Агрессия у ребенка с умственной отсталостью

Проявление агрессии у детей с умственной отсталостью

Агрессия у ребенка с умственной отсталостью

Проявление агрессии у детей с умственной отсталостью

В современном мире остро стоит проблема детской агрессивности. Она является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. Этим озабочены как родители детей, так и педагоги, психологи. На первый взгляд детская проблема приобретает серьезные последствия: нарушение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, социальную адаптацию, учебную и трудовую деятельность.

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» (В.Б. Лебединский, 2002) .

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности в общении как со взрослыми, как и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что данная категория детей в большинстве случаев оказывается отверженными.

Желание самоутвердиться в такой ситуации приобретает патологические формы – дети становятся агрессивными. Так же у них снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей.

Они проявляют больше критичности к поступкам других, чем к своим, однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме.

Наличие и уровень агрессивности детей с умственной отсталостью определяется комплексом разнообразных факторов и условий социального развития: гормональные изменения; прием медицинских препаратов; астенические явления, возникающие вследствие расстройства; наличие психопатологические синдромов; эмоционального состояния и самочувствия педагогов; отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения; невозможность удовлетворения потребностей; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье; прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость; порицание и критика (Л.В. Токарская, 2008).

В.Б. Лебединский указывает, что у некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии.

Высокой степенью риска возникновения различных нарушений поведения у умственно отсталых школьников отличается подростковый возраст. Большинство исследователей признают, что среди различных форм нарушений поведения у умственно отсталых детей преобладают побеги и агрессивное поведение.

Результаты диагностики агрессивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью были обработаны и сделаны следующие выводы: у агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.

), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.

), отказы от занятий, конфликтность (Н. М. Платонова,2004).

Агрессивность является серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание, и, как следствие, процесс социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Л.М. Шипицына, 2005).

Сложность изучения данного феномена у этой категории детей и подростков определяется неоднозначностью подходов к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Среди основных причин необходимо учитывать не только клинические (обусловленные тяжестью органического поражения, метеочувствительностью, гормональными изменениями), но и психолого-педагогические и социальные (копирование поведения окружающих, страх, сепарация от близких людей). 

Феномен агрессивности проанализирован в целом на основе выделения нескольких подходов к его изучению и интерпретации у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: клинического и социально-психологического.

С точки зрения первого, могут быть выделены следующие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: прием медицинских препаратов и алкоголя; астенические явления, возникающие вследствие насыщения работой; метеочувствительность и другие вегетативные расстройства; наличие психопатологических синдромов, при которых наблюдается повышенная агрессивность; особая сензитивность к прикосновениям; реакция на новое – симптом тождества (новая обстановка, новые лица и пр.).

Психологический подход к объяснению причин и механизмов агрессивности представляют различные теории личности. С точки зрения фрустрационной теории (Дж. Доллард, Л. Берковиц, С. Розенцвейг и др.

), могут быть объяснены такие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как: невозможность удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных; непонимание того, что такое раздражение и отсутствие навыков самоконтроля; сепарация детей и подростков от семьи, перевод из одного учреждения в другое, из группы в группу трудности адаптации к внезапным изменениям в окружении; собственное эмоциональное состояние и самочувствие педагогов; отсутствие дифференцированных реабилитационных режимов, индивидуальных программ социально-бытовой и трудовой адаптации; неблагоприятные условия среды; отсутствие речи.

С позиции теории социального научения (А. Бандура, А. Басс, Б.Ф.

Скиннер) агрессивное поведение детей и подростков с умственной отсталостью – это повторение, подражание тому, что они усваивают, наблюдая за агрессивным поведением окружения, в том числе: родителей, старших детей и подростков в интернате или школе. Возможность научения агрессивности усиливается вследствие особой подражательности и внушаемостидетей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

С точки зрения гуманистического подхода (К. Роджерс, Г. Олпорт), причинами неконтролируемой агрессивности являются: неумение снять свое психофизическое напряжение самостоятельно, а также порицание и критика поступков; похвала; привычка и отсутствие культуры.

Среди причин, обусловливающих агрессивность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по данным изученной литературы, не встретились указания на возрастные, индивидуальные особенности (боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки и склонность испытывать чувство стыда вместо вины), влияние гендерного фактора, средств массовой информации, хотя все эти причины называются специалистами, занимающимися изучением агрессивности нормально развивающихся детей (Л. Джой, Н. Забрак, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Д. Уильямс, Э. Эриксон и др.). 

На наш взгляд, это может быть объяснено недостаточной разработанностью проблемы, отсутствием специальных исследований по проблеме агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Кроме того, необходимо отметить неоднозначность взглядов исследователей на проблему агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. 

Все это свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения проявлении и причин агрессивности у детей и подростков с умственной отсталостью и определения основных направлений коррекционной и профилактической работы, направленной на снижение уровня агрессивности.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/375945-projavlenie-agressii-u-detej-s-umstvennoj-ots

Особенности агрессивного поведения у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости

Агрессия у ребенка с умственной отсталостью


В статье отображены результаты изучения агрессивного поведения у подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Актуальность исследования определяется тем, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться акцентуация характера, закрепляются характерологические черты.

Поэтому, важно своевременно производить коррекцию по снижению агрессии у детей, чтобы она не превратилась в такую стабильную черту личности, как агрессивность.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, дети младшего подросткового возраста, умственная отсталость, особенности.

The article presents the results of the study of aggressive behavior in adolescents with mild mental retardation.

The relevance of the study is determined by the fact that it is at this age that adolescents begin to form an accentuation of character, character traits are fixed.

Therefore, it is important to make timely correction to reduce aggression in children, so that it does not become such a stable trait of personality, as aggressiveness.

Key words: aggression, aggressiveness, aggressive behavior, children of early adolescence, mental retardation, features.

Проблема агрессивного поведения у подростков всегда интересовала многих психологов, ученых, родителей, и поэтому является весьма актуальной в настоящее время. Агрессивное поведение подростков — это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.

Агрессия определяется как поведение, которое направленно на нанесение психологического или физического вреда. Соответственно, агрессивное поведение — это мотивированное поведение, которое противоречит нормам сосуществования людей и наносит моральный или физический вред объектам нападения, вызывающий у них психологический дискомфорт.

Под агрессивностью понимается свойство личности, которое заключается в предпочтении и готовности применении насильственных средств для реализации своих целей. Агрессивные проявления — это проявление агрессивности в деструктивных действиях, которые направлены на нанесение вреда определенному лицу.

Одна из наиболее распространенных типологий агрессии предложена А. Бассом и А. Даркой.

Ученые выделили следующие виды агрессии: физическая (физические действия против кого-либо); вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.

); косвенная; направленная (сплетни, злобные шутки); ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.); раздражение (вспыльчивость, грубость); негативизм (оппозиционная манера поведения).

Агрессивное поведение подростка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов.

В результате анализа психолого-педагогической литературы мы можем выделить основные причины агрессивного поведения младших подростков: агрессия как реакция на унижение достоинств ребенка; агрессия как следствие ограничения самостоятельности; агрессия как черта характера; агрессия как проявление соперничества между детьми; агрессия как проявление комплекса неполноценности; агрессия как результат гнетущего переживания неудач в достижении цели; агрессия как результат негативного влияния семейного воспитания; агрессия как результат наказаний.

У подростков с легкой степенью умственной отсталости наиболее выражена физическая агрессия (удары, порча имущества и т. д.

), вербальная агрессия (сквернословия), аутоагрессия (нанесение травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса), вспыльчивость в речи (могут резко нагрубить).

А также более всего выражен негативизм в физических действиях (все делают наоборот, мешают работать, отказываются от занятий и т. д.).

В различных социальных институтах агрессия проявляется по-разному. В семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания, дети чаще всего становятся агрессивными. В школе на требования педагогов часто реагируют неконтролируемыми вспышками ярости: бросают учебники, опрокидывают парты, кричат.

Ссоры, драки, сквернословия, взрывы ярости являются наиболее распространенными формами агрессивного поведения в школе среди детей младшего подросткового возраста с легкой умственной отсталостью. Вместе с физической агрессией довольно часто отмечается и вербальная агрессия.

Агрессивное поведение может проявляться у подростков в стычках между отдельными компаниями из-за территориальных сфер влияния (дворы, клубы, спортивные площадки и т. д.). Жестокость для них — своеобразный способ самоутверждения.

Именно она, к сожалению, остается характерной чертой группового поведения подростков.

Принимая во внимание тот факт, что агрессивность формируется в процессе ранней социализации ребенка (главным образом, в детском и подростковом возрасте), следовательно, именно этот возраст является наиболее благоприятным для профилактики и коррекции деструктивного поведения.

Исходя из возраста детей, учитывая специфику их нарушения, была подобрана диагностическая программа. Входящие в данную программу методики направлены на изучение особенностей проявления агрессии у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Респондентами выступили младшие подростки с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 12 лет.

Программа, направленная на изучение особенностей проявления агрессии у младших подростков с легкой степенью умственной отсталости включала следующие методики: методика «Кактус» (М. А.

Панфилова), «Тест фрустрационных реакций Розенцвейга» (детский вариант), «Шкала реактивной и проактивной агрессии Э. Роланд и Т. Идсье», Опросник А. А.

Романова «Ребенок глазами взрослого», Тест-опросник родительского отношения (А.Я Варга, В. В. Столин).

По результатам методики «Кактус» (М. А. Панфилова) было выявлено, что у половины детей агрессия выступает в форме враждебности, у других как определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности.

По данным методики «Тест фрустрационных реакций Розенцвейга» (детский вариант) проявлялась активность в форме порицания кого-либо, отрицание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я». Отмечалась враждебность к своему окружению: в некоторых ситуациях дети прибегали к словесным оскорблениям в адрес другого человека, либо к применению физической силы.

По результатам методики «Шкала реактивной и проактивной агрессии Э. Роланд и Т. Идсье», отмечено, что у всех детей выявлен высокий уровень проактивной агрессии, связанной с аффилиацией.

Это говорит о том, что подростки могут совершать враждебное наступательное действие по отношению к другому человеку, чтобы занять определенное положение в обществе.

Они редко понимают и осознают свои поступки, именно поэтому такой ребенок в процессе социализации будет усваивать опыт ближайшего окружения, так как дети с умственной отсталостью имеют склонность к подражанию.

П результатам опросника А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» у детей ярко выражена вербальная агрессия, направленная как на сверстников, так и на взрослых. Они могут оскорбить, выражаться нецензурными словами. У большинства выявлено наличие невербальной агрессии, т. е.

могут напугать или замахнуться на другого, но не ударить. Все дети проявляют агрессию на действия других, например, если их обидели или, даже, случайно толкнули.

Ситуация совместной деятельности обычно не провоцирует у них агрессивное поведение, но они способны толкнуть сверстника на глазах у всех.

Также, у этих подростков более всего выражен негативизм, который проявляется в стремление сделать что-то назло другим.

По результатам Тест-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В. В. Столин) можно сделать вывод о том, что у половины из детей в семье преобладает повышенный контроль. У другой половины, наоборот, недостаток внимания.

Дисгармоничные отношения между родителями и детьми, деформация системы ценностей в семейных отношениях, чрезмерная строгость, эмоциональная холодность родителей нередко способствуют формированию внутреннего психического напряжения у ребенка, которое может разряжаться посредством агрессивного поведения.

Из вышесказанного мы делаем вывод о том, что у всех детей имеется склонность к физической и вербальной агрессии, которая может быть направлена и на сверстника, и на взрослого.

Подтверждается вероятность того, что агрессия связана с атмосферой в семье, где преобладает наличие сверх контроля, либо наоборот, недостаток внимания.

Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, поэтому детям требуется помощь в овладении собственным поведением.

На основе результатов диагностического исследования была разработана программа, которая направлена на снижение физической и вербальной агрессии в целом для детей младшего подросткового возраста с умственной отсталостью, а также на развитие качеств личности, необходимых для эффективного общения и взаимодействия с окружающими.

Программа состоит из специально организованных занятий, состоящих из коррекционных упражнений, игр, релаксационных техник, ролевых проигрываний моделей поведения, тематического рисования и физ. минуток и составлена с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В основу программы вошли игры и упражнения следующих авторов: Шеина О. Н., Токарская А. В.

Во время реализации коррекционно-развивающей программы было проведено лекционное занятие с родителями подростков на тему того, как общаться с агрессивным ребенком.

Тема лекции: «Детская агрессия: как вести себя родителям?». А также родителям были выданы брошюры с рекомендациями по общению с такими детьми.

С педагогами школы проводилась просветительская лекция на тему: «Ребенок повел себя агрессивно. Что делать?».

После реализации коррекционно-развивающей программы был проведен промежуточный диагностический срез, который показал, что общий уровень агрессии у умственно отсталых подростков младшего подросткового возраста не изменился. Но, несмотря на данные показатели, стоит заметить, что у данной группы детей прослеживается динамика снижения агрессии с точки зрения количественных показателей, которые приближаются к норме.

Из этого можно сделать вывод, что программа по снижению агрессии у детей младшего подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости является эффективной, но необходимо более длительная реализация данной программы.

Литература:

  1. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. М.: МПСИ, 1998. 104 с.
  2. Формы и методы профилактики детской и школьной агрессии. Научно-методические рекомендации / Н. М. Платонова. СПб.: Питер, 2013. 320 с.

Основные термины(генерируются автоматически): агрессивное поведение, умственная отсталость, ребенок, агрессия, вербальная агрессия, младший подростковый возраст, подросток, детский вариант, родительское отношение, физическая агрессия.

Источник: https://moluch.ru/archive/262/60762/

Психологические особенности агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью

Агрессия у ребенка с умственной отсталостью

В настоящее время вопрос создания оптимальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и возможностями чрезвычайно актуален. Особо внимания требует социальная адаптация и интеграция в общество детей и подростков с различной степенью умственной отсталости.

Сегодня как ученые, так и средства массовой информации подчеркивают усиление агрессивных тенденций в социуме в целом и в учреждениях системы образования и социальной защиты населения в частности.

Эти процессы, бесспорно, действуют и в отношении категории подростков с умственной отсталостью.

Изучение феномена агрессивности у них является достаточно сложным, поскольку имеются неоднозначные подходы к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у подростков этой категории.

В современной науке имеется несколько определений агрессии. Так, ряд исследователей (например, Ф.

 Аллан) понимает под ней мощную активность, стремление к самоутверждению, внутреннюю силу, которая дает индивиду возможность противостоять внешнему напору.

Другие ученые трактуют агрессию как враждебные реакции и действия, разрушения, атаки, проявление силы при попытке нанести ущерб или вред другому человеку или целому обществу (X. Дельгадо) [2, с. 68].

Исходя из всего вышесказанного, агрессию мы определяем как поведение, которое направленное на нанесение психологического или физического вреда. Соответственно, агрессивное поведение – это мотивированное поведение, которое противоречит нормам сосуществования людей и наносит моральный или физический вред объектам нападения, вызывающий у них психологический дискомфорт.

Под агрессивностью понимается свойство личности, которое заключается в предпочтении и готовности применении насильственных средств для реализации своих целей. Агрессивные проявления — это проявление агрессивности в деструктивных действиях, которые направлены на нанесение вреда определенному лицу [4, с. 31].

Агрессивные проявления у подростков с умственной отсталостью бывают:

  • средством достижения конкретной цели;
  • способом психологической разрядки или замещения блокированной потребности;
  • самоцелью;
  • способом удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации [6, с. 299].

Считаем необходимым рассмотреть основные деятельностные формы агрессивных проявлений, как то: ярость, раздражение, злость, ненависть.

Ярость представляет собой основное состояние, которое характеризует агрессию.

Раздражение – это слабо выраженное проявление агрессии, сигнализирующее о потенциале реакций ярости. В хронической форме раздражение предстает в виде раздражительности.

Злость, в сравнении с раздражением, является более интенсивным проявлением агрессии, но она более дифференцирована по своей природе и содержанию.

Ненависть – это наиболее доминирующее и тяжелое проявление агрессии, поскольку когнитивный аспект ненависти хронический и стабильный [3, с. 124].

Исследователь Л.В. Токарская отмечает, что агрессивные проявления у подростков с легкой умственной отсталостью более редки и коротки по продолжительности, чем у подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В отношении последних стоит отметить, что, несмотря на свою частоту, проявления агрессивности для большинства детей являются по продолжительности короткими либо средними [5, с. 43].

 Если подросткам с легкой умственной отсталостью более свойственно проявление агрессии в форме раздражения и злости, то подростки с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как правило, проявляют ярость и ненависть.

У агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.

), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.

), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность.

Исследователи выделяют две группы причин и механизмов, обусловливающих агрессивность подростков с умственной отсталостью. Первая группа – это клинические причины и механизмы. К ним относятся:

  • степень умственной отсталости;
  • реакция на перемены погодных условий;
  • несвоевременное лечение;
  • появление новых лиц и перемена обстановки (это, в первую очередь, касается подростков с шизофренией и с расстройствами аутистического спектра);
  • пробуждение ото сна (в отношении подростков с гидроцефалией и детским церебральным параличом);
  • следствие усталости;
  • ответ на тактильные прикосновения.

Вторая группа – это социально-психологические причины и механизмы, среди которых выделяются следующие:

  • подростковый возраст;
  • пол (мужской);
  • социальная среда;
  • непостоянство условий воспитания;
  • фрустрация по причине невозможности быть понятым из-за отсутствия речи;
  • склонность к эмоциональному заражению (влияние негативного примера окружающих);
  • реакция на новых людей и новую обстановку (как правило, у подростков с фенилкетонурией) [5, с. 45].

Помимо этого, агрессивность подростков с умственной отсталостью может быть обусловлена шаблоном поведения. Самочувствие и эмоциональное состояние педагогов и уровень их агрессивности также могут оказывать влияние на проявления агрессивности подростков с умственной отсталостью.

Для того чтобы коррекция агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью была более эффективной, стоит учитывать следуюшие принципы, в которых психологические особенности агрессивного поведения проявляются достаточно ярко:

  • Принцип единства диагностики и коррекции;
  • Принцип учета индивидуальных и возрастно-психологических особенностей подростков;
  • Принцип учета ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка;
  • Принцип комплексности методов воздействия;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации психолого-педагогических методов, средств и приемов коррекционного воздействия;
  • Принцип подключения ближайшего социального окружения к участию в реализации коррекционно-развивающей программы работы;
  • Принцип учета эмоциональной сложности материала;
  • Принцип длительного изучения ребенка;
  • Принцип доброжелательного отношения, создания спокойной обстановки, четкости, единства и систематичности требований, слов, лиц;
  • Принцип осуществления психологической коррекции при опоре на медицинские рекомендации, которые учитывают этиологию заболевания;
  • Принцип привлечения к общественно полезной, коллективной и интересной деятельности;
  • Принцип безболезненной, мягкой формы оценки умений и знаний;
  • Принцип помещения эмоционально неустойчивых подростков рядом с уравновешенными [1, с. 83].

Не стоит забывать о том, что семья, которая воспитывает ребёнка с умственной отсталостью, является реабилитационной структурой, которая обладает потенциальными возможностями для создания благоприятных условий для воспитания и развития ребёнка. В связи с этим коррекция агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью должна осуществляться и в семье, а именно родителям нужно выполнять следующее:

  • Определить причины агрессивного поведения.
  • Дать понять подростку, что его понимают и готовы помочь ему найти выход из создавшегося положения.
  • Избегать применения силы в ответ на агрессивное поведение.
  • Учить подростка управлять своими чувствами и эмоциями, адекватно воспринимать окружающую обстановку, выражать свои переживания и ощущения. Обсуждать с ребенком его чувства, говорить о своих чувствах, показывая личный пример.
  • Учить подростка выражать эмоции социально приемлемыми способами: словом, в рисунке или лепке, при помощи игрушек или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
  • Дать понять подростку, что его любят всегда, безусловно, такого, какой он есть [3, с. 159].

Таким образом, проблема агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью, несмотря на свою актуальность, является сегодня недостаточно разработанной, имеет место неоднозначность взглядов педагогов и психологов.

 Это свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения причин и проявлений агрессивности подростков с разной степенью умственной отсталости и определения ведущих направлений профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение уровня агрессии.

Список литературы:

  1. Агрессия подростков с умственной отсталостью / Сост. Л.В. Шипова. – Саратов: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2015. – 202 с.
  2. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психоло­гии // Прикладная психология. – 2001. – № 2. – С. 60-72.
  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
  4. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Лань, 1999. – 128 с.
  5. Токарская Л.В. Психологические особенности агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Специальное образование. – 2009. – №2. – С. 41-50.
  6. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – 496 с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/lxvi/109348

Особенности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Агрессия у ребенка с умственной отсталостью

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение.

Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Исследования выше указанных ученых показали, что у умственно отсталых имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом.

В большинстве случаев отмечается капризность, раздражительность, драчливость.

Они с трудом ладят со сверстниками, легко вступают в конфликты, драки. Рано вовлекаются в асоциальные компании, легко приобщаются к употреблению алкоголя. В состоянии алкогольного опьянения становятся вспыльчивыми, придирчивыми.

Среди умственно отсталых младших школьников встречаются и такие, у которых агрессия выражается в следующих формах: дети обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи; отмечается мстительность, иногда спустя некоторое время.

У некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии. Смещенное агрессивное поведении – важная форма защитного реагирования, поскольку она позволяет ребенку справиться со своей тревогой путем высвобождения агрессии в безопасных условиях. [50]

Выделяют следующие виды агрессивности у умственно отсталых дошкольников :

● агрессия как проявление извращенных влечений сексуального характера;

При олигофрении наблюдается задержка психосексуального развития, коррелирующая с глубиной интеллектуальной недостаточности.

Изменения сексуального поведения по типу его расторможенности, как правило, сочетающиеся с сильными вариантами половой конституции и наблюдаемые преимущественно при умственной отсталости органического генеза (травмы мозга, энцефалит, менингит).

В других случаях врач-сексопатолог сталкивается с экспертизой нарушения сексуального поведения у олигофренов, которые могут легко становиться объектом гомосексуальных притязаний, агрессии или развратных действий в связи с недостаточной дифференцировкой сексуального поведения или снижением критики в сочетании с расторможенностью инстинктивных влечений.

● агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении;

Дети – олигофрены не способны подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство.

Преобладающие и господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные оттенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, агрессивность, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие).

Помимо полного отсутствия защитной агрессии можно наблюдать другую форму агрессивного поведения, если агрессия ребенка не регулируется страхами и другими эмоциями (например, любовь к тому человеку, на которого направлена агрессия).

Как правило, такая импульсивная агрессия, направленная на разрушение барьера, наблюдается у эмоционально примитивных детей, для которых непереносимость барьера выражена сильнее, чем страх наказания за агрессию со стороны любимого ими взрослого.

Особые случаи представляют те патологические варианты агрессии, при которых агрессия не только слабо тормозится страхами, но и связана с патологией влечений.

К ним относятся: • садистическая агрессия (удовольствие от агрессии и ее последствий сильнее, чем страх наказания); • аутоагрессия (когда физическая боль переносится легче, чем психическое страдание, ибо служит формой выражения силы этого страдания; ослаблен инстинкт самосохранения);

• агрессия, являющаяся следствиями паранойяльной установкой ребенка (генерализованные страхи, искаженный инстинкт самосохранения).

● агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях;

● агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения;

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью характерны те или иные формы агрессии. Ситуация осложняется тем, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, деформируется его личностное развитие.

Установлено, что умственно отсталые дошкольники оценивают себя и свое поведение неадекватно, а также в силу ограниченности словарного запаса и скудности эмоциональной сферы крайне поверхностно рассуждают о психических состояниях и чувствах.

Склонность к открытому агрессивному поведению положительно коррелирует с высоким уровнем тревожности.

Показано, что психическая депривация, обделенность любовью и лаской, психические травмы, наслаиваясь на органическое поражение головного мозга, приводят к повышению деструктивной агрессии и подавлению социально полезной агрессивности, выражающейся в активности и способности к адаптации.

Поэтому единственный способ направить агрессию в безопасное русло это социализация ребенка, умение регулировать свои агрессивные стремления, адаптируясь к требованиям окружающего его общества.

Таким образом, проблема агрессивности умственно отсталых дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ее изучение, а так же выявление способов коррекции ведется активно, в различных сферах и направлениях. Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы:
Формирование агрессивности может провоцировать ряд факторов:

а) тип отношения родителей к ребенку;

б) стрессы и негативные примеры в социальном окружении;

в) индивидуальные особенности ребенка;

г) препятствование реализации базовых потребностей ребенка – потребности в движении, общении, внимании;

д) биологический фактор, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболевания.

Для умственно отсталых детей характерно наличие нарушений, как в познавательной, так и в эмоциональной сфере, которые проявляются в повышенной возбудимости, или наоборот, инертности, раздражительности, неусидчивости, агрессивности и т.д.

Особенности проявления агрессивности у умственно отсталых детей обусловлены деформацией компонентов агрессии, таких как: – познавательный компонент; – эмоциональный компонент; – волевая сторона.

Таким образом, содержательные данные этой главы необходимы для знания психологических особенностей агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта.

Обычно выделяют следующие виды агрессивности у умственно отсталых дошкольников: агрессия как проявление извращенных влечений сексуального характера;агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении (садистическая агрессия, аутоагрессия, агрессия, являющаяся следствиями паранойяльной установкой ребенка (искаженный инстинкт самосохранения)); агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях; агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения.

Таким образом, агрессивность дошкольников с нарушением интеллекта можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем в специальной психологии.



Источник: https://infopedia.su/8x7511.html

Страница Психолога
Добавить комментарий