аутистического спектра. Для них ощущение, что «я» что-то сделал, воздействовал на мир с определенным результатом, – ценная обратная связь. Это очень важный шаг – когда ребенок видит, что он что-то сделал и начинает это ценить.

В рамках арт-терапии мы не стремимся получить произведение искусства, но и не исключаем, что оно получится

Чем арт-терапия отличается от искусства?Некоторые художники вообще считают арт-терапию кошмаром, потому что искусство должно быть бесцельным, а у арт-терапии цель есть. Но у нас в Дрезденской академии изобразительных искусств была группа художников, которые хотели стать именно арт-терапевтами.

С одной стороны, в рамках арт-терапии мы не стремимся получить произведение искусства, но, с другой стороны, мы не исключаем, что оно получится. Ведь процессы, происходящие в рамках арт-терапии, такие же, как в искусстве.

И для того, чтобы быть арт-терапевтом, нужно самому иметь опыт не только и столько рисования, сколько проживания творческого процесса, в котором есть этапы задумки, инкубации замысла и так далее.

Если ты сам не раз через это прошел, тогда ты сможешь помогать другим.

А чем арт-терапия отличается от обучения рисованию?

Как я уже говорила, в арт-терапии важна ориентация на процесс, а не на конечный продукт. Вернее, нужно понимать, что для конкретного ребенка сейчас важно – продукт, который он увидит, или процесс, в рамках которого он получит важный для себя опыт.

В этом и состоит отличие от педагогики, которая нацелена на развитие конкретных навыков и получение конкретного результата. Но буквально учить рисовать я тоже могу.

И я не считаю, что в этом случае я изменяю арт-терапии, потому что для ребенка важно этот этап освоить, смочь что-то изобразить, потому что многих детей это интересует.

Вообще педагогика играет в работе с детьми важную роль даже в рамках арт-терапии. Например, необходимо поддерживать дисциплину. В группе взрослых реже случается, что кто-нибудь вопит, бегает и мешает. А в детской группе такое случается практически каждый раз. И нужно особенно чётко указывать на правила.

Кто решает, что рисовать на занятии?Арт-терапевт может предлагать темы или давать клиенту возможность рисовать то, что хочется. Бывает, что клиенту нужно помочь найти тему. И еще бывает, что у ребенка есть стереотип. Ну, например, комната, где мы сейчас разговариваем, провоцирует играть с водой. Большинство детей, когда были совсем маленькими, играли здесь с водой. И ребенку сложно уйти от этого стереотипа. И вот эту ситуацию нужно как-то изменить. Например, сказать: «Давай ты сейчас пять минут поиграешь с водой, потом ты ее выключишь, и мы будем делать что-нибудь другое».

Не только детям, но и взрослым трудно из пустоты что-то начать делать. Взрослым можно предложить поискать вдохновение в коробке с открытками. Выбрать для себя что-то интересное, перерисовать или нарисовать что-то на эту тему.

В свою очередь, дети, особенно если это дети с РАС, могут «залипать» на чем-то. В прошлом году у меня занимался мальчик, который все время лепил Лунтика. Лепил гениально. Я сама так не умею лепить. Мельчайшие детали вылепливал из пластилина. Но это были копии того, что он видел на экране.

И мы старались насыщать мир мультика, делать его менее стереотипным, более подвластным этому мальчику, пытаться привнести в него свой опыт, чтобы Лунтик не был отдельным сверхинтересом, ни с чем больше не связанным.

И вот когда мы смогли ввести трехмерность в этот пластилиновый мир (поставив вертикальное картонное дерево), мальчик наконец обратил внимание на себя. Например, полюбил по-индейски разрисовывать себе лицо.

Мы старались насыщать мир «Лунтика», делать его менее стереотипным, более подвластным мальчику, пытаться привнести в него свой опыт, чтобы мультгерой не был отдельным сверхинтересом, ни с чем больше не связанным

Как еще арт-терапия может повлиять на ребенка? Насколько она полезна при гиперактивности?

У меня занимался гиперактивный мальчик, которому было сложно сосредоточиться на рисовании. Он убегал в игровую, кидался предметами. Я хотела, чтобы он увидел эти активные импульсы. Сначала мы просто брызгали краской на большой лист – получался фейерверк.

Потом перешли к изображению космоса: красили лист в темный цвет, брызгали сверху краской и рисовали ракету или солнце. По нарастающей я предлагала ему сделать что-то, что требует большей концентрации и включенности. И если ему это не удавалось, в этом тоже не было проблемы: поскольку не было задания, не было и ошибки.

Мальчик все дольше мог удерживаться в нашем занятии – пять, десять, двадцать минут.

А потом он нашел в игровой пластмассового динозавра, притащил в комнату для занятий и сказал, что это будет настольной лампой. Мы нарисовали розетку, из скотча сделали шнур, поставили динозавра. И с этого времени мы стали строить с ним бумажный дом.

Я не могла и представить себе в начале наших занятий, что он сможет 45 минут рисовать и расставлять мебель, красить дом. Мальчик научился сам себя организовывать, чувствовал, когда ему надо сделать что-то более размашистое, экспрессивное. Он мог, например, делать стульчик, а потом сказать: «А сейчас я буду красить дом».

Для меня это был удивительный процесс. А он и за пределами занятий научился лучше концентрироваться.

Если сформулировать по пунктам, какие цели у занятий арт-терапией с особыми детьми?

Первое и главное – дать ощущение, что ты можешь что-то сделать и увидеть материальный результат своего труда. Второе – осознание своего «я» на основании этого опыта. Третье – осознание пространства, потому что в рамках работы с любыми изобразительными материалами мы сталкиваемся с пространством.

Я очень люблю с детьми делать всякие замки, дома из коробок, которые между собой можно складывать по-разному… Это помогает осознанию трехмерности. Четвертое – работа с осознанием своего тела.

Есть много разных методик: контурные линии, которые можно заполнять, рисование портрета с помощью зеркала или изготовление маски.

А что происходит, когда ребенок осознает свое тело?

Осознание своего тела — базовая вещь для развития идентичности. Часто контакт со своим телом позволяет установить лучший контакт со своими эмоциями.

Был мальчик, с которым я занималась где-то год, и все у нас было скучновато: мы постоянно рисовали какие-то повторяющиеся картинки. Я решила, когда мы уже привыкли друг к другу, предложить ему обвести его туловище.

Затем мы заполнили контур краской (я помогала, потому что этому мальчику было сложно самостоятельно обработать такую большую плоскость кистью). Он нарисовал лицо, пупок – самое главное место, центр тела. И в этот момент ему стало интересно. Он стал улыбаться. Затем этот мальчик стал интересоваться собой и своим видом.

В какой-то момент он взял синее резиновое кольцо, сложил его пополам, приложил к лицу и сказал, что это его губы. Тогда мы сделали рисунок кого-то с синими губами, сделали маску.

И на следующий год, когда мы с ним с энтузиазмом продолжили заниматься, меня спросил другой педагог, только-только с ним познакомившийся: «Он вообще улыбаться умеет?» И вот год назад я бы об этом тоже спросила. А сейчас я знаю, что умеет, очень хорошо.

Чем с психологической точки зрения полезна арт-терапия?

Важно, что есть человек, который ориентирован на тебя, ты к нему постоянно приходишь, он тебя ждет. Он предлагает тебе материалы и не ограничивает в выборе. Это важно для людей, у которых был опыт недостаточной заботы, при депрессии часто такое бывает.

В арт-терапии дефицит заботы и внимания очень здорово восполняется таким элементарным способом: «У меня есть для тебя материалы. Я принес, предложил, пожалуйста, бери и пользуйся». Но нужно понимать, кому какие материалы подходят. Кому-то из детей можно предлагать играть с водой, а другой так перевозбудится, что не надо.

Кому-то нравится глина, но у меня занимался мальчик, у которого она вызывала серьезные агрессивные импульсы. И мы перешли на моделирование из бумаги.

С какого возраста с детьми начинают заниматься арт-терапией?

Наверное, самой маленькой девочке, с которой я занималась, было 3 года. Мы с ней не рисовали, а играли материалами. Девочка была с полным отсутствием речи, она даже звуков не издавала.

У меня было ощущение, что она очень аккуратно ко всему относится – и к своему рту, и вообще к любым предметам. Мы с ней брали краску, брызгали ее на кафель и старались это озвучить.

Благодаря этому упражнению она стала «звучать», а сейчас замечательно разговаривает, конечно, это результат кропотливой работы логопеда.

А чем все кончилось с той девочкой, которая не хотела учиться рисовать?

Оказалось, что рисунок не развивался, потому что слишком рано началась критика. Мама ей дома говорила: «Садись. Тебе лист, мне лист. Повторяй. Рисуем черепаху. Я нарисовала овал – рисуй овал.

Плохо нарисовала овал, криво. Стирай». Мы с мамой договорились, что дома они сделают перерыв, и девочка будет рисовать только в ЦЛП.

И к концу года девочка рисовала дома и не дома, предметы и сюжеты, и все у нее было хорошо.

Дело в том, что у ребенка есть определенные этапы развития рисунка, и попытка перепрыгнуть с первого сразу на десятый приводит к провалу. Когда то, что мы делаем, не соответствует нашему опыту, оно нам ни для чего не нужно. Поэтому нам не хочется рисовать.

Вот, например, есть дети, которые рисуют стереотипные дерево, цветок и солнышко в левом или правом углу – в зависимости от того, как у них принято в детском саду. Если они стараются быть послушными детьми, они бросят это занятие, как только оно перестанет вызывать похвалу у взрослых.

Потому что это не связано с их опытом. Их вот так научили рисовать солнышко, а вот так дерево.

И когда мы обвели его контур, мальчик вдруг стал дорисовывать себе глаза, уши, нос. Покрасил этого человека. Потом нарисовал огромное дерево рядом – ветки, плоды, новогодние шарики

А с их опытом это будет связано, если вырастет из их стадий развития. Ребенок сначала рисует каракули, потом появляются какие-то контуры, потом ручки-ножки. Но для ребенка это пока никак не называется – ни солнышком, ни человечком.

Потом появляются решетки, потом квадратные замкнутые контуры, и это все в психологическом подходе связано с осознанием разных этапов развития ребенка. И только после того, когда ребенок сам начинает называть своих головоногов кем-то, появляется сюжетный рисунок.

Нужно дождаться этой стадии и не навязывать свои интерпретации.

Когда два года назад мы начали заниматься с одним мальчиком, он был довольно безынициативным. Не только в плане рисования – ему вообще не хватало фантазии на то, чтобы сделать свою жизнь интереснее.

Педагоги, занимавшиеся с ним, считали важным развивать инициативность. Для мамы же было важно, чтобы он научился рисовать, потому что он мог изобразить только каракули, хотя по возрасту уже предполагался схематичный рисунок.

И мне приходилось лавировать между двумя этими сложносвязываемыми задачами.

У меня всегда много разных материалов, из которых ребенок может выбрать: мелки, фломастеры, краски. Этот мальчик любил краски, из которых получались прекрасные лужи. И мы примерно год занимались рисованием луж красками, брали и другие материалы, мальчик рисовал каракули.

И где-то весной, ближе к маю, я предложила ему: «Давай я обведу твой контур, посмотрим, какого ты размера». Он согласился. И когда мы обвели его контур, мальчик вдруг стал дорисовывать себе глаза, уши, нос. Покрасил этого человека. Потом нарисовал огромное дерево рядом – ветки, плоды, новогодние шарики.

А в конце года ко мне подошла его мама: «Не знаю, что делать. Сын только тем и занимается, что рисует дома. Изрисовал всю бумагу. Постоянно рисует, потом рвет все на мелкие клочки, складывает в машину и возит как песок». А у вас остается время и желание рисовать?

Хочется, но времени почти не остается.

Я параллельно работаю как графический дизайнер и продолжаю учиться. Я думаю, что для меня было важно пойти учиться арт-терапии, поступить в аспирантуру по искусствознанию ровно потому, что я не знаю, что хочу сказать своим искусством. Я рисую для удовольствия, всерьез этим не занимаюсь. И еще мне кажется, что арт-терапия – это тоже искусство.

Вот есть же сейчас перфомансы, когда художник предлагает участникам быть активными, организует для них среду. Это то, что я здесь делаю.

арт-терапияаутизмЦЛП

Источник: http://www.fl-life.com.ua/wordpress/archives/11553

Арт-терапия в работе с аутичным ребенком

Арт терапия и аутизм

Страх – это сильнейшее внутреннее напряжение, которое испывает аутичный ребенок. Испытывая страх, ребенок находится в постоянном стрессе, который влияет на качество жизни. Поэтому напряжение, испытываемое в определенных ситуациях, необходимо снизить и даже нейтрализовать.

В психологии существует много методов для преодоления различных видов страха. Для работы со страхом наряду с другими методом применяются методы арт-терапии.

Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Арт-терапия при аутизме – один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей. Она помогает развивать коммуникативные навыки и формировать терапевтические отношения. Арт-терапия при аутизме позволяет проникнуть вглубь внутреннего мира такого особенного ребенка, «заглянуть в скважину» и попробовать понять, что он думает, что происходит в его «голове».

Методы арт-терапии используется детьми от 3 лет и старше и взрослыми любого возраста.

В общем смысле, арт-терапия при аутизме оказывает воздействие на фундаментальном уровне, помогая развивать как коммуникацию ребенка, так и его воображение.

Сама по себе арт-терапия – это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на творчестве и искусстве.

Главные задачи арт-терапии включают: 1. Дать человеку социально приемлемый выход, выплеск агрессии и иным негативным чувствам. 2. В качестве вспомогательного способа облегчить лечение (психотерапию). 3. Получить наглядный материал для психодиагностики пациента. 4. Проработать подавленные чувства и мысли.

5. Установить контакт. 6. Помочь развить самоконтроль. 7. Научить концентрировать внимание на чувствах и ощущениях. 8. Развить в ребенке творческие способности и дать возможность повысить самооценку. Основные принципы арт-терапии.

Собственно для адаптационных и коммуникативных целей используют различные альтернативные методы лечения аутизма, среди которых можно выделить основные: 1. снятие оценочности – погружение ребенка в творческое состояние при помощи музыки, рисования, аппликации, лепки; 2.

взаимодействие с природой и новыми предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое происходит в наиболее благотворной атмосфере; 3.

снятие барьерной установки, страхов (к примеру, снятие барьера «я не умею рисовать», способно подвигнуть ребенка на получение новых навыков, которые кроме прочего способствуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитие речевого центра и активизации других мозговых процессов).

Как осуществляется арт-терапия при аутизме? лечение аутизма арт-терапиейАрт-терапевтические занятия могут проводить как в индивидуальной, так и в групповой формах. В случае индивидуального подхода применяются авторские методики, которые, как правило, центры лечения аутизма детей разрабатывают индивидуально для каждого конкретного пациента, в соответствии с его личными особенностями.

Групповые формы обучения (при условии, что степень аутистического расстройства позволяет ребенку в них участвовать), особенно ценны коммуникативными, вербальными и социальными контактами, в непринужденной атмосфере творчества и художественного самовыражения.

Данные методики, в первую очередь, направлены на развитие воображения, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования (к слову, именно данный навык является основой для умения писать). Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками.

Всему этому обучают на занятиях арт-терапии при аутизме, используя программы ранней педагогической помощи деткам с отклонениями в развитии. Какова эффективность арт-терапии при аутизме?

В результате применения комплекса методик арт-терапии, наблюдаются следующие позитивные изменения.

В частности: установление контакта, более доверительные отношения аутиста с другими детьми, улучшение поведения, расширение и укрепление диапазона способов взаимодействия с предметами, материалами, как известными детям, так с новыми, которые применяют в изобразительной деятельности. Кроме того, «лечение детского аутизма творчеством» помогает уменьшить стереотипии и использование схем в рисовании, развить мелкую моторику и координацию рук.

Одно из направлений арт-терапии изо-терапия.

Психолог предлагает человеку, пришедшему на прием, проработать свой страх, осознать источник возникновения страха через свой рисунок целью которого является не красота рисунка, а выражение «проработка» через творческое переживание на листе бумаги своего внутреннего состояния.

Таким же образом можно работать и с другими эмоциями и чувствами: гневом, ненавистью, яростью, обидой, чувством вины. Радость это или печаль, спокойствие или напряжение, гнев или любовь. В ходе работы над рисунком часто происходит раскрепощение, снятие внутреннего напряжения.

На консультации у психолога идет проработка негативных мыслей и замещение их позитивными. С помощью арт-терапии можно развить креативность и целостность личности. Изобразительная деятельность способствует снижению эмоционального напряжения и созданию у аутиста ощущения большего комфорта.

Это очень ценно для повышения толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Благодаря этому снижается тревожность, и ребенок становится более открытым, более раскрепощенным для контакта со специалистом. При помощи изобразительной деятельности особенный ребенок может рассказать нам о себе, своем мире, своих страхах и переживаниях.

Хочется обратить особое внимание на одну из методик изотерапии – это проективный рисунок. Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие.

Проективный рисунок

Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.

Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.

Проективный рисунок

Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.

Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.

Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как

вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и

касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема

рисования охватывает:

1. Собственное прошлое и настоящее (“Моя самая главная проблема в общении с детьми”, “Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно”, “Мой обычный день”);

2. Будущее или абстрактные понятия (“Кем бы я хотел быть”, “Три желания”, “Остров счастья”, “Страх”);

3. Отношения в группе (“Что дала мне группа, а я ей”, “Что я ожидал, что

получи от общения в группе”).

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):

* Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются

индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или

выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке

высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются асхождения в интерпретации рисунка.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/art-tierapiia-v-rabotie-s-autichnym-riebienkom

Страница Психолога
Добавить комментарий